Перспективное планирование на тему «Духовно – нравственное восприятие своего имени и тела»
календарно-тематическое планирование (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ольга Михайловна Ивченко

Перспективное планирование на тему «Духовно – нравственное восприятие своего имени и тела»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_i_telo.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно – нравственное восприятие своего имени и тела»

Тема занятия

Цель

Основные виды деятельности

Материалы и оборудование

Кол-во часов

I   Раздел: «Мое тело – мой помощник»

1.

Младший возраст:

«Вот какой я!»

Дать детям представление о том, что тело у всех людей устроено одинаково, но оно отличается от тела животных.

(Узнаю о себе и других детях: имя, пол, возраст, понимаю половые различия детей в группе: я – девочка, мы – девочки;  я – мальчик, мы – мальчики. Учусь различать детей по одежде.)

Показать детям какую роль играют части тела в жизни человека.

Беседа: «Моё тело» (познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств).

Игра: «Покажи, что назову». Взрослый называет части тела, а ребёнок их показывает; 

пазлы «Собери человека».

Чтение: Чтение сказки А.Барто «Я расту».

Творческое задание: аппликация «Человек».

- плакат «Моё тело»;

- пазлы;

- предметные и сюжетные картинки с изображением частей лица и тела человека;

 - гуашь, альбом, кисти, клей, ножницы, трафареты;

- образец готовой аппликации;

- кукла

1

2.

Средний возраст:

«Кто такой человек?»

Продолжить знакомство детей с внешним строением человека, с возможностями организма и правилами ухода за телом.

(Учить понимать значение каждой части тела: рук, ног, головы, ушей, туловища)

Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя и возможностей своего тела.

Беседа: «Кто такой человек и его помощники: руки, ноги, голова»

Игра:  Д/У «Зеркало». Рассмотреть вместе себя в зеркале, назвать части тела (туловище, голова, руки, ноги);

«Нос-лоб-ухо»;

«Перышко»  (игра направлена на развитие общей чувствительности)

Чтение: Тело человека

(М. Ефремова)

«Физическое развитие» «Это руки-хлоп, хлоп».

Это руки – хлоп, хлоп.

Это ноги- топ, топ.

Там спина, тут живот,

Наверху голова,

Это шея у меня

Полюбуйтесь это я!

Творческое задание: аппликация «Собери лицо человека»

- Плакат «Строение человека» и «Правила личной гигиены»;

- пазлы;

- предметные и сюжетные картинки с изображением частей лица и тела человека;

 - гуашь, альбом, кисти, клей, ножницы, трафареты;

- образец готовой аппликации;

- кукла

1

3.

Старший возраст:

«Разные, но одинаковые»

Подвести детей к пониманию того, что каждый человек индивидуален и неповторим, но тело у всех устроено одинаково.

(Индивидуальные особенности: голос, цвет и длина волос, цвет глаз и т. п.)

Беседа: «Каждый человек индивидуален и неповторим, но тело у всех устроено одинаково».

Игра: «Угадай по голосу»

Чтение: М. Лазарев «Знай свое тело»

Творческое задание: Рисуем внутренних органов человека на трафарете, и показываем, как бьется сердце, как мы дышим, куда попадает пища.

Рефлексия: «Давайте послушаем, как бьется сердце!»

- Загадки о частях тела человека;

- портреты людей с разной внешностью (национальности);

- энциклопедия для дошкольников - раздел «Анатомия человека»;

 - картинки, где изображены один человек и много, 3–4 картинки с изображением действий людей (девочка бежит, мальчик играет с мячом, дедушка читает и т. п.);

- трафарет фигуры человека.

II  Раздел: «Забота о своем теле. Здоровье»

1.

Младший возраст:

«Помоги Мишке стать здоровым»

Дать детям представление о здоровье и здоровом человеке.

Показать взаимосвязь между телом и здоровьем человека.

(«В здоровом теле – здоровый дух!)

Беседа: «Что такое Здоровье».

Игра: «Помощники здоровья».

Чтение: рассказы Ч. Янчарского -«Приключения Мишки-Ушастика»

Творческое задание: Создание выставки из предметов, которые  нужны организму для того, чтобы человек был здоров, рос и развивался.

- кукла мальчик Миша,

- картинки, с изображением тела человека;

- схематическое изображение человека;

- предметы, которые  нужны организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался.

2.

Средний возраст:

«Научись себя беречь»

Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья,  питания и тела человека.

Подвести детей к важности бережного отношения к своему здоровью.

Воспитывать желание быть красивым и здоровым.

Беседа: «О правильном питании».

Игра: «Я здоров!»

