«Игры по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста»
материал (средняя группа)
Пояснительная записка
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Цель: Развитие логического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста»
Пояснительная записка
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Цель: Развитие логического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста на 2024-2025 г.
Месяц | Неделя | Название игры | Задачи |
Сентябрь | 2 неделя | Игра «Хорошо - плохо» (роза, компьютер, дождь, рыба, солнце) | Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Формировать устойчивость внимания. Активизировать словарь детей. |
3 неделя | Игра «Хорошо - плохо» (конфета, мороженое, огонь) | Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны Учить детей логически мыслить. Учить отвечать на вопросы по цепочке Воспитывать уважение к сверстникам. | |
Октябрь | 1 неделя | Игра "Маша-Растеряша" | Умение видеть ресурсы решения проблем. Ознакомление детей с различными функциями предметов. Тренировать внимание. Побуждать отвечать полными предложениями. |
2 неделя | «Назови части» (дом, велосипед, машина, самолёт) | Дать понятие о том, что объекты состоят из частей. Учить детей выделять и называть части объектов Учить, чётко произносить слова. Называть назначение частей объектов. Активизировать речь детей. | |
3 неделя | «На что похоже» (колючка ежа, руль машины, лягушка-по цвету) | Активизация речи детей. Учить называть объекты в соответствии с тем или иным признаком. | |
4 неделя | «Перевертыши» | Продолжать пополнение словаря детей антонимами. Упражнять в быстроте реакции. Активизация словаря. Продолжать знакомить со словами «перевёртышами» | |
5 неделя | «Что умеет делать?» (мяч, телевизор, лягушка, река) | Продолжать формировать умения выявлять функции объекта Активизация словаря. Учить подбирать к существительным глаголы. | |
Ноябрь | 1 неделя | «Раньше-позже» | Учить детей составлять логическую цепочку действий. Закрепить понятия" сегодня", "завтра", "вчера" Продолжать развивать речь, память. |
2 неделя | «Где живет?» | Научить детей выявлять над-системные связи объектов живой и неживой природы. Продолжать развивать речь детей, мышление. Учить различать объекты живой и неживой природы и называть их. | |
3 неделя | «Мои друзья» | Учить детей находить общие свойства и функции с объектами. Продолжать развивать словарный запас детей, логическое мышление и речь. | |
4 неделя | «Найди друзей» | Учить детей правильно находить функции объектов и называть их. Учить детей быть внимательными. Развивать логическое мышление. Активизация словаря. Учить отвечать на вопросы. | |
Декабрь | 1 неделя | "Найди друзей" | Упражнять в классификации предметов рукотворного мира. Учить узнавать и называть объекты рукотворного мира. Пополнять словарь. Формировать представления о назначении того или иного объекта. |
2 неделя | "Рыболов" | Упражнять в классификации представителей животного мира. Продолжать формировать представления об объектах живой природы. Развитие разговорной речи. Учить, правильно строить предложения. Пополнять словарь детей. | |
3 неделя | "Кто или что это дело может сделать лучше» | Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции. Учить определять функцию любого объекта. Учить детей рассуждать. Активизировать словарь детей. | |
Январь | 2 неделя | "Дразнилка" | Учить детей самостоятельно определять функцию объектов рукотворного и природного мира. Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще) Логически мыслить. Учить быть внимательными. Пополнение словаря. |
3 неделя | "Дразнилка" | Учить детей самостоятельно определять функцию объектов живой и неживой природы. Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще) Активизация речи детей. | |
4 неделя | "Назови предмет" | Закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия. Учить детей отвечать на вопросы. Учить быть внимательными. Активизировать словарь детей. | |
Февраль | 1 неделя | "Собери велосипед» или какой либо другой объект. | Учить детей находить недостающие детали у объектов. Формировать представление о том, что отсутствие какой - либо части у объекта делает невозможным его использование. Активизировать речь детей. |
2 неделя | "Что на что похоже?" | Дать понятия о том, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам Продолжать учить сравнивать 2 объекта по сходству и различаю. Активизация словаря. Учить логически мыслить | |
3 неделя | «Бывает - не бывает» | Развитие логического мышления. Учить объяснять свои точки зрения, обосновывать их. Отвечать на вопросы используя ранее приобретённые знания. Активизация словаря. | |
4 неделя | «Настоящее», «прошедшее», «будущее» | Познакомить детей с временными понятиями: настоящее, прошедшее, будущее. Развитие у детей воображения и логического мышления. | |
Март | 1 неделя | «Природа и человек» | Закрепить, знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа. Продолжать знакомить детей с объектами созданными природой и человеком. Активизация словаря. |
