Использования детского туризма в физическом развитии современным научным подходам в образовании.
методическая разработка

Старший дошкольник в возрасте 5-6 и 6-7 лет уже овладел основными видами движений, он завершает освоение специализированных видов движений и переходит к освоению новых комбинаций движений и упражнений, зависящих от ситуаций детской деятельности (двигательного творчества, игры, преодоления препятствий). На основе совершенствования органов чувств и движений происходит развитие моторики, физических качеств личности. Ребѐнок пробует самостоятельно и творчески использовать навыки двигательной деятельности в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Использования детского туризма в физическом развитии            

современным научным подходам в образовании.

Старший дошкольник в возрасте 5-6 и 6-7 лет уже овладел основными видами движений, он завершает освоение специализированных видов движений и переходит к освоению новых комбинаций движений и упражнений, зависящих от ситуаций детской деятельности (двигательного творчества, игры, преодоления препятствий). На основе совершенствования органов чувств и движений происходит развитие моторики, физических качеств личности. Ребѐнок пробует самостоятельно и творчески использовать навыки двигательной деятельности в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.

По данным современных исследований, именно старший дошкольный возраст является наиболее важным для формирования движений, так как строение, функции и взаимодействие различных органов и систем достигают в этот период своего совершенства. Однако, Д.И.Фельдштейн отмечает недостаточную сформированность мелкой моторики современных детей, что указывает на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе, отвечающих за произвольность.

Ребѐнок старшего дошкольного возраста активно осваивает окружающий мир. Это становится возможным благодаря интенсивному созреванию мозжечка, подкорковых образований, коры головного мозга, завершению дифференциации центров ассоциативных зон, улучшению механизма сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, развитию кинестетического контроля. В этом возрасте происходит активное развитие психических познавательных процессов — памяти, внимания, мышления, развивается способность управлять своим поведением. Показателями развития эмоциональной сферы старшего дошкольника, по данным Л.Д. Глазыриной и В.А. Овсянкина, являются умения сдерживать чувства, пользоваться общепринятыми формами их выражения. Серьѐзными достижениями в развитии волевой сферы становятся способности к ограничению желаний, постановке определѐнных целей, преодолению препятствий, стоящих на пути этих целей, а также правильная оценка результатов собственных действий. В то же время проведѐнный Н.А. Горловой мониторинг мнения родителей и педагогов указал на главные болевые точки современных детей: повышенную тревожность и агрессию, возбудимость и гиперактивность, потребность к восприятию информации и вместе с этим — повышенные утомляемость и эмоциональность. Дети настойчивы и требовательны, не желают выполнять бессмысленные действия, они значительно отличаются от своих сверстников прошлого века.

Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. В организованных видах деятельности они зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты. У современных детей, по мере их взросления, время произвольной концентрации внимания не увеличивается.

По данным Т.А.Кравченко «дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стадо более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать, не о чем спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений».

Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощѐнными, инициативными, но в то же время они с большим трудом усваивают нормы нравственного характера, у детей слабо развита эмоциональная сфера, всѐ, что связано с установкой взаимоотношений и взаимодействий, общением с взрослыми и сверстниками.

Эти особенности современных детей диктуют необходимость использования средств и способов познавательно-оздоровительного туризма для целостного развития дошкольников, создания условий для общения, роста мотивации к деятельности, усвоения общечеловеческих норм и ценностей.

Консультация для воспитателей по теме: «Значение туристических походов в ДОУ»

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического развития дошкольников. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно укреплять детско-родительские отношения, как фактора благополучного психического состояния ребёнка. Одним из таких подходов является детский туризм, организованный совместно с родителями, который решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха детей и родителей, а так же привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Много времени ребёнок находится в семье, поэтому родители имеют возможность заниматься активными видами деятельности с ребёнком: прогулкой, спортивными играми, туристическими походами и д.р. Но в силу сложившихся экономических причин, занятостью на работе, незнания родителей о влиянии совместных мероприятий на развитие детей и нежелания тратить своё время на общение с малышом, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, личным интересам, а не совместному активному отдыху с детьми. Поэтому организация семейного отдыха очень часто становится делом дошкольного образовательного учреждения.

Цель: организация в ДОУ совместных туристических походов детей и родителей.

