Проект по ранней профориентации воспитанников подготовительной к школе группы
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
Проект
Ранняя профориентация в подготовительной группе
«Калейдоскоп профессий»
Воспитатели:
Малева А.С.
Матюшенко Л.А.
пгт. Тяжинский
2024 г.
- Введение
Как правило, вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать в старших классах школы. И, к сожалению, не каждый ребенок успевает сделать осознанный выбор.
А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.
1.1. Актуальность
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя:
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволит развивать интерес ребёнка и сформировать отношение к профессиональному миру в доступных видах деятельности.
1.3. Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-исследовательский
Участники проекта: воспитанники, родители, педагогические работники
Цель проекта: Создание в группе условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников, включающую формирование позитивных установок к труду, системных представлений о труде взрослых, через организацию предметно – игровой среды и включение детей в сюжетно-ролевые игры с вариативными сюжетами.
Задачи проекта:
1. Организовать в образовательном пространстве дошкольных групп предметно-игровую среду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к ранней профессиональной ориентации детей;
2. Повысить методическую компетентность по вопросам ранней профориентации дошкольников;
3. Популяризировать:
- рабочие специальности,
- повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда,
- профессионализма в любой сфере труда;
4. Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком;
5. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников и формирование у них готовности к ознакомлению с профессионально-трудовой деятельностью взрослых в сельском поселении, на уровне дошкольного образования.
Обучающие задачи:
- Формировать представления воспитанников о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- Формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
- Обогащать и конкретизировать представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых;
- Формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- Формировать у детей дошкольного возраста обобщенные представления о структуре трудового процесса.
Развивающие задачи:
- Развивать эмоционально-положительное отношение к труду, трудовым действиям
- Развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей положительное отношение к труду и уважительное отношение к людям труда.
- Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий.
- Воспитывать у детей положительное отношение к общественной значимости труда и профессионализму в любой сфере труда.
Основные направления ранней профориентации ребёнка – дошкольника:
- наиболее полное знакомство с миром профессий,(информационный характер);
- совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности;
- формирование у детей позитивных установок и интереса к труду, системных представлений о труде взрослых, воспитание трудолюбия (самообслуживание, выполнение отдельных поручений).
1.4. Принципы организации ранней профориентации
дошкольников
Принцип сезонности | Построение и/или корректировка познавательного содержания деятельности с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени. |
Принцип систематичности и последовательности: | Постановка и/или корректировка задач познавательного - исследовательского развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому». |
Принцип цикличности | Построение и/или корректировка содержания деятельности с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; |
Принцип природосообразности | Развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, способностями и индивидуальными особенностями, восприятием; |
Принцип интереса | построение и/или корректировка деятельности с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом |
1.5. Планируемые результаты по окончании реализации проекта.
Для развития ребенка
Направление | Показатели | Установка ребенка |
Сфера интересов |
| Мне это интересно |
Сфера представлений | Способен рассказать:
| Я знаю |
Сфера опыта и нравственных установок |
Сформирован:
| - Я пробовал и привык трудиться и создавать - Мои родители меня поддержат |
Для социума
Для родителей и общества |
|
Для дошкольного учреждения, совершенствования образовательного процесса |
- организована игровая, предметно – пространственная среда профессиональной направленности. - разработаны электронные презентации «Мир профессий», виртуальные экскурсии по производствам, дидактические игры;
|
2. Содержание проекта
2.1. Формы реализации проекта
- совместный труд детей и взрослых, посильные трудовые поручения
- организация экскурсий (в т.ч. виртуальных), наблюдений; занятия, беседы
- сюжетно-ролевые игры
- чтение худ. литературы, стихов и пословиц о труде и различных профессиях
- демонстрация иллюстраций, просмотр презентаций
- дидактические и словесные игры
- проектная деятельность
- театрализованная деятельность
- Алгоритм ознакомления с профессией
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия и предметы труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества
2.3. Этапы реализации проекта
I этап - информационно-аналитический, организационный
Срок реализации: сентябрь 2024 г.
На данном этапе будут осуществляться:
- анализ психолого-педагогических условий, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников;
- анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем;
II этап – основной
Срок реализации: октябрь 2024 г. – апрель 2025 г.
