Конспект индивидуально-подгруппового занятия в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
упражнять детей в дифференциации звуков [С], [Сь].
- упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
- формировать умение употреблять слова – паронимы.
- упражнять в делении слов на слоги.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуально-подгруппового занятия в подготовительной группе.
Тема. Дифференциация звуков [С], [Сь]
Цель: закрепить навык четкого произношения и различения звуков [С],[Сь] в слогах, словах, фразовой речи.
Задачи:
1. Образовательные:
- упражнять детей в дифференциации звуков [С], [Сь].
- упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
- формировать умение употреблять слова – паронимы.
- упражнять в делении слов на слоги.
2. Развивающие:
- развивать фонематический слух.
- обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Признаки зимы».
- развивать артикуляционную моторику.
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
- развивать координацию речи с движением.
- учить составлять распространенные предложения.
3. Воспитательные.
- воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки со звуками[С],[Сь], предметные картинки по лексической теме "Признаки зимы", графический образ буквы, демонстрационные звуковые схемы, демонстрационная касса букв, контейнеры со звуковыми схемами( по количеству детей), кассы букв ( по количеству детей).
Ход занятия
I.Организационный момент
- Какое сейчас время года? (Зима.) Покажите, что вы замерзли и съежились, согрелись и расслабились.
- Сядет тот, кто назовет слово ласково:
Зима – зимушка, холод – холодок, снег – снежок, лед – ледок, ветер – ветерок,
Артикуляционная гимнастика
(трубочка-заборчик, , испекли блинчик, подули на блинчик, съели блинчик, покачались на качелях в домике, поиграли в футбол, горка, съехали с горки, желобок, подули в желобок ,почистили нижние зубки).
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Снег скрипит».
1 - ходьба на месте, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!»
Повторять 3-4 раза.
II. Основная часть
- Ребята, отгадайте загадки:
«Сели детки на карниз и растут все время вниз». (Сосульки.) Какой звук дважды повторяется в этом слове? (Звук с.)
Дети: звук [С].
- Мы сейчас с вами вспомним характеристику звука. Давайте произнесем звук [С] громко, тихо.
Артикуляционная характеристика звука:
- Как ведут себя губы? (в улыбке)
- Что делают зубы? (сближены)
- Что делает язык? (широкий язык упирается в нижние зубы)
- Когда мы произносим звук [С], какая у нас воздушная струя? (воздушная струя холодная, проверяем тыльной стороной руки)
Акустическая характеристика звука:
- Ребята, а звук [С] какой он: гласный или согласный? (согласный)
- А звук [С] твердый или мягкий? (твердый)
- Каким цветом будет обозначаться? (обозначается синим цветом)
- Да, верно звук [С] - согласный, твердый, обозначаем синим цветом.
- Послушайте еще загадку. «Скатерть бела, весь свет одела».(Снег.)
- Какой звук вы слышали чаще других звуков? (звук [Сь])
- Мы сейчас с вами повторим характеристику звука. Давайте произнесем звук [Сь] громко, тихо.
Артикуляционная характеристика звука:
- Как ведут себя губы? (в улыбке)
- Что делают зубы? (сближены)
- Что делает язык? (широкий язык упирается в нижние зубы)
- Когда мы произносим звук [Сь], какая у нас воздушная струя? (воздушная струя холодная, проверяем тыльной стороной руки)
Акустическая характеристика звука:
- Ребята, а звук [Сь] какой он: гласный или согласный? (согласный)
- Почему? (во рту есть преграда, его нельзя петь)
- Звонкий или глухой? (глухой, голос не звенит)
- А звук [Сь] твердый или мягкий? (мягкий)
- Каким цветом будет обозначаться? (обозначается зеленым цветом)
- Да, верно звук [Сь] - согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.
Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы будем различать звуки С – СЬ
Произношение звуков с – сь в слогах. Синтез слогов.
Игра «Скажи наоборот»
- Я бросаю мячик и называю вам слоги с твердыми согласными , а вы их «возвратите» с мягкими согласными: са….(ся), со…(се), су…(сю),
Пальчиковая гимнастика - поиграем с пальчиками.
Раз, два, три, четыре,
(Загибают пальчики)
Мы с тобой снежок лепили.
( "Лепят снежок")
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе,
(Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий.
( Грозят пальником)
Раз — подбросим.
("Подбрасывают")
Два — поймаем.
(Приседают, "ловят")
Три — уроним.
(Встают, "роняют")
И... сломаем.
(Топают)
Произношение звуков С – СЬ в словах.
Выставляется картина Г. А. Тумаковой «Саша и снеговик».
- Придумайте мальчику имя со звуком С (Саша.) Кого еще вы видите на картине? (снеговика, птиц.) А есть ли на картине птицы, в названии которых есть звуки С, СЬ? Назовите их. (Снегири, синицы.)
Подбор родственных слов. Слогообразование.
Ребята, давайте подарим Сане и Сене картинки. Сане с твердым звуком С, а Сене с мягким звуком Сь. Дети выбирают картинку, дарят её Сане или Сене, определяют место звука в слове.
Звуко-буквенный анализ слова САНИ:
Л. Посчитаем, сколько звуков. (4)
Назовите первый звук (С) (согласный твердый)
Назовите второй звук (А)(гласный)
Назовите третий звук. (Нь)(согласный мягкий)
Назовите четвертый звук. (И) (гласный_
Назовите гласные звуки в слове САНИ? (А, И)
Выкладываем звуковую схему слова САНИ.
Физминутка
Уж ты, зимушка-зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга воет, Вдоль по улице метет. Белым снегом замело Все дороги занесло, Все дороги, все пути – Ни проехать, ни пройти. | Ритмично хлопают в ладоши. Ходят на месте. Поднимают руки вверх, плавно машут ими. Опускают руки вниз, плавно машут ими. Вытягивают руки вперед. Разводят руки в стороны. Поднимают руки вверх. Ставят руки на пояс. |
«Зимушка-зима»
Игра «Замени звук» (замени первый звук в слове на звук С, Сь)
Тоня – Соня
Лук – сук
Бор – сор
Торт – сорт
Лена – сено
Била – сила
Зима – Сима
Составьте предложение с одним из слов - паронимов
Игра «Подбери родню к слову СНЕГ» (подбираем похожие, родственные слова).
Помогут вам стишки, которые сочинил снеговик.
С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Эти сказочные сани,
Даже в гору едут сами (Снегоход)
В зимний день по снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад
Мой веселый... (снегокат)
Повтор слов родственников (снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири, снегоход, снегокат).
III.Итог занятия.
Ребята, с какими звуками познакомились сегодня на занятии? (со звуками [С], [Сь])
В какой букве живут эти звуки? (в букве С).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"
автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"
Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"
Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»
Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...
Конспект индивидуально-подгруппового комплексного занятия "Звуки Л, Р в лексической теме «Игрушки».
Конспект индивидуально-подгруппового комплексного занятия "Звуки Л, Р в лексической теме "Игрушки" для детей 7-го года жизни....

Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия детей старшего возраста «Познавательная поездка Маши»
Постановка звука /Ш/...

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия
Формирование первичных речевых умений и навыков. Автоматизация изолированного звука [Ж]....
