Индивидуальный образовательный маршрут "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-4 лет"
статья (младшая группа)
Детский сад всегда был чуток к вопросам времени.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 131.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
Воспитатель: Крюкова Татьяна Вячеславовна
Тема самообразования: Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-4 лет.
Система дошкольного образования в нашей стране имеет богатую историю. Даже не углубляясь в специализированную литературу, изучая воспоминания, фото и видеоархивы, литературные произведения, можно увидеть, как изменялось содержание детской жизни в детском саду. Детский сад всегда был очень чуток к запросам времени. Дети гуляли в скверах, выращивали цыплят и репку, водили хороводы и клеили ракеты, когда обществу достаточно было только этого. Когда появился запрос на подготовку к школе, детский сад стал частью образовательной системы: появились специальные единицы образовательного процесса - занятия, которые продолжительное время являлись единственной его формой. На сегодняшний день арсенал педагогов обогатился и другими формами работы с детьми: интегрированные и комплексные занятия, проекты, разнообразные мероприятия, выполняющие в том числе и образовательные задачи. Эти образовательные единицы являются популярными и активно используются в работе с детьми. Авторы программы «От рождения до школы» предлагают еще одну - называя ее «образовательное событие». Для чего она нужна? Что в ней нового, особенного? Так ли сильно она отличается от уже имеющихся? Что означает термин «образовательное событие» в контексте образовательной деятельности в детском саду? Для педагогов, работающих по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», очень важно выстраивать образовательную деятельность с детьми с учетом зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский), а также с учетом пространства детской реализации (Н.Е. Веракса). Событийный формат образовательной деятельности позволяет проектировать ситуации, в которых у ребенка появляется осмысленная потребность как в осознанном владении имеющимися в социуме культурными нормами, так и в творческом подходе к использованию появившихся умений. Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
В разных источниках даются разнообразные трактовки термину «образовательное событие»:
⮚ это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях;
⮚ это новый формат совместной детско-взрослой деятельности;
⮚ захватывающая, достаточно длительная (от нескольких дней до нескольких недель) игра, где участвуют все, и дети, и взрослые;
⮚ организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно с родителями и педагогами проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других.
Задачи педагогов:
⮚ Заронить в детское сообщество проблемную ситуацию, которая заинтересует детей;
⮚ Дать детям возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им, при необходимости, деликатное содействие, избегая подсказок и указаний;
⮚ Помогать детям планировать событие так, чтобы они смогли реализовывать свои планы;
⮚ Насыщать событие образовательными возможностями, чтобы дети на деле могли применить свои знания и умения в счете, письме и пр.
Ожидаемые результаты:
⮚ Развитие творческой инициативы и самостоятельности;
⮚ Формирование детско-взрослого сообщества группы;
⮚ Развитие умения работать в команде, конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
⮚ Развитие способности на практике применять полученные знания, умения, навыки;
⮚ Развитие регуляторных способностей (умения ставить цель, планировать, достигать поставленной цели);
⮚ Развитие когнитивных способностей (умения думать, анализировать, работать с информацией).
Таким образом можно сделать вывод, что образовательное событие в детском саду - это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция), так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.
Другими словами, образовательное событие – это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.
Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличии от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. История, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания для этого возраста. Событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, рефлексии.
Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.
Различают типы образовательных событий:
По типу сюжета:
· Реальный (подготовка к спектаклю, изготовление атрибутов, декораций, приглашений);
· Игровой («Помогаем кукле Кате», «спасаем зверей», «путешествуем на «Остров сокровищ»)
· По наличию привязки к календарному времени:
· Привязанные к определенному времени – календарные, события-традиции
· Не зависящие от времени года (поиски клада, путешествия)
По способу организации:
· События, запланированные воспитателем;
· События, спровоцированные воспитателем;
· События, спонтанно возникшие по инициативе детей.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
1. Образовательное событие - часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.
2. Образовательное событие - развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет либо вопрос, на который ответят дети («Как я устроен», «Как помочь...»), либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность («Помогаем...»).
3. Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. Таким образом, история, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания для этого возраста.
4. Образовательное событие - история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.
5. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность. Если деятельность не вызывает эмоционального отклика, эффективность события как образовательной единицы значительно снижается.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
1. Эмоциональный взрыв - получение известия, принятие решения.
2. Ожидание самого события, подготовка к нему - в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни.
3. Наступление ожидаемого события - еще один эмоциональный взрыв.
4. Жизнь после события - жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило. В физике и в некоторых разделах философии «событие» трактуется как «то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира».
Организация образовательных событий состоит из этапов:
1 этап– определение тематики образовательных событий
2 этап– определение целей и задач предстоящего образовательного
события, планирование этапов подготовки.
3 этап– подготовка к образовательному событию.
4 этап– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.
5 этап– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.
По итогам данного мероприятия проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в образовательный процесс.
При переходе на событийную форму организации жизни группы неизбежно встает вопрос о планировании. Как запланировать образовательное событие, во-первых, с учетом формирования универсальных способностей и, во-вторых, с ориентировкой на интерес детей?
Особенность событийного планирования в том, что в его основе лежит не перечень планируемых мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа ситуации в группе, которые педагоги задают сами себе. Проработка таки вопросов уже половина плана.
Вопрос 1. Как будет называться образовательное событие?
Название может быть кратким («Весна», «Семья» и т.д.), иметь форму вопроса («Что такое семена?», «какими бывают дома?» и т.д.) или обозначать действие («Путешествие в Африку», «Превращения воды», «Помогаем Белочке подготовиться к зиме» и т.д.). Оно должно нести в себе понятный детям смысл и быть легко воспроизводимым детьми. Витиеватые названия, такие как «Чем пахнут ремесла» или «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет», годятся разве что для заголовков отчетных работ взрослых.
Вопрос 2. Актуально ли это для детей?
Ответ на этот вопрос может быть двояким. Актуальность может определяться самими детьми. Задача педагога – на имеющемся детском интересе выстроить образовательное событие таким образом, чтобы внутри него разрешались важные программные задачи.
Но актуальность может быть определена и педагогом, когда он видит дефициты в развитии детей группы и вокруг этих дефицитов выстраивает образовательное событие.
Вопрос 3. Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе?
В контексте подготовки к событийному планированию под организацией жизни детей в группе подразумевается появившиеся предметы, которые помогают детям воспринимать через призму образовательного события время, среду, себя и т.д.
Время. В любом ОС есть момент, которого дети будут ждать (кульминация события): отправление корабля в плавание, приход гостя, концерт и т.д. В развитии чувства времени помогает календарь.
Изменения в среде. В группе постепенно появляются элементы, поддерживающие атмосферу ОС (корабль для путешествия, схемы, плакаты, таблицы, рассказы и т.д.).
Я – открытие себя. Для детей важно осознавать свой собственный рост, свои изменения: не мог – теперь могу, не знал – теперь знаю. В ОС у детей появится возможность, во-первых, понять свои дефициты и, во-вторых, зафиксировать достижения.
Вопрос 4. Есть ли в образовательном событии место проблеме?
В ОС может быть одна общая проблема, которую дети постепенно разрешают. При этом по ходу проживания события могут возникать и дополнительные, менее масштабные проблемы.
Вопрос 5. Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события?
Какую бы игровую форму ни принимало ОС, в нем обязательно должны решаться и образовательные, так называемые предметные, задачи, свои для каждого возраста.
Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты?
Какого рода коммуникативный навык в данный момент находится в дефиците у группы? Каким образом в рамках ОС будет выстроена работа по развитию коммуникативных навыков с учетом возраста детей?
Вопрос 7. Как будет развиваться драматургия события?
⮚ с чего начнется образовательное событие
⮚ какой будет завязка
⮚ какие виды детской деятельности предполагаются внутри образовательного события
⮚ сколько времени предполагается отвести под образовательное событие
⮚ каким образом дети будут участвовать в планировании образовательного события
⮚ что станет кульминацией образовательного события (праздник, квест, спектакль, приглашение гостя и т.д.)
Вопрос 8. Как будет организована рефлексия?
Отвечая на этот вопрос, педагог должен понять, отчет какого вида наиболее подойдет к прошедшему ОС (фотоплакат, выставка рисунков, самодельная книга).
ОС и комплексно-тематическое планирование.
