Мастер-класс "Технология развивающего общения"
презентация

Юлия Валерьевна Григораж

Мастер-класс «Технология развивающего общения»

 

Цель:

  • расширить знания педагогов о пользе использования  «Технологии развивающего общения»  для успешной социализации дошкольников в современном ДОУ.

 

 Задачи мастер- класса:

  • Познакомить педагогов с «Технологией развивающего общения» для  успешной социализации детей в современном ДОУ;
  • Довести до педагогов важность использования  «Технологии развивающего общения» ;
  • Развивать интерес  педагогов к  «Технологии развивающего общения»

          и  применению их в  работе с детьми в ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс для педагогов.26.39 КБ
Файл master_klass.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Звёздочка» с.Крабозаводское

Мастер-класс 

«Технология развивающего общения»

                                                                    Подготовила воспитатель

                  I квалификационной категории

                                                   Григораж Ю.В.

Мастер-класс «Технология развивающего общения»

 

Цель:

  • расширить знания педагогов о пользе использования  «Технологии развивающего общения»  для успешной социализации дошкольников в современном ДОУ.

 

 Задачи мастер- класса:

  • Познакомить педагогов с «Технологией развивающего общения» для  успешной социализации детей в современном ДОУ;
  • Довести до педагогов важность использования  «Технологии развивающего общения» ;
  • Развивать интерес  педагогов к  «Технологии развивающего общения»

          и  применению их в  работе с детьми в ДОУ.

Материалы и оборудование для педагогов:   сердечко, зеркало.

Структура мастер – класса:

1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.

2.Теоретическая  часть.

Значение использования технологией развивающего общения для  социализации детей в современном ДОУ

3. Практическая часть.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

 

Ход мастер- класса.

1.Вступительная часть.

Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече.

Для проведения этого мастер - класса, я поставила для себя следующую:

Цель:

Задачи: 

2.Теоретическая  часть.

Технология «Развивающее общение»

Технология направлена на развитие саморегуляции поведения, поскольку

позволяет детям, если не полностью, то в большей степени самостоятельно решать возникшие проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях.

Без реализации технологии «Развивающее общение» эффективность развития

саморегуляции поведения у детей снижается в несколько раз.

 

Технология имеет свое преимущество:

Во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно

разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать более комфортную позицию помощника.

Во-вторых, когда дети осваивают технологию решения конфликтов,

ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что, в свою очередь, ведёт к большей самостоятельности каждого отдельного ребёнка, а значит, к развитию саморегуляции поведения.

В-третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень

конфликтности группы в целом.

В-четвёртых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что

позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищённости ребёнка растёт.

Воспитателю важно научить ребенка не бояться высказать то, что он чувствует в момент конфликта и направить его на рефлексию своих чувств, осознание своего поступка. Замечательные психологи А. Фабер и Э. Мазлиш в своей книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают следующее решение конфликта:

 

Шаг 1: опишите то, что вы видите. Или попросите самих детей рассказать, что происходит между ними. Например: «Я вижу двух мальчиков, которые не могут поделить мяч».

Шаг 2: опишите чувства, которые, по вашему мнению, испытывает ребёнок (не бойтесь ошибиться, дети легко вас поправят, если вы назовёте что-то не точно). Либо вы можете спросить о чувствах непосредственно у детей, однако этот вопрос следует задавать не в прямой форме: «Что ты чувствуешь?», а в косвенной: «А тебе это нравится?». Имеется в виду, нравится ли ребёнку то, что с ним происходит или уже произошло. В этот момент необходимо направить энергию ребёнка на рефлексию собственных негативных чувств. Это может быть раздражение, злость, досада, обида, страх, разочарование, огорчение или гнев. Тем самым мы обучаем детей лучше понимать себя и соответственно реагировать. Концентрируя ребёнка на осмыслении чувств, мы выводим его из состояния эмоционального аффекта в более спокойное состояние, состояние

размышления. Одно это значительно снижает накал страстей.

Шаг 3 примите чувства ребёнка. Посочувствуйте одному и «помычите» другому.

