Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Савченко Галина  Николаевна
 Задачи:
Образовательные:
*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.
*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.
*Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке -матрешке
*Учить детей различать разные техники росписи матрешек
*Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов
 
Воспитательные:
*Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве
*Формировать представления о добре и зле
*Формировать эстетическое отношение к окружающему миру
*Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками
 
Коррекционные:
*Развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatie_po_prikladnomu_iskusstvuno4.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по народно – прикладному      искусству для детей старшего дошкольного возраста.

                           Ярмарка:

«Русская народная игрушка».

                                                  провела

                                                  воспитатель гр. №2

        Савченко Г.Н.        .

        

        

                                                   2015г.        

Программное содержание:

 Задачи:

Образовательные:

*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.

*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.

*Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке -матрешке

*Учить детей различать разные техники росписи матрешек

*Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов

Воспитательные:

*Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве

*Формировать представления о добре и зле

*Формировать эстетическое отношение к окружающему миру

*Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками

Коррекционные:

*Развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи

Материалы для занятия:

Выставка игрушек — дымковских, филимоновских, богородских; матрешек — сергиево-посадских, полхов-майданских, семеновских.

Ход занятия:

На этом занятии целесообразно использовать в качестве экскурсовода по выставке игрушек  «Сказительницу» русских сказок. Именно она приглашает детей полюбоваться народными игрушками, порадоваться встрече с уже знакомыми дымковскими и филимоновскими игрушками, узнать много нового о богородских игрушках и о всеми любимых матрешках.

Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете, кто я?  Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество и могу вам рассказать.

Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят, на столах и подставочках. Удивлены?  Да посмотрите сами.

Вот здесь живут сказки из Дымкова.  Вы с ними уже знакомы.  Кого вы узнали? Здесь и барышня- водоноска, и храбрый солдат, и олень - золотые рога,  и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого своя сказочка есть.

А рядышком поселились филимоновские  игрушки -  тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки?  Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав? А еще русский народ богат любовью своей  к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки  да  забавы. И делали их из разных материалов:  из глины  и из дерева.  Из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек,  и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.

Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение; им отводилась роль оберегов - покровителей. Конь в славянском фольклоре - символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил.

Не менее популярен образ чудо - птицы  от древнеславянской Сирин до сказочной  Жар-птицы.

А вот на этом столе собрались игрушки из села  Богородское  Московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине  мохнатый живот, внизу  толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапович  людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет — вот мишка медом лакомится, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки  их двигаться умеют: потянешь за две планочки  -  и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.

А вот и еще один стол. Он платком цветастым накрыт. Что на нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская... (матрешка).

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка про матрешек есть, послушайте:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

 Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Игрушка как универсальное средство введения детей в традицию национальной культуры.Творчество детей в ритме русского народного календаря» для детей старшего дошкольного возраста

Праграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста с целью приобщения современного ребенка к яркому миру детского творчества в традициях русской народной культуры. В программе та...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи:1. Продолжать учить  детей пересказывать близко к тексту.2. Учить инсценировать сказку по ролям.3. Учить дет...

Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Искусство русских народных мастеров»

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и ...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"

ull;Цель: теоретическое обоснование и определение  содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...

Конспект занятия по русской-народной культуре для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».Цели: Закрепление пол...

Конспект занятия по русской-народной культуре для детей старшего дошкольного возраста

Цели: Закрепление полученных знаний, продолжать формировать представления о русских народных традициях и истории русского народного костюма.Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить детей с русским...

Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)

Конспект занятия № 1Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Задачи:Образовательные:- закрепить знания об основных элемен...