Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы, предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе «Цветы сада, леса, поля и луга»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности
по ознакомлению с миром природы, предметным
и социальным окружением
в подготовительной к школе группе
«Цветы сада, леса, поля и луга»

Цель: расширение представлений о цветах сада, леса, поля, луга.
Задачи:
- Углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде, местах произрастания;
- продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (цветы  садовые, луговые, лесные, полевые);
- познакомить детей с нетрадиционным способом  изобразительной деятельности: рисование ластиком;
- продолжать учить детей внимательно слушать задание до конца, отвечать на вопросы, давая полный ответ;
- продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Оснащение образовательного процесса: изображение растения  для изучения его частей; изображения цветов леса, сада, поля, луга; бумажные цветы на каждого ребенка, два подноса с водой; простые карандаши, ластики, листы плотной бумаги, заранее заштрихованные простым карандашом; фильма «Как появляются цветы?»

Технологии: информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, развивающего обучения.

Предварительная работа: просмотр изображений цветов; беседы о жизни цветов;  выставка книг, посвященная цветам; сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин»; чтение стихотворений о цветах; отгадывание загадок; дидактические  игры  «Что сначала, что потом», «Собери букет»; просмотр презентации «Цветы».

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости! Поздоровайтесь с ними.

Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Дети выполняют соответствующие движения и задания.)
Дети садятся на стульчики.
Ребята, а какое сейчас время года? (Весна.) А какой сейчас весенний месяц? (Май.) Какие весенние месяцы вы ещё знаете? (Апрель и март.)
Май – самый последний и самый тёплый месяц весны. Солнце пригревает сильнее, снег и лёд растаяли даже  на самых тенистых лесных полянках. Почки набухают деревьях, появляются первые свежие молодые листики. К концу мая все деревья станут зелёными, кругом трава,  а в лесу, в поле, на лугу и клумбах сада расцветут разноцветные… (Цветы) Правильно, цветы. К какой природе  относятся  цветы? К живой или неживой? (К живой.) А почему? (Ответы детей.)
Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)
Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые)
Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)
Что нужно лесным, луговым и полевым цветам для роста? (Дождь, солнце.)
Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)
Кто за ними ухаживает? (Человек. Садовник.)
Ребята, подойдите к столу и выберите инструменты, которые нужны для работы? Как он за ними ухаживает? (Он поливает их из лейки, копает и рыхлит землю, освобождает от сорняков, добавляет удобрения.)
Чем садовые цветы отличаются от полевых, лесных и луговых? (Садовые цветы выращивает человек, а остальные цветы  растут сами по себе.)
Так без чего цветы не могут расти? (Цветам нужна почва, вода, солнце, воздух.)
Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)
Цветы украшают нашу жизнь. Люди любуются ими. Но цветут они  не только  для людей. Яркие краски и душистый аромат необходим им, чтобы привлекать к себе насекомых.  Они  дают кров и пищу многим насекомым. Цветочный нектар собирают, например, пчелы получают из него душистый мед. А сколько маленьких насекомых живет в растениях!

Посмотрите, ребята, перед вами находятся фотографии  сада, поля, луга, леса и  картинки с цветами.  Я  буду загадывать загадки. Кто отгадает, поднимает руку, находит нужный цветок и  прикрепляет к той фотографии, где этот цветок может расти.

Замечательный цветок,
Он как яркий огонёк,
Пышный, важный, словно пан,
Распускается … (тюльпан)
Где растут тюльпаны? Значит тюльпаны какие цветы? (Садовые цветы.)

Посмотрите, у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка … (роза) 
Как вы думаете, это садовый или полевой цветок? (Садовый.)

Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца! (нарцисс)
Это цветок садовый или полевой? (Садовый)

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
Это цветок какой? (Лесной.)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
Это цветок садовый или полевой? (Полевой)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
Это цветок какой?
Ребята, какие вы молодцы!