Задачи:

1. Развивать физические качества детей (выносливость, силу, координацию движений, ловкость);

2. Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством семейного активного отдыха;

3. Способствовать укреплению детско-родительских отношений;

4.Воспитыва у детей проявление взаимовыручки, самостоятельность, организованность, умение преодолевать трудности, настойчивость в достижении результата.

Полноценное физическое развитие дошкольника — это, прежде всего, своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт. В процессе физического развития детей дошкольного возраста необходимо прививать навыки правильной осанки, навыки соблюдения гигиены, освоение знаний по ОБЖ. Успешное решение этих задач возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий. Один из способов развития физических качеств – это детский туризм.

А какое же влияние оказывают туристические походы на укрепление детско-родительских отношений?

 Семья – уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

 В определяющей мере благополучное психическое состояние дошкольника зависит от взрослого, а точнее от того, ощущает ли ребенок любовь и внимание своих близких, чувствует ли себя принятым своими родителями. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка. Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей.   

В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Туристический поход может стать одним из важных средств взаимодействия между ДОУ и семьи. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

Родители – взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем при организации и проведении туристических походов педагог может получить их нужный и полезный совет. Привлечение родителей к совместным походам— это способ не просто отдохнуть и удовлетворить любопытство детей, а это отличная возможность эмоционально сблизиться, укрепить внутрисемейные отношения, сохранить в памяти яркие эмоции от общения в формате путешествия. Кроме того, походы способствуют укреплению семьи, повышению авторитета родителей в глазах детей, особенно отцов, созданию совместных семейных традиций. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу.

Примерный план подготовки к походу.

Подготовительный этап

1.Сбор литературы о туризме: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки, просмотр мультфильмов. Решение кроссвордов на туристическую тему Рассматривание иллюстраций.

Воспитатели, родители

Перед планируемым походом

2.Консультация - практикум «Полезная прогулка» (с обыгрыванием подвижных игр).

Воспитатели

Перед планируемым походом

3.Беседа с родителями «Готовимся к походу». Памятка для родителей «В поход всей семьёй».

Воспитатели

4. Перед планируемым походом.

Беседы с детьми о значении туристического похода, правилах поведения в походе, о безопасности в походе.

Воспитатели, родители

Перед планируемым походом

5.Наблюдение за природными объектами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы.

Воспитатели

В течение года

6.Памятка для родителей «Берегите природу». Советы заблудившемуся: «Опасные насекомые», «Опасность пожара», «Памятка по безопасности в природных условиях».

Воспитатели, родители

В течение года

7.Разучивание подвижных игр на туристическую тему: «Отгадай», «Ниточка- иголочка», «Следопыты», «Туристические препятствия» Д/и «Назови туристическое снаряжение» Сюжетно-ролевая игра «Поход»

Воспитатели

В течение года

8.Разработка схемы маршрута, сценария проведения похода, распределение ролей, подготовка костюмов.

Воспитатели, родители

9.Обследование места проведения похода.

Воспитатели, родители

накануне

10.Распределение обязанностей, ролей в сценарии, ответственных (кто за что отвечает среди родителей и обязанности среди детей)

Воспитатели

накануне

Основной этап (непосредственное проведение туристического похода).

1.Подготовка снаряжения, медицинской аптечки, атрибутов, спортивного оборудования, воды.

Воспитатели,

родители

накануне

2.Совместный сбор и отправление по маршруту. Родители совместно с инструктором отправляются заранее, для подготовки места

Воспитатели, родители 

3. Деятельность по сценарию родители, воспитатели, дети 

Заключительный этап (оценочный)

  1. Оформление фотовыставки «Мы туристы»

Воспитатели, родители

После похода

  1. Публикация в СМИ заметки о походе.

После похода

  1. Планирование работы по проведению дальнейших походов по сезонам.

Воспитатели, родители

После похода

При планировании похода с детьми проводятся беседы, продумывается организация проведения мероприятий: народных, подвижных, спортивных игр и упражнений, игр малой подвижности, загадывание и придумывание загадок и т.д. Так же большое внимание уделяется работе с родителями. На родительских собраниях проводятся беседа «Готовимся к походу», выдаются памятки «Берегите природу», «Советы заблудившемуся», «Опасные насекомые», «Опасность пожара», «Памятка по безопасности в природных условиях», «Что необходимо взять с собой в поход». Решается вопрос о маршруте похода.

Воспитатели с родителями заранее осматривает место  похода и путь следования к месту. Распределяются обязанности по организации похода.