Можно сказать: «Да, я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку...», «Хм...».

Шаг 4 попросите детей озвучить свои позиции друг другу. Например,

предложите сказать одному из них: «Артём, мне не нравится, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю». Повторите высказывания детей и уточните, услышали ли стороны друг друга. На этом этапе важно не предлагать своё решение.

Шаг 5 если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами,

напомните правила, существующие в группе, в детском саду или обществе в целом.

Например: «А вы знаете, ребята, что в детском саду у нас есть правило не обижать друг друга, не бросать друг в друга вещи, игрушки, снег, песок, не вырывать игрушки из рук, а спрашивать разрешения?»

Шаг 6: оставьте детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих. Ключевые слова — «вместе» и «устроит обоих». Можно добавить, что, когда ребята найдут такое решение, они могут подойти к вам и рассказать, что у них получилось; в этом им поможет «коврик мира».

 

Если конфликт произошёл из-за какого-то предмета, этот предмет на время

поиска решения следует изъять и положить на видное место, сказав, что вернёте его сразу же, как только дети договорятся между собой.

Безусловно, обращение к правилам жизни в группе, к помощи «коврика мира»  возможно лишь при успешном внедрении технологии «Развивающее общение» в жизнь детей ещё в начале учебного года в каждой возрастной группе.

Как ввести правила жизни в группе?

1.       Если в группе произошла какая-либо ситуация, связанная с нарушением правил, то сразу или спустя некоторое время, но не позже чем через день после  нарушения, следует обсудить случившееся. Спросить, что другие дети, не участвовавшие  в нарушении, думают об этом, хотели бы они попасть в такую ситуацию.

2.       Обратить внимание инициатора нарушения на реакцию и чувства других  детей.

3.       Предложить детям ввести правило и сделать его правилом недели, то есть  время от времени напоминать о нём детям. Повесить на видное место, например в уголок, под названием «Правила нашей группы». Вводить следует не более одного правила в  неделю и не больше восьми правил в год (пяти правил в младших группах).

4.       Спросить детей: «Ребята, а что же нам делать в следующий раз, если кто-то нарушит наше правило?» Ответы демонстративно записать, обсудить, отказаться от заведомо неприемлемых вариантов и оставить конструктивные решения. Внести своё  предложение, например, установить «кресло размышления», на котором ребёнок,  нарушивший правило, должен сидеть в течение трёх минут (для малышей) и пяти минут  (для детей постарше).

 

Главное при овладении технологией «Развивающее общение» — соблюдать

следующие принципы:

1.      Принимать все чувства ребёнка.

2.      Прояснять эти чувства для осознания их ребёнком.

3.      Не принимать отдельные действия ребёнка, ведущие к нарушению

эмоционального и физического благополучия детей и взрослых (например: «Я не могу позволить тебе так поступать, потому что у нас есть правило...»).

4.      Говорить ребёнку о своих чувствах, используя «Я-сообщение».

5.      Вводить правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми.

Постоянно в безличной форме к ним обращаться при решении конфликтных ситуаций. Например: «У нас есть правило: кто первый взял игрушку, тот в неё и играет, сколько он захочет».

6.      Хвалить ребёнка за сделанную работу через её описание: «Домик получился

красивый», «Какой порядок в кукольном домике!»

7.       Не давать ребёнку готовых рецептов, а говорить: «А как ты думаешь?».

8.      Постоянно поддерживать позитивную инициативу ребёнка.

9.      Стараться в любом режимном моменте предоставить ребёнку возможность выбора.

 

Что происходит с детьми после трёх-шести месяцев применения этой

технологии? Дети начинают сами в такой же манере общаться друг с другом и с взрослыми. Существенно, в 2-3 раза, понижается уровень агрессивности в общении детей, особенно у мальчиков. Значительно чаще дети обращаются к воспитателю за советом, а не только с жалобой, что повышает эмоциональный комфорт в общении, способствует эмоциональной защищённости каждого ребёнка и препятствует эмоциональному «выгоранию» педагога.

 

3. Практическая часть.

Этюд с проблемной ситуацией «Ребенок отобрал у другого игрушку».

