Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.
статья

Раднаева Дарима Цыренжаповна

Развитие самостоятельности у детей  дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых - развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на не-го рубашку, колготки, кормить его.

Взрослые торопятся прийти па помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.

Но такие действия взрослых членов семьи причиняют только вред. Ребенка лишают само-стоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ре-бенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необхо-димым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отве-чать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему по-требуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: при-способить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков, постоянное и удобное ме-сто для полотенца и т. д.

Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т. д., наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия, например:

полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать - так оно

лучше просыхает, не падает на пол;

чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав

их в «гармошку»;

чтобы правильно надеть платье или свитер, сначала нужно определить, где у них перед

(на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застеж

ка, метка, вышивка) .

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом ;

Обучая детей, учитывайте их опыт.

Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.

В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, вьполнять работу качественно. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность уви-деть, чему они научились, чему еще нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стрем-ление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Не-правильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей само-стоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером дли подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрас-тные особенности. Так, если поручить ребенку, которому нет еще трех лет, самостоятельно завя-зывать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь опре-деленного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это далось ему не сразу, значит задача предложена несвоевременно или подана неумело.

Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой не-желание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вы-звать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Что дети младшего возраста должны научиться делать самостоятельно:

мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом;

не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное меНо создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т. д., наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия, например:

полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать - так оно

лучше просыхает, не падает на пол;

чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав

их в «гармошку»;

чтобы правильно надеть платье или свитер, сначала нужно определить, где у них перед

(на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застеж

ка, метка, вышивка) .

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрос-лые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом

Обучая детей, учитывайте их опыт.

Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельно-сти поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.

В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, вьполнять работу качественно. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умыва-нии. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Правильный распорядок дня, строгое соблюдение режима - залог правильного формирования нервной системы ребенка, выработки уравновешенности и трудолюбия.

Это дает возможность привить ребенку необходимые навыки, которые, закрепившись, остаются на всю жизнь и обеспечивают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте».

Информация для родителей для успешного прохождения и оптимизации на разных этапах  развития самостоятельности у подростков....

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование различных видов игр для развития самостоятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему "Использование различных видов игр для развития самостоятельности детей дошкольного возраста"...

Презентация "Использование тестопластики для развития самостоятельности детей раннего возраста"

laquo;Тестопластика», или лепка декоративных изделий из соленого теста – это один из видов художественного конструирования. Она не только активизирует и координирует тонкие движения кисте...

презентация Развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста в процессе приобщения его к труду

Развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста в процессе приобщения его к труду...

Статья «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста».

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...