Консультация для родителей:"Как подготовить руку ребёнка к письму"
консультация (старшая группа)
Как подготовить руку ребёнка к письму
Письмо от руки – это сложный навык, который требует от человека достаточно много волевых усилий. А ребёнку ещё надо базово сформировать этот навык. Причина в том, что и взрослым, и детям каждый раз надо преодолевать естественные физиологические трудности, сопровождающие акт письма. Чтобы ребёнок научился быстро и красиво писать, нужно обеспечить согласованную работу в системе мозговой деятельности «рука – глаз – мышление».
Но в первую очередь требуется подготовить моторную выносливость руки ребёнка к письменной деятельности, что и откроет у него ресурс к монотонной работе в процессе письма. Также важно научить ребёнка правильно держать ручку/карандаш, потому что даже небольшие изменения в захвате негативно сказываются не только на почерке, но и физиологических ощущениях.
И пусть ребёнок ещё не ходит в школу и только рисует, важно обращать внимание на то, как он держит карандаш. Иначе неверная манера захвата карандаша при рисовании автоматически потом будет перенесена на захват ручки, и тогда придётся много времени потратить на переучивание ребёнка.
Впоследствии неправильный захват ручки может стать причиной:
- быстрой утомляемости при письме;
- ухудшения осанки и даже снижения остроты зрения;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Как подготовить руку ребёнка к письму
Письмо от руки – это сложный навык, который требует от человека достаточно много волевых усилий. А ребёнку ещё надо базово сформировать этот навык. Причина в том, что и взрослым, и детям каждый раз надо преодолевать естественные физиологические трудности, сопровождающие акт письма. Чтобы ребёнок научился быстро и красиво писать, нужно обеспечить согласованную работу в системе мозговой деятельности «рука – глаз – мышление».
Но в первую очередь требуется подготовить моторную выносливость руки ребёнка к письменной деятельности, что и откроет у него ресурс к монотонной работе в процессе письма. Также важно научить ребёнка правильно держать ручку/карандаш, потому что даже небольшие изменения в захвате негативно сказываются не только на почерке, но и физиологических ощущениях.
И пусть ребёнок ещё не ходит в школу и только рисует, важно обращать внимание на то, как он держит карандаш. Иначе неверная манера захвата карандаша при рисовании автоматически потом будет перенесена на захват ручки, и тогда придётся много времени потратить на переучивание ребёнка.
Впоследствии неправильный захват ручки может стать причиной:
- быстрой утомляемости при письме;
- ухудшения осанки и даже снижения остроты зрения;
- появления писчих спазмов, из-за которых ребёнок будет отказываться от выполнения письменных работ;
- снижения грамотности на письме.
Подготовка руки к письму: что нужно знать
В процессе письма одновременно участвуют несколько групп мышц, которые отвечают за ладонное сгибание и движение пальцев кисти. Ключевое значение для подвижности руки и плавности почерка имеет состояние лучезапястного сустава. Не должно быть повышенного тонуса мышц, ребёнок должен уметь контролировать силу нажима, а для этого его пальцы и кисти рук должны быть физически развиты.
Подготовка руки ребёнка к письму начинается ещё в раннем возрасте, когда дети учатся держать столовые приборы. Поэтому родителям важно обращать внимание на то, как ребёнок держит ложку и вилку. Это будет являться профилактикой неправильного захвата ручки. Для навыка письма также очень важна иннервация пальцев рук, которая показывает, насколько хорошо ребёнок чувствует свои пальцы и может ими управлять.
Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка:
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами).
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Что важно знать, если у Вас растёт ребёнок праворукий:
- Ребёнку необходимо сидеть прямо, голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо.
- Не следует опираться грудью на стол.
- Расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см.
- Тетрадь или альбом должны лежать на столе с наклоном влево.
- Не напрягать руку, свет должен падать слева.
Что важно знать, если у Вас растёт ребёнок леворукий:
- Ребёнку необходимо сидеть прямо, голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо.
- Не опираться грудью на стол.
- Расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см.
- Тетрадь или альбом должны лежать на столе с наклоном вправо.
- Не напрягать руку, свет должен падать справа.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ:
- Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой.
- Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
- Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
- Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
- Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
- Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
- Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.
- Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.
- Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
- Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.
- Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ»
На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего, научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку, ориентироваться в пространстве (умение различать правую и леву...

Мастер-класс для родителей «Как подготовить руку ребёнка к письму»
Мастер-класс для родителей детей подготовительной к школе группы «Как подготовить руку ребёнка к письму»...

Консультация для родителей "Как подготовить руку ребёнка к письму"
Консультация для родителей "Как подготовить руку ребёнка к письму"...

Мастер – класс для родителей «Как подготовить руку ребёнка к письму»
Мастер – класс для родителей «Как подготовить руку ребёнка к письму»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ».
Методическаая разработка "Как подготовить руку к письму"....
Консультация для родителей "Как подготовить руку ребёнка к письму"
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. К сожалению, на важный вопрос – «как подготовить руку дошкольника к письму?» – некоторые родители ищут о...