Воспитатель: Ребята, я увидела, что Саша отнял у Миши машину.

Спросить у Миши «Тебе нравиться, что Саша отобрал у тебя машину?»

Воспитатель: Да, я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку. А ты сказал ему об этом? Подойди и скажи.

Миша: Саша, мне не нравится, что ты отбираешь у меня машину, когда я с ней играю».

Саша: А, я очень хочу поиграть этой машиной.

Воспитатель: Саша и Миша, а что надо сделать если вы хотите вдвоем поиграть в одну игрушку?

Дети решают: играть вместе. Если дети не договорились,

напомнить правила поведения в группе.

Оставить детей одних, дать детям возможность договориться.

Воспитатель: Когда решите, что необходимо предпринять, позовите меня.

Дети рассказали воспитателю,  что решили играть вместе,

катать машину друг другу.

Для того, чтобы дети были дружелюбны и неконфликтны, необходимо обогатить их словарь ласковыми словами, и использовать в своей работе коммуникативные игры. Я предлагаю вам поиграть в игру «Комплименты»

 

Игра «Комплименты».

Я попрошу всех встать в круг. Стоя в кругу, нужно передать макет сердечка участнику и сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент другому участнику, упражнение проводится по кругу. 

Игровое упражнение «Волшебное зеркало».  

Играющие по очереди берут в руки зеркало и начинают хвалить себя. К такой игре надо чаще привлекать

замкнутых, неуверенных в себе детей.

 

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

• Возник ли у вас интерес   к «Технологии развивающего общения»  и широкому применению их в  работе с детьми в ДОУ.

• Пригодилась ли вам практическая часть нашего мастер-класса?

 В заключении нашей встречи хочется пожелать успехов вам и вашим воспитанникам.

Надеюсь, что все полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками.

 

Информационный материал.

1.«Технология эффективной социализации детей 3-7 лет; система реализации, формы. Сценарии»  Н.П.Гришаева

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/07/24/ispolzovanie-tehnologiy-n-p-grishaevoy-v-dou

 

 Используемая литература

1.«Технология эффективной социализации детей 3-7 лет; система реализации, формы. Сценарии»  Н.П.Гришаева

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/07/24/ispolzovanie-tehnologiy-n-p-grishaevoy-v-dou


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ « Детский сад «Звёздочка » с.Крабозаводское Воспитател ь младшей группы «Почемучки» Григораж Юлия Валерьевна

Слайд 2

Цель: Расширить знания педагогов о пользе использования «Технологии развивающего общения» для успешной социализации дошкольников в современном ДОУ. Задачи мастер- класса: П ознакомить педагогов с «Технологией развивающего общения» для успешной социализации детей в современном ДОУ. Р азвивать интерес педагогов к «Технологии развивающего общения» и применению их в работе с детьми в ДОУ.

Слайд 3

Инновационные технологии Н. П. Гришаевой направлены на социально – коммуникативное развитие.

Слайд 4

Конфликты – неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научи мся разрешать их в детстве, обуславливает стратегии нашего поведения и во взрослой жизни.

Слайд 5

Технология «Развивающее общение» направлена на развитие саморегуляции поведения у детей и развитие социальных навыков , так как позволяет ребенку самостоятельно принимать решение , а не перекладывать его на взрослого.

Слайд 6

« Воспитателю важно научить ребенка не бояться высказать то, что он чувствует в момент конфликта и направить его на рефлексию своих чувств, осознание своего поступка "

Слайд 7

Н.П.Гришаева делает ссылку на книгу А . Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили » , авторы которой предлагают конструктивный путь решения конфликта.

Слайд 8

Шаг 1 . Описываю то, что вижу . Или прошу самих детей рассказать, что происходит между ними. Например: «Я вижу двух мальчиков, которые не могут поделить мяч». Шаг 2 Описываю чувства , которые, по моему мнению, испытывает ребёнок. Шаг 3 Принимаю чувства ребёнка, сочувствую одному и другому. Можно сказать: «Да, я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку…»

Слайд 9

Шаг 4 Прошу детей озвучить свои позиции друг другу . Предлагаю сказать одному из них: «Артём, мне не нравится, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю». Повторяю высказывания детей и уточняю, услышали ли стороны друг друга. На этом этапе важно не предлагать своё решение.