Работа с педагогами: - консультации «Оздоровительный семейный досуг», «Элементарные формы туризма», «Применение элементарных знаний туризма» (костёр, верёвочные узлы, ориентирование по знакам и приметам) на практике - предоставление материала - «игры в походе», «игры у костра» - выставка методической литературы о туризме. Расширится осведомлённость педагогов о детском туризме; Дети старших групп принимают непосредственное участие в сборах в поход. Проводится предварительная работа: подготовка инвентаря, атрибуты для игр, одежда должна быть удобной и теплой, соответствовать времени года. Дети помогают отбирать физкультурные пособия, распределяют их между собой. Во время игр в лесу используется природный материал, например, метание шишками в горизонтальную и вертикальную цель, спрыгивание с пенька, перепрыгивание через ручеек. Содержание походов за пределами детского сада по нагрузке на организм ребенка и продолжительность его должны соответствовать установленной норме. Накануне необходимо создать радостное ожидание предстоящего путешествия, сообщить о цели путешествия: «Пойдем в поход «В гости к Колобку», «Возьмем лесных зверей и поиграем с ними», «В гости к Осени». С детьми ведется предварительная работа о технике безопасности, о правилах поведения в лесу.

Итак, использование разнообразных форм взаимодействия детей и взрослых в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ способствует установлению тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в воспитании здорового ребёнка. Родители на собственном опыте убеждаются, что совместная спортивная деятельность полезна и необходима не только ребёнку, но и взрослому. Большое количество родителей принимают участие во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении. Родители начинают проявлять инициативу в организации походов, являются активными помощниками и участниками в проведении мероприятий.  Огромную пользу от туристических походов получают не только дети, но и взрослые.

Основные этапы освоения технологии «детского туризма».

Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение детского туризма.

  1.   Этап: Подготовительный.

Работа        на        подготовительном        этапе        складывается        из        нескольких направлений:

-работа с детьми;

-работа с родителями;

Работа с родителями должна проходить в форме коллективных обсуждений занятий туризмом и принятия совместных решений. Видя мою заинтересованность этой работой, моё желание оздоровить и сплотить детей, родителей, несомненно, откликнутся на обращение помочь подготовить своего ребенка к туристическим прогулкам, а может и принять непосредственное участие в их проведении. Следует заранее с родителями продумать вопрос питания детей. Во время кратковременных туристических прогулок не планируются специальные завтраки или обеды, так как путешествие организуется сразу после завтрака и к обеду дети возвращаются в детский сад. Однако не стоит лишать детей удовольствия перекусить на свежем воздухе. Родителям необходимо дать содержательную консультацию по поводу правильного подбора продуктов для малыша. Прежде всего это касается напитков.

Целью подготовительного этапа работы с детьми является создание психологического настроя на новый вид деятельности. В связи с этим дети включаются в увлекательную разнообразную деятельность: двигательную, познавательную, игровую, художественно – творческую. В ходе такой деятельности у дошкольников формируются знания, умения, навыки, необходимые для участия в туристических прогулках.

Чтобы процесс подготовки доставлял детям удовольствие, важно осуществлять его через интересную совместную деятельность педагога и детей. Это могут быть свободные беседы, сопровождаемые рассматриванием иллюстраций, слайдов, предметов туристического снаряжения, чтением художественной, энциклопедической литературы. Подготовить детей к прогулкам можно и в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Хороший образовательный и воспитательный эффект дают специально подобранные дидактические игры, развивающие упражнения, кроссворды, загадки, направленные усвоение правил безопасного поведения в природе и во время движения по улице, способов ориентировки. Тематические подвижные игры с элементами туристической техники: «Переправа через

болото», «Ловкий турист», «Уложи рюкзак» убеждают детей в необходимости правильно и быстро выполнять двигательные задания, совершенствовать технику преодоления препятствий. Специально подобранные игры по ориентированию, например:

«Следопыты»,

«Лисица и охотники»,

«Точный глазомер»,

«Север - юг»,

«Магнитные стрелки» развивают у детей внимание, память аналитическое мышление, речь, быстроту реакции, формирует умение быть собранными, организованными, самостоятельными. Особое внимание должно быть уделено физической подготовке детей к трудностям прогулки (общей и специальной).

