Первая ступень духовно – нравственного воспитания у детей дошкольного возраста
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Окунева Любовь Вадимовна

Секция «Растим патриота – гражданина России. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально – культурных традиций».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл redak_ped_chteniya_2023.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические чтения – 2023, посвященные 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского «Творческое наследие К.Д. Ушинского в измерениях образования XXI века»

Первая ступень духовно – нравственного воспитания

у детей дошкольного возраста

Секция «Растим патриота – гражданина России. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально – культурных традиций».

Окунева Л.В.,

воспитатель первой кв. категории

МБДОУ «Детский сад №53 «Радуга»

города Лесосибирска

Лесосибирск. 2023г.

Духовно–нравственное воспитание: доброта, милосердие, гражданственность, патриотизм –  сегодня воспитать не так просто. Хотя об этом сказано и написано очень много.

 Так, например, всем хорошо известно, что любовь ребёнка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке; с любви к своему городу, улице, дому. Это и есть начало патриотизма и первые чувства гражданственности. Степень воспитанности и нравственности у детей сложно определить в этом возрасте. Результаты воспитания, именно в дошкольном детстве, можно увидеть и оценить значительно позже. И как бы не старались образовательные организации привить воспитанникам те или иные качества и чувства, всё же семья остаётся, в подавляющем большинстве случаев, решающим фактором; и это правильно. Родители воспитанников должны иметь свою патриотическую и духовно-нравственную позицию, чтобы в домашних условиях и дошкольном учреждении, прививаемые качества, не шли в разрез друг с другом.

Какие бы формы работы, не использовались, формируя патриотические качества воспитанников: знакомство с символикой страны, чтение русской литературы, беседы о защитниках и героях нашего города, экскурсии, наблюдения, праздники, акции и развлечения, если в семье не будет поддерживаться, то вряд ли мы добьёмся результата.  

Мы знаем, что дети воспитываются на примере окружающей их действительности, где главную роль для малышей играют, в первую очередь родители и ближайшие родственники. А мы педагоги - им в этом помогаем.

Поэтому для нас прогрессивным ресурсом в становлении нравственной личности ребенка стала организация семейного клуба «Морской отряд», который был назван так по инициативе родителей; желание двигаться вперед, покорять глубины мироздания. Работу семейного клуба мы организовали в начале учебного года в группе. Эта форма взаимодействия с родителями помогает решать задачи, которые мы ставим и при выборе пути в воспитании чувств маленького патриота.

Нам порой бывает сложно пробудить у родителей интерес к совместной работе с детьми, чаще они воспринимают это как обязанность, не понимают, какими важными воспитательными моментами являются совместная деятельность с ребёнком, так сказать, игрового формата, к которым относятся: изготовление совместной поделки, посещение экскурсии, участие в праздниках, акциях.  Согласитесь, что родителям, в повседневной жизни, сложно уделять время для совместной игровой деятельности с детьми. Участвуя в мероприятиях детского сада, возможно, и без особого желания, они тем самым восполняют эту важную задачу. Так как другой совместной деятельности, в современных семьях, тем более городских – нет. Только тогда ребёнок начинает чувствовать важность и значение семьи, когда родные люди с любовью и желанием проводят с ним время. А это и есть истоки формирования духовно-нравственных качеств. Поскольку в этом возрасте его Родина - это его семья. К, сожалению, дети с родителями разобщены, по многим причинам. Мы стараемся нашими встречами хоть на малое время, объединить всех в общем деле. Мы стремимся сделать так, чтобы родители с удовольствием принимали участие в совместной деятельности, это и была главная задача клуба. Чтобы для родителей, группа, которую посещают их дети, тоже стала «своей», в том числе и тем местом, где они смогут обсудить материнские вопросы, понаблюдать за детьми во время совместной деятельности, где им рады.

Значимым является то, что родитель выступает в роли воспитателя, наставника для детей всей группы или отдельной микрогруппы. Мы предоставляем возможность Активного участия всем членам семьи: дедушкам, бабушкам, дядям, тётям, братьям и сёстрам семейственность, это тоже один из важных воспитательных моментов. Мы видим, как наши воспитанники радуются тому, что их родители участвуют в мероприятиях, и гордятся ими. Поэтому и задачи клуба состоят в том, чтобы родительские встречи были в системе, чтобы родители сами придумывали и разрабатывали свои идеи и внедряли их в жизнь.

Так, с начала учебного года, при активном участии нашего родительского клуба, были организованы следующие мероприятия: «День Отца», «Мамины цветочки», «Подарок для любимой бабушки», «Весёлые старты с папой». Родители с детьми стали участниками городских акций: «Мы вместе!», «Письмо солдату», «Капелька доброты», «Я – дед Мороз», «Мой защитник ПДД», «Осторожно, дети!», «Подари открытку бабушке», многие акции предложены работниками Молодежного центра, работниками социальной защиты населения в рамках проекта «Параллели поколений». Ведь те бабушки, у которых нет родных рядом или совсем нет детей, нуждаются ещё больше в теплоте и заботе. Родители самостоятельно инициировали акцию «Семена добра» - собирают корм для птиц, мастерят кормушки для лесных пернатых обитателей.  Дети и родители активно благоустраивают участок на улице осенью и зимой создают игровую площадку и снежные сооружения. В январе предложили родителям принять участие во Всероссийской акции «Ценности будущего в традициях народной культуры», направленную на популяризацию народного искусства и сохранение культурных традиций. Родители активно включились в работу платформы «Мир возможностей», реализуя второй творческий этап проекта.

Мы не обходим вниманием и религиозные праздники, поскольку в них тоже заключены духовно-нравственные основы, ведь не зря Русь называют святой, православной. Поэтому формируя у детей духовно-нравственные качества, чувство патриотизма, нельзя игнорировать и православные традиции, и культуру.

Мы видим, что работа родительского клуба позволяет нам создать комфортные условия пребывания детей в группе, достичь взаимопонимания с родителями воспитанников, что, безусловно, играет большую роль в формировании духовно–нравственного воспитания подрастающего поколения. Чувствуя, поддержку и богатый резерв неравнодушных, активных взрослых, мы надеемся довести детей до той точки отсчёта, где маленький человек, сделает выбор в пользу доброго, отзывчивого, сострадательного отношения, прежде всего к людям, и в дальнейшем, к своей малой Родине.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Духовно – нравственное воспитание у детей дошкольного возраста".

Цель: Формировать у дошкольников духовно – нравственные основы культуры личности в процессе педагогически организованного взаимодействия их с окружающей социальной средой....

Значение духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного возраста

Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дош...

Доклад «Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возрастав традициях православной культуры. где главным и основным признаком является любовь. Поэтому я изл...

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитывать детей в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь.  В своей презентации я показала, как мы в...

Картотека дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...