Масленица
проект (средняя группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта : «Масленица».
Эпиграф проекта :
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
(Т. Кайзер)
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта :
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Новизна проекта :
Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель проекта :
– Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.
– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.
– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи:
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
Вид проекта : групповой, игровой, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта :
дети второй младшей группы (3-4 года, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
План работы для воспитателя:
1. Сбор информации об истории праздника;
2. Подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
3. Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».
4. Организовать для родителей выставку детских работ;
5. Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;
Формы организации:
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия в библиотеку ДК п. Тургенево.
5. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
6. Развлечение.
7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
8. Интегрированная НОД.
9. Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.
10. Консультации.
Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:
– Беседа: «Что такое Масленица».
– Заучивание стих. «Радость в каждый дом».
– Рисование «Испеки блин на сковороде». –
– Заучивание заклички на блины: «Уходи мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет.
А над садом, а над домом
Голубой весенний свет». –
– Аппликация: «Солнышко лучистое».
– Подвижные игры: «Карусель», «Гори, Солнце, ярче».
– Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки». – Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».
Работа с родителями:
– Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы; – Консультация для родителей: «Масленица широкая». – Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе. – Порекомендовать посетить Масленичные гуляния на территории Дома культуры в воскресение.
Ожидаемый результат:
– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
– Получение представлений о народных играх, обрядах;
– Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
– Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Этапы проекта.
Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
1. Создать условия для формирования интереса к празднику.
2. Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
3. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
4. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).
6. Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
5. Привлечь родителей к участию в проекте.
Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
1. Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.
2. Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.
3. Разучивание хороводных игр. 4. Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».
Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.
1. Организовать для родителей выставку детских работ.
2. Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».
3. Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».
4. Организация и проведение музыкально-спортивного праздника «Шуткой и забавой Масленицу встречаем» с последующим чаепитием.
ПРИЛОЖЕНИЕ- 1:
Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»
(Дети встают и повторяют за Хозяйкой :)
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).
Игра «Солнышко» для малышей
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается,
А весна милее (круг расширяется).
Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.
Игра «ПЕТУШКИ»
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).
Стихотворение для разучивания:
Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!
Закличка на Масленицу :
«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее».
Пословицы, поговорки:
-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»
-«Солнышко-вёдрышко, нарядись!
Солнышко-вёдрышко, покажись!»
Загадки на масленицу : (Автор загадок : Ирис Ревю)
Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица
Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это — праздник старины.
Ответ: Масленица
С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные (блины).
Горячий, румяный,
Сытный, желанный,
Бабушка с утра печёт,
Угощается народ.
Ответ: Блин
Музыкальный материал.
Слушание
Песни: «Блины», «Бабушка, испеки оладушки», «Прощай масленица», «Матрёшки»
Хоровод : Ой, бежит ручьём вода», «Вот как солнышко встаёт», «Как на тоненький ледок», «Ласковое солнышко, светит на ладошку».
Музыкальные игры: «Ты катись весёлый бубен», «Карусель»
Шумовой оркестр: «Ложки деревенские» игра на деревянных ложках»
Дни недели
Цели и задачи
Содержание
01.03.2019г.
познакомить детей с народным праздником Масленица, воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа
Беседа о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.
Рассматривание куклы «Масленица». Знакомство с Масленицей.
04.03.2019г.
расширять знания детей о видах устного народного творчества.
Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу. Выставка поделок «Наша Масленица». Разучивание песенок про блины.
05.03.2019г.
познаём секреты русской кухни.
Загадки о блинах. Художественно-эстетическое развитие (рисование) с детьми «Блинчики»
Игра в снежки.
06.03.2019г.
продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества.
Разучивание поговорок про Масленицу и блины. Зимние забавы.
07.03.2019г.
закрепить представление детей о «Масленице», воспитывать любовь к культуре.
Прощай, Масленица.
Праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны.
еседа с детьми «Масленица. Что это за праздник?»
Цель: познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями.
