Картотека народных подвижных игр по духовно-нравственному воспитанию для детей 4-5 лет
картотека (средняя группа)
Данная картотека станет незаменимым помощником для педагога в планировании и проведении подвижных игр, направленных на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Она представляет собой систематизированный набор игр, отобранных с учетом возрастных особенностей детей и целей воспитания. Картотека позволит разнообразить двигательную активность детей, одновременно формируя у них ценностные ориентиры и нравственные качества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Галкинский детский сад
КАРТОТЕКА
Народных подвижных игр по духовно-нравственному воспитанию
для детей 4-5 лет
Составила: Горбунова Т.В.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является ключевым периодом нравственного становления личности. В это время ребенок активно впитывает нормы и ценности окружающего мира, формируя собственное представление о добре и зле. К сожалению, в современном обществе приоритет материальных ценностей часто затмевает духовные, что приводит к искаженному восприятию моральных принципов у детей. Поэтому формирование основ нравственности в дошкольном возрасте приобретает особую важность. Необходимо целенаправленно воспитывать в детях доброту, сочувствие, справедливость и гражданственность, чтобы укрепить их устойчивость к негативным влияниям и научить строить гармоничные отношения с окружающими. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, ее использование для духовно-нравственного воспитания представляется наиболее органичным и естественным способом обучения. Особенно эффективными являются подвижные игры, которые позволяют детям знакомиться с историей и традициями своего народа. Играя, дети не только развлекаются, но и естественно усваивают моральные принципы, учатся сопереживать, проявлять уважение и трудолюбие, что в конечном итоге способствует формированию гармоничной и нравственно зрелой личности.
Данная картотека станет незаменимым помощником для педагога в планировании и проведении подвижных игр, направленных на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Она представляет собой систематизированный набор игр, отобранных с учетом возрастных особенностей детей и целей воспитания. Картотека позволит разнообразить двигательную активность детей, одновременно формируя у них ценностные ориентиры и нравственные качества.
Карточка №1
«Ловушка»
Цель: упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.
Ход игры: играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Скок, скок, сапожок,
Выходи-ка на лужок,
То прыжком, то бочком,
Топай, топай каблучком.
Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.
Карточка №2
«Добро – зло»
Цель: упражнять в умении различать добрые и злые поступки.
Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
Ход игры: дети становятся перед взрослым.
Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия.
Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.
Водящим можно выбирать детей.
Карточка №3
«Назови ласково»
Цель: упражнять в умении детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно - ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие.
Ход игры: дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка и т.д.
Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы сверстников, при необходимости – помогать.
Оборудование: волшебная палочка.
Карточка №4
«Тайный друг»
Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.
Ход игры: сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», к которому они должны тайно проявлять как можно больше внимания.
Предложить детям под весёлую музыку нарисовать портрет своего «тайного друга». Далее попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.
Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.
Карточка №5
«Дедушка»
Задачи: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег. Воспитывать интерес к подвижной народной игре.
Ход игры:
Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:
Уж ты дедушка седой,
Что сидишь ты под водой?
Выглянь на минуточку.
Посмотри хоть чуточку.
Мы пришли к тебе на час,
Ну-ка, тронь попробуй нас.
«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.
Карточка №6
«Две тетери»
Цель: совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.
Ход игры: играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».
Дети идут по кругу и поют:
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:
Прилетели две тетери,
Поклевали - Тетери клюют
Улетели … - Улетают
Ш-ш-ш-ш -
Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.
«Охотник» догоняет «тетерев».
Карточка №7
«Хохлатка»
Цель: учить действовать в соответствии с текстом, развивать творчество, воспитывать интерес к народным играм.
Ход игры: на роль хохлатки взрослый заранее назначает ребёнка, а остальные дети – цыплята.
Одному из играющих взрослый даёт свистульку. Все действия исполняются согласно тексту песни. В конце хохлатка помогает цыпленку слезть с пенька, забирает у него свистульку и отдаёт её другому цыплёнку.
Песню исполняет сам взрослый:
«Вот хохлатка в сад вывела цыплят,
Влез цыплёнок на пенёчек,
И свистит он в свой свисточек
Целый час подряд,
Мать из далека все зовёт сынка:
- куд-куда, куд-куда!
Он свистит одно и тоже, что никак он слезть не может
С этого пенька».
Карточка №8
«Кто у нас хороший?»
Цель: закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения.
Ход игры: дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий.
Ванечка выполняет пружинку с поворотом.
На коня садится –
Конь завеселится.
Плеточкой помашет –
Конь под ним запляшет.
Машет плеточкой, ходит высоко
поднимая ноги.
Мимо сада едет –
Садик зеленеет,
Цветы расцветают,
Пташки распевают.
Двигается по кругу галопом.
К дому подъезжает,
Со коня слезает,
Со коня слезает –
Олечка встречает.
Выбирает девочку.
Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.
Карточка №9
«Угадай, кто зовёт?»
Цель: учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать интерес к народной игре. Воспитывать доброжелательное отношение к фольклорному персонажу.
Ход игры: дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:
Медведь, медведь, мы к тебе пришли.
Мы к тебе пришли, медку принесли.
«Медведь» ходит вперевалочку.
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают «медведю» меду:
Медведь, медведь, получай-ка мед,
Получай-ка мед, угадай, кто зовет?
«Медведь кушает мед».
«Медведь» закрывает глаза.
Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь!
«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
Оборудование: маска медведя, баночка мёда.
Карточка №10
«Круги»
Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих сверстников, устанавливать доверительные отношения друг к другу в процессе игры.
Ход игры: выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:
Становися во кружок,
Отгадай, чей голосок.
До кого-нибудь коснись,
Отгадать поторопись.
Играющие останавливаются, а водящий касается рукой детей, стараясь угадать и назвать.
Тот, кого он верно назовет по имени, идёт в круг, становится водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию.
Картотека народных подвижных игрпо нравственно – патриотическому воспитанию....

Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
Картотека народных подвижных игрпо нравственно – патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста. Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка &nda...
Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию.
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушк...

Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию для детей средней группы
Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию для детей средней группы...

Картотека народных подвижных игр по духовно-нравственному воспитанию
Картотека народных подвижных игр по духовно-нравственному воспитанию...

Картотека народных подвижных игр по нравственно- патриотическому воспитанию
Русские народные игры имеют многовековую историю, они дошли до наших дней потому, что передавались из поколения в поколение. Теперь наша очередь сохранить национальные традиции своего народа...
Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию. картотека (младшая группа)
Картотека народных подвижных игр картотека (младшая группа)...
