Статья «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста».
статья по рисованию (средняя группа)

Беляева Анастасия Сергеевна
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста».

Автор: Беляева Анастасия Сергеевна

Организация: ГБДОУ №85

 г. Санкт – Петербург

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественнопродуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Формирование творческой личности –одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В дошкольном детстве каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, который пытается отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Ему не нужны краски, кисточки и карандаши, он рисует пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, то есть всем тем, что может оставлять видимый след.

Необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность, самостоятельность, побуждают к поиску, развивают воображение и любознательность, развивают творческие способности, моторику. Творчество – это интересно, а нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому, что детям интересно всё неизвестное.

Актуальность: самостоятельность-это личностное качество ребёнка, объединяющие в себе следующие умения: действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах; выполнять привычные дела без обращения за помощью и без контроля взрослого; осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности; осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности; переносить известные способы действий в новые условия.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с детьми дошкольного возраста. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества.

Понаблюдав за детьми среднего дошкольного возраста я заметила, что многие дети несамостоятельны: не действуют по собственной инициативе, не замечают необходимости своего участия в определённых обстоятельствах ( не собирают игрушки, не одеваются сами и т.  д.), не осуществляют элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности. Многие дети закрыты, скованны, не могут самостоятельно принять решение ( сделать выбор).

Обратив внимание на выше указанное, я решила взять тему для самообразования: «Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

В возрасте 4-5 лет дети очень любят рисовать, в процессе рисования им проще раскрепоститься, сделать выбор (какой цвет краски, карандаша, фон для своего рисунка он может взять). Подтолкнуть детей действовать так, как они хотят, быть инициативными, а не так, как хочет взрослый. Ведь самостоятельность важное личностное качество, которое пригодится в дальнейшем процессе образования.

Цель: побуждать детей проявлять интерес и самостоятельность к изобразительной, художественной деятельности.

Задачи: 1 формировать умение правильно пользоваться карандашом, кистью, аккуратно набирать краску.

              2 познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

              3 создать условия для выбора в процессе продуктивной деятельности.

              4 привлекать детей рисовать в свободной деятельности.

Организационный этап:

изучение психолого-педагогической литературы по теме самообразования.

Журнал «Дошкольное воспитание», «Воспитатель». И.А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных учреждений». И. А. Лыкова «Цветные ладошки», 2014 г.

Разработка программно- методического обеспечения образовательного процесса. Календарно тематическое планирование.

"Уголок творчества" для самостоятельной продуктивной деятельности детей в группе организован по принципу доступности и мобильности. В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, трубочки для раздувания, цветная бумага, тонированная бумага, зубочистки, зубные щетки, и другие нетрадиционные средства рисования).

Практический этап

Реализация практического этапа работы велась по двум направлениям: работа с детьми, работа с родителями.

Для родителей были написаны консультации: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования». Был оформлен стенд для родителей «Нетрадиционные техники рисования».

Работа по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования проводилась пошагово:

ознакомление с техникой;

совместная изобразительная деятельность педагога с детьми;

самостоятельное создание детьми художественных образов и сюжетов

В группе преобладает возрастная категория детей от 4 до 5 лет, поэтому свою работу я начала с наиболее доступных детям данного возраста техник рисования пальчиками и ладошками. В игровой форме показывала детям разнообразные приемы рисования. Работу проводила индивидуально с каждым ребенком. Дети с удовольствием оставляли отпечатки своих пальчиков и ладошек.

Далее использовала технику тычка жесткой кистью. На заранее подготовленных шаблонах рисовала контур изображения. Сначала дети рассматривали и обводили пальцем контур рисунка, затем делали тычки кисточкой по линии контура, и произвольными тычками закрашивали поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка они дорисовывали пальчиками самостоятельно. Схожим по способу получения изображения является техника точечного рисунка или рисования ватными палочками.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

Техника рисования оттиском мятой бумагой. Для этого увлекательного занятия я использовала тампоны из скомканной бумаги. Дети набирали краску на тампон, и мягким прикосновением к бумаге рисовали одуванчики, шарики, ёжика. Основываясь на полученном опыте могу сказать, что эта техника обеспечивает максимальную успешность при создании творческой работы вне зависимости от изобразительных умений ребенка, так как точно передает фактурность поверхности объёмных предметов.

Технология кляксографии заключается в том, что бы научить детей делать художественные кляксы и видеть в них образы, предметы или отдельные детали. По ходу занятия задавала детям вопросы на развитие мышления и воображения «На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?»  После овладения данной техникой предлагала задание на усложнение – обведение и дорисовка кляксы для получения более чёткого образа.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т. д.

Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досочку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Работая на данной темой, я на убедилась, что использование техник нетрадиционного рисования позволяет избежать копирования, детьми предложенного им образца, и интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными.

При организации самостоятельной продуктивной деятельности дети стали чаще использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов для рисования, что говорит о повышенном интересе к данному виду деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Традиционно ребенка учат рисовать кистью. Является открытием то, что можно создавать изображение различными предметами , полученные фигуры позволяют развивать творческое изображение ребенка . побуждаю...

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

"Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творчества детей дошкольного возраста."

Аппликация -в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенн...

Выступление на МОО Тема «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речи в дошкольном возрасте»

Выступление с презентацией: 1 слайд.2 слайд:Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.Р...

Методическая статья «Использование нетрадиционной техники рисования «пуантилизм» на занятиях с детьми дошкольного возраста».

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Г.Н. Давыдова отмечает, что ...

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов и родителей об использовании нетрадиционных техник рисования в процессе развития речи детей дошкольного возраста...