Театрализованная игра
материал


Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи театрализованных игр: 

- учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей;

- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;

- упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;

-воспитывать нравственно-этические качества.

Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций,  ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества  нужны для хорошей игры на сцене.

С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» — «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать.

Для начала можно разделить детей на две подгруппы: «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия (рассматривать картины, что-то искать, выполнять работу: пилить, носить воду и т. д.). «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» — «актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа; объясняет значение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные формы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сценическом искусстве существует три главных направления: ремесло, искусство представления, искусство переживания.

Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и переживание артиста и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они.

Так же детям следует объяснить, что творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (в жизни, созданной фантазией, художественным вымыслом). Задача артиста заключается в том, чтобы превратить вымысел пьесы в художественную сценическую быль. Автор любой пьесы очень многое не досказывает (что было с действующим лицом до начала пьесы, что делало действующее лицо между актами). Ремарки автор дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т.д.). Все это артист должен дополнять вымыслом и воображением.

Воображение воскрешает то, что было пережито или увидено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления. Воображение имеет два свойства:

  • воспроизводить образы, пережитые ранее в действительности:

  • комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая образы в новом порядке, группируя их в новое целое.

Воображение должно быть активным, то есть должно активно толкать автора на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать себе воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; кроме того нужна ясность цели, интересное задание. Дети должны с интересом и вниманием участвовать в ходе игры.

Внимание нужно артисту во время пребывания на сцене. Нужно быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание во время пауз; особого внимания требуют реплики партнера.

Кроме внимания у детей очень важно развивать и эмоциональную память, так как на сцене он живет повторными чувствами, ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту.

При общении с бутафорскими предметами актер должен при помощи эмоциональной памяти вызвать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. На сцене пахнет краской или клеем, а актер по ходу пьесы должен сыграть, что на сцене все настоящее.

Театрализованные игры повышают у детей интерес к театрализованной деятельности, повышает их актерское мастерство. И только через игру дети понимают, что от них хочет педагог по театрализованной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театрализованные игры для детей 2 младшей группы.

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку...), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.

Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем. 

 

Игры–стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П. Савина.)

 

Туча.

Туча по небу плывет,

И грозу с собой несет.

Ба-ба-бах! Гроза идет!

Ба-ба-бах! Слышны удары!

Ба-ба-бах! Грохочет гром!

Ба-ба-бах! Нам страшно стало!

Мы скорей все в дом идем

И грозу мы переждем.

Показался солнца лучик,

Солнце вышло из-за тучи.

Можно прыгать и смеяться

Тучи черной не бояться!

Мотылек.

Летел мотылек, порхал мотылек!

Присел отдохнуть на грустный цветок.

(Задумчивый, веселый, увядший, сердитый …) 

 

 

 

            Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за  руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп-хлоп!

Топ-топ!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички…(мышки, солдаты, старушки)

             

 Мое настроение.

 Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь!

То бывает посижу,

помечтаю, помолчу!  

 

Умываемся.

Кран откройся,

Нос умойся,

Воды не бойся!

Лобик помоем,

Щечки помоем,

Подбородочек,

Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо —

Вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять,

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.) (И едут.)

Стоп!

Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

 

 

 

 

 

 

Кошки-мышки.

Эта ручка — Мышка,

 Эта ручка — Кошка,

В кошки-мышки поиграть

 Можем мы немножко.

 Мышка лапками скребет,

 Мышка корочку грызет.

 Кошка это слышит      

 И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

 Убегает в норку.

 Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

 

Игра с воображаемым объектом

Цель:

- формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

-  воспитывать гуманное отношение к животным.

Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.

 

Крылья самолета и мягкая подушка.

Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

 

Кошка выпускает когти.

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки — то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками»).

 

 

 

 

 

Вкусные конфеты.

У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

 

ДЕВОЧКА ЧУМАЗАЯ
По А. Барто и П. Барто
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР ИГРУШЕК


Цель. Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному уча-стию в игре. Воспитывать желание всегда быть чистым.
Персонажи. Ведущий, девочка чумазая.
Материал. Большая кукла из моющегося материала, предметы для туалета: ванночка или таз с теплой водой, мыло, губка, полотенце, чистое белье, одежда.


Ход игры. Принесите куклу-замарашку, усадите ее перед детьми. Сами сядьте среди них. Посмотрите на куклу и удивитесь, до чего же она грязная. Постарайтесь вызвать у ребят отрицательное отношение к неряхе. При первом проведении игры исполняйте все роли сами.
Ведущий: 
Ах ты, девочка чумазая, 
где ты руки так измазала? 
Черные ладошки; 
на локтях - дорожки. 

Девочка чумазая: 
Я на солнышке
лежала, 
руки кверху держала. 
Вот они и загорели.

Впору засмеяться вместе с детьми над наивной ложью замарашки. Но ведущий продолжает спрашивать девочку.

Ведущий. 
Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала? 
Кончик носа черный, 
будто закопченный.

Девочка чумазая: 
- Я на солнышке
лежала, нос кверху держала. 
Вот он и загорел.

Ведущий показывает детям, как девочка нос держала, и заразительно смеется, так, чтобы дети засмеялись тоже. Продолжает вместе с ними разглядывать неряху.

Ведущий. 
Ах ты, девочка чумазая, 
ноги в полосы измазала, 
не девочка, а зебра,
ноги - как у негра.

Все смотрят на нее с улыбкой, но осуждающе.

Девочка чумазая. 
Я на солнышке
лежала,
пятки кверху держала. 
Вот они и загорели.

Все смеются.

Ведущий (покачивая головой).
Ну-ка, дайте мыло, мы ее ототрем.
Ой ли, так ли? 
Так ли дело было?
Отмоем все до капли. 
Ну-ка, дайте мыло!

Кто-либо из детей подает мыло. Ведущий намыливает мочалку и моет куклу.

Ведущий. 
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу, 
царапалась, как кошка... 

Девочка чумазая. 
Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые: 
они же загорелые!

Ведущий (показывает детям куклу)
А ладошки-то отмылись.

(Продолжает мыть девочку, привлекая детей к этим действиям.)

Оттирали губкой нос - 
разобиделась до слез... 
Девочка чумазая. 
Он, мой бедный
носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый: 
Он же загорелый!

Ведущий. 
Ну-ка дети, 
посмотрим: 
а нос тоже отмылся!

(Моет кукле ноги с кем-нибудь из детей.)
Отмывали полосы - 
кричала громким голосом...

Девочка чумазая. 
Ой, боюсь щекотки!
Уберите щетки! 
Не будут пятки белые, 
они же загорелые!

Все смеются. Ведущий показывает детям, что пятки тоже отмылись. Поднимает куклу, вытирает ее вместе с ребенком полотенцем.

Все. Вот теперь ты белая, 
Ничуть не загорелая. 
Все это была грязь.

Ведущий вместе с детьми одевает куклу и дает им поиграть.

В повторной игре предложите детям говорить за куклу, мыть ее - сначала с вашей помощью, а потом и самостоятельно. Постепенно ребята, запомнив слова, ведут диалог сами. Вы же становитесь режиссером.
Чтобы интерес к игре не угасал, введите новые персонажи - игрушки (кот, утенок, пес и др.), которые будут выражать удивление замарашке и осуждать ее наивные попытки провести малышей.
Во время умывания детей кукла - всегда чистая, опрятная - может интересоваться, хорошо ли ребята умылись, насухо ли вытерлись. Можно использовать при этом некоторые строфы стихотворения.