Общая физическая подготовка осуществляется в процессе плановых физкультурных занятий: утренней гимнастики, подвижных игр и упражнений на прогулке, тематических физкультурных досугов. Внимание должно уделяться упражнениям на укрепление сводов стопы.

Специальная физическая подготовка проводится с целью развития выносливости и подготовки детей к длительным динамическим нагрузкам во время туристических прогулок. Хороший эффект дают дозированная ходьба, ежедневные пробежки, подвижные и спортивные игры с бегом и прыжками.

С целью специальной технической и тактической подготовки можно провести тренировочные мини-туристические прогулки (в старшей группе 20-25мин, в подготовительной к школе группе - 25-30минут) на участке детского сада или прилегающей территории. На них отрабатываются умения ходить туристическим строем с соблюдением дистанции между участниками, двигаться с рюкзаками, следовать заданному маршруту.

Медицинский персонал дошкольного учреждения должен позаботиться о подготовке походной аптечки.

Закупается групповое снаряжение: палатка, спальные мешки, индивидуальные коврики, рюкзаки, компас, веревка диаметром 10мм. Помимо туристического инвентаря следует подготовить физкультурный и спортивный инвентарь, который имеется в каждом дошкольном учреждении (мячи, скакалки, ракетки и т.д.).

  1. Этап:Основной

Первая часть - организованное начало (не более 5 минут).

Цель - сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности, проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

Вторая часть - движение по разработанному маршруту.

Этот этап включает от одного до трех (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды, способа передвижения, сложность маршрута) переходов с кратковременными (пять-десять минут) привалами для отдыха.

Первый привал – подгоночный (не более 5 минут). Оценить реакцию детей на нагрузку. Обратить внимание на окрас их кожного покрова, на интенсивность потоотделения, чистоту дыхания и сердцебиения. Время привала можно использовать и для исправления неполадок в обуви и одежде, которые могли сначала не обнаружиться и не беспокоили малыша.

На этапе второго перехода после непродолжительной ходьбы можно предусмотреть проведение подвижных игр по ходу движения. Их содержанием могут быть разнообразные виды ходьбы, имитирующие движения зверей, птиц. Если движение по маршруту осуществляется по однообразной местности, можно использовать легкую пробежку в медленном темпе (до полутора минут).

Второй переход завершается промежуточным привалом.

Можно предложить детям немного посидеть, поиграть, используя дидактические игры экологической и краеведческой направленности, организовать наблюдения за природными объектами. В содержании третьего перехода включается преодоление естественной полосы препятствий в игровой форме «Делай как я». Для «полосы» можно использовать ходьбу по высокой траве, змейкой между деревьями, подлезание под ветки, подъем и спуск с холма, прыжки с кочки на кочку, ходьбу по бревну, включить непродолжительный бег (30сек). Возможно, провести обучение дошкольников технике страховки и самостраховки при преодолении препятствий, обратив внимание на правильность техники выполнения некоторых движений (положение рук, корпуса, постановка ног).

Третья часть - длительный привал - после продолжительного движения детям предоставляется возможность мышечного расслабления. Дети быстро восстанавливают свои силы: достаточно десяти минут, и они уже готовы к новым рекордам. Во время отдыха обязательно предложить юным туристам расположиться на своих ковриках. Пока дети отдыхают, напомнить им об основных правилах поведения в лесу, обратить внимание на красоту и необычность окружающей природы, предложить загадки на

туристическую тематику, спеть песни, почитать стихи о природе, поиграть в спокойные игры.

После отдыха дети полны желаний познакомиться с природой поближе побегать по поляне, полазать по деревьям, поваляться в траве. Двадцать минут совместных игр, организованных педагогом, а затем - обязательно самостоятельные занятия по интересам детей. На самостоятельную деятельность должно быть отведено до 35-50% времени пребывания детей на длительном привале.

Если дети прошли достаточно большое расстояние, а время длительного привала ограничено часом, то рекомендуется провести завтрак сразу после кратковременного отдыха.

Активный отдых на привал можно сочетать с обучением детей туристическим навыкам:

-установка палатки;

-вязка туристических узлов;

- формы общественного поведения.

Таким образом, содержание деятельности на привале может быть достаточно разнообразным. Однако, необходимо четко продумывать содержание коллективной и самостоятельной деятельности детей.