Посмотрите, у меня на мольберте  картинка.  Что на ней изображено? (Цветок.) А кто знает, как он называется? (Фиалка.) Давайте с вами рассмотрим из каких же частей состоит растение.
- Самая главная часть растения? (Корень.)
- Для чего он нужен? (Он добывает из почвы воду и минеральные вещества чтобы он мог расти и цвести; с помощью корня  растение держится в земле.)
- Что следует после корня?  (Стебель.)
- А он для чего нужен? (По стеблю вещества поднимаются вверх.) Стебли бывают разные – тонкие, толстые, гладкие,  пушистые, с шипами.
- А это что такое? (Листья.)
- Для чего растению нужны листья? (Листья вбирают в себя энергию солнечного света, необходимую цветку для роста, испаряют лишнюю влагу, дышат.)
-  А это что такое красивое у фиалки? (Цветок. Он состоит из лепестков и серединки.)
- А как называется цветок, который ещё не распустился? (Бутон.)
- А он есть на этой картинке? Кто покажет?

Ребята, а вы хотите посмотреть как распускается бутон? Тогда вас ждёт сюрприз. Для этого  возьмите по бутону и опустите  его в воду. Что вы наблюдаете? (Ответы детей)
(Дети садятся на стульчики перед телевизором.)
Ребята, а где же у растения созревают семена? 
У цветка опадают лепестки это означает, что у него появляются плоды с семенами. Семена рассеиваются по-разному. Одни разносятся ветром, если семена колючие, то цепляются к шерсти животных или одежде людей, семена так же разносят и птицы, а еще семена саморазбрасываются. Это когда созревает у цветка коробочка с семенами, она лопается и они разбрасываются во все стороны.

Что затем происходит с семенами мы узнаем из фильма «Как появляются цветы?» Ребята, вам понравился фильм? (Ответы детей.)

А сейчас предлагаю пройти и сесть за столы. Для вас приготовила интересное задание. Что изображено на картинке? (Одуванчики.) Вы должны стрелками указать как одуванчик развивался. Выполняем. Спину держим прямо. Каждый думает сам. Молодцы! Умницы, быстро вы справились с заданием, а теперь мы с вами отдохнем и сделаем зарядку.

Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Ребята, на нашей планете очень много красивых и полезных цветов, но, к сожалению,  некоторые виды исчезают. Что нужно делать людям, чтобы редкие цветы не исчезали с нашей Земли? (Не рвать  цветы,  бережно относиться к природе,  в лесу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.)
Ребята, существует Красная книга, в которую заносят  эти редкие растения.
Почему она именно красного цвета?
Красный цвет это символ запрета! Молодцы!

Я предлагаю вам на время стать художниками. Чем вы любите рисовать?
Отгадайте для начала загадку:
Лепестки белы, как снег,
Серединка жёлтый мех!
Вот весёлые замашки,
Погадайте на …(ромашке)
Посмотрите на картинку с ромашкой. Какие у нее лепестки? (Длинные) А какие листья? А  рисовать мы будем  ластиками? Я вам расскажу, как это можно сделать. Перед вами  листы бумаги, заштрихованные простым карандашом. Намечаем на этом фоне овальные середины ромашек более темным фоном. Уголком ластика «рисуем» (потрем) лепестки ромашек. Не забывайте чистить ластик. Пририсуем к ромашкам стебли и листья. Вот какая красота у нас получилась. Осталось только бабочкам и другим насекомым прилететь и подружиться с нашими ромашками. Молодцы!

Что интересного мы с вами делали на занятие?
Какие вы знаете цветы?
Понравилось вам занятие?
Какое задание вам понравилось больше?
Я хочу вам сказать, что вы МОЛОДЦЫ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_podg_gr_tsvety_lesa_sada_luga.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                     детский сад №43 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по ознакомлению с миром природы, предметным

и социальным окружением

в подготовительной к школе группе

«Цветы сада, леса, поля и луга»

                                                       

Составитель: воспитатель

  I квалификационной категории

Смакотина Лилия Михайловна

2018 год

Цель: расширение представлений о цветах сада, леса, поля, луга.

