Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрёшка – русская народная игрушка»
проект (средняя группа)

Елена Викторовна Козлова

Русская матрешка  во все времена символизировала семейные ценности, образ материнства и любовь, пожелание счастья и благополучия. В ее декоре проявились и фантазия, и творчество русских мастеров, и душа русского народа. Целенаправленное ознакомление с игрушкой является одним из методов формирования чувства патриотизма у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sredney_gruppe_russkaya_matreshka.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрёшка – русская народная игрушка»

Автор: Козлова Елена Викторовна

МБДОУ детский сад  № 486, город Новосибирск.

Тип проекта: познавательно – практический.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя).

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Аннотация

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(Вадим Шефнер,1970)

Проблема

В настоящее время народная игрушка стремительно превращается в сувенирную продукцию.  Матрешка теряется в массе современных игрушек, хотя по  прежнему может быть привлекательной и востребованной у детей, при соответсвующей педагогической поддержке. Так как именно народная игрушка несет в себе огромный потенциал национального наследия. Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.

Актуальность

Русская матрешка  во все времена символизировала семейные ценности, образ материнства и любовь, пожелание счастья и благополучия. В ее декоре проявились фантазия и творчество русских мастеров и душа русского народа. Целенаправленное ознакомление с игрушкой является одним из методов формирования чувства патриотизма у дошкольников.

Матрешка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку. Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.

Цель проекта:  Воспитывать  интерес детей к народному творчеству на примере

 русской народной игрушки  матрешки. Формировать у детей чувство патриотизма.

Задачи проекта:

1.Воспитывать любовь к русской народной культуре, чувство патриотизма.

2.Познакомить детей с историей матрёшки, способом ее изготовления.

3.Дать знания о цветовой гамме матрешки.

4.Обогащать словарь детей.

5.Развивать сенсорные навыки. 

Содействовать развитию творческой активности детей.

Планируемые результаты:

У детей будет формироваться интерес к русской народной культуре.

Дети познакомятся с историей возникновения матрешки и ее особенностями  (материал, форма).

Узнают об этапах изготовления игрушки (вытачивание, окрашивание).

Дети  получат представления о цветовой гамме и узоре  матрёшек.

Расширится  и активизируется словарный запас детей.

Повысится творческая активность детей.

Работа с родителями:

Предоставление консультаций «Как играть с матрёшкой»

Помощь в организации  мини – музея «Матрешки».

Этапы реализации:

1 этап - организационный: выбор темы и подбор методической литературы по теме проекта, обогащение предметно – развивающей среды, отбор наглядного материала,  изготовление дидактических игр по теме, подбор материалов для творческих работ, составление плана, привлечение родителей к реализации проекта.

2 этап - познавательно – практический: тематические беседы, дидактические, словесные и подвижные игры, познавательно – исследовательская деятельность,  чтение художественной литературы, отгадывание загадок, лепка, рисование, предоставление родителям консультаций.

3 этап - заключительный: анализ полученных результатов, создание мини – музея «Матрешки».

Риски: непостоянный состав детей; слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

План реализации проекта

Время проведения

Мероприятия

Понедельник

Познание ООД  « Будем знакомы - русская матрешка».

Рассматривание альбома «Народная игрушка».

Чтение стихотворений о матрешке.

Хороводная игра «Матрешка – матрешечка»

Дидактические  игры: «Найди матрешку по силуэту», «Собери матрешку».

Вторник

ФЭМП «Матрешка в гостях у ребят».

Рассматривание альбома «Русский народный костюм».

Просмотр фильма  «Как делают матрешку?».

Чтение художественной литературы: Стихотворение С. Маршака «О Матрешках».

Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Расставь по высоте с закрытыми глазами».

Среда

Беседа «Из чего сделана игрушка матрешка?».

Художественно – эстетическое развитие: Рисование «Семья матрешек».

Заучивание пословиц о матрешках.

Продуктивно - исследовательская деятельность  «Матрешки ходят в гости».

Дидактические игры: «Почини сарафан матрешке», «Укрась платочек для матрешки».

Четверг

Беседа   «Какие бывают матрешки?»

Художественно – эстетическое развитие: пластилинография «Хоровод матрешек».

Исследовательская деятельность: «Из какого материала сделана матрешка?».

Дидактические игры: «Домики для матрешек», «Расставь по росту».

Игра малой подвижности «Матрешка, где ты?»

Пятница

Развитие речи ООД  «День рождения Матрешки».

Просмотр мультфильма «Секрет Матрешки».

Отгадывание загадок о матрешке.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек».

Дидактические игры: «Найди отличия», «Парные картинки».

Используемая литература

1.   Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.

2.   Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

3.   Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г.

4.   Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.

5.   Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.

6.  Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.

                                                                                                                Приложение

С. Маршака «О матрешках»

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.

Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Эту куколку открой —
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притертую, —
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой —
Седьмая,
А в седьмой —
Восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.

— Сколько вас? — у них мы спросим,
И ответят куклы: — Восемь!

Речевая игра с движением «Матрешка, где ты?»

Цель: Воспитывать у детей выдержку и, наоборот, начать действовать по речевому сигналу. Материал: деревянная составная матрешка.

Ход игры.

Дети становится в круг. Воспитатель, просит  детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит позади детей. Раскрытую матрешку держит в руке и приговаривает речитативом:

Хожу, брожу, матрешку держу,

Разберу пополам, деткам в ручку дам.

Ты тихонечко сиди, ничего не говори,

Да и сам не смотри, только в ручке держи.

Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям.

Потом говорит: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»

Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю.