 


 


 

ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ
КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР ИГРУШЕК ИЛИ КАРТИНОК
Цель. Расширять представления ребят о пассажирском транспорте: в поездах люди путешествуют, ездят из одного города в другой, поездом управляет машинист. Воспитывать уважение к людям, которые работают на железнодорожном транспорте. Передавать игровые действия в соответствии со стихами, песней, музыкой.
Персонажи. Ведущий, машинист, бычок, белка, курочка рябушечка, коза рогатая, кукла Таня, кошка, зайка, бараны, петух, козлик и др.
Подготовка к игре. Персонажи (кроме ведущего) вырезаются из картона, к ним приделывают либо подставки, либо с внутренней стороны картинки приклеивают фланель для показа на фланелеграфе. Полезно предварительно поиграть с детьми в подвижную игру "Поезд".
Материал. Игрушечные или вырезанные из картона паровоз и вагоны, из окон которых выглядывают веселые лица детей, зверят. Если соединить их в круговую ленту и вращать, то получим иллюзию длительного движения. Такого же впечатления достигнем, если будем вращать не поезд, а декорации, размещенные также по кольцу. Меняя в них планшеты с изображениями в той части, которую в этот момент дети не видят, можем показать множество объектов, с которыми хотим познакомить детей.
Магнитофонная запись мелодии Н. Метлова "Поезд".
Ход игры. Первую игру начинайте с сюрприза: дети входят в комнату под звуки знакомой мелодии "Поезд". Ведущий (роль ведущего и машиниста паровоза исполняйте сами) дает команду: "Поехали!" - и, вероятнее всего, ребята будут имитировать движение поезда. "Сегодня у нас настоящий поезд",- снимаем покрывало с игрушечного тепловоза и вагонов, а там... уже сидят и дети, и зверята! Давайте спросим их: "Как вы попали в вагон?"
Ведущий (имитируя голоса пассажиров). Мы купили билеты. (Обращаясь к детям.) А вот и наши билеты. (Раздает их.) Усаживаемся в поезд (на стульчики). Пора отъезжать, но поезд не едет! А, нет машиниста. (Заглядывает в кабину тепловоза.) Вот и он!
В окне показывается голова машиниста в форменной фуражке.
Машинист. Сейчас поедем. Ведущий. Загудел паровоз
И вагончики повез.
"Чах-чах,
Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!"
Т. Волгина
Игрушечный поезд начинает движение. Первым идет ведущий, он увлекает за собой детей, которые выстраиваются друг за другом, образуя паровозик.
Все (двигаясь по комнате). 
Вот поезд наш едет, 
Колеса стучат. 
А в поезде нашем 
Ребята сидят.

Ведущий (замедляя движение). 
Почему поезд останавливается? 
Что случилось? (Выставляет бычка.) 
Посмотрите, может быть, бычку нужно помочь?
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
А. Барто

Дети успокаивают бычка, веселят его, затем предлагают ему прокатиться вместе с ними на поезде. Поезд набирает ход.
Все. Поезд мчится, поезд мчится 
Тук-тук-тук-тук-тук!
Сердце радостно стучит: 
Тук-тук-тук-тук-тук!
3. Джаббарзаде

Ведущий.
Дети, посмотрите в окно! (Выставляет белку.) Верно, это белка. 
Но что она делает?
Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке. 
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому... 
Кому в платок,
Кому в зобок, 
Кому в лапочку. (Русская народная потешка)


Дети просят машиниста остановить поезд, так как тоже хотят орешков. Купив у белки орехи, они вновь занимают свои места. Поезд отправляется.

Ведущий. 
Поехали, поехали
За калеными орехами... 
Приехали, приехали 
С грибами, 
С орехами,
Русская народная потешка 
Все. 
Чах-чах,
Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!

Ведущий (меняя декорации и персонажей). 
Стоп! Остановились. 
Кто-то идет через дорогу. 
Смотрите, да это же курочка. 

Все.
Курочка-ряба-
Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
Куда ты пошла? - 
Цыпляток поить.
- На речку. - 
Курочка-рябушечка,
- Курочка-рябушечка, 
За чем ты пошла? 
- За водичкой. - 
Как цыплятки просят пить?
Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Русская народная потешка
Ведущий. Пора ехать, но почему поезд не двигается? Спросим его вместе: "Когда поедем?"
Паровоз: Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь, прибавлю ходу.


С песней "Вот поезд наш едет" ребята "выезжают" из комнаты.
Во второй игре - поездке пригодится "Песенка друзей" С. Михалкова:


 

Мы едем, едем, едем 
В далекие края, 
Хорошие соседи,
Счастливые друзья. 
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, 
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!

