Проект «Декоративно-прикладное творчество в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
проект

Казакова Лариса Ивановна

Первое чувство гражданственности и патриотизма: чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Именно поэтому родная культура, традиции, творчество как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

 г.Гагарин Смоленская область

   Проект

«Декоративно-прикладное творчество в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

                                                             

г. Гагарин

 Пояснительная записка

Актуальность

«Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи». Д.С. Лихачев.

Любовь к родине. И важно, и сложно, и нужно… невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего отечества.

Для формирования чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом не следует забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает «от сердца».

Первое чувство гражданственности и патриотизма: чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Именно поэтому родная культура, традиции, творчество как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства.

Образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Снежинка» ставит следующие задачи:

-патриотическая направленность: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;

- направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей: воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. 

Мы учим детей любить родителей, помогать им. Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, надо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей. 

Поиск новых форм работы с родителями остается  актуальным. Наш детский сад проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

 •    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

 •    объединение усилий для развития и воспитания детей;

 •    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

 •    активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

  Неотъемлемым средством патриотического воспитания служит деятельность детей. Деятельность может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям, и чтобы они охотно принимали в ней участие. Таким видом деятельности и является модульное оригами. Благодаря, казалось бы, простым занятиям, -  конструированию из бумаги и созданию аппликаций - происходит наиболее полная и гармоничная выработка положительных качеств в следующих направлениях: умственное воспитание, эстетическое развитие, физическое укрепление организма, нравственное и духовное становление личности.

Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством взрослых людей - педагогов. Результатом данной деятельности должен стать определенный продукт. Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей.

Продуктивный метод, заключающийся в процессе изображения, позволяет закрепить отношение к тому, что изображено. В этот момент ребенок особенно ярко переживает все те чувства, которые он испытал в процессе восприятия.

В это время наиболее ярко проявляется связь между стремлением малышей создать тот или иной продукт и расширением их познавательных способностей, разных процессов и качеств, эмоциональной области, волевой сферы развития.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Формирование у ребенка определенной позиции «я сделал это сам» важно дня его развития. Получение результата становится для ребенка, критерием по которому он может судить о себе, своих возможностях. А понимание того, что он достиг результата вместе с мамой, еще важнее.

 Началом реализации проекта стало создание модульных панно и участие во Всероссийской акции «Открытка для ветерана», проводимой Центральным Домом Российской Армии Министерства Обороны РФ, и посвященной Дню Победы в 2023 году. В ходе работы над проектом были созданы два творческих панно в технике модульное оригами: «Храм Казанской Божьей Матери» в городе Гагарин (размер 120см х 160см, 4800 модулей) 2022 год и «Ю.А.Гагарин-наш земляк» (размер 160 см х160 см, 6 400 модулей) 2023год. Один модуль-это квадрат со стороной в 2 см.  

 Наши дети и их родители являются постоянными участниками патриотического проекта на федеральном уровне «Ангелы мира», проводимым Центральным Домом Российской Армии им. М.В.Фрунзе  Министерства Обороны РФ  с начала его создания (изготовление сувениров и подарков для больных детей, ветеранов ВС РФ, военнослужащих).

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Цель: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, при взаимодействии с семьей. 

Тип: практико-ориентированный

Вид: творческий.

Сроки реализации проекта: постоянно действующий.

Участники проекта: педагоги и сотрудники детского сада, воспитанники и родители.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Ожидаемые результаты:

На этапе завершения дошкольного образования созданы предпосылки к становлению активной гражданской позиции и патриотического сознания дошкольников, как основы личности гражданина России, а также укрепление гражданской позиции родителей воспитанников.

Содержание проекта

I этап – организационно-подготовительный

Изучение литературы по различным видам оригами. Работа с интернет – ресурсами.

Изучение творческих разработок и проектов в области модульного оригами, декоративно-прикладного творчества, подбор материалов для выполнения работ.

Проведение мастер-класса для родителей по ознакомлению с техникой оригами и изготовлению основного модуля, создание мастер-классов для родителей по изготовлению открыток.

Совместное с воспитателями планирование работы по направлению нравственно-патриотическое воспитание.

Составление и разработка плана работы по взаимодействию с социальными партнерами : Центральным Домом Российской армии им. М.В.Фрунзе Министерства Обороны РФ, Благотворительным фондом «Седьмой лепесток».

II этап- практический

Сроки

Мероприятия

март

Встреча с родителями и воспитанниками «Волшебный мир оригами». Просмотр презентации. Представление работ педагога и практическое занятие по складыванию основного модуля.

апрель  

Встреча с родителями и воспитанниками «Модули бывают разные». Просмотр презентации.

апрель–             по настоящее время

Продуктивная деятельность детей в рамках организованной образовательной деятельности по теме «Открытка для ветерана». Проведение акции для родителей  «Открытка для ветерана».

ноябрь

Акция для педагогов и родителей: изготовление модулей для панно «Храм Казанской Божьей Матери» в городе Гагарин. Сборка картины – коллективная работа педагогов.

январь

Участие картины «Храм Казанской Божьей Матери» в фестивале творчества детей и взрослых «Вера. Надежда. Любовь» в рамках муниципального этапа Рождественских образовательных чтений.

февраль

Акция для педагогов и родителей: изготовление модулей для панно «Ю.А.Гагарин – наш земляк». Сборка работы - коллективная работа педагогов.

