Консультация для родителей "Познавательная активность в развитии детей"
консультация (младшая группа)

Кулебякина Елена Алексеевна
Познавательная активность - формирует основу для успешного развития ребенка в целом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx50.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Познавательная активность в развитии детей

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелою рукой, они красиво зазвучат. В.А. Сухомлинский

Дети по своей натуре активны и любознательны.  Они постоянно интересуются: кто, что, зачем, как и почему, и т.д.?

 Благодаря природной любознательности, дети довольно быстро усваивают огромный по объёму поток информации, активно познают окружающий мир.

Но нам, взрослым, важно понимать, что самостоятельно сформировать представления об окружающем мире ребенок не сможет.  Именно мы - главные помощники детей в их познавательном развитии.

То, что дети смогут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л.С. Выготский

Познавательное развитие – это одна из важнейших составляющих общего развития и воспитания детей дошкольного возраста. Уровень познавательного развития детей дошкольного возраста формирует основу для его успешного обучения в школе и успех его развития в целом.  

Важно научить ребёнка мыслить, развить в нём независимость суждений и оценок, подвести к установлению причинно-следственных связей, позволяющих осознанно воспринимать окружающее и расширять кругозор.

 Как же помочь ребенку расширить его познавательные способности?

Поддерживать интерес к познанию. Не давать готовые ответы, а направлять на самостоятельный поиск решения.

 

Прежде всего, необходимо поддерживать у ребёнка интерес к познанию чего-либо. Не торопитесь давать ему готовые ответы, а терпеливо направляйте его на самостоятельный поиск решения, побуждайте к наблюдению, поощряйте любознательность и инициативу, внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и поощряйте его достижения. Казалось бы, простые педагогические истины, но они требуют от родителей большого терпения, внимания, времени, любви, уважения интересов ребёнка и его права на ошибку, умения быть для него интересным партнёром.

Не оставлять без ответа вопросы. Можно кратко и доступно объяснить интересующие ребёнка факты, провести опыт или эксперимент. 

 Если ребенок задает вам вопросы, не оставляйте его без ответа. Отвечать на вопросы малыша можно: а) кратко и доступно объяснить интересующие ребёнка факты, или  провести опыт или эксперимент, чтобы ускорить наблюдаемые процессы, а также провести наблюдение за интересующими ребенка предметами, явлениями живой и неживой природы во время совместных прогулок.

 Процесс познавательного развития необходимо постоянно поддерживать. Например: если у ребёнка не появляются вопросы или не возникает интерес к каким-либо примечательным фактам, то взрослому нужно самому заинтересовывать его, задав проблемные вопросы. Угасание интереса ребёнка к окружающему приводит к умственной пассивности, безразличию, сужению кругозора, что в дальнейшем может негативно сказаться на школьных успехах.

Использовать игры. Через игру дети расширяют представления о предметах и их свойствах, осваивают способы использования предметов и их назначение.

Для расширения познавательной активности у детей можно и нужно использовать игры. Через игру дети расширяют представления о предметах и их свойствах (материалах), осваивают способы использования предметов и их назначение. В играх моделируются взаимодействия и отношения людей, наполняются представлениями детей о трудовой деятельности взрослых. В игре развиваются фантазия, совершенствуется речь, формируются познавательные интересы.

Рассматривать картины, иллюстрации, предметные картинки, рисунки, слайды, видеофильмы, схемы. Это способствует развитию мышления, обогащает речь и воображение детей, расширяет их кругозор.

  Для познавательного развития важным становится рассматривание картин, иллюстраций, предметных картинок, рисунков, слайдов, видеофильмов, схем и пр. Данный вид совместной деятельности позволяет ребёнку обнаружить знакомые свойства и предметы, сравнить их с другими свойствами и предметами; найти сходства и различия между ними; установить взаимосвязи между объектами; он также способствуют развитию мышления, обогащает речь и воображение детей, расширяет их кругозор, позитивно влияют на развитие любознательности ребёнка.

Конструировать. Ребёнок познаёт форму, величину, цвет, пространственные отношения, осваивает свойства материалов. 

Познавательное начало заложено в конструировании из различного материала (кубиков, «Лего», бумаги и пр.). Ребёнок познаёт форму, величину, цвет, пространственные отношения, осваивает свойства материалов, пытается их учитывать при создании конструктивного образа. Конструируя, ребёнок должен предвидеть результат своей деятельности, определять этапы выполнения работы, способы её организации, что развивает умение планировать, важное при подготовке ребёнка к школьному обучению. Чтобы конструирование не только позволяло занять ребёнка делом, но и несло развивающий эффект, необходима помощь родителей, для того чтобы посоветовать рациональные (вариативные) приёмы и способы работы, поощрять его инициативу.

 

Также важно помнить, что на развитие познавательных способностей детей в дошкольном возрасте сильно влияет поддержка и похвала, которая подкрепит мотивацию малыша. 

Хвалите ребенка! Удачи Вам!

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физиологическое значение двигательной активности в развитии детей раннего возраста.

 Тема: Физиологическое значение  двигательной активности в развитии детей раннего возраста. Ребёнок раннего возраста – это путешественник, первооткрыватель. Именно в раннем возрасте наблюдается большо...

План по самообразованию на тему: "Подвижная игра как основной стимулятор к физической активности в развитии детей дошкольного возраста."

В предложенном материале излагается план по самообразованию, который был разработан мною по подвижным играм....

Консультация для родителей «Роль двигательной активности для развития детей»

Рассказать родителям о формах двигательной активности и их влиянии на развитие ребёнка....

Статья «Значение двигательной активности в развитии детей старшего дошкольного возраста»

В статье рассказывается о роли двигательной активности в развитии дошкольников. Также перечисляются виды спортивного инвентаря, который необходим для развития тех или иных физических качеств у детей....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...