Перспективное планирование на тему «Духовно – нравственное восприятие своего имени и тела»
календарно-тематическое планирование (средняя, старшая, подготовительная группа)
Перспективное планирование на тему «Духовно – нравственное восприятие своего имени и тела»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно – нравственное восприятие своего имени и тела»
№ | Тема занятия | Цель | Основные виды деятельности | Материалы и оборудование | Кол-во часов |
I Раздел: «Мое тело – мой помощник» | |||||
1. | Младший возраст: «Вот какой я!» | Дать детям представление о том, что тело у всех людей устроено одинаково, но оно отличается от тела животных. (Узнаю о себе и других детях: имя, пол, возраст, понимаю половые различия детей в группе: я – девочка, мы – девочки; я – мальчик, мы – мальчики. Учусь различать детей по одежде.) Показать детям какую роль играют части тела в жизни человека. | Беседа: «Моё тело» (познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств). Игра: «Покажи, что назову». Взрослый называет части тела, а ребёнок их показывает; пазлы «Собери человека». Чтение: Чтение сказки А.Барто «Я расту». Творческое задание: аппликация «Человек». | - плакат «Моё тело»; - пазлы; - предметные и сюжетные картинки с изображением частей лица и тела человека; - гуашь, альбом, кисти, клей, ножницы, трафареты; - образец готовой аппликации; - кукла | 1 |
2. | Средний возраст: «Кто такой человек?» | Продолжить знакомство детей с внешним строением человека, с возможностями организма и правилами ухода за телом. (Учить понимать значение каждой части тела: рук, ног, головы, ушей, туловища) Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя и возможностей своего тела. | Беседа: «Кто такой человек и его помощники: руки, ноги, голова» Игра: Д/У «Зеркало». Рассмотреть вместе себя в зеркале, назвать части тела (туловище, голова, руки, ноги); «Нос-лоб-ухо»; «Перышко» (игра направлена на развитие общей чувствительности) Чтение: Тело человека (М. Ефремова) «Физическое развитие» «Это руки-хлоп, хлоп». Это руки – хлоп, хлоп. Это ноги- топ, топ. Там спина, тут живот, Наверху голова, Это шея у меня Полюбуйтесь это я! Творческое задание: аппликация «Собери лицо человека» | - Плакат «Строение человека» и «Правила личной гигиены»; - пазлы; - предметные и сюжетные картинки с изображением частей лица и тела человека; - гуашь, альбом, кисти, клей, ножницы, трафареты; - образец готовой аппликации; - кукла | 1 |
3. | Старший возраст: «Разные, но одинаковые» | Подвести детей к пониманию того, что каждый человек индивидуален и неповторим, но тело у всех устроено одинаково. (Индивидуальные особенности: голос, цвет и длина волос, цвет глаз и т. п.) | Беседа: «Каждый человек индивидуален и неповторим, но тело у всех устроено одинаково». Игра: «Угадай по голосу» Чтение: М. Лазарев «Знай свое тело» Творческое задание: Рисуем внутренних органов человека на трафарете, и показываем, как бьется сердце, как мы дышим, куда попадает пища. Рефлексия: «Давайте послушаем, как бьется сердце!» | - Загадки о частях тела человека; - портреты людей с разной внешностью (национальности); - энциклопедия для дошкольников - раздел «Анатомия человека»; - картинки, где изображены один человек и много, 3–4 картинки с изображением действий людей (девочка бежит, мальчик играет с мячом, дедушка читает и т. п.); - трафарет фигуры человека. | |
II Раздел: «Забота о своем теле. Здоровье» | |||||
1. | Младший возраст: «Помоги Мишке стать здоровым» | Дать детям представление о здоровье и здоровом человеке. Показать взаимосвязь между телом и здоровьем человека. («В здоровом теле – здоровый дух!) | Беседа: «Что такое Здоровье». Игра: «Помощники здоровья». Чтение: рассказы Ч. Янчарского -«Приключения Мишки-Ушастика» Творческое задание: Создание выставки из предметов, которые нужны организму для того, чтобы человек был здоров, рос и развивался. | - кукла мальчик Миша, - картинки, с изображением тела человека; - схематическое изображение человека; - предметы, которые нужны организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался. | |
2. | Средний возраст: «Научись себя беречь» | Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья, питания и тела человека. Подвести детей к важности бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать желание быть красивым и здоровым. | Беседа: «О правильном питании». Игра: «Я здоров!» Чтение: А.Толмачева «Заботимся о здоровье». Творческое задание: «Дерево здоровья». Дети выбирают листья с картинками правил здорового образа жизни и прикрепляют на ствол дерева. Ведущим читаются определения, а дошкольники выбирают подходящие для составляющих здоровья и выкладывают на демонстрационном материале: курение, положительные эмоции, употребление алкоголя, любовь к людям, семья, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, двигательная активность. | - Муляжи фруктов, овощей и вредной еды (гамбургер, бутерброд и т. п.); - Картинки с изображением здорового и красивого человека; - ствол дерева и листья с картинками правил здорового образа жизни; - мольберт. | |
