Проектная деятельность на тему: «Развитие математических представлений посредством дидактических игр с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности»
проект по математике (подготовительная группа)

Педагогическая диагностика на начало года показала, что уровень сформированности элементарных математических представлений у детей находится на среднем и низком уровне.

У большинства детей группы отмечалось отсутствие проявления интереса к математике, не достаточно развито мышление, память, восприятие.

Они затруднялись в порядковом и обратном счете, не могли отсчитывать предметы, устанавливать равенство групп предметов, плохо ориентировались в окружающем пространстве, а также плохо ориентировались в пространстве с помощью условных обозначений и схем, моделирование предметов с помощью геометрических фигур давалось с трудом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Следовательно, одной из наиболее важных задач является приобщение детей к материалу, дающему пищу мышлению и воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

для детей подготовительной группы №13

«Морские черепашки» компенсирующей направленности

по работе с детьми с ТНР (общее недоразвитие речи)

на тему: «Развитие математических представлений посредством дидактических игр с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

 Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка

 вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский.

Название проекта: «Развитие математических представлений посредством дидактических игр с детьми подготовительной группы комментирующей направленности».
Вид проекта: познавательно -  исследовательский.

Участники проекта: дети (6-7 лет), воспитатели группы, учитель-логопед, родители воспитанников.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с 01.10.2019 по15.05.2020

Актуальность:  

Педагогическая диагностика на начало года показала, что уровень сформированности элементарных математических представлений у детей находится на среднем и низком уровне.

У большинства детей группы отмечалось отсутствие проявления интереса к математике, не достаточно развито мышление, память, восприятие.

Они затруднялись в порядковом и обратном счете, не могли отсчитывать предметы, устанавливать равенство групп предметов, плохо ориентировались в окружающем пространстве, а также плохо ориентировались в пространстве с помощью условных обозначений и схем, моделирование предметов с помощью геометрических фигур давалось с трудом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Следовательно, одной из наиболее важных задач является приобщение детей к материалу, дающему пищу мышлению и воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе

Девиз проекта:

Математика важна,

Математика нужна,

Математика – наука,

Мыслить учит нас она.

Проблема проекта: снижение интереса воспитанников к изучению основ математики, трудности у педагогов и родителей в оказании помощи детям при формировании элементарных математических представлений.

Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, развития речи, познавательной активности детей с общим недоразвитием речи посредством использования дидактических игр.

Задачи проекта

1. Образовательные

· продолжать развивать интерес к математике у детей подготовительной к школе группы;

· расширять и систематизировать знания детей по ЭМП.

2. Развивающие

· продолжать формировать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры;

· способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.

3. Коррекционные

Развивать связную речь

Развивать грамматический строй речи

Расширять словарный запас

Развить мелкую и общую моторику

4. Воспитательные

· продолжать формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности;

· формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Ожидаемый результат:

Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей подготовительной к школе группы.

Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение)

Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации и. т. д.).

Формирование конструкторских умений и навыков у детей.

Повышение интереса детей к интеллектуальной деятельности

Этапы проведения проекта.

  I этап – подготовительный (октябрь)

Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, первичная диагностика, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете.

II этап – основной (октябрь-апрель)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Презентация проекта.

III этап – итоговый (май)

Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

I этап – подготовительный

Оснащение образовательного процесса, педагоги

Деятельность

педагогов

и детей

Участие родителей

Сроки

Изучение методической литературы, поиск материалов в интернете

Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов занятий с использованием занимательного материала

Проведение первичной диагностики

Сообщение «Образовательные и воспитательные задачи по ФЭМП»

Индивидуальные беседы о результатах диагностики

Октябрь

II этап - основной

Подбор дидактического

материала

Проведение занятий,

индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП

с использованием дидактического

материала.

Беседы, консультации, изготовление папок-передвижек

Октябрь – апрель

Подбор настольно-печатных игр

Чтение математических сказок :

  1. «Когда это бывает?»
  2. «Приключения Маши и Вани в стране Геометрии»
  3. «Сказка о том. Как Круг и Квадрат отправились в путешествие»

Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Октябрь

Оформление центра занимательной математики

Изготовление дидактической игры

«Математические пазлы»

Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей, направленные на усвоение прямого и обратного счета «Математические замочки», «Назови соседей чисел», «Математические пазлы»

Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»

Консультация

«Игры для развития математических представлений и речи» (учитель-логопед).

Ноябрь

Изготовление дидактической игры

«Сложи фигуру»

Изготовление дидактической игры

«Путешествие божьей коровки»

Подготовка и проведение викторины

Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием  бросового материала.

Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей, направленные на развитие образного мышления, ориентировки в пространстве, закрепление знания геометрических фигур «Танграм», «Сложи фигуру», «Путешествие божьей коровки»

Викторина «Знатоки диких и домашних животных» с  использованием игр,   направленных на

развитие речи и математических способностей

 Самостоятельная деятельность в центре математики

Консультация «Развитие мелкой моторики рук с использованием бросового материала»

Декабрь

Подбор сказок математического содержания (категория «Величина»)

Чтение математических сказок («Сказки про антонимы»)

Настольно-печатные игры «Форма», «Цвет», «Величина»

Рекомендация

«Подбор математических шуток-загадок»

Январь

Обновление содержания центра математики играми, направленными на развитие математических представлений

Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей, направленные на развитие математических представлений с использованием палочек Кюизинера

«Корабль», «Пальма»

Папка-передвижка «Математика - это интересно»

Консультация для родителей «Математические игры по дороге домой»

Февраль

Изготовление дидактической  игра «Бусы для мамы» направленная на развитие логического мышления, развития пальчиковой моторики.

Изготовление

ЛЭПБУКА «Математика-страна чудес»

Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр, направленных на развитие логического мышления «Блоки Дьенеша»

Дидактическая игра «Бусы для мамы»

Выставка «Математические игры для дошкольников»

Март

Подготовка и проведение итогового мероприятия

Игра «Путешествие под алыми парусами» с  использованием игровых заданий,   направленных на

развитие речи и математических способностей

Создание альбома «Мы решаем задачи»

Апрель

III этап – заключительный

Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности

Итоговая диагностика

Индивидуальные беседы и консультации

Май

Анализ результативности проекта

• Положительная динамика роста математического развития детей.

Результаты итоговой диагностики

№ п/п

Уровни развития

Количество человек

Процент

успеваемости

1

Высокий

2

Средний

3

Низкий

 

В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты:

• Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.

• Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в ФЭМП у детей.

• Оформлен уголок  занимательной математики.

• Изготовлены дидактические игры по математике: «Найди нужный предмет», «Составь предмет из счетных палочек».

• Проведено  итоговое занятие «Математическое королевство» для родителей.

Продукт проектной деятельности:

  • Разработка картотек дидактических и подвижных игр;
  • Разработка консультаций для родителей;
  • Сценарий викторины «Знатоки диких и домашних животных» (с использованием игр, направленных на развитие речи и математических способностей)
  • Разработка НОД;
  • Создание картотек: дидактических игр и  подвижных игр  по ФЭМП;
  • Подборка загадок на математическую тематику;
  • Подбор пальчиковой гимнастики;
  •  Сценарий итогового  мероприятия: «Математическое королевство»;
  • развивающие математические игры, игры-самоделки, папки-передвижки;
  • изготовление ЛЭПБУКА «Математика –страна чудес».

Список литературы

  1. «Формирование элементарных математических представлений» (подготовительная гр), Помораева И.А., Позина В. А., 2016 г.
  2. Математика – это интересно.  Михайлова З.А., 2006 г.
  3. Книга по математике для детей и воспитателей Козлова В.А., “Школьная Пресса”, 2002 г.
  4. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Новикова В.П,. Тихонова Л.И. Мозаика–Синтез. 2009 г.
  5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей. Венгер Л.А. Михайлова З.А., 2006 г.
  6. Игровые занимательные задачи для дошкольников.“Детство-Пресс”. Смоленцева П.А. 2001 г.
  7. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Житомирский В.Г., 2008 г. 
  8. Путешествие по стране Геометрии. Смоленцева А.А., 2010 г. 
  9. Математика до школы. “Акцидент”. 1998 г.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Хочу быть актером»

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.Тема: «Хочу быть актером»...

Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»

Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...

Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капелька света»

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту....

Проект на тему: «Развитие математических представлений посредством дидактических игр с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности»

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, поняти...