Слайд 10

Шаг 5 . Если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами, напоминаю правила существующие в группе, в детском саду или обществе целом. «А вы знаете, ребята, что в детском саду у нас есть правило не обижать друг друга, не бросать друг в друга игрушки, спрашивать разрешения?»

Слайд 12

ребенок Если нарушил правило, то он сидит на «кресле размышления», придумывая варианты того, что ему поможет это правило не Время нарушать. засекается при песочных помощи часов.

Слайд 13

Наказание освобожда е т ребенка от ответственности и контроля над своими действиями в будущем. Время для размышлений и задача самостоятельно придумать унижает способы самопомощи не достоинства ребенка и не освобождает его от ответственности.

Слайд 14

Шаг 6 . Оставить детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих . Можно добавить, что, когда ребята найдут такое решение, они могут подойти к вам и рассказать, что у них получилось; в этом им поможет «коврик мира ». Если между детьми возникает какая- нибудь проблема, то они становятся напротив друг друга, и произносят такие слова : Солнышко, солнышко Все обиды мы забыли Мы твои лучи Быстро ссору прекратили Быть хорошими людьми Если мы с тобой друзья Ты нас научи ! Драться, ссориться нельзя!

Слайд 15

Коврик мира

Слайд 16

Главное при овладении технологией «Развивающее общение» - соблюдать принципы: • Принимаю все чувства ребёнка. • Проясняю эти чувства для осознания их ребёнком. • Не принимаю отдельные действия ребёнка, ведущие к нарушению эмоционального и физического благополучия детей и взрослых («Я не могу позволить тебе так поступать, потому что у нас есть правило…») • Говорю ребёнку о своих чувствах, использую « Я- сообщение» • Ввожу правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми. • Хвалю ребёнка за сделанную работу через её описание: « Домик получился красивый», «Какой порядок в кукольном домике!» • Не даю ребёнку готовых рецептов, а говорю: « А как ты думаешь?...» • Постоянно поддерживаю позитивную инициативу ребёнка. • Стараюсь в любом режимном моменте предоставить ребёнку возможность выбора.

Слайд 17

Что происходит с детьми после трёх-шести месяцев применения этой технологии? Дети начинают сами в такой же манере общаться друг с другом и взрослыми, самостоятельное решение конфликтов . Существенно, в 2-3 раза, понижается уровень агрессивности в общении детей, особенно у мальчиков. Значительно чаще дети обращаются к воспитателю за советом, а не только с жалобой, что существенно повышает эмоциональный комфорт в общении и способствует эмоциональной защищённости каждого ребенка.

Слайд 18

Для того, чтобы дети были дружелюбны и неконфликтны, необходимо обогатить их словарь ласковыми словами, и использовать в своей работе коммуникативные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры развивающие общение дошкольников

игры развивающие общение дошкольников...

Консультация для педагогов:"Игры, развивающие общение и нравственные качества личности"

В данной работе описыватся игры,развивающие общение, их цели,примеры.А также приводятся примеры игр, развивающих нравственные качества личности....

Развивающее общение с детьми в партнерской деятельности

Формирование коммуникативной культуры, умение общаться – цель речевого воспитания, необходимая предпосылка к школьному обучению.Коммуникативная компетенция развивается в процессе обогащения коммуникат...

Подборка игр, развивающих общение, для разных возрастных групп.

Подборка игр, развивающих общение, для разных возрастных групп. Младшая, средняя группы....

Технология "Развивающее общение"

Факты, принципы, "правила жизни в группе"...

консультация для родителей на тему: "Развивающее общение с ребенком"

Здесь представлена небольшая подборка игр, которые можно использовать с детьми разного возраста и сделать ваше общение с ними приятным, интересным и полезным....

Тематический контроль "Реализация технологии развивающего общения"

Основные принципы построения развивающего общения с детьми Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете.Говорите с ребенком - сна...