3. | Старший возраст: «Букварь здоровья» | Закрепить знания о том, здоровье зависит от человека, что за здоровьем можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать. Дать детям первоначальные знания о правилах здорового образа жизни. Прививать привычку заботиться о своем организме и укреплять его и использовать знания о здоровом образе жизни для своего оздоровления. | Беседа о здоровом образе жизни и его атрибутах и рассматривание энциклопедий о строении человеческого тела; Игра: «Пройди лабиринт». (Лабиринт в виде схемы человека с внутренними органами – сердце, легкие, желудок) Чтение: И. Семенова «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой» Творческое задание: коллективная работа, рисование плаката на тему: «Наше здоровье – в наших руках!» | - Схема строения тела человека с внутренними органами; - схема тела человека с лабиринтом на каждого ребёнка; - картинки о здоровом образе жизни, которые будут служить примером для создания плаката; - лист бумаги А3, краски, кисточки. | |
III Раздел: «Тело – дар, который нужно беречь» | |||||
1. | Младший возраст: «Помощники тела – органы чувств» | Сформировать у детей представление о значимости органов чувств для жизне-деятельности человека и развитии его тела. Познакомить с правилами, которые помогут сохранить органы чувств. | Беседа: «Что такое органы чувств»; Игра: «Волшебная коробочка». (коробка, в которой лежат разные предметы. Нужно на ощупь определить какой это предмет и из какого материала сделан). Чтение: С.Хватов «Сказка о пяти Органах чувств». Творческое задание: Эксперимент: «Узнай по вкусу!». После выполнения задания разложить продукты на полезные и вредные. | - Картинки органов чувств (нос, рот, уши, глаза и кожа); - коробка; - подборка предметов, которые помогают человеку укрепить здоровье; - плакат или отдельные картинки с изображением безопасного поведения в быту и здорового образа жизни (просмотр телевизора, обращение с бытовыми приборами, прослушивание музыки и т.п.); - продукты питания (соль, сахар, чеснок, яблоко и т.п.) | |
2. | Средний возраст: «Жили были друзья гномики: Глазастик, Слушок, Вкусняшка, Нюхалка и Чувствилка» | Расширить формирование понятия «органы чувств». Выявить роль и специфику разных органов чувств. Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным назначением. | Беседа: «Человек познает мир с помощью органов чувств» Игра: «Сказка о помощниках». (Жили были друзья гномики: Глазастик, Слушок, Вкусняшка, Нюхалка и Чувствилка. И каждый занимался своим делом». Чтение: математическая сказка «Пять органов чувств» (приложение). Творческое задание: «Найди пару». Рассмотреть картинки. Соединить стрелочками какими органами чувств девочка пользуется в каждом случае. | - Математическая сказка «Пять органов чувств» (приложение); - парные картинки о органах чувств; - нарисованные гномики: Глазастик, Слушок, Вкусняшка, Нюхалка и Чувствилка; - карточки для индивидуальной работы; - карандаш. | |
3. | Старший возраст: «Тайная сила органов чувств» | Систематизировать знания детей об органах чувств человека. Отметить существенные признаки строения органов чувств. Уточнить и расширить значение органов чувств для жизнедеятельности организма. Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие. | Беседа: «Значение органов чувств для жизнедеятельности человека». Игра: «Вопросы из шляпы». Чтение: С. Я. Маршака «Одна дана нам голова». Творческое задание: эксперимен-тальным путем доказать, что каждый человек обладает органами чувств. Игра – релаксация: «Звуки природы». | - Шляпа; - вопросы, характеризующие органы чувств; - подборка реквизита для эксперимента; - подборка заданий для тренировки зрительных, слуховых ощущений, обоняния, совершенствования восприятия; - аудио запись звуков природы. | |
IV Раздел: «Красота моего тело зависит от физкультуры» | |||||
1. | Младший возраст: «Физкультура и я – большие друзья» | Сформировать представления детей о взаимосвязи занятий физкультурой красивым телом человека. Воспитывать желание у детей заботиться о здоровье своего организма, его развития и безопасности. | Беседа: «Польза занятий физкультурой для дошкольников». Игра: «Почему гном веселый?». Выбрать картинки с изображением гномов, для которых физкультура – лучший друг. Чтение: А. Павлова «Весёлая зарядка». Творческое задание: «Одень гномов на зарядку». Выбрать силуэты гномов в спортивной форме и раскрасить их. | - Картинки с изображением 2 гномов: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, больной; - подборка картинок (рисунков) с изображением гномов, занимающихся различными видами спорта и гномов с отрицательными эмоциями (плачущий, чихающий, лежащий в пастели и т.п.); - силуэты гномов в спортивной форме и домашней одежде; - карандаши или краски. | |
