Статья "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
статья по рисованию (старшая группа)

Беляева Виктория Игоревна

Сатья удет полезна педагогам, воспитателям, психологам, родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_netradits._tehniki_risovaniya.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №20 общеразвивающего вида

Курортного  района Санкт – Петербурга

Статья

«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Автор-составитель:

воспитатель Беляева Виктория Игоревна

Санкт – Петербург

2021 год

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Работа воспитателем является творческой и оригинальной деятельностью, в которой постоянно нужно изучать и применять новые техники, технологии, так как дети требуют новых идей, иначе им становится неинтересно. При этом данное требование к специалистам не означает, что им постоянно нужно искать что-то новое, изобретать и придумывать раннее неиспользованные идеи. Достаточно немного совершенствовать старые, или видоизменят их. Психология детей дошкольного возраста достаточна проста: им важна игра, ведь именно с помощью игры они познают этот мир, примеряют на себе различные роли, пробуют себя в разных амплуа. Исходя из меняющегося поведения детей, специалисту следует и самому следовать за их фантазией и предлагать что-то оригинальное, что ранее воспитанники не пробовали.

В качестве примера «нового-видоизмененного старого» можно назвать технологию рисования в общем, и нетрадиционные техники рисования в частном. Современные дети порой уже с детского сада перегружены информацией, которую загружают в их сознание. От этого возникает переутомление и детям становится эмоционально непросто. Творчество, рисование – один из ресурсов, помогающих разгрузить детей, а также отдельные техники могут являться ресурсом для расслабления и восстановления детской психики.

В данной статье мы дадим определение нетрадиционным техникам рисования,  рассмотрим основные методы и способы их применения на практике, а также опишем пользу данных технологий для дошкольников.

Как правило, под нетрадиционными техниками подразумеваются те, что в своем использовании являются простыми для детей, а также включают в себя материалы, напрямую не предназначенные для творчества. Их ценность заключается также в том, что они просты и понятны в использовании, детям не нужно долго учиться, чтобы овладеть данными техниками. Как отмечают авторы одной из статей: «их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата» [1]

В этой же статье авторы предлагают использовать следующие техники в работе с детьми старшего дошкольного возраста: рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, печать по трафарету, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная и предметная, пластилинография.  

Автор еще одной работы, посвященной данной тематике, Никитина А.В. отмечает еще ряд техник: рисование пальчиками, тычок жесткой сухой кистью, оттиск печатками из овощей, поролона, ластика, воздушные фломастеры и др. [3]

Нетрадиционные техники позволяют детям фантазировать, тем самым дошкольники развивают свое творческое мышление. Также при помощи данного метода развивается мелкая и тонкая моторика рук, тактильное восприятие, внимание, усидчивость, эстетическое восприятие, наблюдательность, самоконтроль, речь. [1]

Некоторые авторы отмечают развитие нравственности при помощи средств нетрадиционного рисования [4], другие рассматривают подобную технику как перспективное направление в работе с детьми, имеющими нарушения зрения [2]. В настоящее время мы можем подтвердить представление о перспективности, так как мы все больше и чаще используем рисование в работе с дошкольниками разного возраста и состояния здоровья.

При помощи такого метода, техник можно рисовать что угодно и как угодно, не задумываясь о том, как воспримут это другие. Можно рисовать любыми средствами то, что хочется изобразить. Это может быть даже не какие-то конкретные образы, а лишь представления ребенка, или его настроение, или его состояние в данный момент времени.

 Помимо работы воспитателя нетрадиционные методы рисования пользуются популярностью и среди психологов. Всем известна арт-терапия, включающая в себя все возможные техники и методы, позволяющая человеку выразить себя. В работе с детьми этот метод часто используется, так как именно с его помощью удается понять ребенка. Воспитатель порой также является неким психологом, точнее выполняет его некоторые функции. При помощи анализа творческого продукта, сделанного ребенком, он может попробовать определить: как себя ощущает воспитанник, а обсудив с ним работу, воспитатель может для себя отметить - какие есть трудности у ребенка.

Воспитанник в процессе рисования нетрадиционным методом не боится ошибиться и выразить себя так, как ему хочется. Это происходит потому, что здесь конкретных правил как нужно рисовать не существует. Таким образом, дошкольник может изменять свой рисунок так, как хочет он, и при этом не испытывать чувство вины и стыда за конечный продукт.

Как мы можем заметить, методы и способы в рамках нетрадиционной техники рисования прибавляются, данная технология расширяется при помощи самих же воспитателей, родителей и детей. Не нужно быть большим специалистом, чтобы придумать новый метод и успешно его использовать. Данная техника говорит нам о том, что можно и нужно придумывать новое, дать волю собственной фантазии, не бояться и не смущаться пробовать разные способы в рисовании, творить тем, что есть под рукой «здесь и сейчас». Данный метод в работе с дошкольниками становится актуальнее с каждым годом, и пользуется популярностью среди воспитателей, которые не бояться пробовать новые идеи в своей работе и позволять детям выразить себя.

Список использованной  литературы

  1. Байназарова Т. Б., Сыздыкбаева А. Д. Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников // Сибирский педагогический журнал. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-kak-put-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov (дата обращения: 08.04.2021).
  2. Зиброва Н. У. и др. Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения с помощью нетрадиционного рисования. – 1998.

  1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016
  2. Полетаева А. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования //ББК 86.2 (2-4 Ом) Р32. – 2019. – С. 271.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть первая)

В презентации  наглядно представлена последовательность работы  в нетрадиционных художественных техниках: монотипия; рисование ладошкой, пальчиком; оттиск пробкой; рисование тампоном....

Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть вторая)

В презентации наглядно представлена последовательность работы в нетрадиционных художественных техниках: тычкование, рисование тампоном, набрызг. ...

Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть третья)

В презентации наглядно представлена последовательность работы в нетрадиционных художественных техниках: кляксография с трубочкойЮ рисование по сырому на мятой бумаге, граттаж....

Нетрадиционные техники рисования, в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.Возможности их использования в рамках непрерывной образовательной совместной деятельности с детьми старшего дошко...

Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

В презентации демонстрируются нетрадиционные техники рисования. Показаны необычные сочетания  материалов и инструментов для развития  детского художественного творчества....