Статья на тему "Сюжетно-ролевая игра как форма ранней профориентации дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)

Новикова Екатерина Сергеевна

     В данной статье освещается вопрос, о ранней профориентации  детей дошкольного возраста в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.

           Сюжетно-ролевая игра – творческая игра, которую дети придумывают сами, отражая в ней окружающую действительность. Поэтому следует использовать данный вид деятельности, как                                        закрепление   полученных сведений о профессии.

          Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, профориентация детей, форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novikova.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова Екатерина Сергеевна,

воспитатель

МБОУ НОШ «Детство без границ»,

г. Усть-Лабинск

Сюжетно-ролевая игра как форма ранней профориентации дошкольников

        В настоящее время остро стоит вопрос о нехватке кадров в различных сферах деятельности человека. Это связано с низкой оплатой труда, вредностью производства (если это завод или какое-то предприятие), но чаще всего незаинтересованность современной молодежи в профессиях. Они хотят чтобы много платили, но мало работать, как например, в  том случае, когда дети, насмотревшись в различных социальных сетях блогов на то, как зарабатывают блогеры, нередко начинают снимать видео,  рассчитывая  на быстрый и большой заработок. Это неправильно!  

        Уже в школе детей ориентируют на выбор той или иной профессии, которая имеет большой спрос в обществе, проводятся ярмарки вакансий, открываются кружки и секции для привлечения молодежи к получению востребованных на данный момент профессий.  В школьном возрасте эта тема обсуждается,  детей готовят к трудному выбору, который им предстоит сделать по окончанию школы.  Но возможна ли профориентация в дошкольном возрасте?   Я считаю, что да!

         Дошкольный возраст ранимый, чуткий и отзывчивый, и что мы донесем этим маленьким детям на данном этапе, какую основу  заложим,  с тем багажом знаний они дальше пойдут.  Следующий вопрос,  который хочется  задать,  как осуществлять раннюю профориентацию дошкольников?

        Воспитатели  прошлых веков, начиная с раннего возраста, знакомили детей с встречающимися в повседневной жизни профессиями. Как это происходит?  В ходе проведения сюжетно-ролевых игр, театрализованной  деятельности  на занятиях и т.д. [4]

        Сюжетно-ролевая игра – творческая игра, которую дети придумывают сами, отражая в ней окружающую действительность. Особенности: воображаемые ситуации; своеобразие содержания; соблюдение правил; социальный мотив игр. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника, развивается воображение и творчество.

        Рассматривая сюжетно-ролевую игру, как форму ранней профориентации, изначально педагогу следует выяснить, в чем она заключается и какие её функции.  Просмотрев виды, ознакомившись с их  целями, можно сделать вывод, что больше всего дети играют в игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Основная цель данного вида -  знакомство с общественной и трудовой жизнью людей, основанной на картине, которые дети могут наблюдать в повседневной жизни. Также сюжетно-ролевые игры данного вида,  или какого – либо другого формируют у детей  навыки  коммуникации, способность  находить общие темы, компромиссы в трудных ситуациях, чего так не хватает современным детям,  общающимся в большей степени виртуально.

Сюжетно-ролевой игры можно  разделить на несколько этапов.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре. [3]

Часто используемыми в данном возрасте сюжетно-ролевыми играми являются: «Дочки-матери», которые чаще всего дети воспроизводят работу мамы, которую они видят дома (качают ребенка, переставляют посуду показывая, что они готовят кушать), «Больница», где дети знакомятся с словом «врач» и его главной задачей – лечить людей.