2. | Средний возраст: «Помогите Диме стать стройным и красивым» | Дать детям представления о эстетическом восприятии человеческого тела. Уточнить и расширить значение связи физкультуры с реальной жизнью — занимаясь спортом дошкольник накапливает большую базу двигательных навыков, физических умений, которые в будущем способствуют формированию правильной осанки и ведению здорового образа жизни. | Беседа: «Правильная осанка». Игра: комплекс физических упражнений, которые помогут укрепить позвоночник, сохранить красивую стройную фигуру. Чтение: отрывок из сказки Твердохлебовой «Рассказ печального гнома» (приложение). Творческое задание: Блиц-опрос детей «Почему мне нравятся физкультурные занятия?» | - Кукла Димы; - комплекс физических упражнений; - вопросы на тему: «Почему мне нравятся физкультурные занятия?»; - картинки или куклы в спортивной форме. | |
3. | Старший возраст: «Чтобы стройным быть сполна, физкультура нам нужна! | Формирование у дошкольников адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей. Способствовать формированию интереса к занятиям физической культурой. | Беседа: «О красивом теле». Игра: «Почему мы двигаемся?» - дать понятие об опорно-двигательной системе (мышцах). Чтение: Э. Керра «О пользе спорта и физкультуры» Творческое задание: Упражнение «Нарисуй себя». Задание: «Ребята, перед вами лист бумаги разделенный пополам. Это два зеркала. В первом зеркале рисуем себя таким каким вы будете, если не заниматься физкультурой, а во втором – каким вы должны стать». Рефлексия: Флешмоб. | - Схема строения мышечного скелета человека»; - лист бумаги А4; - карандаши, краски; - музыка для флешмоба: «Ручки – ручки, ножки – ножки побежали по дорожке!». | |
V Раздел: «Мое тело – главная книга хороших привычек» | |||||
1. | Младший возраст: «Правильные привычки» | Формирование элементарных знаний в области гигиены, физкультуры, здорового питания. Дать детям знания о полезных и вредных привычках. Формирование представление о том, что для роста и здоровья необходимо правильные привычки. | Беседа: «Что такое правильные привычки». Игра: «Маша испачкалась, играя на улице. Что же делать?». Дети должны выбрать картинки с путями решения данной проблемы (вымыть руки, лицо, принять душ, переодеть одежду и т. п.) Чтение: Е. Силенок «Чистота – залог здоровья». Творческое задание: коллективная работа аппликация на тему: «Полезные привычки». (из предложенных картинок о привычках выбрать только полезные и наклеить на ватман с изображением доктора «Неболейкина». | - Карточки с правилами личной гигиены; - ½ ватмана с изображение доктора «Неболейкина»; - элементы картинок с полезными и вредными привычками; - клей. | |
2. | Средний возраст: «Что такое хорошо, а что такое плохо» | Расширить представления о том, что полезно и вредно для здоровья, как уберечься от болезней. Систематизировать знания детей в области полезных и вредных привычек. Продолжать прививать детям культурно-гигиенические навыки. | Беседа: «Какие привычки бывают?» Игра: «Полезно – вредно». Предлагаем детям при названии полезной привычки поднимать зеленую карточку, а при названии вредной – красную. Чтение: Т. Семисынова «Малыш, ты хочешь быть здоров?» Творческое задание: «Привычка: вредная или полезная». Разложить карточки с изображением привычек на два планшета. (работа в подгруппах). | - Подборка карточек с полезными и вредными привычками; - карточки: зеленые и красные на каждого ребенка; - планшеты. | |
3. | Старший возраст: «Мое тело – главная книга хороших привы-чек» | Уточнить и расширить значение влияния привычек на тело человека. Развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы и систематизировать представления детей о вредных и полезных привычках. Формировать сознательный отказ от вредных привычек. | Беседа: «Привычки родителей – привычки детей». Игра: Отгадывание загадок о привычках. Чтение: А. Никулина «Быть здоровым – это модно». Творческое задание: Предложить детям построить пирамиду полезных привычек. Рефлексия: сочинить сказку с детьми на тему: «Сказка о Иване - царевиче и о том, как он вредные привычки победил». | - Подбор загадок о вредных и полезных привычках; - картинки о здоровом образе жизни; - карточки с изображением полезных и вредных привычек; - сюжетные картинки для составления «Сказки о Иване - царевиче и о том, как он вредные привычки победил». | |
Приложение
К занятию на тему: «Жили были друзья гномики: Глазастик, Слушок, Вкусняшка, Нюхалка и Чувствилка»
Математическая сказка "Пять органов чувств".