Вопросы к детям: Слышали ли вы ребята, о таком празднике- масленица? Что он означает? Как люди встречают Масленицу? Чем люди задабривают, зазывают масленицу? Что означает круглый блин? Какого цвета?
Беседа «Русский народный костюм».
Цель: познакомить с историей русского народного костюма его особенностями и отличиями, развивать речь, мышление, формировать понятие русской народной культуры в жизни страны, общества.
Вопросы к детям: рассматривание костюма. Из чего сделан? Костюм Женский? Мужской? Чем украшали костюм? Что на голове? Как называлась обувь?
Беседа «Русские народных игры – забавы» рассматривание иллюстраций.
Цель : дать детям представления о русских народных играх – забавах.
Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий о масленице
Цель: познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями.
Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»
Цель:
- Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей.
- Вовлечь детей принять участие в празднике.
- Создать атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия.
Задачи:
- Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма.
- Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор.
- Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.
- Обеспечить высокую двигательную активность детей.
Ведущий (обращаясь к детям): Какой народный праздник мы отмечаем целую неделю? Когда пекут блины? Правильно- это Масленица, проводы зимы.
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Давайте вместе весело встретим весну и проводим зиму!
Ведущий предлагает поиграть в подвижную игру: «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК». (сл. А. Барто)
Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку!
По сигналу “Дождик пошел, скорей домой! ” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.
Ведущий: На Масленице сплошная потеха.
Петухи кричат – дети кукарекают.
Коровы мычат — дети мычат.
Медведи рычат – дети рычат.
Собаки лают – дети гавкают.
Честной народ песни, частушки распевает.
Частушки (поют взрослые в русских платках)
Ведущий: Ой, вы, добры молодцы да красны девицы!
Слушайте и глядите,
Да потом не говорите,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали!
Приглашаем всех вас на представление
Всем на удивление.
На весенний праздник веселый
С играми, потехами, с хороводами песнями,
С загадками, шутками, с веселыми прибаутками.
Всех приглашаем, всех зазываем.
Танец детей под песню «Масленица — Барыня»
1 ребенок: Эй, веселей, собирайся народ!
Нынче Масленица в гости идет!
Спешите, Спешите, Спешите!
Друзей с собой захватите!
2 ребенок: Тары-бары, раста-бары!
Выходите во дворы,
Будем пляски начинать,
Будем Масленицу встречать!
3 ребенок: Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка, годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных!
4 ребенок: Будем Масленицу величать,
Да блинами угощать.
Будем Масленицу хвалить,
Да на саночках возить!
Песня «А мы Масленку встречаем»
А мы Масленку встречаем.
Мы сыр маслом поливаем,
Поливаем, поливаем.
Блинами гору устилаем.
Сверху маслом поливаем,
Поливаем, поливаем.
А нас мамы домой кличут,
А нас мамы домой кличут.
Домой кличут, домой кличут.
Нам домой-то не хотится.
Нам хотится прокатиться.
Прокатиться, прокатиться. Ух!
В группу входит Барыня-Масленица под песню «А мы Масленицу дожидались»
Масленица: Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие.
Я—Масленица-кривошейка,
Встречайте меня хорошенько,
С блинами, с каравайцами,
С вареничками!
Ведущий: С добром и миром тебя встречаем!
Д/И «Подскажи словечко»
1. Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день –
Понедельник — … (встреча)
2. У меня еще вопрос…
Понедельник пролетел,
Вот и вторник зашумел.
Звучит веселый наигрыш
А вторник у нас — … (заигрыш)
3. Разгулялись, господа,
А на дворе уже среда.
Сладкая маковка
Под названием — … (лакомка)
4. Он и чистый, и широкий
То четверг уж на пороге.
В этот день ты не зевай,
Он зовется… (разгуляй)
5. Вот и пятница пришла,
Зятя в гости привела.