2 неделя | «Чем был - чем стал» | Учить определять линии развития объекта. Развивать логическое мышление, речь | |
3 неделя | «Чем был - чем стал» | Учить определять линии развития объекта. Развивать логическое мышление, речь | |
4 неделя | «Мои друзья» | Учить детей находить общие свойства, функции с объектом. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь. | |
Апрель | 1 неделя | «Мои друзья» | Учить детей находить общие свойства, функции с объектом. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь. |
2 неделя | «Расставь по порядку» | Формировать понимание у детей относительности размера. . Систематизировать знания детей о размерах животных. Развивать мыслительную деятельность. Речь детей. | |
3 неделя | «Да-нетка» | Упражнять в нахождении вещественно – полевых ресурсов. Учить задавать вопросы. Развитие логического мышления. Активизация словаря. | |
4 неделя | «Да-нетка» | Помогать детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Продолжать учить детей задавать вопросы. Развитие логического мышления. Активизировать речь детей. | |
Май | 1 неделя | "Четвертый лишний" | Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку. Учить детей объяснять, какая картинка лишняя и почему. Учить логически мыслить. Пополнять словарный запас слов. |
2 неделя | "Кто или что это дело может сделать лучше» | Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции. Продолжать учить детей объяснять сою точку зрения. Развивать речь. | |
3 неделя | "Положи на место" | Учить определять принадлежность единичных предметов к определенному классу. Продолжать учить детей классифицировать объекты. Развивать логическое мышление. Речь детей. | |
4 неделя | "Дорисуй, что я задумал" | Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним создавать изображение всего предмета. Учить детей быстроте реакции. Логическому мышлению. Учить называть получившийся объект. |
Список литературы
1. Альтшуллер, Г. С., Верткин, И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст]\ Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.
2. Березина, В. Г., Викентьев, И. Л., Модестов, С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст]\ В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.
3. Викентьев, И. Л., Кайков, И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст]\ И. Л. Викентьев, И. К. Кайков,— Новосибирск, 1992.
4. Гин, А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст]\ А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.
5. Гин, С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст]\ А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.
6. Гин, С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст]\ А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2001.
7. Клеймихина, Т. В., Крейнина, С. А. От Незнайки до. [Текст]\ Т. В. Клеймихина, С. А. Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.
8. Мурашковская, И. Н., Валюмс, Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст]\ И. Н. Мурашковская, Н. П. Валюмс— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
9. Нестеренко, А. А. Страна загадок. [Текст]\ А. А. Нестеренко— Ростовский университет, 1993.
10. Трифонов, Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст]\ Д. Н. Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
11. Чернихович, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст]\ Е. Чернихович— Гомель: «Сож», 1995.
12. Шустерман, З. Г. "Новые приключения Колобка".[Текст]\ З. Г. Шустерман — М. : «Педагогика-Пресс», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего дошкольного возраста на 2014-2015 г.
Составлен перспективный план по играм ТРИЗ технологии на учебный год. С помощью этих игр у детей развивается логическое мышление, формируется связная речь детей, происходит пополнение активного ...

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста на 2017-2018 г.
Развитие логического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,...

Конспект НОД по познавательному развитию С использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Истории капельки воды - лёд». 2018г.
Организация непосредственно – образовательной деятельности.Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети закрепляют свойства воды и знакомятся со свойствам...
Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста
Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детейсреднего возраста...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...
Конспект непрерывной образовательной деятельности По образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Вот какая мама, загляденье прямо!» с использованием технологии: ТРИЗ, моделирование. ( для детей среднего возраста )
Представляю разработку занятия по образовательной области "Познавательное развитие" - "Вот какая мама, загляденье прямо!". Воспитание уважения, заботы и любви к маме....

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста
Развитие логического мышления.Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов...
