Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста
статья

Орлова Вера Игоревна

Самостоятельность — самое важное волевое качество, необходимое для будущей деятельности ребенка.

В широком смысле самостоятельность можно определить, как качество личности, своеобразную форму ее активности, отражающую актуальный уровень развития ребенка.

Самостоятельный ребенок – это ребенок в поиске, он имеет право на ошибку и педагогически грамотное к ней отношение взрослого не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития.

Для того чтобы ребенок дошкольник был самостоятельным, необходимо развивать его интеллект, эмоции, волю.

Индивидуальный подход педагогов к детям предполагает поощрение их самостоятельности при выполнении режимных процедур, в игре (выбор игры, игрушек, партнеров), непосредственной образовательной, продуктивных видах деятельности, предоставление детям возможности самим выбрать себе занятие по интересам.

Задержка в развитии самостоятельности дошкольников в значительной степени является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок в образовании.

Важно создание такой образовательной среды, которая дает ребенку возможность овладевать доступными ему средствами и способами познания, преобразования мира и общения с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

Проблема развития детской самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Стержневая сторона характера человека — это волевая сфера, поэтому серьезное внимание должно быть уделено ее воспитанию. Самостоятельность — самое важное волевое качество, необходимое для будущей деятельности ребенка.

Проблема самостоятельности является одной из центральных для психологии личности и ее развития. Работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Е.О. Смирновой, К.Н. Поливановой и других посвящены исследованию феномена самостоятельности в критический период развития ребенка трех лет.

Машкова Т. Я. отмечает, что самостоятельность является одним из ведущих качеств личности. Это выражается в способности задавать определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения самостоятельно, ответственно относиться к ее деятельности, сознательно и активно действовать не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Однозначной дефиниции понятия «самостоятельность» в настоящий момент не существует. В широком смысле самостоятельность можно определить, как качество личности, своеобразную форму ее активности, отражающую актуальный уровень развития ребенка.

По мнению психологов, самостоятельность — это психическое состояние человека, которое включает в себя способность задавать себе задачу, способность сохранить в памяти конечную цель действия и организовать ее действия для ее достижения, без внешней помощи возможность выполнять действия в различной степени сложности, чтобы соотнести результат с первоначальным намерением.

Милюткина Е. А. определила следующие характерные черты развитой самостоятельности:

а) способность выполнять работу по собственной инициативе, чтобы заметить необходимость в определенных действиях;

б) без посторонней помощи возможность выполнять работу без постоянного наблюдения за взрослым;

в) сознание действий, существование элементарного планирования (способность понимать цель работы, предвидеть ее результат);

г) способность давать достаточно адекватную оценку своей работы, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

Большинство исследователей содержание психологической ситуации, в которой находится ребенок на рубеже дошкольного детства, выражают в формуле «Я сам», рассматривают кризис трех лет как феномен, ведущий к самостоятельности. Л.С. Выготский описывает его как «кризис социальных отношений», все Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» симптомы которого вращаются вокруг оси «Я» и окружающих людей. По мнению Л.И. Божович, кризис трех лет связан с появлением системного новообразования «Я». Доминирующей является потребность в самостоятельности, в реализации и утверждении собственного «Я». Д.Б. Эльконин определяет новообразование этого возраста как личное действие и сознание «Я сам». По его мнению, за тенденциями к самостоятельной деятельности в конце раннего детства лежит отделение себя от своих действий и от взрослых, которое является необходимой предпосылкой построения новой системы отношений между ребенком и взрослым.

Т.В. Гуськова поведенческий коррелят центрального новообразования кризиса называет «гордостью за достижения», который проявляется следующим образом:

− Появляется стремление к достижению результата своей деятельности – дети долго и настойчиво манипулируют предметом, перебирают варианты действия с ним, отыскивают нужный, практически не отвлекаясь. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного: дети обращаются за помощью к взрослому, ищут другие решения пути к конечной цели.

– Вовторых, достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к результату их деятельности вызывает у детей аффективные переживания, побуждающие с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки.

− Втретьих, у детей появляется обостренное чувство собственного достоинства, что выражается в обидчивости и повышенной чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышках, преувеличениях.

− Одобрение и признание со стороны взрослого рождают у малыша чувство гордости за свои достижения. Признание окружающих преобразует его чувства, испытываемые раньше при достижении результата: из радости и огорчения эти чувства превращаются в переживания успеха–неуспеха.

− Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия, познания, но и сферой самореализации.

− К.Н. Поливанова подчеркивает ситуативность, амбивалентность возникающей в этом возрасте самостоятельности: стремление к независимому поведению и одновременно к выполнению чеголибо по просьбе родителей.