Задачи:

- Углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде, местах произрастания;

- продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (цветы  садовые, луговые, лесные, полевые);

- познакомить детей с нетрадиционным способом  изобразительной деятельности: рисование ластиком;

- продолжать учить детей внимательно слушать задание до конца, отвечать на вопросы, давая полный ответ;

- продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оснащение образовательного процесса: изображение растения  для изучения его частей; изображения цветов леса, сада, поля, луга; бумажные цветы на каждого ребенка, два подноса с водой; простые карандаши, ластики, листы плотной бумаги, заранее заштрихованные простым карандашом; фильма «Как появляются цветы?»

Технологии: информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, развивающего обучения.

Предварительная работа: просмотр изображений цветов; беседы о жизни цветов;  выставка книг, посвященная цветам; сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин»; чтение стихотворений о цветах; отгадывание загадок; дидактические  игры  «Что сначала, что потом», «Собери букет»; просмотр презентации «Цветы».

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости! Поздоровайтесь с ними.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Дети выполняют соответствующие движения и задания.)

Дети садятся на стульчики.

Ребята, а какое сейчас время года? (Весна.) А какой сейчас весенний месяц? (Май.) Какие весенние месяцы вы ещё знаете? (Апрель и март.)

Май – самый последний и самый тёплый месяц весны. Солнце пригревает сильнее, снег и лёд растаяли даже  на самых тенистых лесных полянках. Почки набухают деревьях, появляются первые свежие молодые листики. К концу мая все деревья станут зелёными, кругом трава,  а в лесу, в поле, на лугу и клумбах сада расцветут разноцветные… (Цветы) Правильно, цветы. К какой природе  относятся  цветы? К живой или неживой? (К живой.) А почему? (Ответы детей.)

Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)

Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые)

Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)

Что нужно лесным, луговым и полевым цветам для роста? (Дождь, солнце.)

Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)

Кто за ними ухаживает? (Человек. Садовник.)

Ребята, подойдите к столу и выберите инструменты, которые нужны для работы? Как он за ними ухаживает? (Он поливает их из лейки, копает и рыхлит землю, освобождает от сорняков, добавляет удобрения.)

Чем садовые цветы отличаются от полевых, лесных и луговых? (Садовые цветы выращивает человек, а остальные цветы  растут сами по себе.)

Так без чего цветы не могут расти? (Цветам нужна почва, вода, солнце, воздух.)

Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

Цветы украшают нашу жизнь. Люди любуются ими. Но цветут они  не только  для людей. Яркие краски и душистый аромат необходим им, чтобы привлекать к себе насекомых.  Они  дают кров и пищу многим насекомым. Цветочный нектар собирают, например, пчелы получают из него душистый мед. А сколько маленьких насекомых живет в растениях!

Посмотрите, ребята, перед вами находятся фотографии  сада, поля, луга, леса и  картинки с цветами.  Я  буду загадывать загадки. Кто отгадает, поднимает руку, находит нужный цветок и  прикрепляет к той фотографии, где этот цветок может расти.

Замечательный цветок,

Он как яркий огонёк,

Пышный, важный, словно пан,

Распускается … (тюльпан)

Где растут тюльпаны? Значит тюльпаны какие цветы? (Садовые цветы.)

Посмотрите, у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка … (роза) 

Как вы думаете, это садовый или полевой цветок? (Садовый.) 

Есть у весеннего цветка

Приметы, чтоб не ошибиться:

Листик — как у чеснока,

А корона — как у принца! (нарцисс)

Это цветок садовый или полевой? (Садовый)

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

Это цветок какой? (Лесной.)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)

Это цветок садовый или полевой? (Полевой)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)

Это цветок какой? 

Ребята, какие вы молодцы!

Посмотрите, у меня на мольберте  картинка.  Что на ней изображено? (Цветок.) А кто знает, как он называется? (Фиалка.) Давайте с вами рассмотрим из каких же частей состоит растение.

- Самая главная часть растения? (Корень.)

 - Для чего он нужен? (Он добывает из почвы воду и минеральные вещества чтобы он мог расти и цвести; с помощью корня  растение держится в земле.)

