Доклад и презентация для педагогов на тему: «Формирование первых проявлений профессиональной направленности детей через игру и игровые приёмы. Знакомство с профессиями с помощью сюжетно-ролевых игр»
консультация (старшая группа)
Консультация предназначена для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, и фокусируется на значении игровых методов, особенно сюжетно-ролевых игр, в формировании профессиональной направленности. Участники ознакомятся с основными подходами к знакомству детей с профессиями и получат практические рекомендации по организации игровых зон и разработке игровых сценариев.
Обсуждаются цели профориентации, задачи формирования у детей представлений о мире профессий и способы активизации интереса через игру. Консультация также включает возможность обмена опытом и обсуждения возникающих вопросов, что поможет педагогам создать более эффективную образовательную среду для детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 141.9 КБ | |
| 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №148»
Консультация для педагогов на тему:
«Формирование первых проявлений профессиональной направленности детей через игру и игровые приёмы. Знакомство с профессиями с помощью сюжетно-ролевых игр»
Подготовила:
воспитатель
Рязанова Ю.П.
г. Оренбург, 2025 г.
Уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу обсудить важность формирования профессиональной направленности у детей дошкольного возраста. Одним из самых эффективных способов этого является использование игры, особенно сюжетно-ролевых игр. Они не просто развлекают детей, но и становятся мощным инструментом для знакомства с разными профессиями. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», возникает необходимость поиска новых подходов к организации трудового воспитания, к ознакомлению детей с миром профессий.
Целью профориентации дошкольников является формирование у них элементарных представлений о мире профессий, развитие интереса к различным видам деятельности, а также подготовка к осознанному выбору будущей профессии уже на этапе дошкольного образования. Целью профориентации дошкольников является формирование у них элементарных представлений о мире профессий, развитие интереса к различным видам деятельности, а также подготовка к осознанному выбору будущей профессии уже на этапе дошкольного образования.
Задачи по формированию элементарных представлений у дошкольников о мире профессий:
- Сформировать у детей представлений о мире профессий.
- Развивать самостоятельную игровую деятельность позиционирование ребенка в различных профессиях.
- Развитие положительного отношения к трудовой деятельности.
- Формирование желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
- Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам труда
Необходимым условием и средством реализации задач ранней профориентации дошкольников является профессионально ориентированная игровая деятельность ребенка.
Особое место занимают игры, которые создают сами дети - сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. А значит, сюжетно-ролевая игра – это не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.
Сюжетно-ролевые игры позволяют детям примерять на себя роли взрослых и осваивать различные профессии. Такие игры создают условия для:
- Развития социальных навыков. В ходе игры дети учатся взаимодействовать, договариваться, распределять роли и обязанности, что необходимо в будущей профессиональной жизни.
- Формирования знаний о профессиях. Дети играют в «магазин», «врача», «пожарного» и другие роли, что помогает им узнать о различных аспектах жизни и труда.
- Развития креативности и воображения. Процесс создания игровых ситуаций, придумывание сценариев и ролей стимулирует воображение и творческое мышление.
- Формирования ответственности. Важно, чтобы дети осознали важность каждой профессии и ответственность за выполнение поставленных задач в процессе игры. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.
В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: одевает и раздевает куклу, катает ее в коляске, кормит, умывает. Одновременно, дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком забивают. Воспитатель наблюдает за игрой ребенка, выясняет, какие действия ему даются труднее и помогает овладеть ими. Необходимо позаботится об условиях для организации игр, приучающих детей к трудовым действиям.
Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, лечение детей (работа врачей, медсестер, продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.
В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых. Данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности. В её процессе дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. О том, что эти знания достаточно сформированы говорит поведение детей в игре: они охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Сюжетно-ролевая игра дает ребёнку радостное осознание того, что он стал взрослым, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»
ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

«Формирование профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»
laquo;Формирование профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»...

Ознакомление младших дошкольников с профессиями с помощью сюжетно-ролевой игры
Сообщение из опыта работы об организации игровой деятельности по ознакомлению с профессиями....

«Формирование проявления профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности....

«Формирование первых проявлений профессиональной направленности старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
laquo;Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. » А.М.Горький.Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это зна...

Планирование работы по самообразованию педагога на тему "Формирование основ экологической культуры в детской среде через использование эффективных технологий и методов"
Материал по самообразованию...

Консультация для педагогов" «Формирование первых проявлений профессиональной направленности детей через игру»
Будет полезно для педагогов ДОУ...