Рано утром весёлое пение птиц разбудило девочку. Она открыла глазки и зажмурилась от солнышка. С кухни вкусно пахло блинами. Девочка вспомнила, что у нее под подушкой лежит леденец, и достала его. Леденец наполнил рот сладким малиновым вкусом. Мягкое одеяло обняло девочку, и она снова задремала.
Вдруг ушки девочки заговорили сердито:
– Мы услышали пение птиц и разбудили девочку, а вы, глазки, зажмурились от солнышка и не захотели просыпаться.
– Я позвал девочку завтракать вкусным запахом блинов, а ты, язычок, решил вместо завтрака скушать малиновый леденец, – упрекнул носик язычок.
– А вы, ручки, зачем спрятались под мягкое одеяло? – спросили хором нос и ушки.
Обиделись глазки, что их ругают, и рассердились:
– Раз так, мы больше не будем смотреть.
– Я тоже отказываюсь чувствовать вкус, – добавил язычок.
– А мы не хотим ощущать мягкое и твёрдое, холодное и горячее, – сказали ручки.
Услышала этот разговор цифра 5 и рассердилась:
– Что за безобразие! Вы – пять органов чувств и всегда должны работать вместе.
– Доброе утро, доченька, – вдруг услышали ушки.
Глазки тут же открылись и увидели маму. Ручки крепко обняли маму. Носик вдохнул нежный запах маминых духов. Ротик проголодался и сказал: «Как вкусно пахнут блины!»
«Хорошо, что все мои пять органов чувств помирились», – обрадовалась девочка.
Творческая игра «Пять органов чувств»
Предварительно попросите детей запомнить и посчитать свои органы чувств.
Слух – умение слушать; зрение – умение видеть; обоняние – умение чувствовать запах, вкус – умение отличать сладкое от кислого и горького, осязание – умение чувствовать пальчиками гладкое или шершавое.
Водящему завязывают глаза, и он вынимает из пакета что- либо съедобное: леденец, пряник, шоколадное яйцо. Все хором говорят:
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно чувства посчитать:
Зренье, слух и обонянье,
Сладкий вкус и осязанье.
Водящий, используя пять органов чувств, должен определить, что он достал из пакета. Если он угадывает правильно, то получает предмет в подарок.
К занятию на тему: «Помогите Диме стать стройным и красивым».
РАССКАЗ ПЕЧАЛЬНОГО ГНОМА
1. Однажды Дима попал в город, где все жители были маленькие-маленькие.
- Это настоящие гномы! Они могут выполнить моё любое желание! – обрадовался мальчик.
- Вряд ли, - услышал Дима чей-то голос и увидел на лавочке такого же гнома. – Нам самим нужна помощь.
Дима приблизился к лавочке. Тут он понял, что это не гном, а обычный человек, но маленького роста. На груди и спине у него были горбики, а голова опущена ниже плеч.
- Садись рядом и слушай, да только внимательно, - сказал печальный гном. – Если что-нибудь пропустишь, сам станешь похожим на меня и всех жителей нашего бедного города.
Дима осторожно присел на скамью и стал слушать рассказ печального гнома.
- Посмотри по сторонам внимательно. Видишь, сколько нас. Мы никогда не можем взглянуть на небо, проследить за полётом птицы... Давным-давно наш город был цветущим, а жители красивыми и стройными. Днём мы работали, а вечером в летнее время выходили на стадионы и играли в футбол, баскетбол, бадминтон. Мы купались и плавали в бассейнах и в реке. Зимой катались на лыжах и бегали на коньках.
ВОПРОС. О какой опасности предупреждает Диму печальный гном?
Однажды появился среди наших жителей маленький сгорбленный человечек. Все жители жалели его, помогали ему, потому что были добрыми людьми. Постепенно горожане привыкли к маленькому человечку и не стали замечать его уродства. А гном только этого и ждал. Оказывается, это был злой гном – дед Кифоз, который хотел сделать всех людей похожими на себя. Он решил всех, даже детей превратить в гномов, таких же горбунов, как он сам, чтобы они не смотрели на него сверху вниз.