− Детская самостоятельность может развиваться в различных направлениях, а именно как бытовая, поведенческая, тенденция роста которой отмечается в период кризиса трех лет, а также коммуникативная и познавательная самостоятельность.

− Бытовая самостоятельность включает в себя овладение навыками самообслуживания, культурногигиеническими и трудовыми навыками.

− Поведенческая самостоятельность связывается со способностью без посторонней помощи взрослого ставить и решать разного рода жизненные задачи, возникающие перед ребенком в его повседневной деятельности.

− Условно можно разделить поведенческую самостоятельность на два вида. Первый вид характеризует симптомы кризиса трех лет. Второй отражает самостоятельность ребенка в ситуации выбора: занятия в свободное время, места прогулки, книги для чтения, игры, игрушки и т. д.

− Познавательная самостоятельность ребенка, находящаяся в три года в периоде созревания, преобразуется в старшем дошкольном возрасте в учебную самостоятельность, создает зону потенциального развития ребенка в когнитивной сфере и в целом в личностной сфере.

− Коммуникативная самостоятельность проявляется в способности ребенка быть инициатором совместных игр, занятий, новых коммуникаций, в способности легко контактировать с незнакомыми сверстниками и взрослыми; характеризует детей с высокой потребностью в общении.

− Имея особый контингент часто болеющих детей, наш детский сад одними из своих приоритетных задач считает развитие у детей уверенности в себе и Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» своих возможностях, их активности, инициативности, самостоятельности в деятельности, общении и познании, так как позитивное развитие личности, оздоровление возможно только при условии положительной самореализации.

 Вся система работы способствует созданию образа ребенка как человека умелого, знающего, способного справиться, возможно, вместе с другими, с любой задачей.

Самостоятельный ребенок – это ребенок в поиске, он имеет право на ошибку и педагогически грамотное к ней отношение взрослого не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития.

Следует отметить, что самостоятельность тесно связана с мышлением, волей. Существует определенная связь между самостоятельностью и эмоциями ребенка. Следовательно, для того чтобы ребенок дошкольник был самостоятельным, необходимо развивать его интеллект, эмоции, волю.

Индивидуальный подход педагогов к детям предполагает поощрение их самостоятельности при выполнении режимных процедур, в игре (выбор игры, игрушек, партнеров), непосредственной образовательной, продуктивных видах деятельности, предоставление детям возможности самим выбрать себе занятие по интересам. Созданная в группах развивающая среда дает детям возможность испытать и использовать свои способности, позволяет проявить свою самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Для развития отдельных компонентов детской самостоятельности существуют разные системы подкрепления взрослыми. Для родителей принципиально важной оказывается бытовая самостоятельность, которая всегда поощряется и выделяется. На коммуникативную самостоятельность детей у взрослых возможна разная реакция, она зачастую развивается стихийно, под влиянием ближайшего окружения. Поведенческая самостоятельность чаще всего рассматривается негативно и не подкрепляется, а развитие познавательной самостоятельности зачастую просто игнорируется.

Недостаточная степень самостоятельности ребенка или полное ее отсутствие часто являются показателем чрезмерности помощи ребенку и служат препятствием для осознания ребенком своих возможностей в саморегуляции и развитии инициативности. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека, что часто характерно для родителей часто болеющих детей, формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности.

Задержка в развитии самостоятельности дошкольников в значительной степени является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок в образовании: чрезмерное регулирование деятельности, преобладание прямых методов управления детскими действиями, постоянный мониторинг и уход, учебные действия, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. Самостоятельность успешна, когда взрослый активно поощряет детей проявлять инициативу, учит их самостоятельно планировать свою работу, развивает навыки разговоров о предстоящей работе, подчеркивает ее цель, результат.

В связи с этим, целью работы с родителями должно являться повышение уровня их психологопедагогической компетенции, формирование педагогической рефлексии, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение, совместную деятельность с ним.

Основными формами работы являются индивидуальные консультации, семейный клуб «Здоровье», родительские собрания, где предпочтение отдается активным методам, совместной деятельности взрослых и детей.

Следует также организовывать фотовыставки семейных фотографий «Мой главный помощник», проводить встречи с родителями на тему «Как воспитать у малыша самостоятельность?», реализовывать детскородительские проекты («Предметная домашняя среда, активизирующая проявления самостоятельности», «Роль режима в формировании самостоятельности», «Старший и младший ребенок в семье») и т. п. В старших группах можно оформить, например, «Семейные библиотеки» для детей и родителей, в которых будут собраны литературные произведения о самостоятельности, трудолюбии и ответственности для совместного чтения, и обсуждения.

