Конспект индивидуально-подгруппового занятия в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Малыгина Екатерина Сергеевна

упражнять  детей в дифференциации звуков [С], [Сь].

- упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.

- формировать умение употреблять слова – паронимы.

- упражнять в делении слов на слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualno.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуально-подгруппового занятия в подготовительной  группе.

Тема. Дифференциация звуков [С], [Сь]

Цель: закрепить навык четкого произношения и различения звуков [С],[Сь] в слогах, словах,  фразовой речи.

Задачи:

1. Образовательные:

- упражнять  детей в дифференциации звуков [С], [Сь].

- упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.

- формировать умение употреблять слова – паронимы.

- упражнять в делении слов на слоги.

2. Развивающие:

- развивать фонематический слух.

- обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Признаки зимы».

- развивать артикуляционную моторику.

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

-  развивать координацию речи с движением.

- учить составлять распространенные предложения.

3. Воспитательные.

-  воспитывать умение выполнять задания по инструкции.

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки со звуками[С],[Сь],  предметные картинки по лексической теме "Признаки зимы", графический образ буквы, демонстрационные звуковые схемы, демонстрационная касса букв, контейнеры со звуковыми схемами( по количеству детей), кассы букв ( по количеству детей).

Ход занятия

I.Организационный момент

- Какое сейчас время года? (Зима.) Покажите, что вы замерзли и съежились, согрелись и расслабились.

- Сядет тот, кто назовет слово ласково:

Зима – зимушка, холод – холодок, снег – снежок, лед – ледок, ветер – ветерок,

Артикуляционная гимнастика

(трубочка-заборчик, , испекли блинчик, подули на блинчик, съели блинчик, покачались на качелях в домике, поиграли в футбол, горка, съехали с горки, желобок, подули в желобок ,почистили нижние зубки).

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Снег скрипит».

1 - ходьба на месте, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!»

Повторять 3-4 раза.

II. Основная часть

- Ребята, отгадайте загадки:

«Сели детки на карниз и растут все время вниз». (Сосульки.) Какой звук дважды повторяется в этом слове? (Звук с.)

Дети: звук [С].

- Мы сейчас с вами вспомним характеристику звука. Давайте произнесем звук [С] громко, тихо.

Артикуляционная характеристика звука:

- Как ведут себя губы?  (в улыбке)

- Что делают зубы? (сближены)

- Что делает язык? (широкий язык упирается в нижние зубы)

- Когда мы произносим звук [С], какая у нас воздушная струя? (воздушная струя холодная, проверяем тыльной стороной руки)

Акустическая характеристика звука:

- Ребята, а звук [С] какой он: гласный или согласный? (согласный)

- А звук [С] твердый или мягкий? (твердый)

- Каким цветом будет обозначаться? (обозначается синим цветом)

- Да, верно звук [С] - согласный, твердый, обозначаем синим цветом.

- Послушайте еще загадку. «Скатерть бела, весь свет одела».(Снег.)

- Какой звук вы слышали чаще других звуков? (звук [Сь])

- Мы сейчас с вами повторим характеристику звука. Давайте произнесем звук [Сь] громко, тихо.

Артикуляционная характеристика звука:

- Как ведут себя губы?  (в улыбке)

- Что делают зубы? (сближены)

- Что делает язык? (широкий язык упирается в нижние зубы)

- Когда мы произносим звук [Сь], какая у нас воздушная струя? (воздушная струя холодная, проверяем тыльной стороной руки)

Акустическая характеристика звука:

- Ребята, а звук [Сь] какой он: гласный или согласный? (согласный)

- Почему? (во рту есть преграда, его нельзя петь)

- Звонкий или глухой? (глухой, голос не звенит)

- А звук [Сь] твердый или мягкий? (мягкий)

- Каким цветом будет обозначаться? (обозначается зеленым  цветом)

- Да, верно звук [Сь] - согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии мы будем различать звуки С – СЬ

Произношение звуков с – сь в слогах. Синтез слогов.