Каждый день дед Кифоз выходил на улицу и садился на скамеечке возле играющих детей и начинал над ними смеяться:
- Ой, какие же вы длинные, как же вам неудобно играть в прятки, ведь вас видно за версту! Толи дело я! Я могу спрятаться за любой камень или кустик. А как вам неудобно сидеть за столом или партой, читать, или писать.
Дети сначала не обращали внимания на слова гнома, а Кифоз снова за своё:
- Ох, миленькие мои! Как же вам неудобно достать мяч с пола или завязывать шнурки на ботинках!
И так каждый день. Слушали дети, слушали и поверили деду Кифозу.
- А как стать маленькими, - спрашивали они его.
- А очень просто, - ответил злой волшебник, - просто нужно всё время немного нагибать голову и опустить плечи. Обедаешь – нагнись пониже над тарелкой, читаешь или пишешь – нагибайся к тетрадке или книжке. А ещё хорошо, когда читаешь, сесть в кресло и согнуться калачиком. И не занимайтесь зарядкой, не занимайтесь спортом. Это делает вас отвратительно стройными и длинными.
Доверчивые дети поверили злому гному и постепенно превратились в маленьких уродцев. Всё больше и больше стало появляться вокруг гномов, и через несколько лет стало нельзя отличить, где настоящий гном, а где обманутые им люди.
ВОПРОС. Какие советы дал гном детям?
Шло время. В городе не осталось ни одного человека с нормальной фигурой. Заросли дикой травой стадионы, высохли бассейны. Жители города ослабели, разучились веселиться и смеяться. Только одно весёлое лицо и можно было увидеть в городе – это лицо деда Кифоза, который был очень доволен, что все вокруг теперь сделались сутулыми, горбатыми и кривобокими.
ВОПРОС. Как изменилось здоровье и настроение жителей города?
Диме стало жаль маленьких человечков этого города.
- Не беда! – воскликнул он. – Подумаешь, горбатые! Лишь бы сердце оставалось у вас добрым и здоровым!
- Что ты, - махнул рукой печальный гном. – Трудно сердцу оставаться здоровым. Ведь оно помещается в грудной клетке, защищено рёбрами и позвоночником. А если человек сутулится, горбится, позвоночник искривляется, грудная клетка неправильно развивается. Они вместе давят на сердце и лёгкие. Приходится напрягаться, чтобы обеспечить организм питательными веществами и кислородом, которые содержатся в крови.
- Неужели нельзя выпрямить искривлённый позвоночник? – воскликнул Дима.
- Вот этим мы сейчас и займёмся, - услышал мальчик голос знакомого Доктора.
- Как Вы здесь оказались? – удивился Дима.
- Почувствовал, что тебе, да и не только тебе нужен мой совет. - Ты хотел помочь этим людям? Тогда за дело!
- Я готов!
- Беги по улицам, стучи во все окна и двери и говори каждому жителю: «Всем, всем, всем, кто хочет снова стать стройным, рослым и красивым! Скорее выходите на улицу! Спешите на стадионы! Приведём стадионы в порядок! А пока будем заниматься физкультурой во дворах! От каждого потребуется только настойчивость, терпение и сильное желание стать снова здоровым!»
Дима пустился со всех ног выполнять задание Доктора. Голос мальчика был такой звонкий, взволнованный и решительный, что ему нельзя было не поверить.
До поздней ночи Доктор осматривал больных, назначал им лечебную гимнастику. А Дима трудился на стадионе, очищая его от травы.
Вспомнили и о деде Кифозе. Но он исчез. Его искали повсюду, но бесполезно. Возможно, он отправился в ваш город? Будьте осторожны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план по теме: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Перспективный план...
Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Перспективное планирование по формированию духовно – нравственному воспитанию детей старшей группы через приобщение к русской народной культуре
ЗАДАЧИФормирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своему народу; понимание своих национальных особенностей; познание и практическое...

Методическая разработка. ПЕрспективное планирование по теме: "Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку" для подготовительной группы
Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость «»Если зазнается, без друзей останется&raqu...

Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста составлено на основе "ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ духовно-нравственного воспитания"С ЧИСТЫ...

Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию посредством художественной литературы с детьми старшей группы на 2023-2024 год
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Духовно-нравственное воспитание и парртнерство с иепархией го Истра, давно стало традиционным для ДОО го Истра.На регулярной основе проводятся встречи с представителями духовенства, традиционно в наше...
