«Кем быть?», проектная деятельность по ознакомлению детей с профессиями как форма ранней профориентации дошкольников подготовительной к школе группы.
методическая разработка (подготовительная группа)

Ремизова Анна Станиславовна

 «Кем быть?», проектная деятельность по ознакомлению детей с профессиями как форма ранней профориентации дошкольников подготовительной к школе группы.

Выбор профессии – выбор будущего. Интерес детей к профессиям  был поддержан педагогом в форме проектной деятельности.

Цель проекта – формирование у детей представлений о ценности и важности выбора профессий в современном мире.

В методической разработке  отражена актуальность темы, представлены задачи, основные формы реализации, а также подробное планирование основного этапа проектной деятельности, показаны  примеры проявления инициативы  и рефлексии детей в ходе реализации проектной деятельности.

В приложении представлены дидактические игры и упражнения, развивающие игровые задания на тему: «Ознакомление детей с профессиями».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekt_kem_byt_2020_konkurs21.docx70.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Кем быть?»,  проектная деятельность по ознакомлению детей с профессиями

как форма ранней профориентации дошкольников

подготовительной к школе группы.

Дело мастера боится.

(русская пословица)

Паспорт проектной деятельности.

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный (смешанный тип).

Вид: межпредметный.

Продолжительность: долгосрочный (11 январь – 17 марта 2020 года – 2 месяца).

Участники проекта: дошкольники – воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги, родители воспитанников.

Основное направление проекта: практико-ориентированное.

Основные формы реализации проекта: 

Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, театрализованные, подвижные); наблюдения; беседы, чтение детям, обсуждение, разучивание;  загадки; организованная образовательная деятельность (занятия), творческая мастерская; конструирование; выставки (книжные, творческие); дежурства, трудовые поручения; встречи детей с представителями отдельных профессий (учитель, программист, полицейский); совместная образовательная деятельность взрослых с детьми в режимных моментах; самостоятельная детская деятельность; интервьюирование (опрос); мастер-классы; оформление лэпбука.

Актуальность темы:

В нашей группе дети стали интересоваться: «Кем я могу работать, когда вырасту?», спрашивали у друзей: «А кем работают твои родители?».

Выбор профессии – выбор будущего.

Профессия – это дело, которым взрослые занимаются изо дня в день всю жизнь. Поэтому очень важно не ошибиться с её выбором, ведь если ты делаешь то, что нравится, то работа спорится. Для этого нужно понять, что тебя интересует. На свете есть много профессий, и любая из них  имеет свои плюсы и минусы. Но если ты отдаешь  любимому делу всю душу, то становишься большим специалистом. Ты приносишь людям пользу, и они благодарны тебе за это. Познакомившись с профессиями, возможно, ты уже сейчас поймёшь, чем бы ты хотел заниматься в будущем.

Сейчас в мире насчитывается 40 тысяч названий профессий.  До 2030 года появятся 186 новых профессий  и исчезнут 57 профессий.

Интерес детей к профессиям  был поддержан педагогами в форме проектной деятельности.

Предмет изучения: профессии.

Цель проекта: Формирование у детей представлений о ценности и важности выбора профессий в современном мире.

Предполагаемый результат:

Формирование у детей активного познавательного интереса к профессиям.

Задачи проекта:

  • Формировать у дошкольников представления об  общественной значимости профессий, познакомить с деловыми компетенциями  и личностными качествами людей различных профессий.
  • Формировать у детей представления о типах профессий: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знак, человек-художественный образ.
  • Формировать представления о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
  • Воспитывать у дошкольников ценностное отношение к труду взрослых и его результатам.
  • Расширять детский кругозор, обеспечивать развитие логического мышления, формировать способность устанавливать причинно-следственные связи. Активизировать внимание и память детей, познавательную активность, любознательность.
  • Поддержать детскую инициативу, самостоятельность.
  • Активизировать и обогатить словарь детей. Развивать все компоненты устной речи детей.
  • Развивать изобразительные способности детей.
  • Воспитывать трудолюбие.
  • Развивать творческий потенциал семьи; укреплять детско-родительские отношения, обогащая их интересным содержанием и разнообразной деятельностью.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Презентация проекта:

-для педагогов – презентация по итогам проектной деятельности;

-для родителей  и для детей – лэпбук «Профессии»; видеоролики «Кем хочу стать».

