Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Путь от зернышка в земле до каравая на столе"
план-конспект занятия (средняя группа)
Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
"Путь от зернышка в земле до каравая на столе"
Цель:
Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Обучающие:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинным и современным процессом выращивания и изготовления хлеба, с профессиями людей, участвующих в этом процессе;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Ход
Дети входят в группу, впереди - девочка с караваем в руках.
Воспитатель: Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!
Воспитатель приглашает детей встать в кружок.
- Ребята, с давних времен в России гостей встречают хлебом-солью. А почему, как вы думаете? Еще в нашей стране есть много пословиц и поговорок о хлебе. Вы знаете их? А как вы думаете, почему у нас говорят: "Хлеб - всему голова?" А как хлеб к нам на стол попадает?(слайд 2)
Что сначала надо сделать? (дети отвечают, воспитатель предлагает проверить на доске) (слайд 3,4) - Правильно, землю нужно вспахать. В старину это делал пахарь на лошади, а теперь?(ответы детей). Человек, который работает на тракторе, называется тракторист.
Хорошо, дальше что нужно делать? (посеять зерно) (слайд 5,6) Раньше человек вешал себе на шею лукошко с зерном и разбрасывал его по полю. Теперь это тоже делает трактор, только вместо плуга сзади у него сеялка.
А теперь представьте, что вы зернышки, и вас посадили в землю.
Физкультминуктка:
В землю зернышко попало (дети приседают),
Прорастать на солнце стало (руки над головой).
Дождик землю поливал,
и росточек подрастал (дети медленно встают).
К свету и теплу тянулся,
и красавцем обернулся (дети поворачиваются вокруг себя)
Воспитатель: А обязательно землю нужно пахать? (ответы детей)
Воспитатель предлагает посадить зерна: одни - в хорошую рыхлую землю, а другие - в дерновую, чтобы проверить, какие лучше взойдут
Воспитатель: Ребята, а в поле, пока зерно растет, за ним нужно наблюдать и защищать от разных вредителей и болезней. Этим занимается человек, профессия которого агроном. Ребята, может быть у кого-то из вас мама или папа работают агрономом?
- Ну, вот колоски созрели (слайд 7). Посмотрите, поле какого цвета? Похоже на золото? Не зря хлеб называют главным богатством. Хорошо, что нужно делать дальше? (дети отвечают). Хлеб нужно убрать. Раньше люди серпами срезали колоски и цепами обмолачивали зерно. (слайд 8, 9). Теперь с этими задачами справляется комбайн (слайд 10). А работает на комбайне комбайнер.
Воспитатель показывает детям колоски, дети пробуют отделить зерна.
Воспитатель: ребята, а хлеб весь одинаковый? А как вы думаете, почему?
(подвести к ответу, что мука разная)
Дети рассматривают ржаные и пшеничные зерна.
Воспитатель: А из зерна уже можно печь хлеб? А что еще нужно сделать? Правильно - муку. (слайд 11, 12, 13). Раньше зерно для этого везли на мельницу- ветряную или водяную, а сейчас - на мукомольный завод.
Дети, может мы с вами попробуем тоже сделать муку? (пробуют перемолоть зерно в ступке, в ручной и электрической мельнице)
Воспитатель: Как , ребята, легко это было сделать? Что еще нужно сделать, что хлеб к нам на стол попал? Замесить тесто. (слайд 14). А из чего делают тесто? (ответы детей).Проверим на экране (слайд 15)
Физкультминутка
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.(«пекут пироги»)
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные? (разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора. (поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже. (делают манящие движения руками)
Тесто замесили мы,(«месят тесто»)
Сахар не забыли мы,(«посыпают сахар»)
Пироги пшеничные(«пекут пироги»)
В печку посадили мы.(разворачивают руки ладонями вверх)
Печка весело горит,(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Наша мама говорит:(грозят указательным пальцем)
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.(«посыпают крошки»)
А мы с вами будем месить тесто? (Детям раздается по кусочку теста, которое они формируют в булки и выкладывают на противень.
