Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
консультация

Подолина Галина Петровна

Художественная литература представляет большую ценность для воспитания нравственных и патриотических чувств у детей.

Воспитывать детей патриотов необходимо на основе произведений лучших русских писателей, поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Л. Н. Толстого.

Идут годы, но не стареют сказки А. С. Пушкина. Они живут, утверждая добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем раньше дети знакомятся с творчеством А. С. Пушкина, тем крепче будет их связь с русской землёй.

В сказках А. С. Пушкина – веками накопленная мудрость, нравственная чистота, жизнь русского народа. Образ жадной, неблагодарной старухи в “Сказке о рыбке” помогает ребёнку разобраться в поступках людей, убедиться в правильности их понимания. Замечательные стихи Пушкина, в которых поэт рисует картины русской природы в разные времена года, воспитывают в детях любовь к родному краю, к своей Родине.

Стихи М. Ю. Лермонтова – первый шаг к рождению патриотизма. Старшие дошкольники знакомятся с произведением  М.Ю. Лермонтова “Бородино”, вспоминают героизм русских солдат Бородинского сражения. В эти минуты ребёнок чувствует себя богатырём, защитником Отечества.

Никто не может представить своего детства без книг К. И. Чуковского. С ранних лет стихи Чуковского приносят детям радость, а его герои остаются в памяти на всю жизнь. Книги детского писателя пронизаны гуманизмом, верой в победу, добро и справедливость, в торжество правды.

Очень осторожно высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство. Его герои – добрый доктор Айболит, Ваня Васильчиков, крокодил, удалой комар вызывают сочувствие у детей, помогают воспитывать в них положительные качества.

Они осуждают жадного крокодила, волнуются за доброго доктора Айболита, которому так трудно добраться до Африки, где ждут его не дождутся больные зверята; радуются храброму комару-победителю, который освободил Муху-Цокотуху.  Эти сказки  учат детей верить, огорчаться, сострадать, сопереживать с героями сказок развивает душу ребёнка, воспитывают в ребёнке человечность. Из этого следует, что детская жалость – это ступенька на пути воспитания человечности. Она может проявляться в отношении к другому ребёнку, к взрослому, к животному и даже цветку. То есть сказки К. И. Чуковского имеют большое значение в нравственном воспитании. А нравственное воспитание – это часть патриотического.

Огромную воспитательную ценность имеют книги С. Я. Маршака, оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Детям очень нравятся книги Маршака.                                                                                         

 Его стихи выразительны и музыкальны. В них много юмора. Поэтому стихи легко запоминаются, становятся песенками, считалками (диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка). Стоит услышать названия таких стихотворений, как “Детки в клетке”, “Вот какой Рассеянный”, “Багаж” – на лице у ребёнка появляется улыбка.

С. Я. Маршак писал обо всём на свете,  его книги учат добру, честности, трудолюбию, отваге, что необходимо для воспитания подрастающего поколения.

“Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас.

А сердце умным будет”.

Так завещал детский писатель своим друзьям – детям.

Творчество С. В. Михалкова полно оптимизма, любви и жизни к людям, поэтому его стихи патриотичны. Слушая его стихи,  дети знакомятся с героями – защитниками Родины, узнают о победе советских людей над фашизмом, о новых путях-дорогах, проложенных советским народом в послевоенное время, о великих стройках, преображающих лицо страны (“Почётный гражданин”, “Победа”, “Пути-дороги”).

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране должна как можно раньше зародиться в сознании ребёнка.

(“А что у вас?”, героические подвиги дяди Стёпы). Показанный Михалковым героизм труда воспитывает нравственные чувства не менее, чем героизм военного подвига.

Никак не обойтись без книг Л. Н. Толстого в дошкольном детстве. Так как классик русской литературы – Л. Н. Толстой является первым учителем для детворы, поэтому его рассказы, басни, сказки очень поучительны. Рассказы для детей – маленькие по содержанию, читаются легко и быстро запоминаются. Рассказы Толстого заставляют подумать, кто прав, кто виноват, как бы ребёнок поступил на месте героя. Каждая басня, сказка и рассказ имеют мораль, вывод, который делают сами дети.