Чтение: А.Толмачева «Заботимся о здоровье».

Творческое задание: «Дерево здоровья». Дети выбирают листья с картинками правил здорового образа жизни и прикрепляют на ствол дерева. Ведущим читаются определения, а дошкольники выбирают подходящие для составляющих здоровья и выкладывают на демонстрационном материале: курение, положительные эмоции, употребление алкоголя, любовь к людям, семья, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, двигательная активность.

- Муляжи фруктов, овощей и вредной еды (гамбургер, бутерброд и т. п.);

- Картинки с изображением здорового  и красивого человека;

- ствол дерева и листья с картинками правил здорового образа жизни;

- мольберт.

3.

Старший возраст:

«Букварь здоровья»

Закрепить знания о том, здоровье зависит от человека, что за здоровьем можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать.

Дать детям первоначальные знания о правилах здорового образа жизни.

Прививать привычку заботиться о своем организме и укреплять его и использовать знания о здоровом образе жизни для своего оздоровления.

Беседа о здоровом образе жизни и его атрибутах и рассматривание энциклопедий о строении человеческого тела;

Игра: «Пройди лабиринт».  (Лабиринт в виде схемы человека с внутренними органами – сердце, легкие, желудок)

Чтение: И. Семенова «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой»

Творческое задание: коллективная работа, рисование плаката на тему: «Наше здоровье – в наших руках!»

- Схема строения тела человека с внутренними органами;

- схема тела человека с лабиринтом на каждого ребёнка;

- картинки о здоровом образе жизни, которые будут служить примером для создания плаката;

- лист бумаги А3, краски, кисточки.

III  Раздел: «Тело – дар, который нужно беречь»

1.

Младший возраст:

«Помощники тела – органы чувств»

Сформировать у детей представление о значимости органов чувств  для жизне-деятельности человека и развитии его тела.

Познакомить с правилами, которые помогут сохранить  органы чувств.

Беседа: «Что такое органы чувств»;

Игра: «Волшебная коробочка». (коробка, в которой лежат разные предметы. Нужно на ощупь определить какой это предмет и из какого материала сделан).

Чтение: С.Хватов «Сказка о пяти Органах чувств».

Творческое задание: Эксперимент: «Узнай по вкусу!».

После выполнения задания разложить продукты на полезные и вредные.

- Картинки органов чувств (нос, рот, уши, глаза и кожа);

- коробка;

- подборка предметов, которые помогают человеку укрепить здоровье;

- плакат или отдельные картинки с изображением безопасного поведения в быту и здорового образа жизни (просмотр телевизора, обращение с бытовыми приборами, прослушивание музыки и т.п.);

- продукты питания (соль, сахар, чеснок, яблоко и т.п.)

2.

Средний возраст:

«Жили были друзья гномики: Глазастик, Слушок, Вкусняшка, Нюхалка и Чувствилка»

Расширить формирование понятия «органы чувств».

Выявить роль и специфику разных органов чувств.

Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным назначением.

Беседа: «Человек познает мир с помощью органов чувств»

Игра: «Сказка о помощниках». (Жили были друзья гномики: Глазастик, Слушок, Вкусняшка, Нюхалка и Чувствилка. И каждый занимался своим делом».

Чтение: математическая сказка «Пять органов чувств» (приложение).

Творческое задание: «Найди пару».

Рассмотреть картинки. Соединить стрелочками какими органами чувств девочка пользуется в каждом случае.

- Математическая сказка «Пять органов чувств» (приложение);

- парные картинки о органах чувств;

- нарисованные гномики: Глазастик, Слушок, Вкусняшка, Нюхалка и Чувствилка;

- карточки для индивидуальной работы;

- карандаш.

3.

Старший возраст:

«Тайная сила органов чувств»

Систематизировать знания детей об органах чувств человека.

Отметить существенные признаки строения органов чувств.

Уточнить и расширить значение органов чувств  для жизнедеятельности организма.

Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие.

Беседа: «Значение органов чувств для жизнедеятельности человека».

Игра: «Вопросы из шляпы».

Чтение: С. Я. Маршака «Одна дана нам голова».

Творческое задание: эксперимен-тальным путем доказать, что каждый человек обладает органами чувств.

Игра – релаксация: «Звуки природы».

- Шляпа;

- вопросы, характеризующие органы чувств;

- подборка реквизита для эксперимента;

- подборка заданий для тренировки зрительных, слуховых ощущений, обоняния, совершенствования восприятия;

- аудио запись звуков природы.

IV Раздел: «Красота моего тело зависит от физкультуры»

1.

Младший возраст:

«Физкультура и я – большие друзья»

Сформировать представления детей о взаимосвязи занятий физкультурой красивым телом человека.

