Тема самообразования "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
учебно-методический материал (старшая группа)
Цель работы по самообразованию: обеспечить целостность образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействовать лучшему пониманию математической сущности вопроса; создать благоприятные условия для развития математических способностей; развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте.
Задачи:
- Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
- Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность.
- Организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей через игровую деятельность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Актуальность выбранной темы
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Актуальность моей темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Цель работы по самообразованию: обеспечить целостность образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействовать лучшему пониманию математической сущности вопроса; создать благоприятные условия для развития математических способностей; развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте.
Задачи:
- Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
- Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность.
- Организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей через игровую деятельность.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме формирование у ребенка знания из области математики научит его выполнять различные действия, разовьёт память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, ориентироваться на плоскости, во времени, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:
- широкое использование дидактических, развивающих игр в непосредственно - образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений;
- системность в применении дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников;
- активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребёнка путём повышения их педагогического мастерства через взаимодействие с воспитателем.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служат результаты мониторингов по формированию элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей.
Таблица 1
Уровень сформированости интеллектуально познавательного развития детей 5-6 лет
Уровень сформированости интеллектуально познавательного развития | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Сентябрь 2024 год | 30% | 58% | 12% |
Исходя из результатов мониторинга, можно сделать вывод о том, что у детей недостаточно развита интеллектуально-познавательная область. Есть необходимость работы с детьми в этом направлении.
В январе 2025 года у детей был проведен промежуточный мониторинг.
Таблица 2
Уровень сформированости интеллектуально познавательного развития | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Сентябрь 2024 год | 30% | 58% | 12% |
Январь 2025 год | 21% | 66% | 13% |
По результатам промежуточного мониторинга заметна положительная динамика: низкий уровень изменился с 30% до 21%, а высокий уровень увеличился на 1%.
Вывод: Проведённый мониторинг показал, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в совместной деятельности дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. Поэтому я рекомендую воспитателям использовать дидактические игры в процессе обучения детей.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | ||
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Программа «От рождения до школы» - под ред. Н.Е.Веракса, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой 2. «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика – Синтез,2016г И.А.Помораева 3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А.А.Смоленцева 4. «Играя, учимся математике». – М.:2005. Спиридонова Б.В 5. Ребенок в детском саду» - сайт domovenok-as.ru,.Maam.ru | |||
Работа с детьми | Сентябрь - май | Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках. | . Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках. | ||
Сентябрь - май | Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности. | Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании). | |||
Октябрь | Добавление материала в центр «ФЭМП». Дидактические игры «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшееся одним словом». | Картотека дидактических игр по математике | |||
Декабрь | Проведение НОД: «Ну-ка цифры встаньте в ряд» | Выставка работ: «Танцующая цифра» | |||
Февраль | Подготовка к викторине: «Удивительная математика» | Викторина: «Удивительная математика» | |||
Март-Апрель | Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми | Выставка для родителей «Математические игры и упражнения для дошкольников» | |||
Май | Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись» | Проведение конкурса | |||
Работа с семьей | Октябрь | Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала». | Проведение родительского собрания | ||
Январь | Привлечение родителей к работе по ФЭМП у детей. | Изготовление папки-передвижки «Счет» | |||
Апрель | Открытый показ образовательной деятельности | День открытых дверей | |||
Самореализация | Январь | Консультация для педагогов по теме самообразования | Выступление на семинаре - практикуме | ||
Май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...
Доклад на тему: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В доклад входят игры, развивающие математические способности у детей....

Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....
Консультация для родителей на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
В материале консультации рассказывается о развитии математических способностей детей через игровую деятельность в детском саду, даны рекомендации родителям, что можно делать с ребенком дома....

План по самообразованию. Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
План работы по самообразованию воспитателя рассписан на 3 года...

Тема: Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Цель:Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Игра-Это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности...

План самообразования воспитателя Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в...
