статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Каратунова Ольга Алексеевна

Статья предназначена для музыкальных руководителей МДОУ, содержит разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми разной возрастной категории по музыкальному развитию и размещения зоны , а так же её оформление в групповой комнате

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

РМО музыкальных руководителей

Тема проекта:

«МУЗЫКАЛЬНАЯ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

Музыкальный руководитель

Высшей квалификационной категории

Каратунова Ольга Алексеевна

2017 г., г. о. Люберцы

       Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду.

Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.

Актуальность проекта состоит в том, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.

Предметно-игровая среда  дошкольного учреждения исключительно важный компонент, способствующий развитию ребенка.  

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться  следующими принципами:

Принцип полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать  множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Принцип трансформируемости среды,     который связан с ее полифункциональностью – это  возможность     изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план     ту или  иную функцию пространства (в отличие от     монофункционального зонирования, жестко закрепляющего     функции за определенным пространством).

Принцип  вариативности  сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов  дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды,  разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

 «Предметная развивающая среда» - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  

 Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Чтобы привить интерес ребенка к музыкальной деятельности и постоянно поддерживать его, нужно выделить в групповой комнате специальное место – музыкальный уголок и оборудовать его техническими средствами, музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, самодельными музыкальными инструментами из различного материала, музыкально-дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами, портретами композиторов. Из технических средств музыкальный уголок должен быть оснащен, прежде всего, магнитофоном и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию.

  Музыкальные пособия можно разделить на 4 группы:  

                        

                   Образные пособия:

Пособия типа «Лото» и  картинки с изображениями музыкальных ин-ов.

Пособия типа «Лото» представляют собою карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками (например, изображение различных музыкальных инструментов: барабана, колокольчика, дудочки, металлофона и т.д.).

Нотное лото, карточки-эмоции, карточки долгие и короткие звуки, нотный стан, нотная лесенка ступенька, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения.

       

      Неозвученные игрушки:

Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты, которые предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя играющими на музыкальных инструментах (макеты домр, балалаек, баянов, пианино с нарисованной клавиатурой и т.д.).

Озвученные музыкальные игрушки:

  Озвученные музыкальные инструменты, которые подразделяются на четыре типа в зависимости от их звучания:
1) игрушки-инструменты со звуком  

    неопределенной высоты: погремушки,

    бубны, барабаны, треугольники,

    колокольчики, бубенчики и т.д.;
б) игрушки-инструменты, издающие только

    один звук: свистульки, дудочки, рожки,  

    саксофоны и т.д.;
в) игрушки-инструменты с фиксированной

    мелодией: органчики, шарманки,

    музыкальные шкатулки и т.д.;
г) игрушки-инструменты с диатоническим

    и  хроматическим звукорядом:

    *металлофоны, ксилофоны, детские

      пианино, органолы и т.д.;

    *самодельные шумовые и ударные

      музыкальные инструменты из

      природного материала (по концепции

      Карла Орфа).

Аудиовизуальные пособия

 

Делятся на экранные и звуковые

( диапозитивы, компакт диски, фонограммы, аудио и видео кассеты, видео диски).

 

Образные пособия

  • Портреты композиторов.
  • Картинки с изображением музыкальных инструментов.
  • Музыкальное лото.
  • Музыкально дидактические игры.

Неозвученные музыкальные инструменты

Предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя играющими на музыкальных инструментах:

  • Макеты балалаек;
  • Макеты баянов;                                                                                            
  • Макеты  дудочек и барабанов;
  • Неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой.                              

                                       

Озвученные музыкальные инструменты

  • Игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты

( погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, бубенчики).  

  • Игрушки-инструменты, издающие только один звук (свистульки, дудочки, рожки, саксофоны).      
  • игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (органчики, шарманки, музыкальные шкатулки)
  • игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино, рояль, органоны, аккордеоны)  

             

Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты

Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающее, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включаться в совместную деятельность.

Предметно - пространственная музыкальная среда детского сада должна:                                                               

  • Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых
  • Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную           деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их   интересами
  • Способствовать получению и закреплению знаний о музыке
  • Стимулировать развитие творческих способностей
  • Развивать любознательность, стремление к экспериментированию
  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Основные требования к музыкальным уголкам

  • Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся в этой зоне
  • Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе
  • Педагогически грамотное руководство детей со стороны воспитателя
  • Целесообразность размещения зоны, её оформление, доступность оборудования для детей, продуманность хранения.

Примерное содержание и наполнение музыкальных зон по возрастным  группам: Группа от 1 до 3 лет

       Для музыкального развития возрастной группы «Малыши» задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям понять природу звука. В работе можно использовать: неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие»

  • Игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.).
  • Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки.
  • Игрушки- инструменты со звуком нефиксированным, неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан.
  • Музыкально-дидактические игры :

           «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?»,

           «Птицы и птенчики», «Музыкальные волчки»,

           «Угадай на чем играю?», «Кого разбудило солнышко?»,

           «Где мои ребятки?», «Чудесный мешочек» -  мешочков может быть два: один с музыкальными инструментами, другой с игрушками животных для игр на развитие тембрового голоса « Кто как поет?» и др.