Под песню давайте детям эти игрушки.
Придумайте и проиграйте другие сценки, вспомните забавные случаи, которые произошли с детьми, встречи в пути.

Ведущий выводит козу и дразнит ею детей.

Ведущий. Идет коза рогатая, 
Идет коза бодатая 
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока не пьет -
Забодает, забодает, забодает!
Русская народная потешка
Дети, которые вышли навстречу козе, разбегаются со смехом по местам, а ведущий продолжает:


Ведущий. Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила - Бух!
Русская народная потешка
Дети помогают козе выбраться из речки и отправляются в путь. Но вскоре опять происходит непредвиденное, и поезд останавливается.


 


 


 

Ведущий. 
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик. 

Все. 
Тише, 
Танечка, 
не плачь: 
Не утонет в речке мяч.
А. Барто
Оказав помощь Тане, успокоив ее, дети едут дальше. Но что это? Почему такой дым? Неужели кто-то попал в беду? Путешественники просят машиниста срочно остановить поезд.

Ведущий. 
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом! 
Загорелся кошкин дом, 
Идет дым столбом!
Кошка выскочила.
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром
Заливать Кошкин дом,
А лошадка - с фонарем,
А собачка - с помелом.
Серый заюшка - с листом.


Ребята выбегают из поезда и тоже принимаются тушить пожар.
Все. Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас!
Русская народная потешка


Ведущий. 
Молодцы, ребята! 
Выручили кошку из беды.
Теперь можно ехать дальше.

Все занимают свон места и едут дальше, напевая песенку.

 


Ведущий, 
Мы ехали, мы пели,
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.

Все. 
Красота, красота!
Мы везем с собой кота, 
Чижика, собаку, 
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая - 
Вот компания какая!
С. Михалков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatraliz._igry.doc69 КБ

Предварительный просмотр:


Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи театрализованных игр: 

- учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей;

- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;

- упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;

-воспитывать нравственно-этические качества.

Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций,  ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества  нужны для хорошей игры на сцене.

С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» — «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать.

Для начала можно разделить детей на две подгруппы: «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия (рассматривать картины, что-то искать, выполнять работу: пилить, носить воду и т. д.). «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» — «актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа; объясняет значение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные формы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сценическом искусстве существует три главных направления: ремесло, искусство представления, искусство переживания.

Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и переживание артиста и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они.

Так же детям следует объяснить, что творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (в жизни, созданной фантазией, художественным вымыслом). Задача артиста заключается в том, чтобы превратить вымысел пьесы в художественную сценическую быль. Автор любой пьесы очень многое не досказывает (что было с действующим лицом до начала пьесы, что делало действующее лицо между актами). Ремарки автор дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т.д.). Все это артист должен дополнять вымыслом и воображением.

Воображение воскрешает то, что было пережито или увидено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления. Воображение имеет два свойства:

  • воспроизводить образы, пережитые ранее в действительности:
  • комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая образы в новом порядке, группируя их в новое целое.

Воображение должно быть активным, то есть должно активно толкать автора на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать себе воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; кроме того нужна ясность цели, интересное задание. Дети должны с интересом и вниманием участвовать в ходе игры.

Внимание нужно артисту во время пребывания на сцене. Нужно быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание во время пауз; особого внимания требуют реплики партнера.

Кроме внимания у детей очень важно развивать и эмоциональную память, так как на сцене он живет повторными чувствами, ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту.

При общении с бутафорскими предметами актер должен при помощи эмоциональной памяти вызвать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. На сцене пахнет краской или клеем, а актер по ходу пьесы должен сыграть, что на сцене все настоящее.

Театрализованные игры повышают у детей интерес к театрализованной деятельности, повышает их актерское мастерство. И только через игру дети понимают, что от них хочет педагог по театрализованной деятельности.

Театрализованные игры для детей 2 младшей группы.

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку...), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.

Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем. 

Игры–стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П. Савина.)

Туча.