Тесто замесили, что будем с ним делать? (слайд 16) . А как называется профессия человека, который выпекает хлеб? Пекарь! А в магазине хлеб продает? Продавец.
Ребята, мы с вами узнали, какой долгий путь проходит хлеб, чтобы прийти к нам на стол. Как вы думаете, трудный это путь? Поэтому хлеб надо ценить и беречь. (слайд 17)
Ну, а мы с вами попросим нашу помощницу (ЕВ) отнести наши булочки на кухню, чтобы повар нам их испек.
А мы с вами разделимся на две команды и поиграем. (У детей на руках резинки двух цветов согласно которым они делятся на команды).
#1056;азминка - назвать сказки, в которых говориться о хлебобулочных изделиях (Колобок, Красная шапочка, Маша и медведь, Гуси-лебеди)
2. Разложи по порядку - каждая команда должна разложить картинки, изображающие процесс выращивания и изготовления хлеба, по порядку. Одна команда - в старину, другая - в настоящее время. Затем команды проверяют друг друга.
3. Замеси тесто - игроки каждой команды по одному подбегают к столу, берут картинку с продуктом, необходимым для приготовления теста, и возвращаются в команду.
4. Убери лишнее - каждая команда из предложенных картинок с изображением техники и машин должна убрать те, которые не относятся к производству хлеба.
#1053;азови правило - дети каждой команды называют правила обращения с хлебом ( брать столько, сколько можешь съесть, не бросать, не крошить, не играть с хлебом, остатки отдавать птицам или животным).
Рефлексия.
Ребята, вы сегодня узнали что-то новое? Что вам больше всего запомнилось? А что было трудно?
Вот и наши булочки (дети
обуют испеченные булки)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
"Путь от зернышка в земле до каравая на столе"
Цель:
Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Обучающие:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинным и современным процессом выращивания и изготовления хлеба, с профессиями людей, участвующих в этом процессе;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Ход
Дети входят в группу, впереди - девочка с караваем в руках.
Воспитатель: Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!
Воспитатель приглашает детей встать в кружок.
- Ребята, с давних времен в России гостей встречают хлебом-солью. А почему, как вы думаете? Еще в нашей стране есть много пословиц и поговорок о хлебе. Вы знаете их? А как вы думаете, почему у нас говорят: "Хлеб - всему голова?" А как хлеб к нам на стол попадает?(слайд 2)
Что сначала надо сделать? (дети отвечают, воспитатель предлагает проверить на доске) (слайд 3,4) - Правильно, землю нужно вспахать. В старину это делал пахарь на лошади, а теперь?(ответы детей). Человек, который работает на тракторе, называется тракторист.
Хорошо, дальше что нужно делать? (посеять зерно) (слайд 5,6) Раньше человек вешал себе на шею лукошко с зерном и разбрасывал его по полю. Теперь это тоже делает трактор, только вместо плуга сзади у него сеялка.
А теперь представьте, что вы зернышки, и вас посадили в землю.
Физкультминуктка:
В землю зернышко попало (дети приседают),
Прорастать на солнце стало (руки над головой).
Дождик землю поливал,
и росточек подрастал (дети медленно встают).
К свету и теплу тянулся,
и красавцем обернулся (дети поворачиваются вокруг себя)
Воспитатель: А обязательно землю нужно пахать? (ответы детей)
Воспитатель предлагает посадить зерна: одни - в хорошую рыхлую землю, а другие - в дерновую, чтобы проверить, какие лучше взойдут
Воспитатель: Ребята, а в поле, пока зерно растет, за ним нужно наблюдать и защищать от разных вредителей и болезней. Этим занимается человек, профессия которого агроном. Ребята, может быть у кого-то из вас мама или папа работают агрономом?
- Ну, вот колоски созрели (слайд 7). Посмотрите, поле какого цвета? Похоже на золото? Не зря хлеб называют главным богатством. Хорошо, что нужно делать дальше? (дети отвечают). Хлеб нужно убрать. Раньше люди серпами срезали колоски и цепами обмолачивали зерно. (слайд 8, 9). Теперь с этими задачами справляется комбайн (слайд 10). А работает на комбайне комбайнер.
Воспитатель показывает детям колоски, дети пробуют отделить зерна.
Воспитатель: ребята, а хлеб весь одинаковый? А как вы думаете, почему?
(подвести к ответу, что мука разная)
Дети рассматривают ржаные и пшеничные зерна.
Воспитатель: А из зерна уже можно печь хлеб? А что еще нужно сделать? Правильно - муку. (слайд 11, 12, 13). Раньше зерно для этого везли на мельницу- ветряную или водяную, а сейчас - на мукомольный завод.
Дети, может мы с вами попробуем тоже сделать муку? (пробуют перемолоть зерно в ступке, в ручной и электрической мельнице)
Воспитатель: Как , ребята, легко это было сделать? Что еще нужно сделать, что хлеб к нам на стол попал? Замесить тесто. (слайд 14). А из чего делают тесто? (ответы детей).Проверим на экране (слайд 15)
Физкультминутка
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.(«пекут пироги»)
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные? (разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора. (поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже. (делают манящие движения руками)
Тесто замесили мы,(«месят тесто»)
Сахар не забыли мы,(«посыпают сахар»)
Пироги пшеничные(«пекут пироги»)
В печку посадили мы.(разворачивают руки ладонями вверх)
Печка весело горит,(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Наша мама говорит:(грозят указательным пальцем)
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.(«посыпают крошки»)
А мы с вами будем месить тесто? (Детям раздается по кусочку теста, которое они формируют в булки и выкладывают на противень.
Тесто замесили, что будем с ним делать? (слайд 16) . А как называется профессия человека, который выпекает хлеб? Пекарь! А в магазине хлеб продает? Продавец.
Ребята, мы с вами узнали, какой долгий путь проходит хлеб, чтобы прийти к нам на стол. Как вы думаете, трудный это путь? Поэтому хлеб надо ценить и беречь. (слайд 17)
Ну, а мы с вами попросим нашу помощницу (ЕВ) отнести наши булочки на кухню, чтобы повар нам их испек.
А мы с вами разделимся на две команды и поиграем. (У детей на руках резинки двух цветов согласно которым они делятся на команды).
#1056;азминка - назвать сказки, в которых говориться о хлебобулочных изделиях (Колобок, Красная шапочка, Маша и медведь, Гуси-лебеди)
2. Разложи по порядку - каждая команда должна разложить картинки, изображающие процесс выращивания и изготовления хлеба, по порядку. Одна команда - в старину, другая - в настоящее время. Затем команды проверяют друг друга.
3. Замеси тесто - игроки каждой команды по одному подбегают к столу, берут картинку с продуктом, необходимым для приготовления теста, и возвращаются в команду.
4. Убери лишнее - каждая команда из предложенных картинок с изображением техники и машин должна убрать те, которые не относятся к производству хлеба.
#1053;азови правило - дети каждой команды называют правила обращения с хлебом ( брать столько, сколько можешь съесть, не бросать, не крошить, не играть с хлебом, остатки отдавать птицам или животным).
Рефлексия.
Ребята, вы сегодня узнали что-то новое? Что вам больше всего запомнилось? А что было трудно?
Вот и наши булочки (дети
обуют испеченные булки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «22 апреля – День Земли»
Цель: воспитание любви и бережного отношения к Земле и жителям Земли...

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «Царство Земли»
Приоритетная образовательная область « Познавательно развитие»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная,...

Исследовательские проекты в средней группе ДОО. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путь от зернышка в земле до каравая на столе"
Цель занятия- формировавние целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей средней группы «ЗЕМЛЯ – МОЙ ДОМ!»
Сампурский филиал МБДОУ «Детский сад «Берёзка» Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей средн...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Землю мы беречь должны»
Цель: Формирование у детей основ экологической культуры....