КТП – это деятельность, регламентируемая взрослым. В ней сложно создать условия для возникновения детской самостоятельности, проявления инициативы. Она не предполагает использования и развития внезапно возникшего у детей интереса, т.к. это нарушит всю стройность и логичность выстроенного воспитательного процесса.
Результатом образовательного события не станут стройные ряды одинаковых поделок и рисунков на стенах. О том, что занимает, увлекает детей группы, расскажет сама атмосфера. Самое главное – подходить к организации события творчески. Предоставить детям действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций. Стараться не сдерживать инициативы детей.
ОС и проектно-исследовательская деятельность.
Антикритерии ОС:
1. В событии нет длинной истории, которая требует решения вопроса в несколько ходов;
ОС подобно сюжетной игре, ему нужно время на то, чтобы прижиться в группе, а детям – чтобы вжиться в событие.
2. Решение проблемы поместилось в одно занятие или в один день;
Суть событийности не в том, чтобы поскорее выполнить какие-то задания и смастерить поделки на ту или иную тему. ОС предполагает погружение в тему, её проживание; множество ситуаций, активирующих процесс познания, - не усвоения знания, а именно познания, а это требует времени. Не каждый ребенок способен выдвинуть идею, предположение сразу. Ребенку позволяется мыслить неспешно.
3. В результате деятельности не появилось документальных свидетельств детской деятельности;
4. Большая часть детских работ однотипны, хоть и сделаны по сюжету события, не несут в себе индивидуальности;
В этом случае есть основание предполагать, что деятельность основана на директивно-репродуктивном способе взаимодействия взрослого с детьми, что противоречит принципам проведения ОС
5. Детские работы, свидетельствующие о текущем событии, имеются, но недоступны для дальнейшего использования детьми
В этом случае есть основание предполагать, что для взрослого не стоит задача развития в детях регуляторных способностей (принятие самого себя, самостоятельность), в то время как это одна из основных задач проведения ОС
6. Очень большая часть работ выполнена либо родителями полностью, либо при их активном директивно-регламентирующем участии;
Работы, выполненные взрослыми (даже из самых лучших побуждений), никак не влияют развитие коммуникативных навыков и инициативы.
7. Предварительно составленный план (сценарий) события не видоизменился к его заключительному дню; он не имеет исправлений, дополнений
В этом случае есть основание предполагать, что событие носит регламентированный воспитателем характер.
Период работы | Содержание деятельности | Планируемый результат | Достигнутый результат |
В течении года | Изучение методической литературы | Л.Логинова Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет. Пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». В пособии подробно описана технология образовательного события, его особенность, последовательность, приемы проведения и отличия от других форм организации работы с детьми. Представлен практический материал, который поможет педагогам разработать образовательные события в группе дошкольников. В книге содержится: • характеристика и структура образовательного события; • типы образовательных событий; • событийные праздники; • планирование образовательного события; • проектирование образовательного события; • примеры образовательного события; • примерные темы образовательных событий для детей 3–5 лет. Веракса, Комарова, Васильева, Дорофеева Методические рекомендации от рождения до школы для занятий с детьми 3-5 лет, Программа ECERS, ФГОС | Собран дополнительный материал из интернет источников |
В течении года | Участие в вебинарах | Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-4 лет | Получение знаний |
октябрь | Методическая работа | Наблюдение за детьми | Выявление инд. уровня игровой деятельности |
ноябрь | Наблюдение за детьми | Заполнение таблицы наблюдений за детьми | |
декабрь | Обогащение педагогического опыта | Подбор педагогического и игрового оснащения | |
январь | Обогащение педагогического опыта | Подбор педагогического и игрового оснащения | |
февраль | Обогащение педагогического опыта | Подбор педагогического и игрового оснащения | |
март | Обогащение педагогического опыта | Подбор педагогического и игрового оснащения | |
апрель | Обогащение педагогического опыта | Подбор педагогического и игрового оснащения | |
май | Выявление инд. уровня игровой деятельности |
Период работы | Содержание деятельности | Виды деятельности | Результат |
сентябрь | Взаимодействие с родителями | Родительское собрание Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-4 лет | Участие родителей в изготовлении макетов |
октябрь | |||
ноябрь | |||
декабрь | |||
январь | Оформление папки передвижки | Выполнение с детьми макетов | |
март | консультация | ||
май | консультация | Выставка игр сделанных своими руками |
- Создание личной творческой лаборатории по изучаемой проблеме.