Особое внимание следует уделять наглядной рекламноинформационной работе в группах.  Наиболее эффективные формы - индивидуальные буклеты, памятки для родителей.

Самостоятельность – не только умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, но и способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения.

Самостоятельность не означает полной свободы действия, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. В дошкольном возрасте важно предоставлять ребенку возможность самостоятельно выбирать, например, чем заняться, что надеть, что съесть. Взрослый может только помочь с выбором. Ребенок должен учиться находить себе занятие, какое-то время заниматься, не привлекая к этому взрослых.

Не следует ограждать ребенка от проблем. Ребенок должен встретиться и с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Развивая у детей самостоятельность, необходимо уйти от гиперопеки ребенка. Необходимо в некоторых ситуациях предоставлять ребенку право выбора своих действий. В то же время нельзя устраняться от его поддержки. Необходимо учить детей контролировать свою деятельность, адекватно оценивать её результаты.

Следует отметить, что характерными чертами развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста являются: – способность справляться с той или иной задачей; – дать ребенку волю воображения; – способность ребенка проявлять инициативу; – уметь найти самому себе занятие.

Эти показатели позволяют с уверенностью сказать, что ребенок старшего дошкольного возраста формирует самостоятельность, создает особые условия и возможности. Психофизиологические особенности ребенка в возрасте 5–6 лет позволяют активно включать его в различные виды трудовой деятельности в семье и дошкольном учреждении.

Таким образом, самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. Самостоятельный – решительный, обладающий собственной инициативой человек. Самостоятельное поведение – совершаемое собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи. Самостоятельность проявляется в разных видах деятельности ребенка.

На этапе дошкольного детства, когда ребенок только начинает овладевать средствами и способами взаимодействия с миром, о его самостоятельности можно говорить лишь условно. В связи с этим важно создание такой образовательной среды, которая дает ребенку возможность овладевать доступными ему средствами и способами познания, преобразования мира и общения с ним.

Предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать разнообразную деятельность ребенка и способствовать проявлению активности каждого ребенка. Взрослые должны осознавать значение самостоятельности для ребенка, уметь управлять ее развитием.

Список  литературы:

1. Александрова, Х. Р. Особенности развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста / Х. Р. Александрова // . – 2017. – № 15. – С. 190-192. – EDN YTHRIU.

2. Белоусова, Л.В., Ставринова, Н.Н. Развитие самостоятельности дошкольников в экспериментальнопоисковой деятельности / Л.В. Белоусова, Н.Н. Ставринова // Актуальные вопросы современной науки №8. 2009. С.14-23.

3. Власова З.М. О проявлениях самостоятельности в период кризиса трех лет // Психолог в детском саду. – 2004. – № 4. С. 5263.

4. Горшкова, Г. В. Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста / Г. В. Горшкова // . – 2015. – № 1(2). – С. 196-197. – EDN UZPFRR.

5. Зебзеева, В.А. Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста / В.А. Зебзеева // Наука сегодня: теория, практика, инновации: XI Межд. науч. – практ.конф. (Москва, 1 мая 2016г.) [Электронный ресурс].– М.: Издательство «Олимп», 2016. С. 332-339

6. Машкова Т. Я — сам! // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2012. — № 3. — С. 24–26.

7. Милюткина Е. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www / maam.ru.

8. Никонорова, Е. А. О развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста / Е. А. Никонорова, Н. В. Сотникова, В. В. Колобовникова // Проблемы и достижения современной науки : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс], Прага, Чехия, 15 июня 2016 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – Прага, Чехия: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2016. – С. 223-227. – EDN XKQQPT.

9. Реева, О. Ю. Проблема развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста / О. Ю. Реева // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : сборник статей двадцать пятой международной научно-практической конференции, Белгород, 25 ноября 2019 года. – Белгород: ООО ГиК, 2019. – С. 233-237. – EDN JUPVFH.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Статья предназначена для воспитателей. Из личного опыта  предлагаются рекомендации  по экспериментированию в работе с дошкольниками. В  статье говорится насколько необходимо проведение ...

Использование головоломок для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Для успешного освоения школьной программы дошкольнику важно иметь не только конкретные знания, но и развитые волевые качества, которые являются основой характера ребёнка, и их воспитанию должно быть у...

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством изготовления атрибутов к театральной деятельности.

Театральная деятельность одна из возможностей приобщить ребенка к ценностям культуры, развить в нем эстетические качества и художественный вкус. Широкие возможности в развитии театральной деятельности...

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. Рекоментации  для родителей....

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"

quot;Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"...

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности у детей  дошкольного возраста....