Есть блины, кататься с горки
Это – тещины … (вечерки)
6. А теперь пришла суббота,
Сидеть девчатам дома неохота,
И резвятся словно белки,
Это – золовкины … (посиделки)
7. День последний подошел,
Великий пост с собой привел.
В последний день едим блины печеные
А зовется воскресенье … (прощеное)
Масленица: Становитесь, ребята в круг, будем в игру играть: «Весёлый бубен».
Дети идут по кругу, произнося слова:
Ты катись весёлый бубен
Быстро, быстро по рукам,
У кого весёлый бубен,
Тот сейчас станцует нам.
По окончании слов, ребёнок, у которого окажется в руках бубен, выходит в центр круга и произвольно танцует.
Загадки: Хоть сама — и снег и лед, а уходит — слезы льет. Зима
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы
И заросли роз?
Мороз
Этот праздник — объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра! Масленица
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком! Блин
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. Весна
Масленица: Как встречаете, так и провожаете.
Ай да, зимушка-зима!
Зима славная была,
Но пришла пора проститься
Да с весною подружиться.
Идет весна с радостью, с милостью.
Знаю, ждет тепла земля,
Уступаю ей место я.
Ведущий: Ребята, а не надоела ли вам зима длинная да холодная?
Дети: Надоела!
Ведущий: А не позвать ли нам солнышко красное?
Дети: Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
(На стену вешается Солнышко)
П/И «Гори, гори ясно»
Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
5 ребенок: Тетенька, тетенька, подай блинка,
Оладышка прибавишь-ка—масленый кусок.
Тетушка, не скупись,
Масленым кусочком поделись!
Песня «Мы давно блинов не ели!»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Ведущий: Масленица! Ты пришла с добром,
С сыром, маслом, яйцом,
Со блинами, пирогами,
Да с оладьями!
Масленица: Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотели?
Дети: Да!
Масленица: Да как же без блинков горячих и румяных!
Угощение на славу, а ребятам на забаву!!!
Барыня-Масленица предлагает всем детям и гостям чай с блинами.
Масленица – праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.
До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) праздновалась 2 недели – в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него.
Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.
Масленица – это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.
Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение:
Понедельник — Встреча
- В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
- Богатые люди начинали печь блины с понедельника, бедные — с четверга или пятницы.
- Опару для блинов хозяюшки готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних.
- В понедельник молодая пара (встречающая Масленицу первый раз), из дома, где не было свекра или свекрови, приглашала к себе тещу и тестя: те приходили учить молодую хозяйку печь блины. Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.
Вторник — Заигрыш
- С этого дня начинались разные развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и "Масленичным Дедом". На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Катались на санках с обледенелых гор.
- Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.
- Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Среда — Лакомка
- В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
- На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.
- По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.
- Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".
Четверг — Разгул (перелом, широкий четверг)
- На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (пословица "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного ("двое дерутся — третий не лезь"), бить ниже пояса ("удар ниже пояса") или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один". Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.
Пятница — Тещины вечера
- Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.
- Зять должен был накануне вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей.
- В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли быть приурочены и к пятнице.
- Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота — Золовкины посиделки
- В субботу, на золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.
- Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.
Воскресенье — Прощенный день
- В России этот день называли "Прощеным воскресеньем", когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.
- Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
- Основным эпизодом последнего дня были "проводы Масленицы". К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю: на богатый урожай.
- Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу": нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег ("проводили Масленицу").
Обычай сжигать чучело Масленицы взял свои начала от языческой Комоедицы, когда в день весеннего равноденствия (день начала астрономической весны) празднично сжигали чучело надоевшей Зимы, тем "помогая" весеннему Яриле-Солнцу быстрее растапливать снега и прогонять зиму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ
В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.
Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка
В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»
Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.
♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица». Номинация: Проектная деятельность. Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение к культурным традициям Донской масленицы. «Масленица на Дону
Методическая разработка на тему: «Широкая масленица» направлена на духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к культурным традиция...