Туча по небу плывет,

И грозу с собой несет.

Ба-ба-бах! Гроза идет!

Ба-ба-бах! Слышны удары!

Ба-ба-бах! Грохочет гром!

Ба-ба-бах! Нам страшно стало!

Мы скорей все в дом идем

И грозу мы переждем.

Показался солнца лучик,

Солнце вышло из-за тучи.

Можно прыгать и смеяться

Тучи черной не бояться!

Мотылек.

Летел мотылек, порхал мотылек!

Присел отдохнуть на грустный цветок.

(Задумчивый, веселый, увядший, сердитый …) 

            Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за  руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп-хлоп!

Топ-топ!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички…(мышки, солдаты, старушки)

             

 Мое настроение.

 Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь!

То бывает посижу,

помечтаю, помолчу!  

Умываемся.

Кран откройся,

Нос умойся,

Воды не бойся!

Лобик помоем,

Щечки помоем,

Подбородочек,

Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо —

Вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять,

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.) (И едут.)

Стоп!

Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

Кошки-мышки.

Эта ручка — Мышка,

 Эта ручка — Кошка,

В кошки-мышки поиграть

 Можем мы немножко.

 Мышка лапками скребет,

 Мышка корочку грызет.

 Кошка это слышит      

 И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

 Убегает в норку.

 Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

Игра с воображаемым объектом

Цель:

- формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

-  воспитывать гуманное отношение к животным.

Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.

Крылья самолета и мягкая подушка.

Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

Кошка выпускает когти.

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки — то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками»).

Вкусные конфеты.

У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

ДЕВОЧКА ЧУМАЗАЯ
По А. Барто и П. Барто
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР ИГРУШЕК


Цель. Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному уча-стию в игре. Воспитывать желание всегда быть чистым.
Персонажи. Ведущий, девочка чумазая.
Материал. Большая кукла из моющегося материала, предметы для туалета: ванночка или таз с теплой водой, мыло, губка, полотенце, чистое белье, одежда.


Ход игры. Принесите куклу-замарашку, усадите ее перед детьми. Сами сядьте среди них. Посмотрите на куклу и удивитесь, до чего же она грязная. Постарайтесь вызвать у ребят отрицательное отношение к неряхе. При первом проведении игры исполняйте все роли сами.
Ведущий: 
Ах ты, девочка чумазая, 
где ты руки так измазала? 
Черные ладошки; 
на локтях - дорожки. 

Девочка чумазая: 
Я на солнышке
лежала, 
руки кверху держала. 
Вот они и загорели.

Впору засмеяться вместе с детьми над наивной ложью замарашки. Но ведущий продолжает спрашивать девочку.

Ведущий. 
Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала? 
Кончик носа черный, 
будто закопченный.

Девочка чумазая: 
- Я на солнышке
лежала, нос кверху держала. 
Вот он и загорел.

Ведущий показывает детям, как девочка нос держала, и заразительно смеется, так, чтобы дети засмеялись тоже. Продолжает вместе с ними разглядывать неряху.

Ведущий. 
Ах ты, девочка чумазая, 
ноги в полосы измазала, 
не девочка, а зебра,
ноги - как у негра.

Все смотрят на нее с улыбкой, но осуждающе.

Девочка чумазая. 
Я на солнышке
лежала,
пятки кверху держала. 
Вот они и загорели.

Все смеются.

Ведущий (покачивая головой).
Ну-ка, дайте мыло, мы ее ототрем.
Ой ли, так ли? 
Так ли дело было?
Отмоем все до капли. 
Ну-ка, дайте мыло!

Кто-либо из детей подает мыло. Ведущий намыливает мочалку и моет куклу.

Ведущий. 
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу, 
царапалась, как кошка... 

Девочка чумазая. 
Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые: 
они же загорелые!

Ведущий (показывает детям куклу)
А ладошки-то отмылись.

(Продолжает мыть девочку, привлекая детей к этим действиям.)

Оттирали губкой нос - 
разобиделась до слез... 
Девочка чумазая. 
Он, мой бедный
носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый: 
Он же загорелый!

