развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Борисюк Елена Владимировна

Развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью игр и игровых упражнений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью игр и игровых упражнений

Аннотация:в статье рассматриваются игры и игровые упражнения с помощью которых у детей развивается эмоциональный интеллект.

Возраст 4-5 лет считается переходным от младшего к старшему, в котором наблюдается неустойчивость эмоционального состояния ребенка. Игра и игровые упражнения способствуют  успешному овладению достаточно широким спектром эмоций: радости, страха, ревности, грусти, жалости, гнева, бодрости, нежности, застенчивости, удивления, удовольствия и т. д. Дошкольники уже в состоянии через мимику и интонацию изображать проявление данных чувств.

Целенаправленно и планомерно дошкольники знакомятся с разнообразием человеческих эмоций, их проявлением и мимическим выражением посредством тесного переплетения театрализованных этюдов и коммуникативных игровых упражнений: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Зеркало», «Поварята» и другие.

На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывает художественная литература. Яркие эмоции дошкольник испытывает, когда сравнивает себя с положительными героями, переживает за них. Знакомство с эмоциями происходит посредством обыгрывания основанных на сказочных сюжетах, а также бытовых историях, доступных пониманию дошкольников. Детям данного возраста легче оценивать эмоциональное состояние литературных героев, понимая причину их возникновения. Например, сказка «Кот, петух и лиса» знакомит детей с радостным настроением лисы, которая украла Петушка, злостью Кота и страхом самого Петушка. В конце сказки эмоции персонажей сменяются на радостные у Кота и Петушка, огорчение у Лисы. После чтения сказки дошкольники рисуют смайлики с различными мимическими выражениями и определяли их схожесть с проявлением эмоций персонажей сказки на разных этапах повествования. По сюжетным картинкам дошкольники вспоминают содержание сказки «Заюшкина избушка» и определяют разнообразие эмоций Лисы и Зайца. Что же надо сделать, чтобы решить проблему плачущего Зайчика? Какие эмоции вы испытываете, когда видите печального Зайца? Таким образом, воспитатель подводит к оцениванию своих собственных эмоций. На основе сказок и рассказов были составленные игры «Злой или добрый?», «Из какой сказки герой?», «С кем бы ты хотел подружиться?» и другие. Желание изобразить персонажи из художественной литературы приводит дошкольников к театрализованной игре, когда игра для себя перерастает в игру, ориентированную на зрителя.

У пятилетнего ребенка зарождается моральное сознание. Он начинает понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносить их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков у ребёнка появляется радость и удовлетворение посредством таких игр, как «Вежливые слова», «Дружба начинается с улыбки», «Доброе животное» и другие.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка зарождается более спокойный эмоциональный фон восприятия, характеризующийся проявлением эмоций по цепочке: желание – представление - действие - эмоция. У дошкольника появился новый мотив для действий: умение предвидеть и предвосхитить будущий результат. Он уже был способен адекватно оценить свое поведение, а также подчиняться нравственному мотиву не только по требованию взрослого, но и по собственному представлению и эмоциональному состоянию. Умению определять свое настроение, превращать злые эмоции на добрые способствовали игры: «Радуга настроений», «Волшебные очки», «Камушек в ботинке» и другие.

Осознанию своего эмоционального состояния и отношения к нему способствуют  игры и упражнения на их словесное описание, а также изображение в рисунке «На что похоже настроение?», «Рисуем цвет эмоции», «Цветное настроение».

Игра «Что было бы, если…» заставляет дошкольников фантазировать, придумывать, воображать. При этом эмоциональная сфера чутко реагирует на детскую фантазию, доставляя ему удовольствие и осознание своих сильных и слабых сторон. Например, воспитатель предлагает детям представить себе, что у них в руке волшебная палочка…Первые желания всегда относятся к личным потребностям, потом дети вспоминают о своих родных и близких, но не всегда. Потому что в старшем возрасте дошкольники учатся регулировать свои эмоции и в этом им помогают такие упражнения «Надуем мячи», «Часики эмоций», «Прогулка в лесу».

Понять настроение другого ребенка помогают игры «Глаза в глаза», «Узнай, кто это». Примерив шляпу старухи Шапокляк, ребенок ощущает в себе желание совершить какую – либо гадость, а сняв ее, становится добрым и веселым.

Театрализованные игры предоставляют ребенку возможность освоить модель правильного поведения в современном мире, перевоплотившись в актера, режиссера, декоратора, музыканта и даже поэта. При инсценировке художественных произведений дети стараются подражать поведению персонажей с помощью голоса, мимики, жестов. Коммуникативные игры «Азбука настроений», «Угадай эмоции» ориентируют  старших дошкольников на внешнее проявление той или иной эмоции. Театрализованные этюды упражняют в передаче эмоционального состояния, например, «Ласковый котенок», «Сердитый пес Барбос», «Баба Яга», «Живая шляпа» и другие. Проигрывая ролевые ситуации, дети стремятся передать голосом, мимикой, жестами всю гамму переживаемых чувств персонажа, проникаясь его эмоциональным состоянием, сопереживая ему.

 В результате в группе уменьшилась конфликтность среди детей, дошкольники свободно стали выражать свои эмоции с помощью слов, мимики и жестов.

Список литературы:

  1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н. Андреева. М.: ВНУ, 2018 .- 288с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-irina-andreeva/90368-azbuka-emocionalnogo-intellekta-irina-andreeva/read/page-1.html (Дата обращения 11.10.2019).
  2. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. // Собр. соч., Т. [Электронный ресурс]: http://www.youblisher.com/p/186456-Vyigotskiy-L-S-Emotsii-i-ih-razvitie- v-detskom-vozraste-L-S-Vyigotskiy-Lektsii-po-psihologii-SPb-Soyuz-1997- 144-s/ 10. (Дата обращения 8.10.2020).
  3. Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. №13. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/147/40819/ (Дата обращения 01.03.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Рекомендации  для  использования в  работе  по  математическому  развитию  детей  дошкольного  возраста...

Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....

Презентация "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Опыт работы МДОБУ "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»«Детский сад №105 г. Орска»Подготовил старший воспитательДолгополова И.С....

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...