Предварительная работа:

подбор информации, книг, стихов о профессиях; составление конспектов занятий и бесед с детьми, сценария спектакля.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

Родителям было предложено принять участие в проекте: создать творческий проект «Профессии моей семьи», провести мастер-классы по ознакомлению детей со своей профессией. Были проведены индивидуальные консультации по проектной деятельности. Родители участвовали в подготовке к театрализованной деятельности.

Форма итогового продукта: спектакль «Дело Мастера боится или Мастер-град».

Планирование основного этапа проектной деятельности.

Дата

Вид детской

деятельности

Тема

Задачи

Ответственный за проведение

09.01.2020-

15.01.2020

коммуникативная

Интервьюирование  детей (вводное)

«Кем работают твои родители?»

«Кем ты хочешь работать?» и др. (см. приложение 1) 

-выявить представления детей о профессиях родителей; кругозор детей;

-выявить предпочтения детей; формировать представления о профессиях;

-развивать диалогическую речь.

15.01.2020-17.01.2020

коммуникативная

Интервьюирование взрослых

«Когда Вы были маленькой(им), кем мечтали стать в будущем?»

-развивать диалогическую речь детей;

-формировать  речевой этикет;

-формировать представления детей о профессиях.

20.01.2020

коммуникативная

Ознакомление с окружающим.

«Что такое профессия».

-формировать у дошкольников представления об  общественной значимости профессий, познакомить с деловыми компетенциями  и личностными качествами людей различных профессий;

-воспитывать у дошкольников ценностное отношение к труду взрослых;

-формировать у детей познавательную активность, любознательность.

24.01.2020

коммуникативная

восприятие художественной  литературы

Чтение детям  стихотворений

В. Маяковский «Кем быть?»

Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

-продолжать формировать представления детей о профессиях;

-развивать чувство ритма и рифмы;
-воспитывать у дошкольников ценностное отношение к труду взрослых.

27.01.2020

коммуникативная

Ознакомление с окружающим.

«Какие бывают профессии».

-формировать у детей представления о типах профессий: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знак, человек-художественный образ.

-формировать представления о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.

-воспитывать у дошкольников ценностное отношение к труду взрослых.

-знакомить детей с народными поговорками и пословицами о труде.

-активизировать внимание и память детей, познавательную активность, любознательность.

29.01.2020

познавательно-исследовательская

коммуникативная;

трудовая

Мастер-класс

«Эко кормушка»

(проводит учитель начальных классов, мама Юли).

-формировать у  детей представления об эко кормушках;

-формировать причинно-следственные связи; познавательные интересы детей; формировать у детей начала экологической культуры;

-формировать представления о профессии – учитель. Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, уважает детей, много знает и умеет свои знания передавать ученикам);

-воспитывать уважение к труду учителя, формировать интерес к школе.

30.01.2020

коммуникативная

восприятие художественной  литературы

Чтение детям рассказа

А. Герасименко «Майя Плисецкая. История о том, как маленькая мечтательница стала великой балериной».

-продолжать формировать представления детей о профессиях: балерина (человек – художественный образ);

-познакомить с деловыми и личностными качествами балерины на примере жизни и творчества великой балерины;

-формировать читательскую грамотность.

31.01.2020

изобразительная;

коммуникативная

Рисование

(изо материал на выбор)

«Нарисуй, кем хочешь работать».

-продолжать учить детей рисовать по замыслу, учитывая тему;

-продолжать учить детей рисовать фигуру человека, передавая характерные особенности профессии;

-развивать самостоятельность в творчестве.

03.02.2020

коммуникативная

Беседа

«Современные профессии».

-формировать у детей представления о типах профессий: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знак, человек-художественный образ;

-познакомить с современными профессиями (синоптик, эколог, рекламист, блогер, программист, флорист);

-обсудить вопрос: президент – это профессия или должность;

-активизировать внимание и память детей, познавательную активность, любознательность.

05.02.2020

коммуникативная;

игровая;

восприятие художественной  литературы

Заучивание стихотворения

«Все профессии нужны».

-продолжать формировать представления детей о профессиях;

-продолжать учить детей заучивать стихи;

-развивать выразительность деткой речи.

07.02.2020

коммуникативная

Беседа

«Моя профессия – полицейский».

(встреча с папой Маши)

-продолжать формировать представления детей о профессиях – полицейский;

-познакомить с деловыми и личностными качествами полицейского, по мнению М. Н..А. (полицейский должен быть дисциплинированным, выносливым, знать законы);

-уточнить представления детей о художественных образах полицейских («Дядя Стёпа»).

10.02.2020

коммуникативная

Беседа  

«Профессии большого города».

-продолжать формировать у детей представления о профессиях своих родителей;

-расширять детский кругозор, обеспечивать развитие логического мышления, формировать способность устанавливать причинно-следственные связи. Активизировать внимание и память детей, познавательную активность, любознательность.

14.02.2020

коммуникативная

Беседа

«Моя профессия – программист».

(встреча с папой Филиппа)

-продолжать формировать представления детей о профессиях – программист;

-познакомить с деловыми и личностными качествами программиста, по мнению Т. С.В. (программист должен быть организованным, усидчивым, заниматься самообразованием).

17.02.2020

коммуникативная;

продуктивная

Ознакомление с окружающим. «Служу Отечеству».

-продолжать знакомить детей с военными специальностями;

-формировать патриотические чувства;

-создание стен газеты «Служу Отечеству».

18.02.2020

продуктивная

Лепка

«Пограничник с собакой».

-упражнять детей в лепке фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов;

-продолжать формировать представления о военных специальностях.

19.02.2020

коммуникативная

Мастер-класс

«Моя профессия – учитель английского языка».

(встреча с папой Тимура).

-продолжать формировать представления детей о профессиях – учитель;

-познакомить с деловыми и личностными качествами учителя, по мнению Ш. Д.Б. (учитель должен быть справедливым, требовательным, быть интересным для детей).

с

25 февраля 2020

продуктивная,

коммуникативная;

двигательная;

игровая;

восприятие художественной литературы;

музыкальная  

Подготовка к спектаклю

«Дело мастера боится».

-знакомство со сценарием;

-распределение ролей с учётом предпочтений детей и их выбора;

-подготовка и изготовление декораций, костюмов;

-развивать самостоятельность в творчестве.

04.03.2020

коммуникативная;

игровая

Развитие речи

«Дело мастера боится -

поговорки и пословицы о труде, работе, лени».

-продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами;

-развивать познавательную активность, учить понимать скрытый (переносный) смысл народной мудрости;

-развивать у детей кругозор.

11.03.2020

коммуникативная;

игровая

Беседа

«История профессии -  таксист».

-формировать представления детей о том, что профессии изменяются, некоторые уходят в прошлое, другие – появляются; некоторые профессии меняют название, а суть труда остаётся;

-показать историю профессии на примере профессии - таксист – от ручного труда «носильщик» до профессии будущего -  «оператор автоматизированных транспортных сетей».

13.03.2020

коммуникативная;

игровая

Дидактические игры

«Угадай профессию»;

«Да-нетка».

-продолжать формировать представления детей о профессиях;

-учить с помощью пантомимы изображать человека какой-либо профессии;

-угадывать профессию с помощью вопросов (технология ТРИЗ).

17.03.2020

коммуникативная;

восприятие художественной литературы;

игровая;

двигательная;

музыкальная.

Итоговое мероприятие.

Спектакль

«Дело мастера боится или Мастер-град».

-продолжать формировать представления детей о профессиях;

-развивать творческие, артистические способности детей;

-развивать самостоятельность и инициативу в деятельности.

май 2020

коммуникативная;

игровая

Итоговое интервьюирование детей

«Кем ты хочешь работать, когда вырастешь?»  

(см. приложение 1)  

Онлайн - опрос детей:

-создание итогового видеоролика «До свидания, детский сад».

-узнать, изменились ли предпочтения детей в выборе профессий за 5 месяцев.  

Заключительная часть.

Презентация проекта:

- для педагогов – презентация по итогам проектной деятельности, творческий отчет на педсовете.

- для родителей  и для детей – лэпбук «Профессии»; видеоролики «Кем хочу стать».

Форма итогового мероприятия:  

спектакль «Дело Мастера боится или Мастер-град».

В ходе проектной деятельности дети познакомились с 35 профессиями.

В начале проектной деятельности трое ребёнка затруднились ответить на вопрос: «Что такое профессия?».  Двое детей указали, что за работу - профессию, человек получает деньги. Трое детей сказали, что, работая, человек помогает другим людям. 6 детей хотят пойти по стопам одного из родителей и выбрать в будущем его профессию. Один ребёнок хочет стать президентом, мы с детьми обсудили вопрос: президент – это профессия или должность. Трое детей в начале проекта не знали, кем работают родители, какие трудовые действия они выполняют на своем рабочем месте. В финале проекта все дети знали о профессиях своих родителей.

Итог: у детей формируется активный познавательный интерес к профессиям.

Выводы:

  • У дошкольников формируются представления об  общественной значимости профессий, дети познакомились с деловыми компетенциями  и личностными качествами людей различных профессий.
  • У детей формируются представления о типах профессий: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знак, человек-художественный образ.
  • У дошкольников формируются представления о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
  • Активизируется внимание и память детей, их познавательная активность и любознательность.
  • Развивается творческий потенциал семьи.

Кем станут в будущем наши воспитанники? Какую профессию выберут? Будет ли эта профессия любимой?

Хотя, в течение всей жизни можно искать свою любимую профессию: идти к ней долго и непросто. Главное, найти!  

Примеры проявления инициативы  и рефлексии детей:

6 детей в финале проекта изменили свои первоначальные предпочтения  и выбрали для себя другую профессию. 13 детей остались верны своей первоначальной мечте. У троих детей каждые две недели менялись предпочтения в выборе профессии: от военного до блогера  и  машиниста поезда. Это говорит о том, что кругозор детей развивается в разносторонних направлениях. «Сегодня» ребенок увлечен компьютерной игрой, «завтра» для него актуально совершенно другое. Важно правильно задавать вектор кругозора и развивать детские познавательные интересы. Например, почему некоторые мальчики вдруг захотели стать блогерами? Оказалось, что они дома играли в популярную  компьютерную игру и, чтобы пройти какой-то сложный уровень или задание, они смотрели видео блогеров. И все захотели стать блогерами. Когда к детям пришел папа Маши - полицейский патрульной службы, то он нелестно отозвался о так называемым «блогерах», которые снимают полицейских при выполнении ими службы, а потом выкладывают видео в интернет, и своими действиями и комментариями мешают работать полицейским. После такой беседы мальчики – друзья вдруг «перехотели» быть в будущем блогерами, а захотели стать военными. Когда мы говорили о профессии дрессировщика, то  дети несколько дней играли в дрессировщиков. А потом дети на зимней прогулке играли в шахтёров, добывая  из сугробов  «алмазы» и «кристаллы». Побуждением к детской игровой деятельности стали беседы о труде шахтёров.  Замечательной иллюстрацией проявления инициативы детей явилось то, что ребята самостоятельно мастерили из бумаги ноутбуки  для игры в программистов. Дети проявляли инициативу при опросе взрослых, задавая им вопрос: «Когда Вы были маленькой(им), кем мечтали работать в будущем?». С этим вопросом дети обращались практически ко всем взрослым, которые переступали порог группы. Детям нравилось быть в роли интервьюера. Интересно, что некоторые  из опрошенных педагогов мечтали быть  стюардессой, ветеринаром, полицейским, мороженщиком, танцовщицей. Кстати, многие взрослые смущались при ответе, а некоторые явно лукавили и фантазировали, или, вообще, отказывались отвечать на вопрос. Когда с детьми обсуждали вопрос: «От каких профессий произошли фамилии», Владик Столяров очень удивился, узнав, что его фамилия произошла от профессии столяр. И вдруг Филипп Ткаченко воскликнул: «Моя фамилия тоже произошла от профессии – ткач!».

Выводы по активности родителей в  проекте:

В проекте приняли активное участие 6 семей - 43% от количества посещающих группу в данный период времени.

Формы участия:

  • участие родителей  в мастер-классах по ознакомлению детей со своей профессией:

- С. К.А., учитель начальных классов  провела мастер-класс «Мастерим эко кормушку»;

- М. Н.А.  – мастер-класс «Моя профессия – полицейский»;

- Т. С.В. – мастер-класс «Моя профессия – программист»;

- Ш.Д.Б. – мастер-класс «Моя профессия – учитель английского языка»;

- Г. М.Ю. – строительство снежных горок.

  • создание семейного мультфильма  - «Я буду жокеем»; «Я буду учителем» (С. К.А. – мама П. Юлии и Анастасии).

Виды отчетности:  планирование, фотографии, мультфильм, видеофильм.

Список используемой литературы:

  • Большая  книга профессий. Стихи. - М.: РОСМЭН, 2018.
  • Большая книга профессий/ Гордиенко Н., Гордиенко С. – М.: АСТ, 2019.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  • Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Вып.1 /авт.-сост. Т.Г. Сальникова – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  • Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
  • Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей  дошкольников 6-7 лет: 33 лексические темы / С.И. Карпова, В.В. Мамаева. -  СПб.: М.: Речь, 2018.
  • Кем хочу стать/ Доманскяя Л. - Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2019.
  • Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
  • Майя Плисецкая. История о том, как маленькая мечтательница стала великой балериной/ А. Герасименко. – Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2019 – (Вдохновляющие истории).
  • Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Обучение дошкольников рассказыванию по картине (с 5 до 7 лет)./Авт.-сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
  • Профессии. Большая книга./К.Тёрнер; пер. с нем. О.А. Литвиновой, - М.: РОСМЭН, 2017.
  • Шипунова В. Профессии. Беседы с ребёнком. Комплект карточек. – М.: ИД «Карапуз», 2012.
  • Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они?  - М.: Издательство Гном и Д, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опрос детей (январь 2020 – начало проекта)

Имя ребёнка

Что такое

профессия?

Какие профессии ты знаешь?

Кем ты хочешь работать, когда вырастешь?

Почему?

О какой профессии ты хочешь узнать побольше?

Назови профессию

 своей мамы

Назови профессию своего папы

Итоговый

(май)

Кем ты

хочешь работать, когда вырастешь?

  1. Роберт

Это работа.

Полицейский, машинист, таксист, доктор, повар, механик

Доктором

Учителем анг.языка (февраль)

Доктором, как папа.

-

Доктор.

Доктор.

Военный в спецназе

  1. Миша

Не знаю.

Ветеринар, пожарный, строитель, полицейский.

Ветеринар

Как мама.

о

ветеринарах

Ветеринар.

 Банкир.

Ветеринар

  1. Юля

Люди, которые помогают другим.

Ветеринар, учитель, строитель.

Жокеем

Мне нравятся лошади.

о

флористе

Педагог.

Оператор турникетов.

Работник карамельной фабрики

  1. Тимур

Это работа.

Учитель английского языка, таксист, математик.

Учёным

Учителем математики (февраль)

Учёным – хочу много знать.

-

Учитель.

Учитель английского языка.

Учителем

математики

  1. Семён

Не знаю.

Строитель, врач, полицейский, пожарный.

Продавцом велосипедов

Как мама.

о

полицейских

Продает велосипеды.

Чинит разные вещи.

Лётчиком

  1. Ира

Это работа.

Повар, банкир.

Кинологом

Я люблю животных.

о

 механиках

Банкир.

Охранник.

Ветеринаром

  1. Филипп

Работает человек, этим зарабатывает деньги.

Программист строитель, сварщик.

Программистом

Как папа.

-

Блогер.

Программист.

Программистом

  1. Влад

Это работа.

Строитель, военный, пожарный.

Военным

Блогером (февраль)

Потому что им много платят.

о

военных

В кафе.

Делает коробки.

Кинологом

  1. Тихон

Чем люди занимаются.

Полицейский,

пожарный, доктор.

Полицейским

Решил так.

-

Мастер маникюра.

Директор барбершопа.

Полицейским

  1. Сеня

Это когда люди кем-то работают.

Машинист, лётчик, пожарный.

Машинистом

Блогером

(февраль)

Нравится смотреть на города, когда едешь.

-

Бухгалтер.

Не знаю.

Машинистом.

Арсений

Это работа, за которую платят деньги.

Аварийщик, водитель, полицейский.

Полицейским

Чтобы гонять на тачке.

-

В отделе кадров.

Инженер.

Гонщиком

  1. Иван

Работа.

Водитель, лифтёр, президент, музыкант.

Президентом

Хочу управлять всей страной.

-

Домохозяйка.

Сварщик.

Президентом

  1. Сабина

Когда люди работают.

Фермер, полицейский, пожарный.

Фермером

Я люблю животных.

-

Архивариус.

Автослесарь.

Фермером

  1. Роман

Какая-то работа, помогать другим.

Механик, изобретатель, строитель, повар, пожарный, военный.

Механиком,

строителем

Как папа.

-

Продавец запчастей для строительных машин.

Автомеханик.

Механиком,

строителем

  1. Диана

Работать.

Врач, полицейский, пожарный.

Доктором, делать УЗИ детям

Когда мне делали УЗИ, мне стало интересно и щекотно.

о

 моро

женщике

Не знаю.

Инженер.

Доктором

  1. Ваня

Работа.

Продавец, пожарный, полицейский, учитель,  доктор.

Военным

-

о

военных

Товаровед. Меняет цены в магазине.

Водитель.

Военным

  1. Маша

Где работают.

Строитель, врач, полицейский, пожарный.

Пожарным

Это отважная профессия!

-

Продавец.

Полицейский.

Пожарным

  1. Кира

Этим зарабатывают деньги и помогают людям.

Курьер, доктор, военный доктор, кондитер.

Доктором – анестезиологом  

-

-

Домохозяйка.

Курьер.

Доктором – анестезиологом

  1. Даша

Не знаю.

Стоматолог, полицейский, доктор.

Таксистом

Это спокойная работа.

-

Продавец обуви.

Ловит бандитов.

Он не говорил, как называется его профессия.

Таксистом

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактические игры и упражнения, развивающие игровые задания на тему:

«Ознакомление детей с профессиями».

  1. «Как называется  человек, который…»

Цель: расширение и активизация словаря.

 

Учит детей – Учитель

Строит дома? …

Красит стены? ...

Чинит часы? …

Лечит людей? …

Вставляет стёкла? …

Лечит животных? …

  1. «Подбери парное слово».

Цель: расширение и активизация словаря, использование простых словесных аналогий.

    Школа – учитель, детский сад – (воспитатель)

    Больница – врач, магазин – (продавец)

Самолёт – лётчик – корабль – (моряк/капитан)

  1. Измени по образцу. От каких профессий произошли эти фамилии:

Цель: изменение существительных по заданному признаку.

Столяров – столяр

Плотников –

Штукатуров –

Сапожников –

Гончаров –

Портнов –

Кузнецов –

Конюхов-

  1. «Что не так?» или «Правда или нет?»

Цель: Нахождение смысловой ошибки в предложении.

Ход игры: Если правда – хлопать в ладоши, если нет – топать.

Правда ли, что…

Врач принимает больных в магазине?

Сапожник работает в часовой мастерской?

Сварщик вставляет стёкла?

Пекарь доит корову?

Таксист перевозит людей?

Стюардесса стрижет людям волосы?

Клоун работает в банке?

Кондитер печет торты и пирожные?

Библиотекарь разносит почту?

Садовод ухаживает за садом?

Полицейский ловит бандитов?

  1. Узнай по признаку. «Отгадай, люди, каких профессий так говорят»

Цель: определение предмета или явления по признаку.

-Откройте рот и скажите: «А-а-а».

-Осторожно, двери закрываются, следующая остановка – «Улица строителей!»

-Тема сегодняшнего урока - «Сложение».

-Днём ожидается облачная погода, кратковременные дожди.

-Мороженое: сливочное, фруктовое, шоколадное!

  1. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Задачи: развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление формы дательного падежа имён существительных, составление сложноподчинённых предложений).

Оборудование: картины из альбома «Мамы всякие нужны», предметные картинки с изображением орудий труда, инструментов, оборудования.

Ход игры: Педагог размещает на столе картины из альбома «Мамы всякие нужны» и карточки с изображениями инструментов, орудий труда, оборудования. Детям предлагается выбирать карточки по одной и размещать их на картине рядом с изображением того специалиста, которому нужен для работы этот предмет, комментируя свои действия.

Например, Ножницы нужны парикмахеру, для того, чтобы делать стрижки.

  1. «Игра в слова».

Цель: активизация произвольного внимания, развитие речи, памяти.

Задание: Хлопните в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессиям (артиста/библиотекаря/водителя/фермера…). Объясните свой выбор.

Словарь: огонь, простуда, учебник, дым, платье, стрижка, стихийное бедствие, ножницы, урожай, шляпа, пожарная машина, книга, пальто. Новый дом, туфли, экскаватор, сапоги, овощи, мел, ангина, весы, каска, модная причёска, бульон, хлеб, самолёт, читальный зал, руль, коровник, роль, военная форма, грим, швейная машинка, колесо, грядка,  костюмерная, кирпичи, корабль, сценарий, формуляр, компьютер, линейка, больной зуб, шприц, молоток, бинокль, бинт.

  1. «Угадай, какая профессия у человека?»

Цель: установление причинно-следственных связей, развитие внимания.

Весы, касса, товар – (продавец)

Каска, шланг, вода – (пожарный)

Сцена, роль, грим – (артист)

Читальный зал, книги, читатель – (библиотекарь)

Ножницы, швейная машинка, ткань – (портной)

Плита, кастрюля, вкусная еда – (повар)

Поле, пшеница, урожай – (фермер)

Доска, указка, учебник – (учитель)

Руль. Колеса, дорога – (водитель)

Малыши, игры, прогулка – (воспитатель)

Топор, пила, гвозди – (плотник)

Кирпичи, цемент, новый дом – (строитель)

Краски, кисти, валик – (маляр)

Болезнь, таблетки, шприц – (врач)

Ножницы, фен, модная прическа – (парикмахер)

Корабль, тельняшка, бинокль – (моряк)

Небо, самолёт, аэродром – (лётчик)

  1. Игра «Пантомима. Покажи профессию» или «Что умеет – мы не скажем, а что делает – покажем».

Цель: развитие инициативы, воображения,  артистических способностей детей.

Задание: пантомимой показать человека какой-либо профессии, его трудовые действия, характерные движения. Игроки угадывают профессию.

  1.  Игра «Данетка» (технология ТРИЗ).

Цель: развитие логического мышления, памяти.

Ход игры: Ведущий загадывает какую-либо профессию. Игроки угадывают, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет».

  1.  «Когда так говорят?»

Цель: толкование пословиц и поговорок, словосочетаний, слов.

Кончил дело – гуляй смело.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Дело мастера боится. Мастер на все руки. Белоручка. Золотые руки.

Работать спустя рукава.

Бить баклуши.

  1.  Развивающее задание «Подскажи словечко».

Цель: обогащение  представлений детей о различных профессиях, расширение словарного запаса и кругозора детей. Развитие чувства рифмы.

Задание: Много ли вы знаете профессий? Давайте проверим. Я буду читать вам стихотворение, а вы в рифму  называйте профессию там, где я сделаю паузу.