Ведущий. 
Ну-ка дети, 
посмотрим: 
а нос тоже отмылся!

(Моет кукле ноги с кем-нибудь из детей.)
Отмывали полосы - 
кричала громким голосом...

Девочка чумазая. 
Ой, боюсь щекотки!
Уберите щетки! 
Не будут пятки белые, 
они же загорелые!

Все смеются. Ведущий показывает детям, что пятки тоже отмылись. Поднимает куклу, вытирает ее вместе с ребенком полотенцем.

Все. Вот теперь ты белая, 
Ничуть не загорелая. 
Все это была грязь.

Ведущий вместе с детьми одевает куклу и дает им поиграть.

В повторной игре предложите детям говорить за куклу, мыть ее - сначала с вашей помощью, а потом и самостоятельно. Постепенно ребята, запомнив слова, ведут диалог сами. Вы же становитесь режиссером.
Чтобы интерес к игре не угасал, введите новые персонажи - игрушки (кот, утенок, пес и др.), которые будут выражать удивление замарашке и осуждать ее наивные попытки провести малышей.
Во время умывания детей кукла - всегда чистая, опрятная - может интересоваться, хорошо ли ребята умылись, насухо ли вытерлись. Можно использовать при этом некоторые строфы стихотворения.

ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ
КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР ИГРУШЕК ИЛИ КАРТИНОК
Цель. Расширять представления ребят о пассажирском транспорте: в поездах люди путешествуют, ездят из одного города в другой, поездом управляет машинист. Воспитывать уважение к людям, которые работают на железнодорожном транспорте. Передавать игровые действия в соответствии со стихами, песней, музыкой.
Персонажи. Ведущий, машинист, бычок, белка, курочка рябушечка, коза рогатая, кукла Таня, кошка, зайка, бараны, петух, козлик и др.
Подготовка к игре. Персонажи (кроме ведущего) вырезаются из картона, к ним приделывают либо подставки, либо с внутренней стороны картинки приклеивают фланель для показа на фланелеграфе. Полезно предварительно поиграть с детьми в подвижную игру "Поезд".
Материал. Игрушечные или вырезанные из картона паровоз и вагоны, из окон которых выглядывают веселые лица детей, зверят. Если соединить их в круговую ленту и вращать, то получим иллюзию длительного движения. Такого же впечатления достигнем, если будем вращать не поезд, а декорации, размещенные также по кольцу. Меняя в них планшеты с изображениями в той части, которую в этот момент дети не видят, можем показать множество объектов, с которыми хотим познакомить детей.
Магнитофонная запись мелодии Н. Метлова "Поезд".
Ход игры. Первую игру начинайте с сюрприза: дети входят в комнату под звуки знакомой мелодии "Поезд". Ведущий (роль ведущего и машиниста паровоза исполняйте сами) дает команду: "Поехали!" - и, вероятнее всего, ребята будут имитировать движение поезда. "Сегодня у нас настоящий поезд",- снимаем покрывало с игрушечного тепловоза и вагонов, а там... уже сидят и дети, и зверята! Давайте спросим их: "Как вы попали в вагон?"
Ведущий (имитируя голоса пассажиров). Мы купили билеты. (Обращаясь к детям.) А вот и наши билеты. (Раздает их.) Усаживаемся в поезд (на стульчики). Пора отъезжать, но поезд не едет! А, нет машиниста. (Заглядывает в кабину тепловоза.) Вот и он!
В окне показывается голова машиниста в форменной фуражке.
Машинист. Сейчас поедем. Ведущий. Загудел паровоз
И вагончики повез.
"Чах-чах,
Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!"
Т. Волгина
Игрушечный поезд начинает движение. Первым идет ведущий, он увлекает за собой детей, которые выстраиваются друг за другом, образуя паровозик.
Все (двигаясь по комнате). 
Вот поезд наш едет, 
Колеса стучат. 
А в поезде нашем 
Ребята сидят.

