Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Крапивина Александра

    Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». 

    Задачи:
    1. Продолжать учить  детей пересказывать близко к тексту.

    2. Учить инсценировать сказку по ролям.
    3. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.

    4. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

    5. Развивать память, внимание, мыслительные операции.

    6. Воспитывать  умение внимательно слушать других.

    7. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_lisa_i_zhuravl_starshaya_gruppa.docx31.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи

    для детей старшего дошкольного возраста.

    «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»


    Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». 

    Задачи:
    1. Продолжать учить  детей пересказывать близко к тексту.

    2. Учить инсценировать сказку по ролям.
    3.
    Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.

    4. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

    5. Развивать память, внимание, мыслительные операции.

    6. Воспитывать  умение внимательно слушать других.

    7. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.


    Ход занятия:

    1. Организационный этап:

    Воспитатель: - Вы, ребята, проходите.

                             Друг на друга посмотрите.

                             Поздоровайтесь ладошками,

                             Улыбнитесь все немножко.

    Воспитатель:  - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:

    Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.

    Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

    Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?

    Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - …сказки!

    Воспитатель:  - Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)

    Воспитатель:  -  Правильно, в сказку.

    - А собой я принесла сундучок бабушки Рассказушки. Бабушка Рассказушка повсюду ходит и сказки в волшебный сундучок собирает: какие - в народе услышит, какие -  сама сочинит. Сундучок её волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не расскажет.

    - Ребята, а вы сказки любите?

    - Как люди передавали сказки друг другу? 

    (Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали друг другу, передавали «из уст в уста», т.е. на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас).

    Воспитатель: 

    - Чему  нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).

    - Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).

    - Ребята, я буду из заветного сундучка бабушки Рассказушки волшебные картинки с животными доставать, а вы мне называть кто изображён и какие черты характера человека показывают  животные в сказках:

    - волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый);

    - медведь (сильный, добродушный, неуклюжий);

    -лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка);

    -заяц (трусливый, слабый).

    - Изобразите волка…, медведя …, лису…, зайца …

    Воспитатель: - Ребята, внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.

    Отгадайте-ка загадку:   Рыжая красавица

                                           Идет по лесу – хвалится

                                          Я красива и умна,

                                          И пушиста, и хитра (Лиса)

    Воспитатель: - Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.

    - В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе вспомним эти сказки.       

     «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Колобок», «Снегурушка и лиса»,...

    - Какие ещё сказки о лисе вы знаете?

    - Посмотрите на экран.

    - Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, кума, рыжая плутовка).

    Воспитатель:  - Ой, ребята что-то лисичка загрустила. Давайте похвалим лисичку.

    Физминутка «Лисица»

    У лисицы острый нос                     (показать «острый нос»)

    У нее пушистый хвост.                    Показывают руками
    Шуба рыжая лисы                             
    Несказанной красоты.                    ("Оглаживает" воображаемый хвост, бока, грудь)
    Лиса плавно похаживает,                                             

    Шубу пышную поглаживает.        (Идет медленно, величаво, поворачивает голову

                                                               направо, налево).

    Воспитатель: - Посмотрите, как рада лиса, что мы её похвалили.

    Воспитатель: - Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки «Лиса и журавль».

    1. Основной этап:

    Воспитатель: - Сегодня мы узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.

    Воспитатель: - В волшебный сундучок бабушка Рассказушка положила нам книгу со сказкой «Лиса и журавль».

    - И я хочу вам прочитать эту сказку. Садитесь поудобнее, спинка прямая, ручки на коленки и слушайте внимательно. Потом вам надо будет её пересказать. (Чтение сказки с иллюстрациями)

    (Разбор новых слов и словосочетаний )

    Воспитатель: - В сказке встретились незнакомые слова. Давайте сначала их вспомним. 

    Потчевать, стряпала , не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.

    - Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, воспитатель помогает)

    Потчевать – угощать;

    Не обессудь – не отнесись строго, не суди, не обижайся;

    Стряпала – приготовила пищу;

    Окрошка - блюдо национальной  русской кухни, холодный суп, который приготовлен из  смеси мелко нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.

    Несолоно хлебавши - остался ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.

    Воспитатель: 

    - Назовите героев сказки?

    - Как называли друг друга лиса и журавль? (Дорогой, голубчик, лисонька)

    -Каким голосом лиса звала журавля? (сладким, хитрым)

    - Кто первым решил пригласить в гости?

    - Какое угощение приготовила лиса журавлю?

    - Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)

    - В какой посуде она подала угощение?

    - Почему она размазала кашу по тарелке? (чтобы слизать самой)

    - Кому было удобнее есть из тарелки?

    - Распробовал ли журавль угощение?

    -Как журавль поблагодарил лису за угощенье? (с обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом)

    -А как журавль приглашал лису в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь ко мне)

    - Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком?  (Решил лисе отомстить).

    - Как принимала угощение журавля лиса? (Вертелась, кружилась вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничего не достанет).

    -  Осталась ли лиса довольна? (Нет)

    - Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями?  (Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение ).

    - Как бы поступили настоящие друзья? (Каждый бы угощал из той посуды, из которой удобно кушать каждому).

    Воспитатель: - Ребята, сейчас немного отдохнём.

                       Физкультминутка «Журавль»

    Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)

    Искал лягушку на болоте

    Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)

    Через кочки он шагал.

    Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)

    Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)

    Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)

    И назад домой вернулся (ходьба на месте)

    1. Пересказ сказки «Лиса и журавль»  (1-2 человека)
    2. Инсценировка  сказки «Лиса и журавль» по ролям.

    Воспитатель: - А теперь давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой сказки.

    -Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика).

     -Я буду автором, …-лисой, … - журавлём. (Дети одевают шапочки животных, и начинают показ).

    -  Дети, а кто еще желает? Вызывает (1 -2 пары)

    -Молодцы ребята хорошо показали сказку, сохранили выражения из текста.

    1. Заключительная часть.

    Воспитатель: - Послушайте пословицу: «Как аукнется, так и откликнется». 

    - Подходит ли она к сказке «Лиса и Журавль»?

    - Почему? Объясните пословицу  (Как лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней.  Или как ты относишься к другим людям – так и с тобой поступят, добрые дела вознаградятся добром, а на зло – ответят злом).

    Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Доскажи словечко» - пословицы о дружбе:
    « Друзья на дороге … (не валяются)»,

    «Друга ищи, а найдёшь - … (береги)»,

     «Все за одного и один … (за всех)»,

    «Друзья познаются … (в беде)»,

     «Старый друг лучше… (новых двух)»,

    «Дерево живёт корнями, а человек - … (друзьями)»,

    «Дружбу помни, а зло … (забывай)»,

    «Любят того, кто не обидит … (никого)».

    Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы о дружбе.
    - Придумайте, как подружить лису с журавлём?
    (Да, если бы лиса угощала журавля из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, то все бы остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля была крепкой и настоящей).

    - Что бы вы сказали героям сказки? (Надо дружно жить, уважать друг друга).

    1. Итог совместной деятельности.

    Воспитатель: - Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.

    -Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? (Отгадывали загадку, выполняли физкультминутку, читали сказку, пересказывали, выполняли сценку к сказке, отвечали на вопросы).

    - Как называлась сказка, которую мы читали, пересказывали и выполняли инсценировку к сказке?

    - Вам понравилась сказка?

    - Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадным, быть дружным.)

    - Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и  вспоминать эту сказку и не делать таких ошибок как лиса и журавль.

    Итог занятия: Дружбой надо дорожить!

    Воспитатель:  - Наше занятие завершаем, со сказкой мы прощаемся, спасибо скажем бабушке Рассказушке… и волшебному сундучку.

    Воспитатель:  Молодцы! Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, и я вам вручаю медальки «За умение дружить».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами русской народной сказки

    Проблема сохранения своеобразия, самобытности русского языка имеет особую значимость в наше время...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на материале русской народной сказки "ЛИСА И ЖУРАВЛЬ"

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе....

    Конспект НОД по речевому развитию для детей 4 – 5 лет "Пересказ русской народной сказки "Лисичка со скалочкой».

    Конспект НОД по речевому развитию для детей 4 – 5 лет "Пересказ русской народной сказки "Лисичка со скалочкой»....

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

    Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

    Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе Чтение русской народной сказки Никита Кожемяка

    Цель: Вспомнить  с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

    Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста по русской народной сказке "Гуси - лебеди"

    Тематический праздник, подготовленный  к 8 Марта с использованием театрализованного представления по сказке "Гуси - лебеди"...