Воспитывать желание у детей заботиться о здоровье своего организма, его развития и безопасности.

Беседа: «Польза занятий физкультурой для дошкольников».

Игра: «Почему гном веселый?». Выбрать картинки с изображением гномов,  для которых физкультура – лучший друг.

Чтение: А. Павлова «Весёлая зарядка».

Творческое задание: «Одень гномов на зарядку». Выбрать силуэты гномов в спортивной форме и раскрасить их.

- Картинки с изображением 2 гномов: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, больной; 

- подборка картинок (рисунков) с изображением гномов, занимающихся различными видами спорта и гномов с отрицательными эмоциями (плачущий, чихающий, лежащий в пастели и т.п.);

- силуэты гномов в спортивной форме и домашней одежде;

- карандаши или краски.

2.

Средний возраст:

«Помогите Диме стать стройным и красивым»

Дать детям представления о эстетическом восприятии человеческого тела.

Уточнить и расширить значение связи физкультуры с реальной жизнью — занимаясь спортом дошкольник накапливает большую базу двигательных навыков, физических умений, которые в будущем способствуют формированию правильной осанки и ведению здорового образа жизни.

Беседа: «Правильная осанка».

Игра: комплекс физических упражнений, которые помогут укрепить позвоночник, сохранить красивую стройную фигуру.

Чтение: отрывок из сказки Твердохлебовой «Рассказ печального гнома» (приложение).

Творческое задание: Блиц-опрос детей «Почему мне нравятся физкультурные занятия?»

- Кукла Димы;

- комплекс физических упражнений;

- вопросы на тему: «Почему мне нравятся физкультурные занятия?»;

- картинки или куклы в спортивной форме.

3.

Старший возраст:

«Чтобы стройным быть сполна, физкультура нам нужна!

Формирование у дошкольников адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей.

Способствовать формированию интереса к занятиям физической культурой.

Беседа: «О красивом теле».

Игра: «Почему мы двигаемся?» - дать понятие об опорно-двигательной системе (мышцах).

Чтение: Э. Керра «О пользе спорта и физкультуры» 

Творческое задание: Упражнение «Нарисуй себя». Задание: «Ребята, перед вами лист бумаги разделенный пополам. Это два зеркала. В первом зеркале рисуем себя таким каким вы будете, если не заниматься физкультурой, а во втором – каким вы должны стать».

Рефлексия: Флешмоб.

- Схема строения мышечного скелета человека»;

- лист бумаги А4;

- карандаши, краски;

- музыка для флешмоба: «Ручки – ручки, ножки – ножки побежали по дорожке!».

V Раздел: «Мое тело – главная книга хороших привычек»

1.

Младший возраст:

«Правильные привычки»

Формирование элементарных знаний в области гигиены, физкультуры, здорового питания.

Дать детям знания о полезных и вредных привычках.

Формирование представление о том, что для роста и здоровья необходимо правильные привычки.

Беседа: «Что такое правильные привычки». 

Игра: «Маша испачкалась, играя на улице. Что же делать?». Дети должны выбрать картинки с путями решения данной проблемы (вымыть руки, лицо, принять душ, переодеть одежду и т. п.)

Чтение: Е. Силенок «Чистота – залог здоровья».

Творческое задание: коллективная работа аппликация  на тему: «Полезные привычки». (из предложенных картинок о привычках выбрать только полезные и наклеить на ватман с изображением доктора «Неболейкина».

- Карточки с правилами личной гигиены;

- ½ ватмана с изображение доктора «Неболейкина»;

- элементы  картинок с полезными и вредными привычками;

- клей.

2.

Средний возраст:

«Что такое хорошо, а что такое плохо»

Расширить представления о том, что полезно и вредно для здоровья, как уберечься от болезней.

Систематизировать знания детей в области полезных и вредных привычек.

Продолжать прививать детям культурно-гигиенические навыки.

Беседа: «Какие привычки бывают?»

Игра: «Полезно – вредно». Предлагаем детям при названии полезной привычки поднимать зеленую карточку, а при названии вредной – красную.

Чтение: Т. Семисынова «Малыш, ты хочешь быть здоров?»

Творческое задание: «Привычка: вредная или полезная». Разложить карточки с изображением привычек на два планшета. (работа в подгруппах).

- Подборка карточек с полезными и вредными привычками;

- карточки: зеленые и красные на каждого ребенка;

- планшеты.

3.

Старший возраст:

«Мое тело – главная книга хороших привы-чек»

Уточнить и расширить значение влияния привычек на тело человека.

Развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы и  систематизировать представления детей о вредных и полезных привычках.