По басням и сказкам Толстого дети знакомятся с бытом русского народа, с жизнью народа, с лучшими чертами характера русского человека. Л. Н. Толстой знакомит детей и с героями прошлого, былинными богатырями, которые любили свою Отчизну, защищали её от врагов.

Рассказы, басни, сказки пробуждают в детях чувства любви и уважения, милосердия и сострадания к людям, учат быть честными, правдивыми, отрицательно относиться к плохим поступкам. Это необходимо воспитывать у дошкольников сейчас, в настоящее время.

Такое углубленное изучение литературно-культурного наследия русских классиков порождает в детях чувство гордости за свой народ, за своё Отечество, воспитывает любовь к Родине, делает детей умнее и добрее, сознательнее и отважнее.

    Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю вам деловую игру, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу.     

   Вам предстоит пройти ряд испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю! Вам необходимо будет отвечать на вопросы, за правильные ответы на которые вы будете получать очки. Очки представляются в виде фишек. За каждый правильный ответ – фишка. Первыми и лучшими будут те, у кого окажется больше фишек.

  1. Задание

Необходимо будет вспомнить названия сказок для детей дошкольного возраста.

 «Вопросы»

Вопрос: Назовите сказку «О многодетной маме»?  Ответ: «Волк и семеро козлят».

Вопрос: Сказка об общежитии для зверей?  Ответ: «Теремок».

Вопрос: Сказка о хлебобулочном изделии?  Ответ: «Колобок».

Вопрос: Сказка о похищении ребенка?     Ответ: «Гуси-лебеди».

Вопрос: Сказка о захвате чужого жилища?    Ответ: «Лиса и Заяц».

Вопрос: Сказка о больших трусишках?     Ответ: «У страха глаза велики».

 

  1. Задание  «Какие бывают сказки?»

 Вопрос № 1: Какие сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло.

Ответ: «Кот, петух и лиса», «Лиса и Заяц».

Вопрос  2: В каких сказках  добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных.

Ответ: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса».

Вопрос  № 3: Какие сказки учат детей жить в дружбе, помогать друг другу.

Ответ: «Теремок», «Кот, петух и лиса».

 

3.Задание

Кто больше назовёт детских художественных произведений, написанных К.И. Чуковским за 1 минуту (писать на листочке)

Айболит,   Бармалей,   Краденое солнце,  Крокодил,  Мойдодыр

Муха-Цокотуха,  Приключения Бибигона,  Путаница,  Тараканище

Телефон,  Топтыгин и Лиса,  Федорино горе,  Чудо дерево.

 

Задание 4.

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

Ну, так видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько  не потужит

Он о братьях и отце

В государевом дворце…

( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

 

2… Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

 

3…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята

Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут  она повернулась и поползла к

дивану.       (Н.Носов. «Живая шляпа»)

4. Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал - ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил,  что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда   попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание,  потом  взял тарелку, и быстро  выплеснул кашу на улицу  в окно… .

( В. Драгунский. «Тайное становится явным»)

 

Задание 5.

  «Составь слово из слогов и отгадай сказку» (в форме финвордов)

Участники получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

 

Кашечрохав    («Хаврошечка»).

Боклоко            («Колобок»)

 Зоркомо            («Морозко»)

 Очвокамйюд     Дюймовочка

Дыродйом         Мойдодыр               

Гукароснеч      («Снегурочка»)

 Комерет           («Теремок»)

Щеинакатар        («Тараканище»)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx191.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеалексеевская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Ступино Московской области

Консультация для воспитателей

«Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Picture background

Подготовила : Подолина Г.П.

2025г

Художественная литература представляет большую ценность для воспитания нравственных и патриотических чувств у детей.

Воспитывать детей патриотов необходимо на основе произведений лучших русских писателей, поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Л. Н. Толстого.

