Интеллектуально-познавательная игра: «От семьи тропинка к роду и народу»
план-конспект занятия

Няруй Кристина Николаевна

Интеллектуально-познавательная игра

«От семьи тропинка к роду и народу»

Цель: формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи:

-Познакомиться с семьёй, как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.

-Воспитывать у детей чувство любви и гордости, уважение, заботу о членах семьи.

-Продолжать формировать представление о семье, о составе семьи.

       Семья была, есть и будет основным элементом любого общества, это — хранительница общечеловеческих и культурных ценностей, исторической преемственности поколений.

       Семья — это фактор стабильности и развития, который обеспечивает развитие государства и рост благосостояния народа.

     Важно понимать, что именно традиции сближают членов семьи, помогают в построении крепких семейных взаимоотношений, очень важно их поддерживать и культивировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra-_nyaruy_k.n.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мыскаменское казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

Интеллектуально-познавательная игра:

«От семьи тропинка к роду и народу»

     

составитель: Няруй К.Н.

Разработка:

с. Мыс Каменный

2024г.

Интеллектуально-познавательная игра 

«От семьи тропинка к роду и народу»

Цель: формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи:

-Познакомиться с семьёй, как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.

-Воспитывать у детей чувство любви и гордости, уважение, заботу о членах семьи.

-Продолжать формировать представление о семье, о составе семьи.

Вступительная часть:

Добрый день, уважаемые гости!

-Ребята! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено году семьи.

1 слайд: 

- Я предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру, а называется она «От семьи тропинка к роду и народу».

Вам необходимо разделиться на 2 команды. И придумать название своей команды.

       Семья была, есть и будет основным элементом любого общества, это — хранительница общечеловеческих и культурных ценностей, исторической преемственности поколений.

       Семья — это фактор стабильности и развития, который обеспечивает развитие государства и рост благосостояния народа.

     Важно понимать, что именно традиции сближают членов семьи, помогают в построении крепких семейных взаимоотношений, очень важно их поддерживать и культивировать.

Ребята скажите пожалуйста, а какие у вас в семье традиции?

Какие бывают семейные традиции?

Традиции, касающиеся общих норм поведения в обществе: уважение к старшему поколению, помощь младшему поколению, любовь к Родине, рождение и воспитание своих детей, образование и саморазвитие, традиции гостеприимства, понимание семьи как основы данного общества.

Совместное проведение общих праздников: День рождения, Новый год, Рождество, Пасха, День оленевода, День Победы, День России. Каждая семья имеет свои традиции празднования. Например, в русской семейной традиции празднование Нового года означает приготовление салата «Оливье», написание писем Деду Морозу. Совместное празднование семейных и общенародных праздников формируют чувство семейного единства.

Игры с детьми: стабильность, с которой родители соблюдают семейные традиции для детей — чтение перед сном или пение колыбельных, совместные прогулки взрослых с детьми, посещение театров, кино и так далее, с игры, проведение выходных и отдыха, развлечения и т. д., гарантирует эмоциональное здоровье ребенка.

Обсуждение вечером дел уходящего дня. Эта русская семейная традиция благотворно влияет на семейные отношения, является своего рода семейной психотерапией.

Совместные семейные трапезы. Эта семейная традиция и обычай берет начало из глубины веков. При совместных принятиях пищи происходят важнейшие семейные процессы: воспитание детей, духовное единение супругов, обсуждение семейных планов.

Итак, наша игра «От семьи тропинка к роду и народу», а носить она будет соревновательный характер, состоит из VI раундов.

 Вам будет предложено течении определенного времени написать в бланк свой ответ и сдать его.

-Сейчас предлагаю командам сообщить названия своих команд.

2 слайд: Правила игры вы видите на слайде

И так предлагаю начать игру.

I раунд «Мудрые мысли» 

3 слайд: состоит из 6 заданий.

Вам необходимо будет прочитать цитату и записать в бланке пропущенное в ней слово в течении 2 мин. вы записываете ответ.

-Начинаем…. Записываем правильный ответ... сдаем

4-5 слайд: 1. Вопрос: Родители часто путают понятия: “воспитание” и “образование” и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы.

6-7 слайд: 2. Вопрос: Семья начинается с детей.

8-9 слайд: 3. Вопрос: Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

10-11 слайд:4. Вопрос: Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

12-13 слайд: 5. Вопрос: Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

14-15 слайд: 6. Вопрос: Дети – наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда.                                                                                 

II раунд «Образ фразеологизма от искусственного интеллекта»

16 слайд: Вам будут последовательно в течении 30 секунд демонстрироваться изображения 7 фразеологизмов, сгенерированные из нейросети. Ваша задача записать фразы в бланк. Бланк сдается после записи всех фразеологизмов.

Начинаем….

Давайте просмотрим изображения еще раз.

17 слайд:1. Дети- цветы жизни.

18 слайд: 2. Семейный очаг.

19 слайд: 3. Вылететь из родительского гнезда.