Формировать сознательный отказ от вредных привычек.

Беседа: «Привычки родителей – привычки детей».

Игра: Отгадывание загадок о привычках.

Чтение: А. Никулина «Быть здоровым – это модно».

Творческое задание: Предложить детям построить пирамиду полезных привычек.

Рефлексия: сочинить сказку с детьми на тему: «Сказка о Иване - царевиче и о том, как он вредные привычки победил».

- Подбор загадок о вредных и полезных привычках;

- картинки о здоровом образе жизни;

- карточки с изображением полезных и вредных привычек;

- сюжетные картинки для составления «Сказки о Иване - царевиче и о том, как он вредные привычки победил».

Приложение

К занятию на тему: «Жили были друзья гномики: Глазастик, Слушок, Вкусняшка, Нюхалка и Чувствилка»

Математическая сказка "Пять органов чувств".

Рано утром весёлое пение птиц разбудило девочку. Она открыла глазки и зажмурилась от солнышка. С кухни вкусно пахло блинами. Девочка вспомнила, что у нее под подушкой лежит леденец, и достала его. Леденец наполнил рот сладким малиновым вкусом. Мягкое одеяло обняло девочку, и она снова задремала.

Вдруг ушки девочки заговорили сердито:

– Мы услышали пение птиц и разбудили девочку, а вы, глазки, зажмурились от солнышка и не захотели просыпаться.

– Я позвал девочку завтракать вкусным запахом блинов, а ты, язычок, решил вместо завтрака скушать малиновый леденец, – упрекнул носик язычок.

– А вы, ручки, зачем спрятались под мягкое одеяло? – спросили хором нос и ушки.

Обиделись глазки, что их ругают, и рассердились:

– Раз так, мы больше не будем смотреть.

– Я тоже отказываюсь чувствовать вкус, – добавил язычок.

– А мы не хотим ощущать мягкое и твёрдое, холодное и горячее, – сказали ручки.

Услышала этот разговор цифра 5 и рассердилась:

– Что за безобразие! Вы – пять органов чувств и всегда должны работать вместе.

– Доброе утро, доченька, – вдруг услышали ушки.

Глазки тут же открылись и увидели маму. Ручки крепко обняли маму. Носик вдохнул нежный запах маминых духов. Ротик проголодался и сказал: «Как вкусно пахнут блины!»

«Хорошо, что все мои пять органов чувств помирились», – обрадовалась девочка.

Творческая игра «Пять органов чувств»

Предварительно попросите детей запомнить и посчитать свои органы чувств.

Слух – умение слушать; зрение – умение видеть; обоняние – умение чувствовать запах, вкус – умение отличать сладкое от кислого и горького, осязание – умение чувствовать пальчиками гладкое или шершавое.

Водящему завязывают глаза, и он вынимает из пакета что- либо съедобное: леденец, пряник, шоколадное яйцо. Все хором говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,

Нужно чувства посчитать:

Зренье, слух и обонянье,

Сладкий вкус и осязанье.

Водящий, используя пять органов чувств, должен определить, что он достал из пакета. Если он угадывает правильно, то получает предмет в подарок.

К занятию на тему: «Помогите Диме стать стройным и красивым».

РАССКАЗ ПЕЧАЛЬНОГО ГНОМА

1. Однажды Дима попал в город, где все жители были маленькие-маленькие.

- Это настоящие гномы! Они могут выполнить моё любое желание! – обрадовался мальчик.

- Вряд ли, - услышал Дима чей-то голос и увидел на лавочке такого же гнома. – Нам самим нужна помощь.

Дима приблизился к лавочке. Тут он понял, что это не гном, а обычный человек, но маленького роста. На груди и спине у него были горбики, а голова опущена ниже плеч.

- Садись рядом и слушай, да только внимательно, - сказал печальный гном. – Если что-нибудь пропустишь, сам станешь похожим на меня и всех жителей нашего бедного города.

Дима осторожно присел на скамью и стал слушать рассказ печального гнома.

- Посмотри по сторонам внимательно. Видишь, сколько нас. Мы никогда не можем взглянуть на небо, проследить за полётом птицы... Давным-давно наш город был цветущим, а жители красивыми и стройными. Днём мы работали, а вечером в летнее время выходили на стадионы и играли в футбол, баскетбол, бадминтон. Мы купались и плавали в бассейнах и в реке. Зимой катались на лыжах и бегали на коньках.

ВОПРОС. О какой опасности предупреждает Диму печальный гном?