Идут годы, но не стареют сказки А. С. Пушкина. Они живут, утверждая добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем раньше дети знакомятся с творчеством А. С. Пушкина, тем крепче будет их связь с русской землёй.

В сказках А. С. Пушкина – веками накопленная мудрость, нравственная чистота, жизнь русского народа. Образ жадной, неблагодарной старухи в “Сказке о рыбке” помогает ребёнку разобраться в поступках людей, убедиться в правильности их понимания. Замечательные стихи Пушкина, в которых поэт рисует картины русской природы в разные времена года, воспитывают в детях любовь к родному краю, к своей Родине.

Стихи М. Ю. Лермонтова – первый шаг к рождению патриотизма. Старшие дошкольники знакомятся с произведением  М.Ю. Лермонтова “Бородино”, вспоминают героизм русских солдат Бородинского сражения. В эти минуты ребёнок чувствует себя богатырём, защитником Отечества.

Никто не может представить своего детства без книг К. И. Чуковского. С ранних лет стихи Чуковского приносят детям радость, а его герои остаются в памяти на всю жизнь. Книги детского писателя пронизаны гуманизмом, верой в победу, добро и справедливость, в торжество правды.

Очень осторожно высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство. Его герои – добрый доктор Айболит, Ваня Васильчиков, крокодил, удалой комар вызывают сочувствие у детей, помогают воспитывать в них положительные качества.

Они осуждают жадного крокодила, волнуются за доброго доктора Айболита, которому так трудно добраться до Африки, где ждут его не дождутся больные зверята; радуются храброму комару-победителю, который освободил Муху-Цокотуху.  Эти сказки  учат детей верить, огорчаться, сострадать, сопереживать с героями сказок развивает душу ребёнка, воспитывают в ребёнке человечность. Из этого следует, что детская жалость – это ступенька на пути воспитания человечности. Она может проявляться в отношении к другому ребёнку, к взрослому, к животному и даже цветку. То есть сказки К. И. Чуковского имеют большое значение в нравственном воспитании. А нравственное воспитание – это часть патриотического.

Огромную воспитательную ценность имеют книги С. Я. Маршака, оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Детям очень нравятся книги Маршака.                                                                                          

 Его стихи выразительны и музыкальны. В них много юмора. Поэтому стихи легко запоминаются, становятся песенками, считалками (диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка). Стоит услышать названия таких стихотворений, как “Детки в клетке”, “Вот какой Рассеянный”, “Багаж” – на лице у ребёнка появляется улыбка.

С. Я. Маршак писал обо всём на свете,  его книги учат добру, честности, трудолюбию, отваге, что необходимо для воспитания подрастающего поколения.

“Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас.

А сердце умным будет”.

Так завещал детский писатель своим друзьям – детям.

Творчество С. В. Михалкова полно оптимизма, любви и жизни к людям, поэтому его стихи патриотичны. Слушая его стихи,  дети знакомятся с героями – защитниками Родины, узнают о победе советских людей над фашизмом, о новых путях-дорогах, проложенных советским народом в послевоенное время, о великих стройках, преображающих лицо страны (“Почётный гражданин”, “Победа”, “Пути-дороги”).

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране должна как можно раньше зародиться в сознании ребёнка.

(“А что у вас?”, героические подвиги дяди Стёпы). Показанный Михалковым героизм труда воспитывает нравственные чувства не менее, чем героизм военного подвига.

Никак не обойтись без книг Л. Н. Толстого в дошкольном детстве. Так как классик русской литературы – Л. Н. Толстой является первым учителем для детворы, поэтому его рассказы, басни, сказки очень поучительны. Рассказы для детей – маленькие по содержанию, читаются легко и быстро запоминаются. Рассказы Толстого заставляют подумать, кто прав, кто виноват, как бы ребёнок поступил на месте героя. Каждая басня, сказка и рассказ имеют мораль, вывод, который делают сами дети.

