Статья "Влияние раннего развития на дальнейшее обучение"
статья

Как влияет раннее развитие на дальнейшее обучение? нужно ли отдавать ребенка в ясли. Как повлияет это на развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему "Влияние раннего развития на дальнейшее обучение"

Кинцель Валентина Николаевна,

магистр образования,

аспирант, главный специалист

Акмуллинской академии развития

детей и семейного образования

ЦРК "Соты", преподаватель

кафедры дошкольной педагогики

и психологии, БГПУ им. М.Акмуллы, г.Уфа

Намниекс Алия Айдаровна,

Шартдинова Лиана Ринатовна,

студенты I курса

ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы

Ранний возраст ‒ сенситивный период для развития ребенка, а основными условиями, в которых происходит речевое развитие, ‒ это общение ребенка с взрослым и предметная деятельность. Развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям: развитие понимаемой речи и становление активной речи. Малыш начинает понимать речь взрослого, обращенную к нему, т. е. устанавливать связи между произносимыми словами и предметами или собственными действиями.

Остановимся подробнее на трех важных факторах психического развития в раннем детстве ‒ прямохождении, предметной деятельности и развитии речи.

Прямохождение. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает делать свои первые шаги, сначала держась двумя ручками, потом без опоры. В раннем детстве его активность в освоении пространства еще более нарастает и расширяется: к 3 годам он может не только ходить, но и бегать, взбираться по лестнице, залезать на стулья, перелезать через препятствия и т.д.

Являясь полностью физическим приобретением, способность к самостоятельному передвижению приводит к психологическим последствиям. Овладение ходьбой расширяет границы доступного ребенку мира, дает ему возможность самостоятельно, без посредничества взрослых, знакомиться с новыми предметами и местами. Расширяются свобода и самостоятельность ребенка в ориентировке во внешнем пространстве.

Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов (совместное функционирование зрения, кинестезии и осязания). Главное же, освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами.

Предметная деятельность. Манипулятивная деятельность, свойственная раннему младенческому возрасту, начинает сменяться в раннем детстве предметной деятельностью. Развитие действий с предметами проходит ряд стадий. Так, 7-месячные дети с любыми предметами действуют одинаково ‒ постукивают ими, размахивают, тащат в рот, бросают и т.д. Приблизительно в 10-14 мес. дети могут повторить с предметом то действие, которое продемонстрирует взрослый (сначала вместе с ним, потом самостоятельно). Содержание таких действий обычно очень бедно и не выходит за рамки 2-3 освоенных манипуляций. Особенность первых специфических манипуляций (укачивать куклу, кормить медвежонка, листать книжку и т.д.) состоит в том, что они закреплены за теми единичными предметами, на которых были первоначально выполнены вместе со взрослыми и усвоены. Даже на сходных предметах годовалые дети часто не в состоянии повторить известные способы действия. И только на 2-м году жизни они начинают осваивать действия с предметами по их назначению.

Фиксированное содержание предмета само по себе ребенку не откроется, сколько бы он ни осуществлял какое-то действие с предметом (открывал и закрывал дверь, поднимал и бросал мяч, стучал кубиком об пол и т.д.), для этого требуется специальное обучение со стороны взрослых.

В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Речь вплетается взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий ‒ в ней этот опыт закреплен и через нее передается.

К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Однако точность и осмысленность такого предметного восприятия очень невелики, хотя на первый взгляд это и незаметно. Ребенок 2-го года жизни еще не может достаточно точно определять свойства знакомых предметов ‒ их форму, величину и цвет, а сами предметы обычно узнает не по сочетанию, совокупности свойств, а по отдельным, бросающимся в глаза признакам, встречавшимся в прошлом опыте.

Основанием для узнавания предметов служат в первую очередь особенности формы предметов. Цвет ребенком поначалу вообще не учитывается, и он одинаково хорошо узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета.

