Картотека народных подвижных игр по духовно-нравственному воспитанию для детей 4-5 лет
картотека (средняя группа)

Горбунова Татьяна Викторовна

Данная картотека станет незаменимым помощником для педагога в планировании и проведении подвижных игр, направленных на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Она представляет собой систематизированный набор игр, отобранных с учетом возрастных особенностей детей и целей воспитания. Картотека позволит разнообразить двигательную активность детей, одновременно формируя у них ценностные ориентиры и нравственные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Галкинский детский сад

КАРТОТЕКА

Народных подвижных игр по духовно-нравственному воспитанию

для детей 4-5 лет

Составила: Горбунова Т.В.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является ключевым периодом нравственного становления личности. В это время ребенок активно впитывает нормы и ценности окружающего мира, формируя собственное представление о добре и зле. К сожалению, в современном обществе приоритет материальных ценностей часто затмевает духовные, что приводит к искаженному восприятию моральных принципов у детей. Поэтому формирование основ нравственности в дошкольном возрасте приобретает особую важность. Необходимо целенаправленно воспитывать в детях доброту, сочувствие, справедливость и гражданственность, чтобы укрепить их устойчивость к негативным влияниям и научить строить гармоничные отношения с окружающими. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, ее использование для духовно-нравственного воспитания представляется наиболее органичным и естественным способом обучения. Особенно эффективными являются подвижные игры, которые позволяют детям знакомиться с историей и традициями своего народа. Играя, дети не только развлекаются, но и естественно усваивают моральные принципы, учатся сопереживать, проявлять уважение и трудолюбие, что в конечном итоге способствует формированию гармоничной и нравственно зрелой личности.

Данная картотека станет незаменимым помощником для педагога в планировании и проведении подвижных игр, направленных на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Она представляет собой систематизированный набор игр, отобранных с учетом возрастных особенностей детей и целей воспитания. Картотека позволит разнообразить двигательную активность детей, одновременно формируя у них ценностные ориентиры и нравственные качества.

Карточка №1

«Ловушка»

Цель: упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход игры: играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Скок, скок, сапожок,

Выходи-ка на лужок,

То прыжком, то бочком,

Топай, топай каблучком.

Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.

Карточка №2

«Добро – зло»

Цель: упражнять в умении различать добрые и злые поступки.

Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Ход игры: дети становятся перед взрослым.

Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия.

Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если  это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

Карточка №3

«Назови ласково»

Цель: упражнять в умении детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно - ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие.

Ход игры: дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка и т.д.

Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы сверстников, при необходимости – помогать.

Оборудование: волшебная палочка.

Карточка №4

«Тайный друг»

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Ход игры: сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», к которому  они должны тайно проявлять как можно больше внимания.

Предложить детям под весёлую музыку нарисовать портрет своего «тайного друга». Далее попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.

Карточка №5

«Дедушка»

Задачи: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег. Воспитывать интерес к подвижной народной игре.

Ход игры:

Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:

Уж ты дедушка седой,

Что сидишь ты под водой?

Выглянь на минуточку.

Посмотри хоть чуточку.

Мы пришли к тебе на час,

Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

Карточка №6

«Две тетери»

Цель: совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.

Ход игры: играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».

Дети идут по кругу и поют:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:

Прилетели две тетери,

Поклевали - Тетери клюют

Улетели … - Улетают

Ш-ш-ш-ш -

Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.

«Охотник» догоняет «тетерев».

Карточка №7

«Хохлатка»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, развивать творчество, воспитывать интерес к народным играм.

Ход игры: на роль хохлатки взрослый заранее назначает ребёнка, а остальные дети – цыплята.

Одному из играющих взрослый даёт свистульку. Все действия исполняются согласно тексту песни. В конце хохлатка помогает цыпленку слезть с пенька, забирает у него свистульку и отдаёт её другому цыплёнку.

Песню исполняет сам взрослый:

«Вот хохлатка в сад вывела цыплят,

Влез цыплёнок на пенёчек,

И свистит он в свой свисточек

Целый час подряд,

Мать из далека все зовёт сынка:

- куд-куда, куд-куда!

Он свистит одно и тоже, что никак он слезть не может

С этого пенька».

Карточка №8

«Кто у нас хороший?»

Цель: закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения.

Ход игры: дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий.

Ванечка выполняет пружинку с поворотом.

На коня садится –

Конь завеселится.

Плеточкой помашет –

Конь под ним запляшет.

Машет плеточкой, ходит высоко

поднимая ноги.

Мимо сада едет –

Садик зеленеет,

Цветы расцветают,

Пташки распевают.

Двигается по кругу галопом.

К дому подъезжает,

Со коня слезает,

Со коня слезает –

Олечка встречает.

Выбирает девочку.

Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.

Карточка №9

«Угадай, кто зовёт?»

Цель: учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать интерес к народной игре. Воспитывать доброжелательное отношение к фольклорному персонажу.

Ход игры: дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь, мы к тебе пришли.

Мы к тебе пришли, медку принесли.

«Медведь» ходит вперевалочку.

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают «медведю» меду:

Медведь, медведь, получай-ка мед,

Получай-ка мед, угадай, кто зовет?

«Медведь кушает мед».

«Медведь» закрывает глаза.

Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь! 

«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.

Оборудование: маска медведя, баночка мёда.

Карточка №10

«Круги»

Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих сверстников, устанавливать доверительные отношения друг к другу в процессе игры.

Ход игры: выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:

Становися во кружок,

Отгадай, чей голосок.

До кого-нибудь коснись,

Отгадать поторопись.

Играющие останавливаются, а водящий касается рукой детей, стараясь угадать и назвать.

Тот, кого он верно назовет по имени, идёт в круг, становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию.

Картотека народных подвижных игрпо нравственно – патриотическому воспитанию....

Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста

Картотека народных подвижных игрпо нравственно – патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста.  Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка &nda...

Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию.

    Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушк...

Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию для детей средней группы

Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию для детей средней группы...

Картотека народных подвижных игр по духовно-нравственному воспитанию

Картотека народных подвижных игр по духовно-нравственному воспитанию...

Картотека народных подвижных игр по нравственно- патриотическому воспитанию

Русские народные игры имеют многовековую историю, они дошли до наших дней потому, что передавались из поколения в поколение. Теперь наша очередь сохранить национальные  традиции своего народа...