На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире профессий средствами предметно – игровой проф. среды:
1. Разработка методического комплекта по ранней профориентационной работе с дошкольниками, подбор комплекса диагностических методик.
2. Апробирование методов и форм ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых;
3. Организация в образовательном пространстве дошкольных групп предметной развивающей игровой проф. среды, соответствующей возрастным особенностям.
4. Вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений;
5. Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;
III этап - рефлексивно – обобщающий (результативный)
Срок реализации: -май 2025 г.
1. Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников;
2. Мониторинг влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно – игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
3. Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.
2.4. Примерное тематическое планирование
профориентационной работы
Тема | Цель | Форма ознакомления с профессиями | Материал, оборудование | ||||||||||
Октябрь | |||||||||||||
Профессии школы |
воспитывать уважение к профессии учитель. |
Экскурсия в школу, в библиотеку Д.и. по триз «Системный оператор» 2. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека 3.Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Как печатали книгу» | Видеоролики, презентации на тему | ||||||||||
Кондуктор | Цель: формировать представление о профессии кондуктора автобуса. | 1. виртуальная прогулка : наблюдение за работой кондуктора. 2. Изготовление билетов для игры. 3. Сюжетно ролевая игра "Автобус". | атрибуты для с/р игры «Автобус» | ||||||||||
«Портной» (швея) | Цель: формировать представление о профессиональной деятельности швеи. Познакомить с оборудованием, которое необходимо для этой профессии |
| Иллюстрации | ||||||||||
Ноябрь | |||||||||||||
"Повар" | Цель: познакомить детей с помещением кухни, с сотрудниками, которые там работают; развивать познавательный интерес, формировать представления об объектах ближайшего окружения; воспитывать чувство уважения к сотрудникам детского сада, которые заботятся о детях. | 1.Экскурсия – путешествие на пищеблок дошкольных групп. «Кто нас кормит?» 2. Составление книги рецептов «Мое любимое блюдо» (специалисты). 3. С/р игра «Кафе» | Цветные карандаши, краски; атрибуты для с/р игры «Кафе» | ||||||||||
"Продавец" | Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями - продавец; познакомить детей с новыми предметами, рассказать о их назначении; развивать речь и память детей; активизировать словарь и наблюдательность; воспитывать уважение к труду взрослых, уважение к взрослым за их заботу. | 1. Экскурсия «В магазин за продуктами» 2. Сюжетно-ролевые игры с игровым комплектом игрушек для игры «Магазин продуктов», «Овощной магазин», «Магазин игрушек». | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр | ||||||||||
"Железнодорожник" | Цель: Знакомство детей с железнодорожными профессиями. Воспитание чувства гордости за родителей, работающих на железной дороге. | 1. Беседа. 2. Просмотр фильма "Прибытие поезда" 3. Рисование "Что можно увидеть из окна поезда" | Видеоролики, презентации на тему | ||||||||||
Декабрь | |||||||||||||
"Строитель" | Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. | Форма проведения: 1. НОД (воспитатель). Основные понятия: каменщики, плотники, маляры, сантехники, плиточники, кровельщики, электросварщики, цемент, щебень. 2. Исследовательская деятельность «Чей домик крепче». | -Картинки с изображением домиков из сказок «Заюшкина избушка» и «Три поросенка». -Презентация «Специальности строителя» -конструкторы | ||||||||||
"Водитель" | Цель: формировать представление о людях труда – профессия водителя; дать представление детям о транспорте (грузовом, пассажирском); воспитывать интерес к труду водителя, прививать вежливое, культурное поведение. | 1. Занятие «Транспорт на улицах нашего поселка». 2. Рассматривание с детьми автобуса, автомобиля, грозовой машины; 3. Беседа о пассажирских транспортных средствах. 4. Прогулка по улицам поселка. 5. Наблюдение за работой шофёра (привозит и сгружает продукты, ремонтирует машину). | Иллюстрации транспорта, атрибуты для с/р игры «Водители» | ||||||||||
"Сотрудник почты" | Цель: знакомить детей с отделением районной почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. | 1. Виртуальная экскурсия на почту в рамках проведения акции "Письмо солдату" Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс. 2. Сюжетно-ролевая игра «Почта» 3. Чтение С. Маршак «Почта». | -Презентация -Посылка, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта». | ||||||||||
"Парикмахер" "Косметолог" | Цель: знакомить с профессиями парикмахер, косметолог | Форма проведения: 1. Беседа. 2. Мастер-класс. 3. Сюжетно-ролевая игра. Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Салон красоты» | ||||||||||