Ведущий (замедляя движение). 
Почему поезд останавливается? 
Что случилось? (Выставляет бычка.) 
Посмотрите, может быть, бычку нужно помочь?
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
А. Барто

Дети успокаивают бычка, веселят его, затем предлагают ему прокатиться вместе с ними на поезде. Поезд набирает ход.
Все. Поезд мчится, поезд мчится 
Тук-тук-тук-тук-тук!
Сердце радостно стучит: 
Тук-тук-тук-тук-тук!
3. Джаббарзаде

Ведущий.
Дети, посмотрите в окно! (Выставляет белку.) Верно, это белка. 
Но что она делает?
Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке. 
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому... 
Кому в платок,
Кому в зобок, 
Кому в лапочку. (Русская народная потешка)


Дети просят машиниста остановить поезд, так как тоже хотят орешков. Купив у белки орехи, они вновь занимают свои места. Поезд отправляется.

Ведущий. 
Поехали, поехали
За калеными орехами... 
Приехали, приехали 
С грибами, 
С орехами,
Русская народная потешка 
Все. 
Чах-чах,
Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!

Ведущий (меняя декорации и персонажей). 
Стоп! Остановились. 
Кто-то идет через дорогу. 
Смотрите, да это же курочка. 

Все.
Курочка-ряба-
Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
Куда ты пошла? - 
Цыпляток поить.
- На речку. - 
Курочка-рябушечка,
- Курочка-рябушечка, 
За чем ты пошла? 
- За водичкой. - 
Как цыплятки просят пить?
Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Русская народная потешка
Ведущий. Пора ехать, но почему поезд не двигается? Спросим его вместе: "Когда поедем?"
Паровоз: Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь, прибавлю ходу.


С песней "Вот поезд наш едет" ребята "выезжают" из комнаты.
Во второй игре - поездке пригодится "Песенка друзей" С. Михалкова:

Мы едем, едем, едем 
В далекие края, 
Хорошие соседи,
Счастливые друзья. 
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, 
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!

Под песню давайте детям эти игрушки.
Придумайте и проиграйте другие сценки, вспомните забавные случаи, которые произошли с детьми, встречи в пути.

Ведущий выводит козу и дразнит ею детей.

Ведущий. Идет коза рогатая, 
Идет коза бодатая 
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока не пьет -
Забодает, забодает, забодает!
Русская народная потешка
Дети, которые вышли навстречу козе, разбегаются со смехом по местам, а ведущий продолжает:


Ведущий. Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила - Бух!
Русская народная потешка
Дети помогают козе выбраться из речки и отправляются в путь. Но вскоре опять происходит непредвиденное, и поезд останавливается.

Ведущий. 
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик. 

Все. 
Тише, 
Танечка, 
не плачь: 
Не утонет в речке мяч.
А. Барто
Оказав помощь Тане, успокоив ее, дети едут дальше. Но что это? Почему такой дым? Неужели кто-то попал в беду? Путешественники просят машиниста срочно остановить поезд.

Ведущий. 
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом! 
Загорелся кошкин дом, 
Идет дым столбом!
Кошка выскочила.
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром
Заливать Кошкин дом,
А лошадка - с фонарем,
А собачка - с помелом.
Серый заюшка - с листом.


Ребята выбегают из поезда и тоже принимаются тушить пожар.
Все. Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас!
Русская народная потешка


Ведущий. 
Молодцы, ребята! 
Выручили кошку из беды.
Теперь можно ехать дальше.

Все занимают свон места и едут дальше, напевая песенку.


Ведущий, 
Мы ехали, мы пели,
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.

Все. 
Красота, красота!
Мы везем с собой кота, 
Чижика, собаку, 
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая - 
Вот компания какая!
С. Михалков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"...

Театрализованная игра "Хватай- держи" Конкурсная работа отмеченная дипломом V Городского Музыкально-Театрализованного Фестиваля «Звуки Музыки»

 В театрализованной игре «Хватай держи» дети раскрывают свои музыкальные и артистические способности, исполняя арии Мышей, Кота и  Хозяйки, в одноименной мини-опере на муз...

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованние игры, дидактические игры)

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованные игры, дидактические игры)...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...