Продуктивно - исследовательская деятельность  «Матрешки ходят в гости»

Сначала рассматривается  матрешка,  затем воспитатель предлагает разобрать ее, а потом говорит, что каждая матрешка хочет жить в своем домике. Предложить одному ребёнку обратиться  к другому от имени большой матрешки: «Ребята, постройте мне, пожалуйста, домик. Только он должен быть большой, чтобы я могла в нем уместиться». Затем  второй ребёнок говорит за маленькую матрешку: «И мне тоже хочется жить в домике. Только мой домик должен быть поменьше».

Все дети  вместе строят в отдалении друг от друга два домика из кубиков и треугольной призмы (крыши), сажают возле них матрешек.

Взрослый говорит:

Вот сидят наши матрешки смотрят друг на друга. Большая матрешка говорит маленькой: «Мне скучно без тебя, приходи ко мне в гости». А маленькая отвечает: «Я бы пришла к тебе, да боюсь ножки замочить. Вот если бы детки построили для меня дорожку. Построите?» (обращаясь к детям).

Воспитатель  предлагает детям выполнить просьбу матрешки. Затем строится дорожка из брусочков (кирпичиков), и маленькая матрешка идет по ней.

Можно также включить в игру маленькую машинку и прокатить на ней матрешку по дорожке, если, к примеру, у нее заболела ножка.

Пальчиковая игра «Матрешки»

Цель: Развитие координации движения рук, развитие мелкой моторики.

Ход игры:

Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)

Хороводная песня-танец «Матрёшечка - матрёшка»

Ну, ребятки, не зевайте,

А в кружочек все вставайте. Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь вы тогда матрёшкой! ( Из детей выбирают трёх матрёшек. Им на головы завязывают платочки. Они приседают в центр круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок») 

Эх, матрёшечка - матрёшка-

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь! («Матрёшки» выбирают себе партнёров и танцуют вместе с ними).

Конспект НОД  "Будем знакомы - русская матрешка"

Задачи: Познакомить с матрешкой – народной игрушкой, предметом русского народного декоративно – прикладного творчества.

Уметь применять исследовательским действиям. Развивать органы чувств в процессе обследования матрешек.

 Расширять способы игрового взаимодействия. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: Посылка, матрешки по количеству детей. Атрибуты для сюжетно - ролевой игры в дочки - матери.

Ход.

Введение в игровую ситуацию. Воспитатель: Вы слышите? Кто – же к нам стучится? Кто – же это к нам в гости пришёл? Входит почтальон и приносит посылку. Детям предлагается угадать её содержимое. Обследовав посылку, дети находят на конверте загадку, воспитатель читает:

«Красивые девчушки в деревянной кадушке,

В русском сарафане с цветочками в карманах»

Кто это? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы угадали. Матрешка похожа на девчушку деревянную игрушку. Давайте откроем посылку. Посмотрите и скажите, сколько матрешек в посылке? (Много). Какие они красивые, яркие, нарядные, розовощекие, улыбаются! А сейчас, каждый из вас возьмет матрешку, которая больше всего понравилась.

Рассмотрите ее внимательно, потрогайте, погладьте, прижмите к щеке, проведите пальчиком по бокам, положите на бочок (дети комментируют свои ощущения - гладкая, овальная, прохладная, внутри шероховатая, деревянная). Воспитатель ставит свою большую матрешку на стол и предлагает детям составить хоровод вокруг нее из их матрешек, затем сравнивают матрешек по величине. У кого самая маленькая? Сколько больших матрешек? Сколько маленьких? Построение матрешек по возрастающей величине.

Воспитатель берет в руки большую матрешку и рассказывает о ней: «Мне очень понравилась эта матрешка. Она большая и красивая, нарядная как русская красавица, в розовом платочке, в синем сарафане, в белом передничке. На сарафане нарисованы цветочки». Затем обращается к каждому из детей с вопросом – почему выбрали эту матрешку? Рассказы детей.

Воспитатель берет в руку матрешку, обращает внимание детей на то, что   матрешка похожа на куклу и читает стихотворение А. Кулешовой

Кукла славная - матрешка,

Где же ручки,

Где же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане.

Как с ней можно играть? (ответы детей - покачать, покормить, укладывать ее спать, потанцевать). Давайте поиграем с матрешкой (дети выполняют игровые действия по желанию).

Проблемная ситуация.

Воспитатель: «Матрешка расшалилась. Можем мы позволить ей прыгнуть на пол? Искупаться в воде? Прыгать через свечу? Почему? (ответы детей)

В конце образовательной ситуации воспитатель говорит: «Как славно мы поиграли с матрешками и они решили у нас погостить, найдем им место, где им понравится» (на, под, за, в). Дети размещают матрешек в игровом уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русскому народному творчеству. «Знакомство с вязанием, вышивкой и плетением кружев»

В этом материале предлагаются новые организационно-методические формы работы. Материал содержит информацию из опыта и обычаев русского народа; способствует формированию у детей личностной культуры, пр...

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре Средний дошкольный возраст до сих пор является до конца не изученным ни психологами, ни педагогами. Когда ребенку 4-5 ле...

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».

Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

Опыт работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с русской народной игрушкой.

Представлен опыт работы по одному из направлений нравственно-патриатическому воспитания, о приобщении детей младшего дошкольного возраста к истории и традициям своего народа....

Познавательно-творческий проект во второй группе раннего возраста "Матрёшка - русская народная игрушка"

Проблема: недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством, отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначе...

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрёшка – русская народная игрушка»

Проект «Матрёшка – русская народная игрушка»Пояснительная записка: Игрушка – часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о...

Проект в средней группе на тему: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»

Проект в средней группе на тему:«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»...