Среднесрочный проект средняя группа на тему "Росписная хохлома"
проект (средняя группа)

формирование  познавательного интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с хохломской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_srednyaya_gruppa_na_temu_rospisnaya_hohloma.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы имени А.С.Попова городского округа Власиха Московской области

Среднесрочный проект на тему:

«Расписная хохлома (средняя группа 4 -5 лет)

 Выполнили воспитатели: Рузанова Е.А.

Шишлякова А.В.

2025 г.

Цель проекта:

·  формирование познавательного интереса к русской народной культуре у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью.

Проблема:

 С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. В ходе поиска путей решения описанной проблемы мы пришли к созданию творческо-исследовательский проекта «Узоры Золотой хохломы».

Актуальность проекта:

 Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома.

Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.

 Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.

Задачи проекта:

  • учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;
  • познакомить с предметами разных промыслов с растительным узором хохлома;
  • учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.);
  • учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и ассиметричные композиции; видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия;
  • развивать умения и навыки рисования элементов росписи;
  • развивать художественно-творческие способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку;
  • формировать основы эстетического вкуса. 

Предполагаемый результат:

·         дети познакомятся с историей хохломской росписи;

·         научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду;

·         у детей сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи;

·         будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов;

·         у детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.

 

Срок реализации проекта: 3 недели

 

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Постановка цели и задач проекта;

2. Отобрать иллюстрации, видео презентации об узорах Золотой Хохломы.

3. Найти литературу, рассказывающую о хохломе.

4. Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковые гимнастики.

5. Попросить родителей принести посуду с хохломской росписью для музея группы.

Основной этап:

Речевое развитие: беседы, работа по картинкам, работа со словарем, с пословицами и поговорками.

Проведение занятий.

Обыгрывание дидактических и подвижных игр по теме.

Решение игровых ситуаций.

Чтение художественной литературы, выделение главного смысла произведения, умение задавать вопросы по тексту.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Изготовление учебно – дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, папки).

Пополнение и обновление игровых зон.

Виртуальный поход в музей хохломской росписи.

Рассматривание хохломской посуды.

Мероприятия по реализации проекта:

В работе с детьми:

Беседы:

 «Сказ о Хохломе»

«История возникновения хохломской росписи»,

Дидактические игры:

«Составь узор»,

«Разрезанные картинки»,

«Найди лишнее»,

«Найди пару»,

«Декоративное домино».

Чтение художественной литературы:

·         Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

·         П. Синявской «Хохломская роспись»

·         В. Набоков «Хохлома»

·         Разучивание стихов «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома».

·         Отгадывание загадок.

Подвижные игры:

·        «Платок»

·        «Угадай что делали»

·        «Береги предмет»

·        «Возьми платочек»

Познавательно-исследовательская деятельность: поход в виртуальный музей «Хохломская роспись»

Продуктивная деятельность, работа с незавершенными продуктами:

1.     роспись Хохломской Ложки техникой пластилинография;

2.     аппликация из ткани  Хохломской Доски;

3.     разукрашивание красками «Хохломские узоры» на тарелке.

Сюжетная игра:

«Путешествие на ярмарку в село Хохлома»

 

Работа с техническими средствами:

Просмотр видеофильма: «Ремесло: Хохлома»

Просмотр презентации: «Хохлома у истоков и в современном мире».

 

Взаимодействие с родителями:

1.     Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Узоры золотой хохломы»;

2.     привлечь родителей к созданию мини – музея «Золотая Хохлома» в группе;

3.     консультация для родителей: «Знакомство детей с хохломской росписью», «Творчество в детском возрасте».

4.     Подготовка информационных стендов, папки-передвижки «Роль рисования в приобщении детей к народной культуре».

5.     Анкета для родителей «Народное искусство в семье»

Заключительный этап:

• выставка творческих работ детей;

• пополнение игровых зон атрибутами для сюжетных игр по теме;

• пополнение настольных игр;

• пополнение дидактических игр по теме.

Полученный результат:

   Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы

родители пришли к выводу, что приобщение к народному

искусству помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-

новому, увидеть красоту окружающего мира.  

 

   В заключении мы спросили себя: «Что нового мы узнали о Хохломе?», «Для чего нужна моя работа?». Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома.

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды.

Со стороны родителей появился интерес к деятельности, организованной в рамках образовательного процесса, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с ребенком на интересующие его темы, участвовать в жизни группы.

   Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция образовательного среднесрочного проекта старшей группы.

Познавательно-творческий проект.Знакомство с творчеством поета Юрия Энтина....

Проект "Мой город" проект (средняя группа)

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее бла...

Проект "В здоровом теле-здоровый дух" проект (средняя группа)

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, осн...

Среднесрочный проект подготовительная группа "Комнатные растения"

Уточнить и систематизировать знания детей о растениях,и развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность....

Проект "Теремок" проект (средняя группа)

Целью проекта является - формирование у детей художественно-творческих способностей через театрализованную деятельность. Проект способствует развитию коммуникативных качеств дошкольников средств...

Среднесрочный проект в группе раннего возраста № 26 МБДОУ № 121 на тему: «Синий, красный, зелёный, жёлтый»

Проект «Синий, красный, зелёный, жёлтый» в группе раннего возраста № 26 Участники проекта: родители и дети группы раннего возраста № 26, воспитатель: И. Н. Кобзарева Сроки реализации проекта: средне...