Четвертая часть туристической прогулки - возвращение детей в детский сад. Возвращение осуществляется по кратчайшему пути. Однако, чтобы движение не показалось однообразным, предлагаем детям несложные задания, включаемые в содержание игровых упражнений, например:

«Кто больше назовет обитателей леса»,

«Назови деревья в лесу, лесных птиц, цветы».

Здесь уместна свободная беседа педагога с детьми об увиденном или запомнившемся, загадывание загадок.

  1. этап: Заключительный.

Итог каждой туристической прогулки подводится сразу после ее окончания по возвращению детей в детский сад. Цель этой работы заключается в том, чтобы оценить уровень развития познавательных и двигательных способностей детей, закрепить полученные впечатления.

Детям очень важно получить оценку своих достижений. Она должна быть обязательно индивидуально направленной и объективной и учитывать особенности каждого ребенка, стимулировать к дальнейшим достижениям.

Ненужно подводить итог сразу по возвращению в детский сад. Можно поговорить о походе после дневного сна. Расположиться удобно на ковре или за круглым столом, чтобы дети могли свободно общаться друг с другом. В

старшей группе итог подводится по предложенным детям вопросам, а в подготовительной группе – в форме своеобразных отчетоврассказов детей о выполнении полученных должностей и поручений по типу заседания клуба путешественников.

Показатели физической нагрузки детей во время туристической прогулки.

Известно, что двигательная активность ребенка определяется по трем основным показателям: объему, продолжительности и интенсивности.

Для контроля за нагрузкой, получаемой детьми в туристических прогулках в разные сезоны, предлагаю воспользоваться таблицей.

В начале года объем нагрузки должен быть минимален. Постепенно, по мере тренировки, повышения функциональных возможностей детей и накопления двигательного опыта, они могут справиться с более возрастающими показателями и достичь верхнего возрастного предела нагрузки к концу года.

Основные показатели

Минимальная нагрузка

Максимальная нагрузка

Протяженность туристической прогулки в оба конца без учета двигательной активности на привале: в теплый период и холодный период года.

С учетом двигательной активности на привале:

в теплый и холодный период года

2,5км.

3,5км.

4км. 5км.

Продолжительность        туристической прогулки:

Теплый период

Холодный период

2ч 1,5ч

3ч. 2,5ч.

Время        непрерывного        движения        по

маршруту в теплый и холодный период

20мин

30мин

Общее время в пути в один конец в

теплый и холодный период

25мин

40мин

Продолжительность        промежуточного привала

5мин

Проводится        в случае

необходимости

Количество        упражнений        для организованной                двигательной

деятельности

3

8

Вес рюкзака

500гр.

1500гр.

С учетом возраста, уровня физической подготовленности детей, а также сезона, погоды, рельефа местности и вида прогулки может измениться длительность основных составных частей и всей прогулки в целом, варьироваться количество промежуточных привалов и их продолжительность.

Основную, наиболее высокую по интенсивности физическую нагрузку, дети получают во время организованной двигательной деятельности, которая планируется в середине прогулки.

Менее интенсивную, но более длительную - во время перехода к месту отдыха с выполнением разнообразных упражнений.

И еще более низкую – в течение самостоятельной деятельности на длительном привале и при возвращении в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТУРИЗМА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Средства туризма могут использоваться в разнообразных формах работы по физическому воспитанию: физкультурных занятиях, физкультурно-оздоровительной работе, активном отдыхе.Несмотря на разнообразное со...

«Формы, методы и средства реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» основной образовательной программы дошкольного образования СП ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск «Детский сад № 10»»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕВариативные формы реализации содержания направленияИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫИнтегрированная формаВарианты  ПутешествиеООД «В гости к зайцу мы идем»Досуг «Поход в осенний...

из опыта работы "Детский туризм как средство развития физических качест и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"

"Детский туризм как средство развития физических качест и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"...

«Интеграция области «Физическое развитие» в другие области дошкольного образования в детском саду».

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок – взрослые - сверстники» предполагает установление н...

Детский туризм как средство развития физических качеств и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Содействие физическому, интеллектуальному, нравственному развитию дошкольников через использование элементарных форм туризма в оздоровлении детей....

Конспект НОД в подготовительной группе «По следам Фиксиков» (Внедрение современного интегрированного подхода STEAM – образования в дошкольное воспитание)

Цель. Внедрение учебно – методического пособия «Детская универсальная STEAM – лаборатория» в образовательный процесс дошкольников....