Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Хочу быть актером»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Змеева Зинаида Михайловна

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Тема: «Хочу быть актером»

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Тема: «Хочу быть актером»

 

Цель: Расширять знания детей о профессии актёра и его профессиональных качествах.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с понятиями «мимика», «жесты», «пантомима», «интонация»;
  • Упражнять в изображении образов в театральных играх при помощи интонаций, жестов, мимики, пантомимы;
  • Обогащать словарь прилагательными, характеризующих эмоциональную сферу.

Развивающие:

  • Развивать правильную, чёткую речь посредством чистоговорок и скороговорок, выразительность движений (жесты, мимика);
  • Активизировать познавательный интерес к театральной деятельности, сценическому творчеству;
  • Развивать творческие способности, речевое дыхание, дикцию, эстетический вкус в передаче образа, способность раскрепощаться, снимать психоэмоциональное напряжение с помощью релаксационных упражнений.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к театру и уважение к людям театральных профессий;
  • Воспитывать умение сотрудничать с другими членами коллектива.

Материалы и оборудование: Экран, проектор, набор картинок, «билеты».

Технологии: здоровьесберегающие (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, физминутка), игровые (дидактические упражнения), личностно-ориентированные (индивидуальный подход).

Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы к детям, художественное слово); наглядный (показ слайдов, картинок); игровой (дидактические упражнения, словесные игры).

 

Ход НОД:

Дети входят в зал и встают полукругом.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте мы поприветствуем их!

С добрым утром, с новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречаем,

День хороший начинаем!

Воспитатель: - Сегодня мы совершим путешествие в страну, которой нет ни на одной карте мира, а в какую, попробуете отгадать.

Там есть сцена и кулисы,

И актёры и актрисы,

Есть афиши и антракт,

Декорации, аншлаг,

И конечно же премьера

Догадались вы наверно? (театр).

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: - Да, дети, мы будем говорить о театре. Театр – это удивительный дом, где можно увидеть героев разных книг и сказок, говорящих кукол и животных. В театре показывают спектакли, танцуют, поют, рассказывают стихи и сказки. Какие вы знаете театры? В каких вы бывали?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: - Верно, ребята. Сейчас мы  посмотрим на театры. В театре балета танцоры и балерины рассказывают истории при помощи красивых танцевальных движений, то есть языком танца.

На экране слайд 2.

Воспитатель: - В оперном театре-актёры не разговаривают, а обо всём поют. Опера бывает весёлая и грустная.  А оперетта - всегда  весёлая. Это весёлый музыкальный спектакль с танцами и песнями.

Слайд 3.

Воспитатель: - В кукольном театре для зрителей играют куклы и их озвучивают кукловоды.

Слайд 4.

Воспитатель: - А есть ещё, театр пантомимы, в нём актёры не говорят, а только выполняют движения и называют этих актёров – мимы.

Слайд 5.

Воспитатель: - Есть ещё драматический театр. Там показывают серьёзные спектакли.

Слайд 6.

Воспитатель: - В театре работает много людей. Какие театральные профессии вы знаете?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: - А какая главная профессия в театре? Слушайте загадку.

По сцене ходит он и скачет,

То веселится он, то плачет.

Хоть кого изобразит,

Мастерством всех поразит,

И сложился с давних пор.

Вид профессии …(актёр).

Воспитатель: - Верно, ребята, это актёр. Как вы думаете актёр это лёгкая профессия или трудная?  Что должен делать актёр, чтобы зрителям понравилось представление?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: - А с помощью чего актёр может всё это выполнить?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: - Да при помощи изменения голоса, костюма, грима, движений. А вы хотите попробовать свои способности  в театральном искусстве и стать маленькими актёрами?  Давайте! Если у нас всё  получится, в конце наших игр вас  ждёт сюрприз! И так начинаем.

Ребята, Актёр должен владеть мимикой. А что это такое?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: - Да при помощи мимики актёр передаёт характер, настроение героев. Мы сейчас попробуем это тоже показать. Превращаемся в актёров. Закройте глаза, вокруг себя повернитесь и в актёров превратитесь.

Дети выполняют движения.

Воспитатель: - Представьте себе, что на ваше лицо будет садиться бабочка. Руками её трогать нельзя, головой крутить нельзя, только можно согнать движением мышц своего лица, то есть при помощи мимики. Бабочка на щеке, на лбу, на губах, на подбородке, на носу, много бабочек на лице.  

Дети выполняют дидактическое упражнение «Бабочка».

Воспитатель: - Что нам помогло справиться с бабочками?

Ответ детей – мимика!

Воспитатель: - А знаете вы, что такое жесты, их актёры используют в своей работе?    

Ответы детей.

Воспитатель: - Давайте, жестами покажем смелого зайку, трусливого зайку, медведя косолапого, лягушку, неваляшку, лебедя летящего.

Дети показывают движения, соответствующие заданиям.

Воспитатель: - И с этим заданием справились, замечательно! А теперь я вам предлагаю побыть актёрами-мимами.  Будем учиться владеть своим телом и ничего не говорить, только пластика тела. Часто  этим пользуются скоморохи и клоуны. Давайте с помощью движений тела покажем то, что увидим на картинках.

Воспитатель предлагает детям на выбор картинки (дом, зонт, мяч, змея, пингвин, крокодил, девочка ловит сачком бабочку, мама с детьми переходит дорогу). Выбрав картинку дети, не показывая картинку другим, по очереди изображают действие, а остальные дети угадывают и оценивают, как удалось выполнить задание.