  • Набор не озвученных образных  инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.)
  • Атрибуты к  музыкальным подвижным играм по программе: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и др .
  • Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки,  осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества( по сезону).
  • Ширма настольная.
  • Магнитофон и набор программных аудио записей.
  • Поющие и двигающиеся игрушки.
  • Перчаточная игрушка (для воспитателя) и пр.
  • Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации. 

Группа  от 3 до 5 лет

       В развивающей среде данного возраста педагог может использовать все пособия младшей группы:

  • металлофон,
  • не озвученные инструменты,
  • шумовые инструменты для  детского оркестра,
  • книжки-малютки - «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам),
  • фланелеграф или магнитная доска,
  • музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик»» и др.
  • Атрибуты к подвижным  музыкальным играм: «Гуси, вы гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», « Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
  • Музыкальная лесенка: 3-х и 5-ти ступенчатая, на которой находятся маленькая и большая птички, маленькая и большая матрешка.
  • Также, ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы и т.д.).
  • Ширма настольная.
  • Музыкальные игрушки озвученные и не озвученные.  
  • Магнитофон и набор программных аудио записей.

        Для этой возрастной группы вводятся новые ударные инструменты: маракасы, трещотка, румба, кастаньеты. 

Дети знакомятся с музыкальными инструментами, имеющими звукоряд: металлофон, ксилофон, цимбалы, детские пианино, органолы. 

В музыкальный уголок можно добавить и неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой. 

  • Музыкальные игрушки
    Добавляются уменьшенные копии музыкальных инструментов: кларнет, саксофон, рояль, гармонь; всевозможные свистки: деревянные, пластмассовые, глиняные; образные игрушки, играющие на «музыкальных» инструментах; образная игрушка с кнопкой, нажатием на которую воспроизводятся звуки разной    высоты, музыкальный руль и т.д.
  • Самодельные музыкальные инструменты из природного материала с использованием концепции Карла Орфа:
    1. Всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.).
    2. Шелестящие инструменты:

          а) скорлупки от фисташек, нанизанные на шерстяную нитку;

          б) скорлупки грецких орехов, подвешенные гроздями на обычную палочку или детскую вешалку.

  • Шумовые инструменты: 

           а) скорлупки, желуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа     «киндер-сюрпризов»;                    

 б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать      семейство барабанов;

  в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами,                           бубенчиками, скорлупками, которые надеваются на запястья,                           рогатки с   ниткой и нанизанными на нее пробками от газированной воды                           и т.д.

Группа  от 5 до 6 лет.

Пособия средней группы:

  • Озвученные музыкальные инструменты: игрушки-инструменты со звуком нефиксированным, неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.
  • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком: металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта.
  • Музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр).
  • Портреты композиторов  можно альбом или отдельные, иллюстрации «Музыкального букваря».
  • Музыкально  – дидактические игры: «Пчелка», «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит» и др…
  • Атрибуты к подвижным играм «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши»,  и др.  
  • Детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям.
  • Ширмы : настольная и ширма  по росту детей.
  • Музыкальные лесенки 3-х, 5-ти и 7-ми ступенчатые - озвученные.
  • Иллюстрации «Времена года»,
  • Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к  знакомым народным танцам.
  • Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой.
  • Атрибуты к танцевальным импровизациям  по сезону – листики, снежинки,  цветы  и  т.д..
  • Магнитофон и набор программных записей.        

                           
                                                                               

Группа  от 6 до 7 лет

  • Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфы, детское пианино, металлофон, бубны, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и другие.
  • Портреты композиторов, иллюстрации «Времена года», «Музыкальный букварь».
  • Альбомы  « Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем  и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песен.
  • Графическое пособие «Эмоции»: карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями для определения характера мелодии при слушании произведений.                                    
  • Альбомы для рассматривания – «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», и т.п.
  • Музыкальные лесенки 3-х, 5-ти и 7-ми ступенчатые( озвученные).
  • Набор самодельных инструментов для шумового оркестра.
  • Музыкально-дидактические игры:  «Три поросенка, Три цветка,  Музыкальный зонтик, Ритмическое лото, Найди землянички,  Ритмические кубики, Назови композитора музыки, Веселая пластинка, Музыкальные птенчики»  и т.д.
  • Атрибуты к подвижным играм  «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.
  • Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к  знакомым народным танцам:

косынки, веночки, шляпы. Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону: листики, снежинки, цветы, разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций.

  • Магнитофон и набор программных записей.

Таким образом, Музыкальная   среда  раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослым в этой  среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта  среда   развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.

                       

Список используемой  литературы

Научная литература

1.Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М.: Норма, 2016.
         2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном     возрасте. – М.: Норма, 2016.
        3.Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? – М.: Норма, 2016.
        4.Метлов Н.А. Музыка - детям. – М.: Норма, 2016.
        5.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л.  Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Норма, 2015.
        6.Савельев Г.В. Дошкольники слушают музыку. – Гомель,     2015. – ч.1, 2.

7.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...

Предметно - развивающая среда как средство патриотического воспитание дошкольников.

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста.Понятие «среда», буквально означает «середина» - это то, что занимает проме...

Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».  Тараскина. Я.С МДОУ «Детский сад №32комбинированог...

«Развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста»

Предметно-развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста....

« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»

В данной работе описана роль    развития познавательной активности и исследовательского поведения у  детей с нарушением зрения    в особой, специально организованной...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...