Проект «Декоративно-прикладное творчество в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
проект
Первое чувство гражданственности и патриотизма: чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Именно поэтому родная культура, традиции, творчество как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
г.Гагарин Смоленская область
Проект
«Декоративно-прикладное творчество в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
г. Гагарин
Пояснительная записка
Актуальность
«Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи». Д.С. Лихачев.
Любовь к родине. И важно, и сложно, и нужно… невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего отечества.
Для формирования чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом не следует забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает «от сердца».
Первое чувство гражданственности и патриотизма: чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Именно поэтому родная культура, традиции, творчество как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства.
Образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Снежинка» ставит следующие задачи:
-патриотическая направленность: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;
- направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей: воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Мы учим детей любить родителей, помогать им. Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, надо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей.
Поиск новых форм работы с родителями остается актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Неотъемлемым средством патриотического воспитания служит деятельность детей. Деятельность может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям, и чтобы они охотно принимали в ней участие. Таким видом деятельности и является модульное оригами. Благодаря, казалось бы, простым занятиям, - конструированию из бумаги и созданию аппликаций - происходит наиболее полная и гармоничная выработка положительных качеств в следующих направлениях: умственное воспитание, эстетическое развитие, физическое укрепление организма, нравственное и духовное становление личности.
Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством взрослых людей - педагогов. Результатом данной деятельности должен стать определенный продукт. Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей.
Продуктивный метод, заключающийся в процессе изображения, позволяет закрепить отношение к тому, что изображено. В этот момент ребенок особенно ярко переживает все те чувства, которые он испытал в процессе восприятия.
В это время наиболее ярко проявляется связь между стремлением малышей создать тот или иной продукт и расширением их познавательных способностей, разных процессов и качеств, эмоциональной области, волевой сферы развития.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Формирование у ребенка определенной позиции «я сделал это сам» важно дня его развития. Получение результата становится для ребенка, критерием по которому он может судить о себе, своих возможностях. А понимание того, что он достиг результата вместе с мамой, еще важнее.
Началом реализации проекта стало создание модульных панно и участие во Всероссийской акции «Открытка для ветерана», проводимой Центральным Домом Российской Армии Министерства Обороны РФ, и посвященной Дню Победы в 2023 году. В ходе работы над проектом были созданы два творческих панно в технике модульное оригами: «Храм Казанской Божьей Матери» в городе Гагарин (размер 120см х 160см, 4800 модулей) 2022 год и «Ю.А.Гагарин-наш земляк» (размер 160 см х160 см, 6 400 модулей) 2023год. Один модуль-это квадрат со стороной в 2 см.
Наши дети и их родители являются постоянными участниками патриотического проекта на федеральном уровне «Ангелы мира», проводимым Центральным Домом Российской Армии им. М.В.Фрунзе Министерства Обороны РФ с начала его создания (изготовление сувениров и подарков для больных детей, ветеранов ВС РФ, военнослужащих).
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Цель: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, при взаимодействии с семьей.
Тип: практико-ориентированный
Вид: творческий.
Сроки реализации проекта: постоянно действующий.
Участники проекта: педагоги и сотрудники детского сада, воспитанники и родители.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Ожидаемые результаты:
На этапе завершения дошкольного образования созданы предпосылки к становлению активной гражданской позиции и патриотического сознания дошкольников, как основы личности гражданина России, а также укрепление гражданской позиции родителей воспитанников.
Содержание проекта
I этап – организационно-подготовительный
Изучение литературы по различным видам оригами. Работа с интернет – ресурсами.
Изучение творческих разработок и проектов в области модульного оригами, декоративно-прикладного творчества, подбор материалов для выполнения работ.
Проведение мастер-класса для родителей по ознакомлению с техникой оригами и изготовлению основного модуля, создание мастер-классов для родителей по изготовлению открыток.
Совместное с воспитателями планирование работы по направлению нравственно-патриотическое воспитание.
Составление и разработка плана работы по взаимодействию с социальными партнерами : Центральным Домом Российской армии им. М.В.Фрунзе Министерства Обороны РФ, Благотворительным фондом «Седьмой лепесток».