20 слайд: 4. Седьмая вода на киселе.

21 слайд: 5. Конфликт отцов и детей.

22 слайд: 6. Яблоко от яблоньки…

23 слайд: 7. Семеро по лавкам.

24 слайд: Сдаем бланки. Внимание на экран, смотрим правильные ответы...

 III раунд «Семейные связи»

25-35 слайд: в российской культуре принято членов семьи называть определенным образом. Давайте поупражняемся в знании этих интересных слов.

После предъявления описания родственника вам необходимо будет записать слово, которым его называют, в бланк ответа. Время на ответ – 20 секунд.

Начинаем… Проверяем…. 

  1. Как называют маму мужа? Свекровь.
  2. Как называют сестру мамы? Тётя.
  3. Как называют внуков двоюродной сестры или двоюродного брата? Внучатые племянники.
  4. Кто такой дядя? Брат отца или матери.
  5. Кто Вам будет дочка, двоюродного брата мамы? Троюродной сестрой.

IV раунд «Загадки семицветика» (проходит в игровой форме)

-А сейчас для вас будет задание: по одному выходим к нашему семицветику срываем лепесток читаем для своей команды загадку, команда отгадывает.

Мы — большущая семья,

Самый младший — это я!

Сразу нас не перечесть:

Маня есть, и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Даша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем —

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей? (8)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша … (дружная семья)

Папа, мама, старший брат,

Таня, дедушка Игнат...

Много разной тут родни.

А все вместе кто они? ... (семья)

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без …(папы)

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? —… (родная бабушка)

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он —… (старший брат)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

Здравствуй! —… (говорит мне дядя)

Мама, папа, сёстры-птички,

братики-животинки.

Кто они, скажите дружно,

вместе они — … (родственники).

V раунд - «Семья на страницах литературных произведений».

Вам необходимо восстановить названия произведений российских и зарубежных авторов, записать пропущенные слова в бланк. Время на выполнение задания 4 минуты.

1. «Бабушкин внук и его братья» (Владислав Крапивин)

2.«Братья Карамазовы» (Ф. М. Достоевский)

3.«Бузинная матушка»         (Х-К Андерсен)

4.«Дед Мазай и зайцы» (Н.А. Некрасов)

5. «Как папа был маленьким» (А. Раскин)

6.«Дети синего фламинго» (В. Крапивин)

7.«Домби и сын» (Ч. Диккенс)

8.«Дочь Альбиона» (А. П. Чехов)

9. «Сын летчика» (Ю. Яковлева)

10. «Три сестры» (А.П. Чехов)

Сдаем бланки...

Пока жюри подводит итоги, давайте ответим еще на несколько вопросов….  

VI раунд «Детство» Семьи из мультфильмов.

В этом раунде 2 задания, 1 задание выполняем устно отвечаем на вопросы жюри записывают ответы. А 2-е задание будет практическим выполнять будите по табличкам.

«Дядя Степа» (С. В. Михалков)

«Дядя Фёдор, пёс и кот» (Э. Н. Успенский)

«История одной матери» (Х.-К. Андерсен)

«Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

«Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» (Анне-Кат Вестли)

«Рони, дочь разбойника» (А. Линдгрен)

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (русская народная сказка)

«Сказки дядюшки Римуса» (Д. Харрис)

«Сказки матушки гусыни» (Ш. Перро)

«Хижина дяди Тома» (Г. Бичер-Стоу)

Рефлексия: 

Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю, у каждого, из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием. И тогда наша группа станет дружной семьёй, и как в хорошей семье, в нем будут царить любовь и взаимопонимание.

Скажите, Вам понравилось мероприятие? (Ответы воспитанников).

Что нового вы сегодня узнали? (Ответы воспитанников)

Слово предоставляется жюри:

Итак, сегодня одержала победу команда ____________!

Используемые интернет источники:

  1. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2021/02/22/beseda-ot-semi-tropinka-k-rodu-i-narodu 
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/igra-kviz-moja-semja-moyo-schaste.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного мероприятия для детей и родителей . Интеллектуально-познавательная игра "Знатоки правил дорожного движения"

Сценарий совместного мероприятия для детей и родителей . Интеллектуально-познавательная игра Знатоки правил дорожного движения...

Интеллектуально - познавательная игра "Что мы можем знать о нашем городе?"

Чтобы лучше узнать свой родной город, необходимо отправиться вместе с детьми на прогулку  по родным улицам, рассмотреть все достопримечательности города, полистать старые подшивки газет и загляну...

Интеллектуально-познавательная игра с детьми подготовительной к школе группы «Символы нашего государства».

 Интеллектуально-познавательная игра «Символы нашего государства» проводилась с детьми подготовительной к школе группы МБДОУ Детский сад «Солнышко» в преддверии праздника «День России», в ...

Интеллектуально-познавательная игра «Югра ‒ наш дом» для детей старшего дошкольного возраста

Программные задачи: • создавать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений воспитанников, их творческого мышления;• способствовать развитию умения анализировать, делать выводы,...