МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Знакомство с рабочими профессиями порта, как одна из форм ранней профориентации дошкольников»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ :
«Знакомство с рабочими профессиями порта, как одна из форм ранней профориентации дошкольников»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ
«Знакомство с рабочими профессиями порта, как одна из форм ранней профориентации дошкольников»
Беседа «Рабочие профессии порта»
Цель: познакомить детей с рабочими профессиями порта, их значением и особенностями.
Материалы: картинки или фотографии с изображением порта, кораблей, представителей разных профессий, связанных с портом (докеров, капитанов, крановщиков, моряков, механиков и т.д.).
Ход беседы:
Введение
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в порт! Кто когда-нибудь был в порту?
Воспитатель: Порт – это место, где встречаются корабли из разных стран. Это очень оживленное и интересное место. Как вы думаете, кто работает в порту?
Основная часть
Воспитатель: В порту работает много людей разных профессий. Например, капитан управляет кораблем, моряки помогают ему в этом. А кто еще нужен, чтобы корабль мог плавать? (механик, судовой повар, радист).
Воспитатель: Что происходит, когда корабль прибывает в порт?
Воспитатель: Правильно, корабль нужно разгрузить! Этим занимаются докеры. Они используют специальную технику, например, портовые краны, которыми управляют крановщики (воспитатель показывает соответствующие картинки и объясняет, как работает кран, что такое контейнеры).
Воспитатель: Кто следит за порядком в порту?
Воспитатель: В порту также работают охранники, которые обеспечивают безопасность, диспетчеры, которые координируют движение кораблей, и много других специалистов. Каждая профессия важна и нужна для того, чтобы порт работал слаженно.
Заключительная часть:
Воспитатель: Вот сколько разных профессий есть в порту! Все они важны и нужны. Какая профессия вам показалась самой интересной? Почему?
Воспитатель: Представьте, что вы работаете в порту. Кем бы вы хотели быть? Что бы вы делали?
Дополнительные игровые задания:
⦁ Раскраски с изображением порта и представителей разных профессий.
⦁ Сюжетно-ролевая игра «Порт».
⦁ Конструирование портовых сооружений из строительного материала.
⦁ Рисование на тему «Порт».
Моделирование игровой ситуации «Грузовой причал»
Цель: развитие игровых навыков, расширение знаний о профессиях порта, развитие речи, воображения и социальных навыков.
Материалы:
⦁ Макет грузового причала (можно использовать стол, накрытый синей тканью, коробки разного размера в качестве контейнеров, игрушечные корабли, краны, машинки).
⦁ Фигурки людей разных профессий (докеры, крановщики, капитаны, водители грузовиков).
⦁ Рации или игрушечные телефоны.
⦁ Бланки накладных, журналы регистрации.
⦁ Касса, игрушечные деньги.
Игровая ситуация:
1. Начало игры:
Воспитатель: Внимание! Внимание! К нашему причалу приближается корабль «Морской бриз» с грузом из Африки. Прошу команду причала подготовиться к разгрузке!
2. Распределение ролей:
Дети выбирают роли: капитан корабля, докеры, крановщик, водители грузовиков, диспетчер, кассир.
3. Разгрузка корабля:
⦁ Капитан: (по рации) Диспетчер, корабль «Морской бриз» на подходе к причалу. Прошу разрешения на швартовку.
⦁ Диспетчер: "Морской бриз", разрешение на швартовку получено. Крановщик, приготовьтесь к разгрузке контейнеров.
⦁ Крановщик: (управляет игрушечным краном) Принял. Начинаю разгрузку.
⦁ Докеры: (принимают контейнеры, размещают их на грузовики) Осторожно! Тяжелый груз!
4. Транспортировка груза:
⦁ Водители: (получают накладные) Груз получен. Отправляюсь на склад.
5. Оформление документов:
⦁ Кассир: (принимает оплату за перевозку) С вас такая-то сумма.
⦁ Диспетчер: (заполняет журнал регистрации) Корабль "Морской бриз" разгружен.
6. Развитие ситуации:
Можно ввести дополнительные элементы:
⦁ Неожиданная поломка крана.
⦁ Задержка прибытия грузовиков.
⦁ Неправильно оформленные документы.
⦁ Прибытие другого корабля.
7. Итог игры:
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с разгрузкой корабля. Все службы порта работали слаженно и оперативно.
Вариации игры:
⦁ Можно использовать разные типы грузов (фрукты, овощи, игрушки, строительные материалы).
⦁ Дети могут сами придумывать названия кораблей и стран, откуда прибывает груз.
⦁ Можно добавить элемент соревновательности (кто быстрее разгрузит корабль).
Важно:
⦁ Воспитатель должен направлять игру, помогать детям взаимодействовать друг с другом, решать возникающие проблемы и соблюдать правила.
⦁ Необходимо поощрять детскую инициативу и творчество.
⦁ После игры можно провести обсуждение, что получилось хорошо, а что можно улучшить.
Сюжетно-ролевая игра «Портовый диспетчер»
Цель: познакомить детей с профессией портового диспетчера, развить коммуникативные навыки, воображение, ответственность, умение действовать по правилам.
Материалы:
⦁ "Диспетчерская вышка": можно использовать стол, стул, настольную лампу.
⦁ Рации или телефоны игрушечные.
⦁ Карта порта: нарисованная или распечатанная, с обозначением причалов, фарватера, склада.
⦁ Фигурки или картинки кораблей: разных типов (грузовые, пассажирские).
⦁ Флажки: для подачи сигналов.
⦁ Журнал регистрации: тетрадь или блокнот.
⦁ Бинокль.
Роли:
⦁ Портовый диспетчер: главный герой игры, следит за движением судов, дает указания.
⦁ Капитаны кораблей: управляют судами, связываются с диспетчером.
⦁ Работники порта: докеры, крановщики, водители.
Ход игры:
1. Подготовка: Воспитатель организует игровое пространство, расставляет "диспетчерскую вышку", карту порта, раскладывает фигурки кораблей. Объясняет правила игры и вместе с детьми распределяют роли (можно использовать жребий).
2. Начало игры: «Корабли» находятся за пределами «порта» (за краем карты). Капитаны по очереди связываются с диспетчером по «рации» и запрашивают разрешение на вход в порт.
3. Работа диспетчера: Диспетчер, глядя на карту, определяет свободный причал и дает капитану указания о маршруте и месте швартовки. Например: «Капитан корабля «Туапсе», вам разрешено войти в порт. Следуйте к причалу номер 3. Прием».
4. Действия капитанов: Капитаны кораблей передвигают свои фигурки по карте, следуя указаниям диспетчера. Они могут сообщать о своем местоположении и действиях: «Диспетчер, «Туапсе» приближается к причалу номер 3. Прием».
5. Завершение маневра: После «швартовки» капитан сообщает диспетчеру о прибытии: «Диспетчер, «Туапсе» пришвартовалась у причала номер 3. Прием». Диспетчер регистрирует прибытие корабля в журнале.
6. Развитие игры: Можно ввести дополнительные элементы:
⦁ Шторм: диспетчер предупреждает капитанов об опасности и указывает безопасный маршрут.
⦁ Авария: один из "кораблей" "терпит бедствие", диспетчер координирует спасательную операцию.
⦁ Пассажирские перевозки: диспетчер контролирует посадку и высадку "пассажиров".
7. Окончание игры: Воспитатель подводит итоги игры, хвалит детей за активное участие и соблюдение правил.
Рекомендации:
⦁ Важно создавать игровую атмосферу, использовать соответствующую лексику («прием», «передача», «курс», «швартовка»).
⦁ Поощрять детей к импровизации и творческому развитию сюжета.
⦁ Обсудить с детьми правила безопасности на воде и в порту.
Исследовательская деятельность в мини-лаборатории «Экоконтроль»
Цель: формирование экологической культуры у детей, развитие познавательной активности, наблюдательности, умения проводить простые эксперименты и делать выводы.
Оснащение мини-лаборатории:
⦁ Уголок исследователя: лупы, микроскопы (детские), пинцеты, мерные стаканчики, колбы, пробирки, пипетки, воронки, фильтровальная бумага.
⦁ Природные материалы: камни, почва, песок, ракушки, семена, листья, ветки.
⦁ Дидактические материалы: плакаты, карточки с изображением растений, животных, природных явлений.
Примеры исследовательской деятельности:
1. Изучение свойств воды:
⦁ Опыт: сравнение чистой и загрязненной воды (например, с добавлением песка, земли, масла). Фильтрация воды через различные материалы (вата, марля, фильтровальная бумага).
⦁ Вопросы: чем отличается чистая вода от грязной? Какие материалы лучше очищают воду? Почему важно беречь воду?
2. Изучение почвы:
⦁ Опыт: сравнение разных видов почвы (песок, глина, чернозем). Посадка семян в разные виды почвы и наблюдение за их ростом.
⦁ Вопросы: чем отличается песок от глины? В какой почве растения растут лучше? Что нужно растениям для роста?
3. Изучение воздуха:
⦁ Опыт: измерение температуры воздуха в помещении и на улице. Наблюдение за движением воздуха (с помощью вертушки, ленточки).
⦁ Вопросы: как изменяется температура воздуха в течение дня? Откуда берется ветер? Почему важно дышать чистым воздухом?
4. Наблюдения за погодой:
⦁ Ведение дневника погоды: дети ежедневно отмечают температуру воздуха, осадки, направление ветра.
⦁ Вопросы: как меняется погода? Какие бывают осадки? Как погода влияет на природу?
Организация деятельности:
⦁ Деятельность в мини-лаборатории должна быть организована в форме игры, экспериментирования, наблюдения.
⦁ Воспитатель должен направлять детей, задавать вопросы, помогать делать выводы.
⦁ Важно создавать атмосферу безопасности и доверия, поощрять детскую инициативу и любознательность.
⦁ Результаты исследований можно оформить в виде рисунков, плакатов, презентаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Сюжетно-ролевая игра как форма ранней профориентации дошкольников"
В данной статье освещается вопрос, о ранней профориентации детей дошкольного возраста в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. Сюжет...