 Однажды появился среди наших жителей маленький сгорбленный человечек. Все жители жалели его, помогали ему, потому что были добрыми людьми. Постепенно горожане привыкли к маленькому человечку и не стали замечать его уродства. А гном только этого и ждал. Оказывается, это был злой гном – дед Кифоз, который хотел сделать всех людей похожими на себя. Он решил всех, даже детей превратить в гномов, таких же горбунов, как он сам, чтобы они не смотрели на него сверху вниз.

Каждый день дед Кифоз выходил на улицу и садился на скамеечке возле играющих детей и начинал над ними смеяться:

- Ой, какие же вы длинные, как же вам неудобно играть в прятки, ведь вас видно за версту! Толи дело я! Я могу спрятаться за любой камень или кустик. А как вам неудобно сидеть за столом или партой, читать, или писать.

Дети сначала не обращали внимания на слова гнома, а Кифоз снова за своё:

- Ох, миленькие мои! Как же вам неудобно достать мяч с пола или завязывать шнурки на ботинках!

И так каждый день. Слушали дети, слушали и поверили деду Кифозу.

- А как стать маленькими, - спрашивали они его.

- А очень просто, - ответил злой волшебник, - просто нужно всё время немного нагибать голову и опустить плечи. Обедаешь – нагнись пониже над тарелкой, читаешь или пишешь – нагибайся к тетрадке или книжке. А ещё хорошо, когда читаешь, сесть в кресло и согнуться калачиком. И не занимайтесь зарядкой, не занимайтесь спортом. Это делает вас отвратительно стройными и длинными.

Доверчивые дети поверили злому гному и постепенно превратились в маленьких уродцев. Всё больше и больше стало появляться вокруг гномов, и через несколько лет стало нельзя отличить, где настоящий гном, а где обманутые им люди.

ВОПРОС. Какие советы дал гном детям?

Шло время. В городе не осталось ни одного человека с нормальной фигурой. Заросли дикой травой стадионы, высохли бассейны. Жители города ослабели, разучились веселиться и смеяться. Только одно весёлое лицо и можно было увидеть в городе – это лицо деда Кифоза, который был очень доволен, что все вокруг теперь сделались сутулыми, горбатыми и кривобокими.

ВОПРОС. Как изменилось здоровье и настроение жителей города?

Диме стало жаль маленьких человечков этого города.

- Не беда! – воскликнул он. – Подумаешь, горбатые! Лишь бы сердце оставалось у вас добрым и здоровым!

- Что ты, - махнул рукой печальный гном. – Трудно сердцу оставаться здоровым. Ведь оно помещается в грудной клетке, защищено рёбрами и позвоночником. А если человек сутулится, горбится, позвоночник искривляется, грудная клетка неправильно развивается. Они вместе давят на сердце и лёгкие. Приходится напрягаться, чтобы обеспечить организм питательными веществами и кислородом, которые содержатся в крови.

- Неужели нельзя выпрямить искривлённый позвоночник? – воскликнул Дима.

- Вот этим мы сейчас и займёмся, - услышал мальчик голос знакомого Доктора.

- Как Вы здесь оказались? – удивился Дима.

- Почувствовал, что тебе, да и не только тебе нужен мой совет. - Ты хотел помочь этим людям? Тогда за дело!

- Я готов!

- Беги по улицам, стучи во все окна и двери и говори каждому жителю: «Всем, всем, всем, кто хочет снова стать стройным, рослым и красивым! Скорее выходите на улицу! Спешите на стадионы! Приведём стадионы в порядок! А пока будем заниматься физкультурой во дворах! От каждого потребуется только настойчивость, терпение и сильное желание стать снова здоровым!»

Дима пустился со всех ног выполнять задание Доктора. Голос мальчика был такой звонкий, взволнованный и решительный, что ему нельзя было не поверить.

До поздней ночи Доктор осматривал больных, назначал им лечебную гимнастику. А Дима трудился на стадионе, очищая его от травы.

Вспомнили и о деде Кифозе. Но он исчез. Его искали повсюду, но бесполезно. Возможно, он отправился в ваш город? Будьте осторожны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Перспективное планирование по формированию духовно – нравственному воспитанию детей старшей группы через приобщение к русской народной культуре

ЗАДАЧИФормирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своему народу; понимание своих национальных особенностей; познание и практическое...

Методическая разработка. ПЕрспективное планирование по теме: "Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку" для подготовительной группы

Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость «»Если зазнается, без друзей останется&raqu...

Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста составлено на основе "ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ духовно-нравственного воспитания"С ЧИСТЫ...

Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Духовно-нравственное воспитание и парртнерство с иепархией го Истра, давно стало традиционным для ДОО го Истра.На регулярной основе проводятся встречи с представителями духовенства, традиционно в наше...