«Игры по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста»
материал (средняя группа)

Кулешова Ксения Владимировна

Пояснительная записка

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Цель: Развитие логического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста»

Пояснительная записка

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Цель: Развитие логического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста на 2024-2025 г.

Месяц

Неделя

Название игры

Задачи

Сентябрь

2 неделя 

Игра «Хорошо - плохо»

(роза, компьютер, дождь, рыба, солнце) 

Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Формировать устойчивость внимания.

Активизировать словарь детей.

3 неделя

Игра «Хорошо - плохо»

(конфета, мороженое, огонь) 

Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны

Учить детей логически мыслить.

Учить отвечать на вопросы по цепочке

Воспитывать уважение к сверстникам.

Октябрь

1 неделя

Игра "Маша-Растеряша"

Умение видеть ресурсы решения проблем.

Ознакомление детей с различными функциями предметов.

Тренировать внимание.

Побуждать отвечать полными предложениями.

2 неделя

«Назови части»

(дом, велосипед, машина, самолёт) 

Дать понятие о том, что объекты состоят из частей.

Учить детей выделять и называть части объектов

Учить, чётко произносить слова.

Называть назначение частей объектов.

Активизировать речь детей.

3 неделя

«На что похоже»

(колючка ежа, руль машины, лягушка-по цвету) 

Активизация речи детей.

Учить называть объекты в соответствии с тем или иным признаком.

4 неделя

«Перевертыши»

Продолжать пополнение словаря детей антонимами.

Упражнять в быстроте реакции.

Активизация словаря.

Продолжать знакомить со словами «перевёртышами»

5 неделя

«Что умеет делать?»

(мяч, телевизор, лягушка, река) 

Продолжать формировать умения выявлять функции объекта

Активизация словаря.

Учить подбирать к существительным глаголы.

Ноябрь 

1 неделя

«Раньше-позже»

Учить детей составлять логическую цепочку действий.

Закрепить понятия" сегодня", "завтра", "вчера"

Продолжать развивать речь, память.

2 неделя

«Где живет?»

Научить детей выявлять над-системные связи объектов живой и неживой природы.

Продолжать развивать речь детей, мышление.

Учить различать объекты живой и неживой природы и называть их.

3 неделя 

«Мои друзья»

Учить детей находить общие свойства и функции с объектами.

Продолжать развивать словарный запас детей, логическое мышление и речь.

4 неделя

«Найди друзей»

Учить детей правильно находить функции объектов и называть их.

Учить детей быть внимательными.

Развивать логическое мышление.

Активизация словаря.

Учить отвечать на вопросы.

Декабрь

1 неделя

"Найди друзей"

Упражнять в классификации предметов рукотворного мира.

Учить узнавать и называть объекты рукотворного мира.

Пополнять словарь.

Формировать представления о назначении того или иного объекта.

2 неделя

"Рыболов"

Упражнять в классификации представителей животного мира.

Продолжать формировать представления об объектах живой природы.

Развитие разговорной речи.

Учить, правильно строить предложения.

Пополнять словарь детей.

3 неделя

"Кто или что это дело может сделать лучше»

Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции.

Учить определять функцию любого объекта.

Учить детей рассуждать.

Активизировать словарь детей.

Январь

2 неделя

"Дразнилка" 

Учить детей самостоятельно определять функцию объектов рукотворного и природного мира.

Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще)

Логически мыслить.

Учить быть внимательными.

Пополнение словаря.

3 неделя

"Дразнилка"

Учить детей самостоятельно определять функцию объектов живой и неживой природы.

Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще)

Активизация речи детей.

4 неделя

"Назови предмет"

Закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия.

Учить детей отвечать на вопросы.

Учить быть внимательными.

Активизировать словарь детей.

Февраль

1 неделя 

"Собери велосипед» или какой либо другой объект.

Учить детей находить недостающие детали у объектов.

Формировать представление о том, что отсутствие какой - либо части у объекта делает невозможным его использование.

Активизировать речь детей.

2 неделя

"Что на что похоже?"

Дать понятия о том, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам

Продолжать учить сравнивать 2 объекта по сходству и различаю.

Активизация словаря.

Учить логически мыслить

3 неделя

«Бывает - не бывает»

Развитие логического мышления.

Учить объяснять свои точки зрения, обосновывать их.

