«Экспериментальная деятельность как культурная практика в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»
презентация к уроку (средняя группа)
СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим представить опыт работы по использованию экспериментальной деятельности как культурной практики в развитии математических способностей.
СЛАЙД 2 Экспериментальная деятельность как культурная практика в детском саду — это познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, с помощью которой ребёнок познаёт окружающий его мир.
Задачи такой деятельности:
- научить ребёнка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как?);
- научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
- научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей.
СЛАЙД 3 При правильном построении экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на иних ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать.
На занятиях в процессе экспериментирования детям необходимо ответить не только на вопрос «Как мы это делаем?», но и на вопросы: «Почему мы это делаем именно так, а не иначе, зачем мы это делаем, что хотим узнать, что получим в результате?».
СЛАЙД 4
Использовать экспериментальную деятельность как культурную практику в развитии математических представлений мы начали с организации развивающей предметно - пространственной среды, создающей возможности для включения детьми математических знаний в практику своей жизни. Внесли изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (дети хотели экспериментировать, наблюдать, творить)
СЛАЙД 5
Представляем вашему вниманию несколько практико – ориентированных заданий (экспериментов), проводимых с детьми для разрешения жизненных вопросов, которые у них возникли.
Эксперимент «В каком шарфике будет теплее»
Ребята нашей группы в один из морозных дней одевались на прогулку, и у них возник вопрос, а в каком шарфике будет теплее?
Мы решили проверить это опытным путем. Собрали все шарфики из кабинок. Выяснили, что все шарфики разной длины. Попросили детей упорядочить шарфики от самого короткого до самого длинного. А потом попросили детей надеть шарфики и оценить, в каком шарфике теплее.
Дети смогли ответить, что размер шарфика влияет на его возможность сохранять тепло. Длинные шарфики дети смогли несколько раз обернуть вокруг шеи, им было теплее. Шарф закрывал все: и шею, и нос, и щеки, и даже доходил до лба. А вот короткие шарфики были совсем не теплыми, они не справлялись с задачей сохранения тепла. Ведь их длины кое-как хватало на то, чтобы обернуть шею один раз. Этот эксперимент оказался не только познавательным, но и развивающим, так как дети на собственном опыте применили математические и научные принципы в практике.
СЛАЙД 6
Эксперимент «Бантики».
В нашей группе «Бусинки» есть девочка Вероника большая любительница моды и она всегда украшает свои волосы яркими бантиками. На утренней беседе ребята заметили, что у Вероники один бантик длиннее второго. У ребят возник вопрос, почему длина бантиков у Вероники различаются? И мы с ребятами решили провести эксперимент. Расплели косы, измерили длину двух бантиков с помощью линейки. Выяснили, что один бантик короче второго на 5 см. Перед нами стала задача как можно исправить ситуацию?
Злата предложила отмерить на длинном бантике 5 см отрезать ножницами этот лишний кусочек бантика.
Данным экспериментом дети научились измерять длину предметов, понимать, как использовать линейку для измерений, исправили ситуацию с бантиками.
СЛАЙД 7
Эксперимент «Измерение роста Артема и Ромы».
Однажды в детском саду ребята игравшие конструктором, вдруг начали спорить о том, кто из них выше, а кто ниже. Этот спор привлек внимание воспитателя, которая решила превратить ситуацию в увлекательный и познавательный эксперимент. Первым шагом мы дети познакомились с ростомером и рулеткой.
Вторым шагом воспитатель предложила воспитанникам измерить свой рост сначала ростомером, а потом рулеткой. Вместе записали результаты измерений и упорядочили детей по их росту. Этот эксперимент помог мальчикам не только разрешить спор о росте, но и научил их использовать математический подход для решения жизненных ситуаций.
СЛАЙД 8
Эксперимент «Измерение коврика по хореографии с помощью листов А4»
Дети из нашей группы отправились на урок хореографии, где хореограф сообщил, что им нужны хореографические коврики. Нам нужно было сообщить родителям размер коврика для покупки. Однако, под руками ребят не оказалось ни линейки, ни других инструментов для измерений. Воспитатель предложил детям измерить длину коврика по хореографии с использованием обычных листов А4. У детей возник вопрос сколько понадобится листов А4, чтобы измерить длину коврика? Мы решили проверить это опытным путем. Взяли листы А4. Выяснили, что все листы одинаковой длины. Разложили листы вдоль коврика, а потом ребята посчитали сколько листов получилось.
Дети смогли ответить, что длина коврика это 5 листов А4. Таким образом, отсутствие измерительных инструментов стало стимулом для детей найти нестандартные решения в данной ситуации. После завершения опыта дети обсудили свои результаты, сделали вывод что листы А4 можно использовать для измерения и других объектов.
СЛАЙД 9
Сегодня проблема формирования математических представлений стоит достаточно остро перед каждым воспитателем. На наш взгляд, для решения данной проблемы следует научить детей смотреть на мир сквозь «математические очки», раскладывать привычные вещи и явления на математические составляющие. Каждый ребенок должен уметь увидеть математическую природу жизненной проблемы, представленной в контексте реального мира. Уметь формулировать поставленную проблему на языке математики, применять известные математические понятия, рассуждения, интерпретировать и оценивать математические результаты с учетом контекста представленной проблемы.
Культурные практики в ДОУ по ФОП — это формы деятельности, в которых воспитанники самостоятельно проявляют интерес к культуре, творчеству и социальным взаимодействиям. Они могут включать игры, творческую деятельность, взаимодействие с окружающим миром и сверстниками в контексте освоения культурных норм и ценностей.
К культурным практикам относят: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.
Культурные практики могут быть реализованы:
- На основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
- Инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Это культурно-образовательные практики, которые проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. «Ребенок должен попасть в культуру, творить и развиваться в ней!» Л.С. Выготский
Три группы условий для формирования культурной практики в развитии математических способностей в детском саду. Математическая составляющая Деятельностная составляющая Организационная составляющая 1 2 3 Делаем акцент на развитие интереса к математике Содержание заданий приближено к опыту детей Методика обучения направлена на развитие мыслительных операций Поддержка самостоятельности и активности детей Разнообразие форм организации деятельности детей Создание насыщенной развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада Вовлечение семьи: совместные события и проекты, рекомендации родителям по моделированию проблемных ситуаций в домашних условиях.
С реда группы – «Второй педагог»
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ Все занятия строятся с опорой на личный опыт и интересы детей. Дети учатся фиксировать затруднение, переводить проблему в задачу. Приобретают опыт формулирования причины затруднения на языке математики. Экспериментируют, конструируют. Учатся рассуждать, высказывать обоснованные математические суждения. Приобретают опыт рефлексии: осмысления связи результатов своей деятельности с математическими знаниями Как мы это делаем ?
ЭКСПЕРИМЕНТ «В каком шарфике будет теплее» Цель: Изучить понятие длины и научить детей сравнивать предметы по их размеру. Изучить влияние размера шарфика на уровень комфорта и тепла. Задачи: Предложить детям несколько шарфиков разной длины. Попросить детей упорядочить шарфики от самого короткого до самого длинного. Попросить детей надеть шарфики и провести опыт, оценивая, в каком шарфике будет теплее. Описание: Дети будут иметь возможность визуально сравнивать длину различных шарфиков по величине. Дети будут активно участвовать в определении, какой из шарфиков сохраняет тепло, а также, какой эффект дает размер шарфика. Проблемный вопрос: В каком шарфике будет теплее ? Вывод: Дети смогут понять, что размер может влиять, насколько шарфик сохраняет тепло.
ЭКСПЕРИМЕНТ «Бантики» Цель: Познакомить детей с понятием измерения длины и научить их использовать инструмент измерения (линейку). Задачи: Предложить детям измерить длину двух бантиков у Вероники с помощью линейки.. С помощью воспитателя записать результаты измерений и сравнить полученные данные. Описание: Дети будут активно измерять длину бантиков, использовать линейку для точных измерений и сравнивать их размеры. Проблемный вопрос: Почему длина бантиков у Вероники различаются ? Как можно исправить ситуацию ? Вывод : Дети научатся измерять длину предметов, понимать, как использовать линейку для измерений , исправить ситуацию с бантиками.
ЭКСПЕРИМЕНТ «Измерение роста Артема и Ромы» Цель: Познакомить детей с понятием измерения высоты и научить их использовать инструмент измерения (ростомер, рулетка). Задачи: Предложить мальчишкам измерить свой рост с помощью рулетки либо ростомера. Записать с помощью воспитателя результаты измерений и упорядочить мальчишек по их росту. Описание: Дети смогут измерить свой рост с помощью рулетки или ростомера для точных измерений и определить их рост. Проблемный вопрос: Как можно определить, кто выше и кто ниже ? Вывод: Мальчишки научатся измерять свой рост, сравнивать результаты и понимать важность точности в измерениях.
ЭКСПЕРИМЕНТ «Измерение коврика по хореографии с помощью листов А4» Цель: Изучить понятие измерения длины и научить детей использовать простой инструмент для измерения (Например лист А4) Задачи: Предложить детям измерить длину коврика по хореографии с использованием листов А4. Определить количество листов А4, необходимых для замера коврика. Описание: Дети будут измерять длину коврика, используя листы А4 для оценки размеров и сравнивать результаты. Проблемный вопрос: Сколько листов А4 понадобится, чтобы измерить длину коврика ? Вывод: Дети узнают, как можно использовать простые средства для измерения длины.
В жизни ребенка должны быть МЕСТО , ВРЕМЯ и СИТУАЦИИ для проб в применении математических знаний и умений. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Применение блоков Дьенеша в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...
Влияние семьи на развитие математических представлений детей дошкольного возраста
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Консультация для родителей «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений детей дошкольного возраста»
Развивающее обучение...

Тема: «Математическая сказка как одно из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста».
Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию математической сказки для развития математических представлений дошкольников. Задачи: • расширить знания педагогов о с...

Из опыта работы Культурная практика в развитии инициативы у детей дошкольного возраста
Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, желание и умение по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи, получая взамен внутреннее у...

«Экспериментальная деятельность как культурная практика в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»
laquo;Экспериментальная деятельность как культурная практика в развитии математических представлений детей дошкольного возраста» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить опыт работ...