II этап- практический
№ | Сроки | Мероприятия |
март | Встреча с родителями и воспитанниками «Волшебный мир оригами». Просмотр презентации. Представление работ педагога и практическое занятие по складыванию основного модуля. | |
апрель | Встреча с родителями и воспитанниками «Модули бывают разные». Просмотр презентации. | |
апрель– по настоящее время | Продуктивная деятельность детей в рамках организованной образовательной деятельности по теме «Открытка для ветерана». Проведение акции для родителей «Открытка для ветерана». | |
ноябрь | Акция для педагогов и родителей: изготовление модулей для панно «Храм Казанской Божьей Матери» в городе Гагарин. Сборка картины – коллективная работа педагогов. | |
январь | Участие картины «Храм Казанской Божьей Матери» в фестивале творчества детей и взрослых «Вера. Надежда. Любовь» в рамках муниципального этапа Рождественских образовательных чтений. | |
февраль | Акция для педагогов и родителей: изготовление модулей для панно «Ю.А.Гагарин – наш земляк». Сборка работы - коллективная работа педагогов. | |
апрель | Участие в муниципальной выставке «По звездному пути », посвященной 55-летию полета Ю.А.Гагарина в космос | |
апрель | Участие в муниципальном этапе областного конкурса «Знаете, каким он парнем был», посвященному 55-летию полета Ю.А.Гагарина в космос. | |
апрель | Участие в Международном конкурсе «Дорога к звездам» на дидактическом интернет-сайте «Страна Мастеров», при поддержке Федерального научно-методического центра им. Л.В.Занкова. | |
апрель– по настоящее время | Продуктивная деятельность детей в рамках организованной образовательной деятельности по теме «Открытка для ветерана». Проведение акции для родителей «Открытка для ветерана». Организатор Центральный Дом Российской Армии Министерства Обороны РФ. | |
май | Мастер-класс для воспитателей «Изготовление оберега из ткани «Ангел». Благотворительная акция по изготовлению сувениров для онкобольных детей и одиноких пожилых людей . Организатор Центральный Дом Российской Армии Министерства Обороны РФ. | |
ноябрь | Мастер-класс для родителей «Изготовление оберега из ткани «Ангел». Благотворительная акция по изготовлению сувениров для онкобольных детей и одиноких пожилых людей Организатор Центральный Дом Российской Армии Министерства Обороны РФ. | |
ноябрь | Мастер-класс для воспитателей «Изготовление игрушки из ткани «Зайчик на пальчик». Благотворительная акция по изготовлению сувениров для онкобольных детей и одиноких пожилых людей Организатор Центральный Дом Российской Армии Министерства Обороны РФ. | |
декабрь | Мастер-класс для родителей «Изготовление игрушки из ткани «Зайчик на пальчик». Благотворительная акция по изготовлению сувениров для онкобольных детей и одиноких пожилых людей Организатор Центральный Дом Российской Армии Министерства Обороны Р.Ф. | |
декабрь | Продуктивная деятельность детей в рамках организованной образовательной деятельности по теме «Новогодняя открытка для солдата». Проведение акции для родителей «Новогодняя открытка для солдата», «Новогодняя открытка для ветерана». Организатор Центральный Дом Российской Армии Министерства Обороны РФ. | |
2022 | Фестиваль детского творчества «Мир глазами детей» Номинация: Декоративно-прикладное творчество и Изобразительное искусство «Светлый праздник Пасхи!» | |
2023 | Всероссийский фестиваль детского творчества «Мир глазами детей» номинация «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» | |
2021 | Конкурс «Звездный сын Земли», посвященного 60-летию Первого полета человека в космос в рамках Всероссийского фестиваля детского творчества «Мир глазами детей» в номинации «Изобразительное искусство» | |
2022 | I Всероссийский творческий конкурс детей и подростков «МЫ ГОРДИСЯ НАШИМ ТРИКОЛОРОМ» | |
Апрель 2023 | Мультимедийная выставка Просто# КОСМОС, организованная ЦДРА им. Фрунзе | |
Май 2023 г. | Всероссийская патриотическая акция «Окна Победы» | |
В течение 2023 г. | Акция «Рисунок солдату», в поддержку Российской армии в СВО. Взаимодействие с Центральным Домом Российской Армии Министерства Обороны РФ, общественной организацией «Народный фронт». | |
Ноябрь 2023 г. | Акция «Открытка для мамы солдата», в поддержку матерей военнослужащих, участников ВСО. Взаимодействие с Центральным Домом Российской Армии Министерства Обороны РФ. | |
Акции «Поздравь ветерана», «Открытка для солдата» - являются постоянно действующими в рамках проекта «Ангелы мира», проводимого Центральным домом Российской Армии им. М.В.Фрунзе. Все участники образовательного процесса активно участвуют в благотворительных акциях по изготовлению сувениров для больных детей и детей-сирот, а также одиноких пожилых людей, проводимых Центральным Домом Российской Армии Министерства Обороны РФ. С начала специальной военной операции воспитанники нашего детского сада для солдат передают рисунки, открытки и сувениры. С 2023 года взаимодействуем с общественной организацией «Народный фронт» (передаем ангелов, рисунки и открытки для солдат) | ||
III этап – результаты
По завершению дошкольного образования наши воспитанники имеют устойчивые предпосылки для дальнейшего гармоничного духовного развития личности с привитыми ему основополагающими принципами нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России.
В 2022-2023 учебном году в проекте приняли участие 55 детей старшего дошкольного возраста, 20 родителей, 10 педагогов.
Продукты творчества наших детей и родителей были представлены на различных мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровнях.
Выводы и практическая значимость проекта
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, пережитые вместе с мамой, играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: игрушки, сделанные своими руками, поделки, смастеренные вместе с родителями, яркие события жизни. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес.
Таким образом, можно сказать, что декоративно - прикладное творчество играет большую роль в патриотическом воспитании дошкольников, так как оно позволяет в большей степени закрепить и расширить знания детей о Родине, родном крае, природе, русских традициях и народах России, проявить свои творческие способности, увидеть результаты своей работы; позволяет максимально привлечь родителей к сотрудничеству в области нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
ТЕМА «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста».Статья из опыта работы.Номинация «Мы сохраним славу России»....
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современное российское общество остро нуждается в активных, компетентных гражданах. Эта потребность объясняется, прежде всего, стремлением к стабилизации экономического и социального роста, дальнейшег...
воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Чувствопатриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со все...

Совместный проект: «Детский сад и семья в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Совместный проект: «Детский сад и семья в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»...

"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"
У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Образовательный проект на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Влияние художественного творчества на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Этот материал будет полезен для воспитателей старшего дошкольного возраста.Он представлен в виде отчёта проведённой работы по патриотческому воспитанию....
