Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрёшка – русская народная игрушка»
проект (средняя группа)
Русская матрешка во все времена символизировала семейные ценности, образ материнства и любовь, пожелание счастья и благополучия. В ее декоре проявились и фантазия, и творчество русских мастеров, и душа русского народа. Целенаправленное ознакомление с игрушкой является одним из методов формирования чувства патриотизма у дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрёшка – русская народная игрушка»
Автор: Козлова Елена Викторовна
МБДОУ детский сад № 486, город Новосибирск.
Тип проекта: познавательно – практический.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя).
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Аннотация
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(Вадим Шефнер,1970)
Проблема
В настоящее время народная игрушка стремительно превращается в сувенирную продукцию. Матрешка теряется в массе современных игрушек, хотя по прежнему может быть привлекательной и востребованной у детей, при соответсвующей педагогической поддержке. Так как именно народная игрушка несет в себе огромный потенциал национального наследия. Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.
Актуальность
Русская матрешка во все времена символизировала семейные ценности, образ материнства и любовь, пожелание счастья и благополучия. В ее декоре проявились фантазия и творчество русских мастеров и душа русского народа. Целенаправленное ознакомление с игрушкой является одним из методов формирования чувства патриотизма у дошкольников.
Матрешка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку. Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.
Цель проекта: Воспитывать интерес детей к народному творчеству на примере
русской народной игрушки матрешки. Формировать у детей чувство патриотизма.
Задачи проекта:
1.Воспитывать любовь к русской народной культуре, чувство патриотизма.
2.Познакомить детей с историей матрёшки, способом ее изготовления.
3.Дать знания о цветовой гамме матрешки.
4.Обогащать словарь детей.
5.Развивать сенсорные навыки.
Содействовать развитию творческой активности детей.
Планируемые результаты:
У детей будет формироваться интерес к русской народной культуре.
Дети познакомятся с историей возникновения матрешки и ее особенностями (материал, форма).
Узнают об этапах изготовления игрушки (вытачивание, окрашивание).
Дети получат представления о цветовой гамме и узоре матрёшек.
Расширится и активизируется словарный запас детей.
Повысится творческая активность детей.
Работа с родителями:
Предоставление консультаций «Как играть с матрёшкой»
Помощь в организации мини – музея «Матрешки».
Этапы реализации:
1 этап - организационный: выбор темы и подбор методической литературы по теме проекта, обогащение предметно – развивающей среды, отбор наглядного материала, изготовление дидактических игр по теме, подбор материалов для творческих работ, составление плана, привлечение родителей к реализации проекта.
2 этап - познавательно – практический: тематические беседы, дидактические, словесные и подвижные игры, познавательно – исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, лепка, рисование, предоставление родителям консультаций.
3 этап - заключительный: анализ полученных результатов, создание мини – музея «Матрешки».
Риски: непостоянный состав детей; слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
План реализации проекта
Время проведения | Мероприятия |
Понедельник | Познание ООД « Будем знакомы - русская матрешка». Рассматривание альбома «Народная игрушка». Чтение стихотворений о матрешке. Хороводная игра «Матрешка – матрешечка» Дидактические игры: «Найди матрешку по силуэту», «Собери матрешку». |
Вторник | ФЭМП «Матрешка в гостях у ребят». Рассматривание альбома «Русский народный костюм». Просмотр фильма «Как делают матрешку?». Чтение художественной литературы: Стихотворение С. Маршака «О Матрешках». Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Расставь по высоте с закрытыми глазами». |
Среда | Беседа «Из чего сделана игрушка матрешка?». Художественно – эстетическое развитие: Рисование «Семья матрешек». Заучивание пословиц о матрешках. Продуктивно - исследовательская деятельность «Матрешки ходят в гости». Дидактические игры: «Почини сарафан матрешке», «Укрась платочек для матрешки». |
Четверг | Беседа «Какие бывают матрешки?» Художественно – эстетическое развитие: пластилинография «Хоровод матрешек». Исследовательская деятельность: «Из какого материала сделана матрешка?». Дидактические игры: «Домики для матрешек», «Расставь по росту». Игра малой подвижности «Матрешка, где ты?» |
Пятница | Развитие речи ООД «День рождения Матрешки». Просмотр мультфильма «Секрет Матрешки». Отгадывание загадок о матрешке. Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек». Дидактические игры: «Найди отличия», «Парные картинки». |
Используемая литература
1. Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.
2. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г.
4. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.
5. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.
6. Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
Приложение
С. Маршака «О матрешках»
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, —
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой —
Седьмая,
А в седьмой —
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
— Сколько вас? — у них мы спросим,
И ответят куклы: — Восемь!
Речевая игра с движением «Матрешка, где ты?»
Цель: Воспитывать у детей выдержку и, наоборот, начать действовать по речевому сигналу. Материал: деревянная составная матрешка.
Ход игры.
Дети становится в круг. Воспитатель, просит детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит позади детей. Раскрытую матрешку держит в руке и приговаривает речитативом:
Хожу, брожу, матрешку держу,
Разберу пополам, деткам в ручку дам.
Ты тихонечко сиди, ничего не говори,
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям.
Потом говорит: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»
Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю.