апрель

Участие  в муниципальной выставке «По звездному пути », посвященной 55-летию полета Ю.А.Гагарина в космос

апрель

Участие в  муниципальном этапе областного конкурса «Знаете, каким он парнем был», посвященному 55-летию полета Ю.А.Гагарина в космос.

апрель

Участие  в Международном конкурсе «Дорога к звездам» на дидактическом интернет-сайте «Страна Мастеров», при поддержке Федерального научно-методического центра им. Л.В.Занкова.

апрель– по настоящее время

Продуктивная деятельность детей в рамках организованной образовательной деятельности по теме «Открытка для ветерана». Проведение акции для родителей «Открытка для ветерана». Организатор Центральный Дом Российской Армии Министерства Обороны РФ.

май

Мастер-класс для воспитателей «Изготовление оберега из ткани «Ангел». Благотворительная  акция по изготовлению сувениров для онкобольных детей и одиноких пожилых людей . Организатор Центральный Дом Российской Армии Министерства Обороны РФ.

ноябрь

Мастер-класс для родителей «Изготовление оберега из ткани «Ангел». Благотворительная  акция по изготовлению сувениров для онкобольных детей и одиноких пожилых людей Организатор Центральный Дом Российской Армии Министерства Обороны РФ.

ноябрь

 Мастер-класс для воспитателей «Изготовление игрушки из ткани «Зайчик на пальчик». Благотворительная  акция по изготовлению сувениров для онкобольных детей и одиноких пожилых людей Организатор Центральный Дом Российской Армии Министерства Обороны РФ.

декабрь

Мастер-класс для родителей «Изготовление игрушки из ткани «Зайчик на пальчик». Благотворительная  акция по изготовлению сувениров для онкобольных детей и одиноких пожилых людей Организатор Центральный Дом Российской Армии Министерства Обороны Р.Ф.

декабрь

Продуктивная деятельность детей в рамках организованной образовательной деятельности по теме «Новогодняя открытка для солдата». Проведение акции для родителей «Новогодняя открытка для солдата», «Новогодняя открытка для ветерана». Организатор Центральный Дом Российской Армии Министерства Обороны РФ.

2022

 Фестиваль детского творчества «Мир глазами детей» Номинация: Декоративно-прикладное творчество и Изобразительное искусство «Светлый праздник Пасхи!»

2023

Всероссийский фестиваль детского творчества «Мир глазами детей» номинация «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство»

2021

Конкурс  «Звездный сын Земли», посвященного 60-летию Первого полета человека в космос в рамках Всероссийского фестиваля детского творчества «Мир глазами детей» в номинации «Изобразительное искусство»

2022

I Всероссийский  творческий конкурс детей и подростков «МЫ ГОРДИСЯ НАШИМ ТРИКОЛОРОМ»

Апрель 2023

Мультимедийная выставка Просто# КОСМОС, организованная ЦДРА им. Фрунзе

Май 2023 г.

Всероссийская патриотическая акция «Окна Победы»

В течение 2023 г.

Акция «Рисунок солдату», в поддержку Российской армии в СВО. Взаимодействие с  Центральным Домом Российской Армии Министерства Обороны РФ, общественной организацией «Народный фронт».

Ноябрь 2023 г.

Акция «Открытка для мамы солдата», в поддержку матерей военнослужащих, участников ВСО. Взаимодействие с  Центральным Домом Российской Армии Министерства Обороны РФ.

Акции «Поздравь ветерана», «Открытка для солдата» - являются постоянно действующими в рамках проекта «Ангелы мира», проводимого Центральным домом Российской Армии им. М.В.Фрунзе. Все  участники образовательного процесса активно участвуют в благотворительных акциях по изготовлению сувениров для больных детей и детей-сирот, а также одиноких пожилых людей, проводимых Центральным Домом Российской Армии Министерства Обороны РФ. С начала специальной военной операции воспитанники нашего детского сада  для солдат передают рисунки, открытки и сувениры. С 2023 года взаимодействуем с общественной организацией «Народный фронт» (передаем ангелов, рисунки и открытки для солдат)

III этап –  результаты

По завершению дошкольного образования  наши воспитанники имеют устойчивые предпосылки для дальнейшего гармоничного духовного развития личности  с  привитыми  ему основополагающими  принципами нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России.

В 2022-2023 учебном году в проекте приняли участие 55 детей старшего дошкольного возраста, 20 родителей, 10 педагогов.

          Продукты творчества наших детей и родителей были представлены на различных мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровнях.

Выводы и практическая значимость проекта

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, пережитые вместе с мамой, играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: игрушки, сделанные своими руками, поделки, смастеренные вместе с родителями, яркие события жизни. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. 

Таким образом, можно сказать, что декоративно - прикладное творчество играет большую роль в патриотическом воспитании дошкольников, так как оно позволяет в большей степени закрепить и расширить знания детей о Родине, родном крае, природе, русских традициях и народах России, проявить свои творческие способности, увидеть результаты своей работы; позволяет максимально привлечь родителей к сотрудничеству в области нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста

ТЕМА  «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста».Статья из опыта работы.Номинация «Мы сохраним славу России»....

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современное российское общество остро нуждается в активных, компетентных гражданах. Эта потребность объясняется, прежде всего, стремлением к стабилизации экономического и социального роста, дальнейшег...

воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Чувствопатриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со все...

Совместный проект: «Детский сад и семья в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Совместный проект: «Детский сад и семья в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»...

"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"

У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Образовательный проект на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Влияние художественного творчества на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Этот материал будет полезен для воспитателей старшего дошкольного возраста.Он представлен в виде отчёта  проведённой работы по патриотческому воспитанию....