Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (1-2 года)
картотека (младшая группа)

Ломовицкая Ирина Александровна
Игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (1-3 года)

Сенсорное воспитание - это одна из важных форм воспитания детей раннего возраста. Сенсорное развитие создает фундамент для интеллектуального развития маленького ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира в последующем формируется познание. Усвоение знаниями и умениями вызывает постоянное внимание к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Именно этот возраст благоприятен для развития и формирования деятельности органов чувств, накопления представлений мире, который его окружает.

 

Игра «Большой, поменьше, маленький»

Оборудование: геометрические фигуры разного размера.

Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, умение различать основные цвета.

Как играть: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т. д. на усмотрение фантазии воспитателя.

 

Игра  «Красный, желтый, синий, зеленый»

Оборудование: цветные картинки, игрушки, цветы, одежда разных цветов.

Цель: Учить различать называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

Как играть: Занятие проводится с 3-4 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов)

Воспитатель показывает картинку определенного цвета или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

 

Игра  «Цветные колпачки»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

 

Игра «Нанизай кольца на шнурок»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами, развивать мускулатуру кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый)

 

Игра  «Ведерко для матрешки»

Оборудование: Набор матрешек и ведерок разного цвета.

Цель: Продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать, мышление, память, разговорную речь.

Как играть: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цветов ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

 

Игра «Вставь втулочку»

Цель: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.

Как играть: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает и свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное»

 

Игра «Бусинки»

Оборудование: Бусинки, пинцет, чашечки.

Цель: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

Как играть: Игра проводится с 2 детьми, потому, что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

 

Игра «Зашнуруй сапожок»

Цель: Учить выполнять действия со шнуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, мышление.

Как играть: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

 

Игра «Разноцветные капли»

Оборудование: баночки с разноцветной гуашью.

Цель: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.

Как играть: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

 

Игра «Длинный - короткий»

Оборудование: Ленточки, плоскостные палочки разной длины и цвета.

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «Длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.

Как играть: Игра проводится с 2-3 детьми. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

 

Игра «Вкладыши»

Оборудование: Геометрические фигуры, трафареты для фигур.

Цель: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

Как играть: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 человек. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (1-3 года)

Сенсорное воспитание - это одна из важных форм воспитания детей раннего возраста. Сенсорное развитие создает фундамент для интеллектуального развития маленького ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира в последующем формируется познание. Усвоение знаниями и умениями вызывает постоянное внимание к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Именно этот возраст благоприятен для развития и формирования деятельности органов чувств, накопления представлений мире, который его окружает.

Игра «Большой, поменьше, маленький»

Оборудование: геометрические фигуры разного размера.

Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, умение различать основные цвета.

Как играть: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т. д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Игра  «Красный, желтый, синий, зеленый»

Оборудование: цветные картинки, игрушки, цветы, одежда разных цветов.

Цель: Учить различать называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

Как играть: Занятие проводится с 3-4 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов)

Воспитатель показывает картинку определенного цвета или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

Игра  «Цветные колпачки»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

Игра «Нанизай кольца на шнурок»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами, развивать мускулатуру кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый)

Игра  «Ведерко для матрешки»

Оборудование: Набор матрешек и ведерок разного цвета.

Цель: Продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать, мышление, память, разговорную речь.

Как играть: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цветов ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

Игра «Вставь втулочку»

Цель: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.

Как играть: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает и свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное»

Игра «Бусинки»

Оборудование: Бусинки, пинцет, чашечки.

Цель: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

Как играть: Игра проводится с 2 детьми, потому, что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

Игра «Зашнуруй сапожок»

Цель: Учить выполнять действия со шнуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, мышление.

Как играть: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

Игра «Разноцветные капли»

Оборудование: баночки с разноцветной гуашью.

Цель: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.

Как играть: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

Игра «Длинный - короткий»

Оборудование: Ленточки, плоскостные палочки разной длины и цвета.

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «Длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.

Как играть: Игра проводится с 2-3 детьми. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

Игра «Вкладыши»

Оборудование: Геометрические фигуры, трафареты для фигур.

Цель: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

Как играть: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 человек. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста"

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребёнка - превращать любые занятия и обязанности в игру....

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Вашему вниманию предоставляется картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию младших дошкольников....

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

В картотеке представлены игры для сенсорного развития детей раннего возраста. Картотеку могут использовать педагоги и родители в домашних условиях в период самоизоляции...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности,интеллектуальных операций и представляющих собой основу обучения.Решение дидактической задачи происходит в игровой форме;внимание р...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста»

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками....