ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫВ РАЗВИТИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «Россия»)
материал (старшая группа)
Статья о том развивается ли словарный запас детей, посредством проведения тематических бесед на тему Россия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫВ РАЗВИТИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «Россия»)
Развитие словарного запаса детей является важнейшим направлением работы воспитателя. Его реализация осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников и предполагает формирование у них компетенций, необходимых для приобретения социального опыта, подготовки к продолжению образования.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении, следуя принципу «от простого к сложному», постепенно включает темы, которые обобщают знания ребенка, требует от него освоения новых понятий и, как следствие, использования новых слов. Одним из таких направлений является ознакомление воспитанников с темой «Россия». Согласно учебной программе дошкольного образования, знания о своей стране дети получают в рамках освоения образовательной области «Ребёнок и общество», раздел «Основы гражданско-патриотической культуры». В этом разделе указаны задачи по данной теме, например, «формировать представления о (об) родном населённом пункте, областных городах России, их достопримечательностях; рассказывать (с помощью взрослого) о государственных символах России»
Такой широкий охват нового материала требует от педагога поиска эффективных дидактических средств, способствующих речевому развитию детей. В нашей работе предлагается использование познавательной литературы по теме «Россия», в частности, изучение ее возможностей для развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в группе старшего дошкольного возраста из 12 воспитанников и включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе осуществлялась диагностика развития словарного запаса. Материалы по теме «Россия» были разделены на три содержательные части, по каждой из которых воспитанники должны были ответить на вопросы. По первой «Города и их символы» были зафиксированы следующие результаты: 4 воспитанника (33,33 %) – средний уровень сформированности словаря, 8 воспитанников (66,67 %) – высокий уровень. По второй «Символика моей страны»: 5 воспитанников (41,67 %) имеют низкий уровень сформированности словаря, 5 воспитанников (41,67 %) средний уровень и 2 воспитанника (16,67 %) – высокий уровень. По третьей «Красная книга России»: 12 воспитанников (100 %) имеют низкий уровень сформированности словаря.
На формирующем этапе был разработан комплекс занятий по данной теме и подобраны познавательные тексты к каждому занятию. В данные тексты с целью повышения их доступности для детского восприятия вносились незначительные изменения и пояснения. Педагог организовывал чтение для детей во время нерегламентированной деятельности. В последующем на занятиях проводилась работа по закреплению прочитанного, воспитанники отвечали на вопросы по тексту и запоминали необходимые слова.
На контрольном этапе воспитанники показали значительное улучшение словарного запаса. По первой 12 воспитанников (100 %) имеют высокий уровень сформированности словарного запаса. По второй 5 воспитанников (41,67 %) и 7 воспитанников (58,33 %) имеют средний уровень. По третьей 3 воспитанника (25 %) имеют высокий уровень развития словаря, 4 воспитанника (33,33 %) имеют средний уровень и 5 воспитанников (41,67 %) низкий уровень.
Таким образом, подбор и использование литературы познавательного содержания по теме «Россиия» способствуют увеличению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития словарного запаса детей дошкольного возраста
К каждой игре представлены цели и краткое описание. Данные игры можно использовать и на занятиях, и вне их....

Литературная сказка, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возраста.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие об...

ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»
ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»...

Обобщение передового практического опыта. «РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ»
В последнее время у детей, приходящих в детский сад наблюдается скудный словарный запас для их возраста. Не умение выразиь свои желания хотя бы в двух словах. Стандартные методы работы недостато...
Методическая разработка : Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста.
Активный и пассивный словарный запас. Теория и практические игры для детей....

Консультация для родителей "Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...