Продуктивно - исследовательская деятельность «Матрешки ходят в гости»
Сначала рассматривается матрешка, затем воспитатель предлагает разобрать ее, а потом говорит, что каждая матрешка хочет жить в своем домике. Предложить одному ребёнку обратиться к другому от имени большой матрешки: «Ребята, постройте мне, пожалуйста, домик. Только он должен быть большой, чтобы я могла в нем уместиться». Затем второй ребёнок говорит за маленькую матрешку: «И мне тоже хочется жить в домике. Только мой домик должен быть поменьше».
Все дети вместе строят в отдалении друг от друга два домика из кубиков и треугольной призмы (крыши), сажают возле них матрешек.
Взрослый говорит:
Вот сидят наши матрешки смотрят друг на друга. Большая матрешка говорит маленькой: «Мне скучно без тебя, приходи ко мне в гости». А маленькая отвечает: «Я бы пришла к тебе, да боюсь ножки замочить. Вот если бы детки построили для меня дорожку. Построите?» (обращаясь к детям).
Воспитатель предлагает детям выполнить просьбу матрешки. Затем строится дорожка из брусочков (кирпичиков), и маленькая матрешка идет по ней.
Можно также включить в игру маленькую машинку и прокатить на ней матрешку по дорожке, если, к примеру, у нее заболела ножка.
Пальчиковая игра «Матрешки»
Цель: Развитие координации движения рук, развитие мелкой моторики.
Ход игры:
Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)
Хороводная песня-танец «Матрёшечка - матрёшка»
Ну, ребятки, не зевайте,
А в кружочек все вставайте. Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь вы тогда матрёшкой! ( Из детей выбирают трёх матрёшек. Им на головы завязывают платочки. Они приседают в центр круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»)
Эх, матрёшечка - матрёшка-
Аленький платочек,
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь! («Матрёшки» выбирают себе партнёров и танцуют вместе с ними).
Конспект НОД "Будем знакомы - русская матрешка"
Задачи: Познакомить с матрешкой – народной игрушкой, предметом русского народного декоративно – прикладного творчества.
Уметь применять исследовательским действиям. Развивать органы чувств в процессе обследования матрешек.
Расширять способы игрового взаимодействия. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: Посылка, матрешки по количеству детей. Атрибуты для сюжетно - ролевой игры в дочки - матери.
Ход.
Введение в игровую ситуацию. Воспитатель: Вы слышите? Кто – же к нам стучится? Кто – же это к нам в гости пришёл? Входит почтальон и приносит посылку. Детям предлагается угадать её содержимое. Обследовав посылку, дети находят на конверте загадку, воспитатель читает:
«Красивые девчушки в деревянной кадушке,
В русском сарафане с цветочками в карманах»
Кто это? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы угадали. Матрешка похожа на девчушку деревянную игрушку. Давайте откроем посылку. Посмотрите и скажите, сколько матрешек в посылке? (Много). Какие они красивые, яркие, нарядные, розовощекие, улыбаются! А сейчас, каждый из вас возьмет матрешку, которая больше всего понравилась.
Рассмотрите ее внимательно, потрогайте, погладьте, прижмите к щеке, проведите пальчиком по бокам, положите на бочок (дети комментируют свои ощущения - гладкая, овальная, прохладная, внутри шероховатая, деревянная). Воспитатель ставит свою большую матрешку на стол и предлагает детям составить хоровод вокруг нее из их матрешек, затем сравнивают матрешек по величине. У кого самая маленькая? Сколько больших матрешек? Сколько маленьких? Построение матрешек по возрастающей величине.
Воспитатель берет в руки большую матрешку и рассказывает о ней: «Мне очень понравилась эта матрешка. Она большая и красивая, нарядная как русская красавица, в розовом платочке, в синем сарафане, в белом передничке. На сарафане нарисованы цветочки». Затем обращается к каждому из детей с вопросом – почему выбрали эту матрешку? Рассказы детей.
Воспитатель берет в руку матрешку, обращает внимание детей на то, что матрешка похожа на куклу и читает стихотворение А. Кулешовой
Кукла славная - матрешка,
Где же ручки,
Где же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Как с ней можно играть? (ответы детей - покачать, покормить, укладывать ее спать, потанцевать). Давайте поиграем с матрешкой (дети выполняют игровые действия по желанию).
Проблемная ситуация.
Воспитатель: «Матрешка расшалилась. Можем мы позволить ей прыгнуть на пол? Искупаться в воде? Прыгать через свечу? Почему? (ответы детей)
В конце образовательной ситуации воспитатель говорит: «Как славно мы поиграли с матрешками и они решили у нас погостить, найдем им место, где им понравится» (на, под, за, в). Дети размещают матрешек в игровом уголке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русскому народному творчеству. «Знакомство с вязанием, вышивкой и плетением кружев»
В этом материале предлагаются новые организационно-методические формы работы. Материал содержит информацию из опыта и обычаев русского народа; способствует формированию у детей личностной культуры, пр...

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре Средний дошкольный возраст до сих пор является до конца не изученным ни психологами, ни педагогами. Когда ребенку 4-5 ле...

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».
Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

Опыт работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с русской народной игрушкой.
Представлен опыт работы по одному из направлений нравственно-патриатическому воспитания, о приобщении детей младшего дошкольного возраста к истории и традициям своего народа....

Познавательно-творческий проект во второй группе раннего возраста "Матрёшка - русская народная игрушка"
Проблема: недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством, отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначе...

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрёшка – русская народная игрушка»
Проект «Матрёшка – русская народная игрушка»Пояснительная записка: Игрушка – часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о...

Проект в средней группе на тему: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»
Проект в средней группе на тему:«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»...