Отвечать на вопросы используя ранее приобретённые знания.

Активизация словаря.

4 неделя

«Настоящее»«прошедшее»«будущее»

Познакомить детей с временными понятиями: настоящее, прошедшее, будущее.

Развитие у детей воображения и логического мышления.

Март

1 неделя

«Природа и человек»

Закрепить, знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа.

Продолжать знакомить детей с объектами созданными природой и человеком.

Активизация словаря.

2 неделя

«Чем был - чем стал» 

Учить определять линии развития объекта.

Развивать логическое мышление, речь 

3 неделя 

«Чем был - чем стал» 

Учить определять линии развития объекта.

Развивать логическое мышление, речь

4 неделя

«Мои друзья»

Учить детей находить общие свойства, функции с объектом.

Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

Апрель

1 неделя

«Мои друзья»

Учить детей находить общие свойства, функции с объектом.

Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

2 неделя

«Расставь по порядку»

Формировать понимание у детей относительности размера. .

Систематизировать знания детей о размерах животных.

Развивать мыслительную деятельность.

Речь детей.

3 неделя

«Да-нетка»

Упражнять в нахождении вещественно – полевых ресурсов.

Учить задавать вопросы.

Развитие логического мышления.

Активизация словаря.

4 неделя

«Да-нетка»

Помогать детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества.

Продолжать учить детей задавать вопросы.

Развитие логического мышления.

Активизировать речь детей.

Май 

1 неделя 

"Четвертый лишний"

Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку.

Учить детей объяснять, какая картинка лишняя и почему.

Учить логически мыслить.

Пополнять словарный запас слов.

2 неделя

"Кто или что это дело может сделать лучше»

Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции.

Продолжать учить детей объяснять сою точку зрения.

Развивать речь.

3 неделя

"Положи на место"

Учить определять принадлежность единичных предметов к определенному классу.

Продолжать учить детей классифицировать объекты.

Развивать логическое мышление.

Речь детей.

4 неделя

"Дорисуй, что я задумал"

Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним создавать изображение всего предмета.

Учить детей быстроте реакции.

Логическому мышлению.

Учить называть получившийся объект.

Список литературы

1. Альтшуллер, Г. С., Верткин, И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст]\ Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин— Минск«Беларусь», 1994.

2. Березина, В. Г., Викентьев, И. Л., Модестов, С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст]\ В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.

3. Викентьев, И. Л., Кайков, И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст]\ И. Л. Викентьев, И. К. Кайков,— Новосибирск, 1992.

4. Гин, А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст]\ А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.

5. Гин, С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст]\ А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.

6. Гин, С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст]\ А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2001.

7. Клеймихина, Т. В., Крейнина, С. А. От Незнайки до. [Текст]\ Т. В. Клеймихина, С. А. Крейникова— Санкт-Петербург«Акцидент», 1996.

8. Мурашковская, И. Н., Валюмс, Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст]\ И. Н. Мурашковская, Н. П. Валюмс— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

9. Нестеренко, А. А. Страна загадок. [Текст]\ А. А. Нестеренко— Ростовский университет, 1993.

10. Трифонов, Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст]\ Д. Н. Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

11. Чернихович, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст]\ Е. Чернихович— Гомель«Сож», 1995.

12. Шустерман, З. Г. "Новые приключения Колобка".[Текст]\ З. Г. Шустерман — М. : «Педагогика-Пресс», 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего дошкольного возраста на 2014-2015 г.

Составлен перспективный план по играм ТРИЗ технологии на учебный год. С помощью этих игр у детей развивается логическое мышление, формируется связная речь детей, происходит пополнение  активного ...

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста на 2017-2018 г.

Развитие логического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,...

Конспект НОД по познавательному развитию С использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Истории капельки воды - лёд». 2018г.

Организация непосредственно – образовательной деятельности.Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети закрепляют  свойства воды и знакомятся со свойствам...

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детейсреднего возраста...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Конспект непрерывной образовательной деятельности По образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Вот какая мама, загляденье прямо!» с использованием технологии: ТРИЗ, моделирование. ( для детей среднего возраста )

Представляю разработку занятия по образовательной области "Познавательное развитие" - "Вот какая мама, загляденье прямо!". Воспитание уважения, заботы и любви к маме....

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста

Развитие логического мышления.Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов...