«Предметно-пространственная среда как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
занимательные факты (младшая группа)

Макеева Любовь Михайловна

Предметно-пространственная среда — одно из важнейших условий для полноценного нравственно-патриотического воспитания дошкольников. От неё зависит развитие таких нравственных качеств, как патриотизм и гражданственность.  

Цель создания такой среды — формирование у детей нравственно-патриотических чувств сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.  

Некоторые задачи, которые решаются в рамках предметно-пространственной среды:

  • приобщение детей к традициям и обычаям своего народа; 
  • формирование чувства привязанности к семье, дому, детскому саду, городу, стране; 
  • воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей; 1
  • формирование представления о России как о родной стране, о Москве — как о столице России; 
  • воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики; 
  • воспитание уважения к труду; 
  • побуждение детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны; 
  • формирование правовой культуры дошкольников; 
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому. 

Некоторые элементы предметно-пространственной среды для нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

  • альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками; 
  • иллюстрации с изображением народных и государственных праздников, памятников архитектуры, современных зданий родного города; 
  • книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками, сказками и легендами севера; 
  • познавательная и художественная литература; 
  • генеалогические древа детей, герб семьи; 
  • кассеты с записью сказок и патриотических песен, познавательные видеофильмы и презентации; 1
  • предметы декоративно-прикладного искусства и быта; 
  • развивающие игры, картотека народных подвижных игр; 
  • макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города); 
  • красная книга России, гербарий; 
  • календарь природы и инвентарь для ухода за растениями. 

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvennaya_sreda.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение Полевского Муниципального Округа Свердловской области Детский сад №34

«Предметно-пространственная среда как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Выполнил:

Шуткина Любовь Михайловна

Вопрос о воспитании подрастающего поколения всегда был актуален, особенно в контексте формирования нравственных и патриотических ценностей. Как же предметно-пространственная среда может способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников? Предметно-пространственная среда включает в себя все элементы, которые окружают детей в их повседневной жизни: от игрушек и книг до оформления групповых помещений и дворовых площадок. Я считаю, что правильно организованная предметно-пространственная среда может стать мощным инструментом для формирования у детей чувства патриотизма и нравственных ориентиров.

Обратимся к практике работы детских садов, где предметно-пространственная среда используется для воспитания детей. Например, в одном из детских садов была создана специальная зона, посвященная истории России. В этой зоне размещены книги о великих деятелях, карты, флаги и другие атрибуты, которые помогают детям лучше понять свою страну. Воспитатели организуют экскурсии, где дети могут увидеть памятники и исторические места, что способствует формированию у них чувства гордости за свою Родину.

Такой подход позволяет не только расширить кругозор детей, но и формирует у них уважение к истории и культуре своей страны. Дети, играя с тематическими игрушками, например, с моделями исторических зданий или фигурками известных личностей, начинают осознавать важность этих объектов и их значение для общества. Это создает у них эмоциональную связь с историей, что является важным аспектом нравственного воспитания.

Таким образом, предметно-пространственная среда, наполненная элементами, способствующими нравственно-патриотическому воспитанию, помогает детям не только развивать свои познавательные способности, но и формировать важные ценности. В заключение, можно сказать, что создание такой среды в детских садах является необходимым условием для успешного воспитания патриотично настроенных граждан, способных гордиться своей страной и уважать ее историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Статья предназначена для музыкальных руководителей МДОУ, содержит разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми разной возрастной категории по музыкально...

"Организация предметно-пространственной развивающей среды для формирования нравственно патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО"

Материал был представлен на педагогическом совете в ДОУ. Организация предметно-развивающей среды для формирования нравственно-патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО строится так, чтобы д...

«Развивающая предметно-пространственная среда как средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Нравственно-патриотический центр «Люби и знай свой край» находится в доступном и безопасном месте. Дети самостоятельно могут взять материал, пособия, игры. Центр многофункционален, периоди...

Презентация "Предметно – пространственная развивающая среда на развитие нравственно – патриотических чувств у детей раннего дошкольного возраста"

Патриотизм включает в себя много понятий, связанных с любовью к родным местам, гордостью за свой народ и его историю, ощущением причастности к окружающему миру, желанием сохранять и приумножать богатс...

«Предметно-развивающая среда как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

  Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно в игровой деятельности достигаются основные педагогические задачи образовательного и воспитательного характера. ...