Второй этап. Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.  Данный уровень смежный  с средним дошкольным возрастом, дети используют в игре предметы и атрибуты из   зоны игры, где находятся  пластмассовые продукты,  и ребенок пробует себя в роли повара или мамы, здесь есть халаты,    коробки из- под лекарств, игрушечные  медицинские инструменты,- все это детям интересно и необычно, поэтому они,  сами того не подозревая,  понемногу знакомятся с профессиями мам и пап. [3]

Третий этап. Основное содержание игры — действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика -  характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления. [3]

Следующий этап- это уже более расширенная площадка  для сюжета  и знакомства детей с профессиями. В старшем возрасте  дети уже узнают в ходе наблюдений и бесед о новых профессиях, которые они могут использовать  в своих играх. Появляются такие игры, как: «Пожарные», «Почта», «Ателье», «Полиция»  и т.п. Атрибуты,  используемые детьми,  расширяются, некоторые,  дети изготавливают сами с помощью воспитателя. Кругозор детей расширяется, меняется и отношение детей к профессиям родителей, они стараются помочь, что является неотъемлемым опытом для детей.

Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время. В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.        [3]

        Данный уровень развития сюжетно-ролевой игры смежен с  детьми подготовительной  группы. Дети стремятся узнать что-то новое, получить знания, которые им помогут в будущем.

        Чаще сюжетно-ролевую игру используют для закрепления полученных сведений о профессиях. Так,  после экскурсии в медицинский  кабинет детского сада, где дети могут пообщаться с медсестрой, получить информацию, которая их интересует, посмотреть оборудование, которое находится  в её кабинете. Можно предложить детям поиграть – оказать  помощь  человеку, который плохо себя чувствуют.  В течении,  некоторого времени дети изучают своих пациентов,  слушают их сердцебиение, интересуются их самочувствием, некоторые дети осознают, что это сложная работа. Но лишь не многим нравится такой вид деятельности,  и они хотят  быть врачом или медицинской сестрой. Это большое достижение в решении профориентационной проблемы, чтобы человек был уверен  в своем выборе. [1]

        Не менее ярко и эффективно проходят сюжетно-ролевые игры  после образовательной деятельности. Хочется закрепить полученные сведения не просто беседой с детьми, а запоминающейся  детям игрой. Поэтому хорошим примером реализации профориентационной деятельности в детском саду являются сюжетно-ролевые игры по окончанию образовательной деятельности.  Плюсы данного метода: дети еще держат в памяти те новые профессии, о которых они узнали, закрепляют словарь, могут в процессе игры  осознать, сложная данная профессия или легкая. Этот метод, я использовала при проведении занятий «Экскурсия в музей», «Что такое почта?».

        Иногда  роли раздаются детям на весь день, и это очень мотивирует и вовлекает детей в процесс игры. Они чувствуют ответственность и более внимательно относятся к выбранной профессии. Каждый раз дети выбирают разные профессии. Такая деятельность может проводиться по решению воспитателя.  Как это осуществляется? Утром дети выбирают себе профессии, которые они будут реализовывать на протяжении всего дня.  Например, полицейский – значит следит за порядком, медсестра - значит к ней  могут обратиться за помощью, а она  ведет к воспитателю и т.п.  В конце дня или перед сном дети делятся своими впечатлениями, что им понравилось, может, они чего-то не знали, а вот сегодня узнали. Такие дни могут сопровождаться каким – нибудь сюжетом или осуществляться по инициативе детей. [2]

  Сюжетно-ролевая игра - это многофункциональный механизм в развитии  ребенка. Начиная с младшего возраста, детей  сначала знакомят  с разными орудиями труда людей знакомых профессий, а затем понемногу закручивают  вокруг этой профессии сюжет. [1]

Таким образом, уверенность в выборе свое профессии можно вернуть детям, давая им  почувствовать всю ответственность при выборе той или иной профессии.

Используемая литература

1.        Бойченко, Н.А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников.  / Н.А. Бойченко, Г.И. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова – К.: Рад.школа, 1982. – 112 с.

2.         Кондрашев, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашев. – Балашов: Изд. «Николаев», 2004. – 52 с.

3.        Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М.: Изд. «Гнои и Д», 2000. – 96 с.

4.  Хазратова Ф. В., Габдрахманова М. Р. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 61