Игра «Скажи наоборот»

- Я бросаю мячик и называю вам слоги с твердыми согласными , а вы их «возвратите» с мягкими согласными: са….(ся), со…(се), су…(сю),

Пальчиковая гимнастика - поиграем с пальчиками.

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок лепили.

( "Лепят снежок")

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе,

(Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.

( Грозят пальником)

Раз — подбросим.

("Подбрасывают")

Два — поймаем.

(Приседают, "ловят")

Три — уроним.

(Встают, "роняют")

И... сломаем.

(Топают)

Произношение звуков С – СЬ в словах.

Выставляется картина Г. А. Тумаковой «Саша и снеговик».

- Придумайте мальчику имя со звуком С (Саша.) Кого еще вы видите на картине? (снеговика, птиц.) А есть ли на картине птицы, в названии которых есть звуки С, СЬ? Назовите их. (Снегири, синицы.)

Подбор родственных слов. Слогообразование.

Ребята, давайте подарим Сане и Сене картинки. Сане с твердым звуком С, а Сене с мягким звуком Сь. Дети выбирают картинку, дарят её Сане или Сене, определяют место звука в слове.

Звуко-буквенный анализ слова САНИ:

Л. Посчитаем, сколько звуков. (4)

Назовите первый звук (С) (согласный твердый)

Назовите второй звук  (А)(гласный)

Назовите третий звук.  (Нь)(согласный мягкий)

Назовите четвертый звук. (И) (гласный_

Назовите гласные звуки в слове САНИ? (А, И)

Выкладываем звуковую схему слова САНИ.

Физминутка

Уж ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга воет,

Вдоль по улице метет.

Белым снегом замело

Все дороги занесло,

Все дороги, все пути –

Ни проехать, ни пройти.

Ритмично хлопают в ладоши.

Ходят на месте.

Поднимают руки вверх, плавно машут ими.

Опускают руки вниз, плавно машут ими.

Вытягивают руки вперед.

Разводят руки в стороны.

Поднимают руки вверх.

Ставят руки на пояс.

«Зимушка-зима»

Игра «Замени звук» (замени первый звук в слове на звук С, Сь)

Тоня – Соня

Лук – сук

Бор – сор

Торт – сорт

Лена – сено

Била – сила

Зима – Сима

Составьте предложение с одним из слов - паронимов

Игра  «Подбери родню к слову СНЕГ» (подбираем похожие, родственные слова).

Помогут вам стишки, которые сочинил снеговик.

С неба все скользят пушинки — 
Серебристые ... (Снежинки.) 
На посёлки, на лужок 
Все снижается ... (Снежок.) 
Вот веселье для ребят — 
Все сильнее ... (Снегопад.) 
Все бегут вперегонки, 
Все хотят играть в ... (Снежки.) 
Словно в белый пуховик 
Нарядился ... (Снеговик.) 
Рядом снежная фигурка — 
Эта девочка — ... (Снегурка.) 
На снегу-то, посмотри — 
С красной грудкой ... (Снегири.) 
Эти сказочные сани,

Даже в гору едут сами (Снегоход)

В зимний день по снежной корке

Он меня катает с горки.

С ветерком промчаться рад

Мой веселый... (снегокат)

Повтор слов родственников (снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири, снегоход, снегокат).

III.Итог занятия.

Ребята, с какими звуками познакомились сегодня на занятии? (со звуками [С], [Сь])

В какой букве живут эти звуки? (в букве С).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового комплексного занятия "Звуки Л, Р в лексической теме «Игрушки».

Конспект индивидуально-подгруппового комплексного занятия "Звуки Л, Р в лексической теме "Игрушки" для детей 7-го года жизни....

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия

Формирование первичных речевых умений и навыков. Автоматизация изолированного звука [Ж]....