Консультация для родителей:"Как подготовить руку ребёнка к письму"
консультация (старшая группа)

Как подготовить руку ребёнка к письму

Письмо от руки – это сложный навык, который требует от человека достаточно много волевых усилий. А ребёнку ещё надо базово сформировать этот навык. Причина в том, что и взрослым, и детям каждый раз надо преодолевать естественные физиологические трудности, сопровождающие акт письма. Чтобы ребёнок научился быстро и красиво писать, нужно обеспечить согласованную работу в системе мозговой деятельности «рука – глаз – мышление».

Но в первую очередь требуется подготовить моторную выносливость руки ребёнка к письменной деятельности, что и откроет у него ресурс к монотонной работе в процессе письма. Также важно научить ребёнка правильно держать ручку/карандаш, потому что даже небольшие изменения в захвате негативно сказываются не только на почерке, но и физиологических ощущениях.

И пусть ребёнок ещё не ходит в школу и только рисует, важно обращать внимание на то, как он держит карандаш. Иначе неверная манера захвата карандаша при рисовании автоматически потом будет перенесена на захват ручки, и тогда придётся много времени потратить на переучивание ребёнка.

Впоследствии неправильный захват ручки может стать причиной:

 

  • быстрой утомляемости при письме;
  • ухудшения осанки и даже снижения остроты зрения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mart_word_3.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить руку ребёнка к письму

Письмо от руки – это сложный навык, который требует от человека достаточно много волевых усилий. А ребёнку ещё надо базово сформировать этот навык. Причина в том, что и взрослым, и детям каждый раз надо преодолевать естественные физиологические трудности, сопровождающие акт письма. Чтобы ребёнок научился быстро и красиво писать, нужно обеспечить согласованную работу в системе мозговой деятельности «рука – глаз – мышление».

Но в первую очередь требуется подготовить моторную выносливость руки ребёнка к письменной деятельности, что и откроет у него ресурс к монотонной работе в процессе письма. Также важно научить ребёнка правильно держать ручку/карандаш, потому что даже небольшие изменения в захвате негативно сказываются не только на почерке, но и физиологических ощущениях.

И пусть ребёнок ещё не ходит в школу и только рисует, важно обращать внимание на то, как он держит карандаш. Иначе неверная манера захвата карандаша при рисовании автоматически потом будет перенесена на захват ручки, и тогда придётся много времени потратить на переучивание ребёнка.

Впоследствии неправильный захват ручки может стать причиной:

  • быстрой утомляемости при письме;
  • ухудшения осанки и даже снижения остроты зрения;
  • появления писчих спазмов, из-за которых ребёнок будет отказываться от выполнения письменных работ;
  • снижения грамотности на письме.

Подготовка руки к письму: что нужно знать

В процессе письма одновременно участвуют несколько групп мышц, которые отвечают за ладонное сгибание и движение пальцев кисти. Ключевое значение для подвижности руки и плавности почерка имеет состояние лучезапястного сустава. Не должно быть повышенного тонуса мышц, ребёнок должен уметь контролировать силу нажима, а для этого его пальцы и кисти рук должны быть физически развиты.

Подготовка руки ребёнка к письму начинается ещё в раннем возрасте, когда дети учатся держать столовые приборы. Поэтому родителям важно обращать внимание на то, как ребёнок держит ложку и вилку. Это будет являться профилактикой неправильного захвата ручки. Для навыка письма также очень важна иннервация пальцев рук, которая показывает, насколько хорошо ребёнок чувствует свои пальцы и может ими управлять.

Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка:

  • Разминать        пальцами        тесто,        глину,        пластилин,        мять        поролоновые шарики, губку.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
  • Резать ножницами.
  • Конструировать из бумаги (оригами).
  • Делать пальчиковую гимнастику.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Что важно знать, если у Вас растёт ребёнок праворукий:

  • Ребёнку необходимо сидеть прямо, голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо.
  • Не следует опираться грудью на стол.
  • Расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см.
  • Тетрадь или альбом должны лежать на столе с наклоном влево.
  • Не напрягать руку, свет должен падать слева.

Что важно знать, если у Вас растёт ребёнок леворукий:

  • Ребёнку необходимо сидеть прямо, голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо.
  • Не опираться грудью на стол.
  • Расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см.
  • Тетрадь или альбом должны лежать на столе с наклоном вправо.
  • Не напрягать руку, свет должен падать справа.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ:

  • Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой.

  • Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

  • Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

  • Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

  • Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

  • Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

  • Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.
  • Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

  • Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

  • Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.
  • Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ»

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего, научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку, ориентироваться в пространстве (умение различать правую и леву...

Мастер-класс для родителей «Как подготовить руку ребёнка к письму»

Мастер-класс для родителей детей подготовительной к школе группы «Как подготовить руку ребёнка к письму»...

Консультация для родителей "Как подготовить руку ребёнка к письму"

Консультация для родителей "Как подготовить руку ребёнка к письму"...

Мастер – класс для родителей «Как подготовить руку ребёнка к письму»

Мастер – класс  для родителей  «Как подготовить руку ребёнка к письму»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ».

Методическаая разработка "Как подготовить руку к письму"....

Консультация для родителей "Как подготовить руку ребёнка к письму"

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. К сожалению, на важный вопрос – «как подготовить руку дошкольника к письму?» – некоторые родители ищут о...