Январь | |||||||||||||
"Пожарный" | Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного | 1. Беседа Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав. 2.Акция «Не забудь номер телефона ПЧ»: буклеты-памятки для детей и родителей | Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара | ||||||||||
"Спасатель" | Цель: расширять знания о профессии «спасатель» |
| Ситуативные картинки, мультфильмы и видеоролики | ||||||||||
"Домохозяйка" | Цель: познакомить детей с профессией – домохозяйка, воспитывать уважение к труду домохозяйки | 1. Беседа 2. Презентация «Моя мама домохозяйка» Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, прачка, посудомойка, повар, добрая, ласковая. 3. Сюжетно-ролевые игры. 4.Консультация «Приобщение детей к домашним обязанностям» | Мультимедийное оборудование, презентация. | ||||||||||
"Библиотекарь" | Цель: Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой и др. материалами, предоставляемыми библиотекой. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание надлежащего отношения к труду сотрудников библиотеки. | 1.Чтение произведения С.Жупанина «Я — библиотекарь» 3. Рассматривание картины «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?» 4. Экскурсия в школьную библиотеку. | Книги, журналы. картинки | ||||||||||
Февраль | |||||||||||||
Юрист | Цель: познакомить детей с профессией юриста, расширить знания о правах ребенка. |
5.Чтение художественной литературы по проблеме | -Худ. литература по теме, -мультимедий ные презентации | ||||||||||
"Военный" | Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; -знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); -формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. | 1. НОД Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск, танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники, героизм, патриотизм. 2. Создание поделок к 23 февраля | картинки с родами войск, фотографии; военное обмундирование, значки. | ||||||||||
Дизайнер | Цель: познакомить детей с профессией дизайнер, 3D дизайнер |
| -Атрибуты для игр, -мультимедий ные презентации | ||||||||||
"Полицейский" | Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского. | 1. Беседа 2. НОД Основные понятия: правонарушение, закон, охрана, «следователь», «криминалист», улика», «фоторобот». | Иллюстрации, костюм полицейского | ||||||||||
Март | |||||||||||||
Бухгалтер | Цель: познакомить детей с профессией бухгалтер, ее значением и важностью |
Основные понятия: касса, зарплата, приход, расход 2. Презентации | Счеты, калькулятор, компьютер Презентация «Бухгалтер в школе, больнице, на заводе…» | ||||||||||
Актер | Цель: расширить представления детей о профессии артиста (актера) |
| Фрагменты из детских фильмов | ||||||||||
«Журналист» | Цель: знакомство детей с профессией журналист, ее значением и важностью |
| Журналы, видеофрагменты | ||||||||||
«Работники банка» | Цель: знакомство детей с профессиями работников банка |
Основные понятия: банкомат, касса, платежи, кредит, ипотека | Презентация, иллюстрации | ||||||||||
Апрель | |||||||||||||
Профессии моих родителей | Цель: обобщить знания детей о профессиях через представления о профессиях их родителей | Обобщающая беседа Рисунки «Профессии моих родителей» Рассказы детей | Альбом «Все профессии нужны, все профессии важны» | ||||||||||
Лесничий , егерь | Уточнить и расширить представление о леснике-человеке, который заботится о лесе и его обитателях. Развивать коммуникативные способности в процессе работы в группе, в команде. | «Правила поведения в лесу», пособие «Следы животных», дорожные и экологические знаки, посылочный ящик, запись «Звуки природы», презентация «Профессия -лесник». картинок животных, насекомых ,рыб Игра «Чьи следы?». Пальчиковая гимнастика «Хитрый ёжик», «Белочки», «Скучно волку жить в лесу». Предложить детям конструирование из конструктора Лего «Кормушки для птиц» Дидактическая игра « Кто, где работает?» | |||||||||||
Кто работает в театре? (режиссер, гример, костюмер, актер, оператор, рабочий сцены и т. | Уточнение знаний детей о театральных профессиях . расширить и конкретизировать представления детей о театральных профессиях.. | С.р. игра театр "Что такое театр?", "Для чего люди ходят в театр?", "Как устроен театр, какие помещения есть в нем?", " Кто работает в театре?". Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Просмотр презентации о театре. | |||||||||||
Май | |||||||||||||
2.5. Модель организации совместной деятельности с детьми в образовательном процессе
Проект реализуется путем проведения конкурсов, экскурсий, игр в режимных моментах в течение дня через совместную с педагогом и самостоятельную деятельность детей. Также задачи по ранней профориентации частично решаются в рамках образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и по безопасности.
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Целевой этап | -Чтение стихотворений, пословиц, потешек о труде взрослых. -Отгадывание загадок об атрибутах к профессиям людей. -Постановка целей. -Нахождение путей решения. | -Читает стихотворение, задаёт вопросы. -Предлагает проблемные ситуации. -Помогает поставить цели. -Направляет деятельность детей. | -Слушают, отвечают на вопросы. -Сосредотачивают внимание. -Предлагают варианты решения проблемы. -Ставят цели. | -Дети настроены на работу. |
Организационный этап | -Закрепление норм и правил поведения, -демонстрация игрового оборудования и атрибутов к разным профессиям, -объяснение правил игры, -выполнение заданий. | -Вовлекает в совместную деятельность, -объясняет, -создаёт проблемную ситуацию; -предоставляет возможность для сотрудничества детей. | -Самостоятельно выбирают себе партнёров, -договариваются друг с другом, -помогают друг другу, -находят решения. | -Определены участники и правила взаимодействия. |
Содержательный этап | -Практическая продуктивная деятельность по достижению целей; -игровая деятельность в игровых зонах (Магазин, Ателье, Парикмахерская, Школа, Детский сад, Гараж, Мастерская, Ферма, Стройка и др.). | -Направляет, стимулирует интерес; -интересуется ходом игры; -согласовывает с детьми действия, последовательность; -поддерживает познавательный интерес детей. | -Сосредотачивают внимание; -выполняют правила в соответствии с содержанием деятельности; -демонстрируют познавательную активность; -решают проблемную ситуацию; -осуществляют взаимоконтроль; -осваивают последовательность действий; -проявляют заботу друг о друге, помогают. | -Участие детей в практической деятельности в соответствии с правилами; -установление сотрудничества друг с другом. |
Рефлексия | -Обсуждение совместной деятельности. | -Задаёт вопросы, поощряет детей к высказыванию. | -Делятся впечатлениями, выражают эмоции, отвечают на вопросы. | -Положительное эмоциональное состояние; -познавательный интерес и перспективы детей . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект воспитанников подготовительной к школе группы "Эта удивительная соль"
Исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста с целью обогащения знаний о свойствах привычного им вещества - соль....

Творческо-информационный проект с воспитанниками подготовительной к школе группы "Как подружиться с книгой"
Творческо-информационный проект с воспитанниками подготовительной к школе группы "Как подружиться с книгой" разработан и реализован совместно с воспитателем Лишановой Еленой Викторовной....

Визитная карточка проекта по ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Краткая характеристика группы: 19 человек с ОНР (3детей- ОН...

«Кем быть?», проектная деятельность по ознакомлению детей с профессиями как форма ранней профориентации дошкольников подготовительной к школе группы.
laquo;Кем быть?», проектная деятельность по ознакомлению детей с профессиями как форма ранней профориентации дошкольников подготовительной к школе группы.Выбор профессии – выбор буд...
Проект по ранней профориентации в подготовительной группе "Кто такой воспитатель?"
Цель: формирование первичного опыта профессиональной деятельности воспитателя у детей дошкольного возраста....

Проект по ранней профориентации воспитанников дошкольного возраста «Увлекательный мир строительства»
Проект по ранней профориентации воспитанников дошкольного возраста «Увлекательный мир строительства»...