Чаще всего дети не могут последовательно, систематически осматривать объект, выявляя его разные свойства, поэтому их восприятие как бы "выхватывает" какой-то один бросающийся в глаза признак и по нему "опознает" предмет.

Вместе со зрительным развивается слуховое восприятие, особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух: от восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов с особенностями ритмического строения и интонаций ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава. Звуковысотный слух развивается медленнее, поэтому нет особого смысла учить совсем маленького ребенка петь.

На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения ‒ активной самостоятельной речью. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

Переход к самостоятельной речи ‒ важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Важнейшим приобретением возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.

Семья – основная среда развития речи у детей. Ведь то, как говорят взрослые, малыш запоминает и впитывает как губка. Именно семья формирует ребенка, как личность, развивает его коммуникативные способности, дает широкий круг представлений о жизни. Но современный темп жизни не всегда дает возможность родителям уделять достаточно внимания общению со своими детьми, даже в благополучных семьях.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

Сажая малыша перед экраном, родители должны помнить, что становление его внутреннего мира происходит только в совместной жизнедеятельности с ребенком. Конечно, в современном мире нельзя обойтись без телевизора, компьютера, телефона, калькулятора, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими, дорогими людьми. Родители должны помнить, что именно на них лежит ответственность за развитие ребенка, особенно в первые годы жизни.

И нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.

Родителям, которые решили проводить занятие по развитию речи дома нужно проводить следующие упражнения:

2-3 игры на развитие мелкой моторики;

артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день);

2-3 игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;

2-3 игры на формирование лексико‒грамматических категорий.

Однако, в последние года роль семьи в жизни ребёнка ослабляется, тем самым первопричиной ослабления речи у детей становятся их родители, которые уделяют мало времени общению с подрастающим поколением, так как современный темп жизни не позволяет много времени уделять общению со своими детьми. Поэтому при возможности , нужно посещать детский сад (ясли).Для большинства родителей эта тема очень болезненная, когда возникает вопрос, отдавать ли ребенка в ясли.Современные детские ясли отличаются от тех, которые были раньше. Занятия здесь ведутся по программам, которые разрабатывают ученые, педагоги, психологи, поэтому они проходят в интересной развлекательной форме. Также не забываем,что

родители являются участниками воспитательно–образовательного процесса в ДОУ. Я считаю, что немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении. Необходимо обращать внимание родителей на особенности и значение игры для развития детей, привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр.

Жизненная обстановка играет большую роль в полноценном развитии ребенка. Для этого она должна быть создана в соответствии с его возрастом. Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легче установить общение. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу.

Список литературы

  1. .Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.:Медецина 2007. -304с.
  2. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/ Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. -236с.
  3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.:Айрис-пресс, 2005. - 412 с.
  4. Актуальность организациии деятельности в центрах ухода и присмотра за детьми раннего возраста/ Кинцель В.Н., Шабаева Г.Ф.

В сборнике: ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. Материалы Круглого стола. 2019. С. 144-147.

5. Гербова В.В., Максаков А.И. / Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2008

6. Браткова М. О психолого-педагогическойпомощи семьям, воспитавающим детей раннего возраста с проблемами в развитии / М. Браткова // Дошкольное воспитание. -2010. -№ 2. -С.55-60.

7. "Международный образовательный портал МААМ" Учредитель, издатель, гл. редактор: Фонов Д.В ().

8. Образовательный портал: семинары, лекции ().



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для средней группы Тема: Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей посредством драматизации сказок.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

Педагогические условия развития словаря главная задача дошкольного образовательного учреждения и школы, как нобходимое условие к успешному обучению первокласника....

Консультация для родителей "Ранее развитие и опережающее обучение - польза или вред"

информация для родителей "чем с пользой занять детей разных возрастов"...

Статья для родителей: «Актуальность и польза математического развития в детском саду дошкольника для дальнейшего обучения в школе»

В статье идёт речь о важности математического развития дошкольника в детском саду как успешности обучения в школе...