- Что следует после корня?  (Стебель.)

- А он для чего нужен? (По стеблю вещества поднимаются вверх.) Стебли бывают разные – тонкие, толстые, гладкие,  пушистые, с шипами.

- А это что такое? (Листья.)

- Для чего растению нужны листья? (Листья вбирают в себя энергию солнечного света, необходимую цветку для роста, испаряют лишнюю влагу, дышат.)

-  А это что такое красивое у фиалки? (Цветок. Он состоит из лепестков и серединки.) 

- А как называется цветок, который ещё не распустился? (Бутон.) 

- А он есть на этой картинке? Кто покажет?

 

Ребята, а вы хотите посмотреть как распускается бутон? Тогда вас ждёт сюрприз. Для этого  возьмите по бутону и опустите  его в воду. Что вы наблюдаете? (Ответы детей)

(Дети садятся на стульчики перед телевизором.)

Ребята, а где же у растения созревают семена?  

У цветка опадают лепестки это означает, что у него появляются плоды с семенами. Семена рассеиваются по-разному. Одни разносятся ветром, если семена колючие, то цепляются к шерсти животных или одежде людей, семена так же разносят и птицы, а еще семена саморазбрасываются. Это когда созревает у цветка коробочка с семенами, она лопается и они разбрасываются во все стороны.

 Что затем происходит с семенами мы узнаем из фильма «Как появляются цветы?» Ребята, вам понравился фильм? (Ответы детей.)

А сейчас предлагаю пройти и сесть за столы. Для вас приготовила интересное задание. Что изображено на картинке? (Одуванчики.) Вы должны стрелками указать как одуванчик развивался. Выполняем. Спину держим прямо. Каждый думает сам. Молодцы! Умницы, быстро вы справились с заданием, а теперь мы с вами отдохнем и сделаем зарядку.

Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Ребята, на нашей планете очень много красивых и полезных цветов, но, к сожалению,  некоторые виды исчезают. Что нужно делать людям, чтобы редкие цветы не исчезали с нашей Земли? (Не рвать  цветы,  бережно относиться к природе,  в лесу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.)

Ребята, существует Красная книга, в которую заносят  эти редкие растения.

Почему она именно красного цвета?

Красный цвет это символ запрета! Молодцы!

Я предлагаю вам на время стать художниками. Чем вы любите рисовать?

Отгадайте для начала загадку:

Лепестки белы, как снег,

Серединка жёлтый мех!

Вот весёлые замашки,

Погадайте на …(ромашке)

Посмотрите на картинку с ромашкой. Какие у нее лепестки? (Длинные) А какие листья? А  рисовать мы будем  ластиками? Я вам расскажу, как это можно сделать. Перед вами  листы бумаги, заштрихованные простым карандашом. Намечаем на этом фоне овальные середины ромашек более темным фоном. Уголком ластика «рисуем» (потрем) лепестки ромашек. Не забывайте чистить ластик. Пририсуем к ромашкам стебли и листья. Вот какая красота у нас получилась. Осталось только бабочкам и другим насекомым прилететь и подружиться с нашими ромашками. Молодцы!

Что интересного мы с вами делали на занятие?

 Какие вы знаете цветы?

 Понравилось вам занятие?

 Какое задание вам понравилось больше?

Я хочу вам сказать, что вы МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы, предметное и социальное окружение в старшей группе «Маленькие друзья Лесовичка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы, предметное и социальное окружениев старшей группе «Маленькие друзья Лесовичка»Цель: Расширять и закр...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием методики В.Воскобовича в подготовительной к школе группы «Звук ш и буква Ш»

Цель : закрепить знания детей о гласных звуках и согласном звуке «Ш», познакомить с буквой «Ш»  Задачи: Образовательные: 1.Познакомить детей с буквой «Ш»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы для детей старшей группы "Наблюдение за рыбками"

В ходе непрерывной огбразовательной деятельности дети наблюдают за рыбками, замечая сходства между ними и различия....