Период работы | Содержание деятельности | Виды деятельности | Результат |
Сентябрь октябрь | Обогащение содержания игр | Изучение методической литературы | Пополнение макетами |
Ноябрь декабрь январь | Умение создавать игровую обстановку | Изучение статей, интернет - ресурсов | Появление в группе плакатов, таблиц и т.д. |
Февраль, март, апрель | Учить сотрудничать друг с другом | Изучение статей | Появление разнообразных макетов |
май | Проявление оригинальности игровых замыслов | Изучение статей, интернет - ресурсов | картотека |
- Самообобщение опыта
Период работы | Содержание деятельности | Форма представления | Результат |
В течении года | Участие в вебинарах, публикации в интернет-ресурсах | Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества | Сертификаты, дипломы |
май | Отчёт по теме самообразования | Оформление папки |
Вывод: так в чем же заключается инновационность? Что теперь возможно? Например, отказаться от некоторых традиционных форм работы - не тех, традиционность которых имеет мощный фундамент научных обоснований, а тех, которые в большей степени стали привычкой: «Не помню почему, но так делали всегда». Можно перестать ориентироваться на традиционные перечни обязательных уголков и уделить внимание тому, что реально интересует детей и важно для их развития.
В младшей группе образовательное событие имеет одну принципиально важную особенность. Детям этого возраста очень сложно удерживать несколько задач одновременно. Они или играют, или познают (если речь идет о предметных результатах). Возможность совмещения - это иллюзия. Дети либо выходят из образа, теряют интерес к игре и начинают выполнять поставленную задачу, либо - и это более естественно для малышей - не выходят из образа и игнорируют предметную задачу. Именно из-за этой особенности большая часть образовательных событий в младшей группе должна быть нацелена на игру, на создание образов.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ
Однако событие, может и не изменить жизнь или в нем может быть пропущен и первый этап, а сам процесс подготовки может стать не менее значимым, чем само событие. Но с уверенностью можно сказать, что не смотря на это – это нечто значимое, что несомненно оставит след в душе ребенка. Ведь такую атмосферу невозможно насадить насильно, она рождается там, где есть искренний интерес, то что Л.С. Выготский назвал аффектом. Именно аффект (или сильная эмоция) лежит в основе любого образовательного события. Однако эмоциональный отклик – это не просто радостные восклицания и горящие глаза, но и степень включенности детей в деятельность на протяжении всего образовательного события. А чтобы интерес к деятельности внутри образовательного события не угасал, дети должны понимать не только, что они делают, но и зачем, с какой целью. Ведь детям очень важно понимать, зачем они это делают.
По типу сюжета:
- реальные - подготовка к спектаклю, цирковому выступлению…;
- игровые - ищем сокровища, помогаем медвежонку…;
- календарные образовательные события - традиционные праздники Новый год, 8 марта…, ожидаемые праздники, такие как День космонавтики, дни рождения детей;
- образовательное событие как традиция - у каждого общества, есть то, что объединяет их членов и отличает от других, это традиции. Их чтут, берегут, охраняю. Детский сад – это тоже маленькое общество, в котором сохраняются традиции, ими могут стать всевозможные фестивали, чемпионаты, парады;
ЛИТЕРАТУРА:
- Логинова Л. «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие/МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 88 с. Под ред. О.А. Шиян – М.:
- www.ped-kopilka.ru
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Технология
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми".
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет....
Мастер -класс "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"
В мастер - классе представлены особенности организации образовательного события в ДОУ....

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми в ДОО
Введение в действие ФГОС ДО поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это не с т...
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми.
Образовательное событие « День добрых дел»Цель : Формировать эмоциональное отношение к действительности, воспитать стремление сопереживать друг другу, желания помочь и под...

«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»
Особенности технологии «Образовательное событие»...

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »
Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса &raq...

Семинар : «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста» Особенности технологии «Образовательное событие»
МДОАУ детский сад « Тополёк» Ясненский городской округ....


