Тема самообразования "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
учебно-методический материал (старшая группа)

Жангабилова Альбина Нурлановна

Цель работы по самообразованию: обеспечить целостность образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействовать лучшему пониманию математической сущности вопроса; создать благоприятные условия для развития математических способностей; развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
  2.  Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность.
  3. Организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Актуальность выбранной темы

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Актуальность моей темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Цель работы по самообразованию: обеспечить целостность образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействовать лучшему пониманию математической сущности вопроса; создать благоприятные условия для развития математических способностей; развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
  2.  Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность.
  3. Организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей через игровую деятельность.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме формирование у  ребенка знания из области математики  научит его выполнять различные действия, разовьёт память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, ориентироваться на плоскости, во времени, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:

- широкое использование дидактических, развивающих игр в непосредственно - образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений;

 - системность в применении дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

 - активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребёнка путём повышения их педагогического мастерства через взаимодействие с воспитателем.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служат результаты мониторингов  по формированию элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей.

Таблица 1

Уровень сформированости интеллектуально познавательного развития  детей 5-6 лет

Уровень сформированости интеллектуально познавательного развития  

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Сентябрь 2024 год

30%

58%

12%

Исходя из результатов мониторинга, можно сделать вывод о том, что у детей недостаточно развита интеллектуально-познавательная область. Есть необходимость работы с детьми в этом направлении.

В январе 2025 года у детей был проведен промежуточный мониторинг.

Таблица 2

Уровень сформированости интеллектуально познавательного развития  

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Сентябрь 2024 год

30%

58%

12%

Январь 2025 год

21%

66%

13%

По результатам промежуточного мониторинга заметна положительная динамика: низкий уровень изменился с 30% до 21%, а высокий уровень увеличился на 1%.

 Вывод: Проведённый мониторинг показал, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей,  расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в совместной деятельности дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. Поэтому я рекомендую воспитателям использовать дидактические игры в процессе обучения детей.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Программа «От рождения до школы» - под ред. Н.Е.Веракса, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой

2. «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика – Синтез,2016г И.А.Помораева

3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А.А.Смоленцева

4. «Играя, учимся математике». – М.:2005. Спиридонова Б.В

5. Ребенок в детском саду» - сайт domovenok-as.ru,.Maam.ru

Работа с детьми

Сентябрь - май

Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.

. Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

Сентябрь - май

Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.

Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).

Октябрь

Добавление материала в центр «ФЭМП». Дидактические игры «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшееся одним словом».

Картотека дидактических игр по математике

Декабрь

Проведение НОД: «Ну-ка цифры встаньте в ряд»

Выставка работ: «Танцующая цифра»

Февраль

Подготовка к викторине: «Удивительная математика»

Викторина: «Удивительная математика»

Март-Апрель

Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми

Выставка для родителей «Математические игры и упражнения для дошкольников»

Май

Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

Проведение конкурса

Работа с семьей

Октябрь

Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

Проведение родительского собрания

Январь

Привлечение родителей к работе по ФЭМП у детей.

Изготовление папки-передвижки «Счет»

Апрель

Открытый показ образовательной деятельности

День открытых дверей

Самореализация

Январь

Консультация для педагогов по теме самообразования

Выступление на семинаре - практикуме

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...

Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....

Консультация для родителей на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В материале консультации рассказывается о развитии математических способностей детей через игровую деятельность в детском саду, даны рекомендации родителям, что можно делать с ребенком дома....

Тема: Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Цель:Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Игра-Это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности...

План самообразования воспитателя Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в...