По басням и сказкам Толстого дети знакомятся с бытом русского народа, с жизнью народа, с лучшими чертами характера русского человека. Л. Н. Толстой знакомит детей и с героями прошлого, былинными богатырями, которые любили свою Отчизну, защищали её от врагов.

Рассказы, басни, сказки пробуждают в детях чувства любви и уважения, милосердия и сострадания к людям, учат быть честными, правдивыми, отрицательно относиться к плохим поступкам. Это необходимо воспитывать у дошкольников сейчас, в настоящее время.

Такое углубленное изучение литературно-культурного наследия русских классиков порождает в детях чувство гордости за свой народ, за своё Отечество, воспитывает любовь к Родине, делает детей умнее и добрее, сознательнее и отважнее.

    Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю вам деловую игру, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу.      

   Вам предстоит пройти ряд испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю! Вам необходимо будет отвечать на вопросы, за правильные ответы на которые вы будете получать очки. Очки представляются в виде фишек. За каждый правильный ответ – фишка. Первыми и лучшими будут те, у кого окажется больше фишек.

  1. Задание

Необходимо будет вспомнить названия сказок для детей дошкольного возраста.

 «Вопросы»

Вопрос: Назовите сказку «О многодетной маме»?  Ответ: «Волк и семеро козлят».

Вопрос: Сказка об общежитии для зверей?  Ответ: «Теремок».

Вопрос: Сказка о хлебобулочном изделии?  Ответ: «Колобок».

Вопрос: Сказка о похищении ребенка?     Ответ: «Гуси-лебеди».

Вопрос: Сказка о захвате чужого жилища?    Ответ: «Лиса и Заяц».

Вопрос: Сказка о больших трусишках?     Ответ: «У страха глаза велики».

  1. Задание  «Какие бывают сказки?»

 Вопрос № 1: Какие сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло.

Ответ: «Кот, петух и лиса», «Лиса и Заяц».

Вопрос  2: В каких сказках  добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных.

Ответ: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса».

Вопрос  № 3: Какие сказки учат детей жить в дружбе, помогать друг другу.

Ответ: «Теремок», «Кот, петух и лиса».

3.Задание

Кто больше назовёт детских художественных произведений, написанных К.И. Чуковским за 1 минуту (писать на листочке)

Айболит,   Бармалей,   Краденое солнце,  Крокодил,  Мойдодыр

Муха-Цокотуха,  Приключения Бибигона,  Путаница,  Тараканище

Телефон,  Топтыгин и Лиса,  Федорино горе,  Чудо дерево.

Задание 4.

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

Ну, так видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько  не потужит

Он о братьях и отце

В государевом дворце…

( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

 

2… Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

3…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята

Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут  она повернулась и поползла к

дивану.       (Н.Носов. «Живая шляпа»)

4. Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал - ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил,  что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда   попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание,  потом  взял тарелку, и быстро  выплеснул кашу на улицу  в окно… .

( В. Драгунский. «Тайное становится явным»)

Задание 5.

  «Составь слово из слогов и отгадай сказку» (в форме финвордов)

Участники получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

Кашечрохав    («Хаврошечка»).

Боклоко            («Колобок»)

 Зоркомо            («Морозко»)

 Очвокамйюд     Дюймовочка

Дыродйом         Мойдодыр               

Гукароснеч      («Снегурочка»)

 Комерет           («Теремок»)

Щеинакатар        («Тараканище»)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Сообщение из опыта работы «Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»...

Консультация для педагогов ДОУ и родителей «Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания детей».

В статье рассказывается о значении патриотического воспитания дошкольников посредством  художественной литературы....

Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье говорится о роли художественной литературы в воспитании нравственных и патриотических чувств детей....

Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье говорится о роли художественной литературы в воспитании нравственных и патриотических чувств детей....

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»В семье и в ДОУ художественная литература представляет б...

Тема «Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

В рамках проведения Всероссийской научно- практической конференции "XII Забайкальские педогогические чтения "Героико - патриотического воспитания: Опыт, теория, методика. История и современн...