Среднесрочный проект средняя группа на тему "Росписная хохлома"
проект (средняя группа)
формирование познавательного интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с хохломской росписи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы имени А.С.Попова городского округа Власиха Московской области
Среднесрочный проект на тему:
«Расписная хохлома (средняя группа 4 -5 лет)
Выполнили воспитатели: Рузанова Е.А.
Шишлякова А.В.
2025 г.
Цель проекта:
· формирование познавательного интереса к русской народной культуре у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью.
Проблема:
С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. В ходе поиска путей решения описанной проблемы мы пришли к созданию творческо-исследовательский проекта «Узоры Золотой хохломы».
Актуальность проекта:
Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома.
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.
Задачи проекта:
- учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;
- познакомить с предметами разных промыслов с растительным узором хохлома;
- учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.);
- учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и ассиметричные композиции; видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия;
- развивать умения и навыки рисования элементов росписи;
- развивать художественно-творческие способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку;
- формировать основы эстетического вкуса.
Предполагаемый результат:
· дети познакомятся с историей хохломской росписи;
· научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду;
· у детей сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи;
· будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов;
· у детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.
Срок реализации проекта: 3 недели
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Постановка цели и задач проекта;
2. Отобрать иллюстрации, видео презентации об узорах Золотой Хохломы.
3. Найти литературу, рассказывающую о хохломе.
4. Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковые гимнастики.
5. Попросить родителей принести посуду с хохломской росписью для музея группы.
Основной этап:
Речевое развитие: беседы, работа по картинкам, работа со словарем, с пословицами и поговорками.
Проведение занятий.
Обыгрывание дидактических и подвижных игр по теме.
Решение игровых ситуаций.
Чтение художественной литературы, выделение главного смысла произведения, умение задавать вопросы по тексту.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Изготовление учебно – дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, папки).
Пополнение и обновление игровых зон.
Виртуальный поход в музей хохломской росписи.
Рассматривание хохломской посуды.
Мероприятия по реализации проекта:
В работе с детьми:
Беседы:
«Сказ о Хохломе»
«История возникновения хохломской росписи»,
Дидактические игры:
«Составь узор»,
«Разрезанные картинки»,
«Найди лишнее»,
«Найди пару»,
«Декоративное домино».
Чтение художественной литературы:
· Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»
· П. Синявской «Хохломская роспись»
· В. Набоков «Хохлома»
· Разучивание стихов «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома».
· Отгадывание загадок.
Подвижные игры:
· «Платок»
· «Угадай что делали»
· «Береги предмет»
· «Возьми платочек»
Познавательно-исследовательская деятельность: поход в виртуальный музей «Хохломская роспись»
Продуктивная деятельность, работа с незавершенными продуктами:
1. роспись Хохломской Ложки техникой пластилинография;
2. аппликация из ткани Хохломской Доски;
3. разукрашивание красками «Хохломские узоры» на тарелке.
Сюжетная игра:
«Путешествие на ярмарку в село Хохлома»
Работа с техническими средствами:
Просмотр видеофильма: «Ремесло: Хохлома»
Просмотр презентации: «Хохлома у истоков и в современном мире».
Взаимодействие с родителями:
1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Узоры золотой хохломы»;
2. привлечь родителей к созданию мини – музея «Золотая Хохлома» в группе;
3. консультация для родителей: «Знакомство детей с хохломской росписью», «Творчество в детском возрасте».
4. Подготовка информационных стендов, папки-передвижки «Роль рисования в приобщении детей к народной культуре».
5. Анкета для родителей «Народное искусство в семье»
Заключительный этап:
• выставка творческих работ детей;
• пополнение игровых зон атрибутами для сюжетных игр по теме;
• пополнение настольных игр;
• пополнение дидактических игр по теме.
Полученный результат:
Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы
родители пришли к выводу, что приобщение к народному
искусству помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-
новому, увидеть красоту окружающего мира.
В заключении мы спросили себя: «Что нового мы узнали о Хохломе?», «Для чего нужна моя работа?». Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды.
Со стороны родителей появился интерес к деятельности, организованной в рамках образовательного процесса, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с ребенком на интересующие его темы, участвовать в жизни группы.
Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный творческо – исследовательский проект средней группы средней продолжительности «Знакомство со свойствами воздуха»
проектная деятельность в ДУ, экспериментирование...

Концепция образовательного среднесрочного проекта старшей группы.
Познавательно-творческий проект.Знакомство с творчеством поета Юрия Энтина....

Проект "Мой город" проект (средняя группа)
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее бла...

Проект "В здоровом теле-здоровый дух" проект (средняя группа)
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, осн...
Среднесрочный проект подготовительная группа "Комнатные растения"
Уточнить и систематизировать знания детей о растениях,и развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность....

Проект "Теремок" проект (средняя группа)
Целью проекта является - формирование у детей художественно-творческих способностей через театрализованную деятельность. Проект способствует развитию коммуникативных качеств дошкольников средств...

Среднесрочный проект в группе раннего возраста № 26 МБДОУ № 121 на тему: «Синий, красный, зелёный, жёлтый»
Проект «Синий, красный, зелёный, жёлтый» в группе раннего возраста № 26 Участники проекта: родители и дети группы раннего возраста № 26, воспитатель: И. Н. Кобзарева Сроки реализации проекта: средне...