Воспитатель: - Какие же вы старательные, всё выполнили верно. Дети, а каким голосом может говорить актёр во время спектакля?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, и громким, и тихим, сердитым, и радостным, и грустным, и писклявым. Но всегда говорят актёры правильно, произносят слова,  чётко,  с хорошей дикцией и интонацией. А чтобы и нам красиво говорить – надо научиться правильно дышать, сделаем дыхательную гимнастику. Вдыхать будем через нос, а выдыхать через рот, но при этом на выдохе, мы произносим слова потешки.

Дети вместе с воспитателем выполняют задание:

Ваня-Ваня простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд,

И поехал в огород.

Воспитатель: - Давайте потренируемся говорить с разной интонацией. А что такое интонация?

Ответы детей.

Воспитатель: - Верно, это сила голоса, темп и тон речи. Будем вспоминать нашу считалку про котят.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

Кошка села на такси,

А котята прицепились,

И бесплатно прокатились.

Дети проговаривают индивидуально с разным темпом, силой голоса и тоном.

Воспитатель: - Молодцы и с этим заданием справились. А теперь повторим нашу любимую считалку и обыграем её. Мышками будут девочки, а мальчики будут говорить слова автора. Подбирайте правильную интонацию голоса, а девочки вспомните и про мимику, и про жесты.

Дети разыгрывают мини- сценку:

Вышли мышки как-то раз.

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дёрнули за гири,

Тут раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Воспитатель: - А теперь встаньте парами и постарайтесь выполнить то, что я буду говорить. Во время игры дети поссорились, обиделись, отвернулись, потом подумали и решили попросить прощения, помирились и обнялись. Какие эмоции вы испытали?

Ответы детей: обида, горечь, радость, веселье.

Воспитатель: - Давайте дальше готовиться к профессии актёр. В школе актёрского мастерства для хорошей дикции поучимся чётко говорить чистоговорки. А чтобы наш язык хорошо говорил, сделаем гимнастику для языка. Повторяйте за мной:

Чок, чок, чок, чок поработай язычок.

Дети повторяют за воспитателем, далее проводится артикуляционная гимнастика:

Воспитатель:

- Толстые внуки приехали в гости, (дети надувают щёки).

С ними худые – лишь кожа да кости, (щёки втягиваем внутрь).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (широкая улыбка, закрыв рот),

Поцеловать они всех потянулись, (губы вытягиваем вперёд, в «трубочку»),

Утром проснулись в улыбочке губы (улыбка, открыв зубы),

Чистим мы все свои верхние зубы, (проводим языком по верхним зубам),

Вправо и влево, внутри и снаружи, (проводим языком согласно тексту),

С нижними зубками тоже мы дружим. (проводим язычком по нижним зубам).

Воспитатель: - Замечательно. Готовы говорить чистоговорки. И так:

Ла-ла, ла-ла – много света и тепла.

Жи-жи, жи-жи прилетели к нам стрижи.

Шо-шо, шо-шо,  а у нас  всё хорошо.

Дети проговаривают чистоговорки.

Воспитатель:  - Актёры и скороговорки говорят быстро и правильно,  и мы поучимся. Вначале будем произносить медленно, а потом увеличивать темп.

У четырёх черепашек – четыре черепашонка.

Мёд медведь в лесу нашёл, мало мёду много пчёл.

От топота копыт, пыль по полю летит.

Зина в магазине забыла корзину.

Воспитатель: - И со скороговорками вы отлично справились. Молодцы. А без чего нельзя попасть в театр?

Ответы детей.

Воспитатель: - Конечно надо иметь билет и вот я вам дам игрушечные билеты, а вы сосчитайте пример на нём и займите место на стульчике, как будто в зрительном зале. Но давайте вспомним  правила поведения в театре.

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы справились со всеми заданиями по актёрскому мастерству, и я вам обещала сюрприз.

Тихо-тихо вы сидите

И сюрприз наш не спугните!

Мы стихи сейчас расскажем,

И спектакль маленький покажем.

Чтоб в артиста превратиться,
Надо  чуть  принарядиться.

Воспитатель: - Дети, если я объявлять буду артиста, какая у меня профессия в театре?

Ответ детей – конферансье.

Воспитатель: - На сцене выступает Василиса Машталь. Стихотворение Анны Игнатовой «Зато посмеялась».

Слайд 8 – заставка

Воспитатель: - Чем зрители награждают актёров?

Ответы детей: аплодисментами, звучат аплодисменты.

Воспитатель: - Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня?

Ответы детей.

Воспитатель: - Чему вы научились? Что было трудно выполнять?

Ответы детей.

Воспитатель: - Пройдут года, и может кто-то из вас станет актёром. Сегодня мы окунулись в прекрасный волшебный мир театра. Если вам понравилось играть в актёров – оцените это мимикой и жестами.

Воспитатель: - Нам же, друзья на прощанье осталось сказать: «До свиданья».

Дети и воспитатель прощаются с гостями.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕМА: « В ГОРОДЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИТЕМА: « В ГОРОДЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»...

Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»

Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы на тему «Мальчиши - кибальчиши»

Цель: совершенствование речевых умений детей.Задачи:Образовательные:- Активизировать словарь по теме «Защитники Отечества».- Продолжать формировать умение подбирать слова-антонимы.- Ф...

Педагогический проект "Моя малая Родина"по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

       Сформировать  целостную личность  – значит воспитать в ребенке дошкольного возраста  потребность участвовать во всех делах на благо родного...

НОД ОО «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности - Путешествие в сказку "Как зверята подружились"

Цели: Актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Развитие связной речи с использов...