Рекомендации для родителей «Как научить детей разбираться во времени?»
статья

Время и пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не могут его «увидеть». В связи с этим необходимо помочь дошкольникам усвоить временные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость), меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и научить оперировать этими понятиями. Работа по формированию временных представлений помимо занятий должна включаться и в жизненный контекст ребенка на протяжении всего дня. Поэтому необходимо работать над формированием временных представлений в повседневной жизни ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_dety_razbiratsya_vo_vremeni.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Как научить детей разбираться

во времени?»

Время и пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не могут его «увидеть». В связи с этим необходимо помочь дошкольникам усвоить временные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость), меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и научить оперировать этими понятиями. Работа по формированию временных представлений помимо занятий должна включаться и в жизненный контекст ребенка на протяжении всего дня. Поэтому необходимо работать над формированием временных представлений в повседневной жизни ребёнка.

Постепенно начинайте знакомить ребенка с календарем, понятиями года, месяца, недели. Заставлять его специально заучивать названия месяцев или дней недели, конечно, не следует. В игре, в совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая стихи, просите его сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень.

В 5 - 7 лет ребенка нужно научить:

-воспринимать временные интервалы: сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь);

-называть основные признаки и последовательность временных интервалов;

-определять временные признаки словом (после, до, сначала, потом, раньше, позже, рано, поздно и т.д.);

-адекватно использовать в речи временные понятия (медленно - быстро, рано - поздно, утром - днем - вечером, давно - недавно, часто - редко, вчера - сегодня - завтра; 8 часов утра и 8 часов вечера; 12 часов дня и 12 часов ночи и т.д.)

-определять протяженность основных режимных моментов (время на завтрак, прогулку, игры, обед, ужин, гигиенические процедуры, сон и т.д.)

ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА

Побеседуйте с ребенком о том, как меняется человек с возрастом.

ВРЕМЕНА ГОДА

Какое время года изображено на каждой картинке? Расскажи, чем отличаются зима и лето, весна и осень.

МЕСЯЦЫ

Расскажите ребенку о том, как называются зимние, весенние, летние и осенние месяцы, какие изменения происходят в природе от месяца к месяцу.

ДНИ НЕДЕЛИ

Расскажите, что в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название.

Можно прочитать стихотворение:

В понедельник я стирал,

А во вторник подметал.

В среду с медом пек калач,

а в четверг играл я в мяч,

В пятницу посуду мыл,

а в субботу торт купил

В воскресенье отдыхал,

сказки добрые читал.

(П. Башмаков).

Каждый день недели имеет своё название, при назывании дня обращайте внимание ребёнка на цифру.

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Расскажите ребенку, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).

День, который наступил – называется сегодня.

День, который уже закончился – вчера.

А день, который ещё только будет – завтра.

Каждый день, происходит что-нибудь интересное.

Например, вспоминаем с ребёнком:

- Что мы делали сегодня: ходили в магазин.

- Давай вспомним, а что мы делали вчера? – ходили в цирк. А теперь давай подумаем, что мы будем делать завтра? – Завтра мы с тобой будем делать уборку.

Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.

ЧАСТИ СУТОК

Необходимо формировать у ребенка представления о времени суток. Рассматривайте картинки в книжках. Покажите на картинку, где изображено утро, спросите ребенка:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

Покажите картинку, где изображён день, спросите ребенка:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)

Покажите картинку, где изображён вечер, спросите:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)

Покажите картинку, где изображена ночь, спросите:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)

Поиграйте в игру «Путаница»: взрослый произносит предложения с ошибкой, а ребенок исправляет (Ночью девочка идет в школу. Утром девочка обедала.)

ЧАСЫ И МИНУТЫ

Когда ребенок разобрался в базовых понятиях, можно попробовать объяснить, что такое часы и как определять по ним время. Но не требуйте от ребенка безошибочно пользоваться часами сразу же: это комплексный процесс, который требует знания цифр и чисел, умения складывать и вычитать. Некоторые источники утверждают, что обладать нужными навыками может ребенок 5-7 лет, но каждый ребенок индивидуален, поэтому лучше всего принимать решение исходя из его особенностей, а также проконсультировавшись со специалистами, например, педагогами.

Что делают дети на каждой картинке? Выбери картинки с действиями, которые можно сделать за 1 минуту. Составь по ним предложения.

- Какие бывают часы? (Настенные, песочные…) Сколько времени показывают часы?

РЕЖИМ ДНЯ

Вместе с ребенком можно составить режим дня, если ребенок еще не умеет читать, а также для большей наглядности, лучше наклеить или нарисовать картинки с изображением различных действий.

Для формирования представлений о временах года можно использовать следующие игры:

Игра «Времена года».

Подберите красочные картинки по временам года. Картинки с дождем, снежинками, радугой, цветами, грибами, веточками без листьев, с почками, с листьями зелеными и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды. В общем картинки всего, что можно четко разделить по временам года. Сначала просто раскладывайте картинки по сезонам, объясняя ребенку, почему эта или иная картинка подходит именно к этому времени года. Со временем задания усложните - разложите картинки заведомо сделав несколько ошибок. Например, к осеннему пейзажу положите картинку птичьего гнезда с яйцами и ягоды клубники. Предложите ребенку найти ошибки. Затем предложите ребенку загадать вам такую же задачу.

Игра «Когда это бывает?»

Загадайте ребёнку загадки в стихах про времена года, а он пусть отгадывает. Можно предложить выбрать соответствующую картинку.

Загадки:

Белый снег одел поля,

Стала белою земля.

В поле вьюга завывает.

Это всё когда бывает? (Зимой)

Солнце в небе высоко

Светит, греет жарко.

Одеваемся легко

Для прогулки в парке.

В травке бабочки порхают.

Это всё когда бывает? (Летом)

Некоторым детям может потребоваться больше времени для усвоения понятия времени. Будьте терпеливыми и продолжайте вести диалог с ребенком, отвечая на его вопросы и поддерживая его интерес к теме!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как научить ребёнка говорить?»

Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:...

Рекомендации для родителей как научить ребенка воспринимать и понимать картины.

       Дорогие родители, развитие речи становится актуальной проблемой в современном  обществе. Связная речь предполагает овладение словарным запасом язы...

Рекомендации для родителей «Как научить детей дружить и общаться со сверстниками».

Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраста, умение общаться- одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка....

Рекомендации для родителей «Как научить экономить ресурсы детей дошкольного возраста»

С каждым годом все более актуальной становится проблема бережного и экономичного использования природных и топливно-энергетических ресурсов. Слово «экономия» понимается как управление хозя...

Рекомендации для родителей. «Как научить детей дружить и общаться» Уважаемые родители!

Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка.Важн...

Рекомендации родителям "Как научить детей мыслить?"

В статье "Как научить детей мыслить?" предлагаются  конкретные игры и задания, способствующие познавательному развитию детей....