«Кем быть?», проектная деятельность по ознакомлению детей с профессиями как форма ранней профориентации дошкольников подготовительной к школе группы.
laquo;Кем быть?», проектная деятельность по ознакомлению детей с профессиями как форма ранней профориентации дошкольников подготовительной к школе группы.Выбор профессии – выбор буд...

СОЦИОИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Мир профессий постоянно из...

Презентация на тему: Отчет о летней работе в рамках инновационного проекта по ранней профориентации дошкольников "Агролаборатория "Росток"
Презентация на тему: Отчет о летней работе в рамках инновационного проекта по ранней профориентации дошкольников "Агролаборатория "Росток"...

Мастер-класс для воспитателей «Виртуальная экскурсия как форма ранней профориентации дошкольников»
В современном понимании экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсан...

Мастер-класс для педагогов «Виртуальная экскурсия как форма ранней профориентации дошкольников»
Мастер-класс для педагогов «Виртуальная экскурсия как форма ранней профориентации дошкольников»...

Приказ о посещении городских методических обьединений , творческих групп педагогических работников 2022-2023уч.г Опыт работы проект по «Ранней профориентации дошкольников»
Приказ о посещении городских методических обьединений , творческих групп педагогических работников 2022-2023уч.гПроект по "Ранней профориентации дошкольников!...