Профессий всех не сосчитать.

А вы какие можете назвать?

Поезд водит… (машинист).

Пашет в поле… (тракторист).

Самолетом правит … (летчик).

Клети книжки… (переплётчик).

В школе учит нас… (учитель).

Строит здания… (строитель).

Красит стены нам… (маляр).

Столы делает … (столяр).

Песни нам поёт … (певец).

Торговлей занят… (продавец).

На станке ткёт ткани … (ткач).

От болезней лечит… (врач).

Лекарства выдаст нам… (аптекарь).

Хлеб печёт в пекарне… (пекарь).

Нарисует нам… (художник).

Сапоги сошьёт… (сапожник).

Печку сложит нам… (печник).

Обслужит в поезде нас  … (проводник).

Потушит вмиг пожар … (пожарный).

На Крайнем Севере работает… (полярник).

С другого языка переведёт… (переводчик).

Исправит кран… (водопроводчик).

Часы чинит… (часовщик).

Грузит краном…  (крановщик).

Рыбу ловит… (рыбак).

Служит на море… (моряк).

Хлеб продаст нам… (продавец).

А кто всё знает – молодец!

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пословицы и поговорки о труде, работе.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Без труда нет плода.

Терпенье и труд – всё перетрут.

Взяться за дело, засучив рукава.

Где много слов, там мало дела.

Поспешишь – людей насмешишь.

Дело мастера боится.

Делу время, а потехе час.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Землю красит солнце, а человека труд.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Какие труды, такие и плоды.

Конец — делу венец.

Кончил дело — гуляй смело.

Кто любит труд, того люди чтут.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Мала пчёлка, да и та работает.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не говори, что делал, а говори, что сделал.

Не диво дело начать — диво кончить.

Не начавши — думай, а начавши — делай.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Одна пчела мало мёда нанесёт.

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Рабочие руки не знают скуки.

Работать не покладая рук.

Семь дел в одни руки не берут.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Старание и труд к счастью ведут.

Терпенье и труд всё перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

Уменье и труд всё перетрут.

Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Дело без конца, что кобыла без хвоста.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Никому не мило, когда дело хило.

Откладывай безделье, а не откладывай дела.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Стихотворение

Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Лечит врач больных людей,
А ветеринар — зверей.
Строит здания строитель,
Чтобы было, где нам жить.
Шьёт портниха нам одежду,
Чтобы было что носить.
А учитель в школу ходит,
Чтобы деток нам учить.
Повар варит, жарит, тушит,
Чтоб людей всех накормить.
Каждый делу верно служит,
Чтоб было людям лучше жить.

И зарплату получает,

Чтобы что-нибудь купить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование алгоритмов при ознакомлении детей с понятиями «Гласный и согласный» в логопедической подготовительной к школе группе

Использование алгоритмов при ознакомлении детей с понятиями «Гласный и согласный» в логопедической  подготовительной к школе группе...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. «Все профессии важны»

Продолжать учить детей, отбирать соответственные по теме факты; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа; учить детей подбирать слова для характеристики тех или...

Статья на тему "Сюжетно-ролевая игра как форма ранней профориентации дошкольников"

   В данной статье освещается вопрос, о ранней профориентации  детей дошкольного возраста в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.           Сюжет...

Проектная деятельность на тему: «Развитие математических представлений посредством дидактических игр с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности»

Педагогическая диагностика на начало года показала, что уровень сформированности элементарных математических представлений у детей находится на среднем и низком уровне.У большинства детей группы отмеч...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы, предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе «Цветы сада, леса, поля и луга»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо ознакомлению с миром природы, предметными социальным окружениемв подготовительной к школе группе«Цветы сада, леса, поля и луга»Цель...

Конспект ОД ОО «Познавательное развитие» /Ознакомление с миром природы/ в форме квест - игры в подготовительной к школе группе. Тема: «Следы осени»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи....

Конспект ОД ОО «Познавательное развитие» /Ознакомление с миром природы/ в форме квест - игры в подготовительной к школе группе. Тема: «Следы осени»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи....