Главные вкладки

    Педагогический проект "Моя малая Родина"по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
    проект по развитию речи (подготовительная группа)

    Маркина Инна Петровна

     

             Сформировать  целостную личность  – значит воспитать в ребенке дошкольного возраста  потребность участвовать во всех делах на благо родного города, Родины, природы родного края, развить такие качества, как любознательность, целостное восприятие, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. 
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_mordoviya_moya.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 комбинированного вида»

     

     

     

     

    Педагогический проект

    «Мордовия моя!»

    по познавательно-речевому  развитию детей

    в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

     

     

                                                                                                             Автор-разработчик:

                                                                                                             учитель-логопед

                                                                                                             высшей кв. категории

                                                                                                             Маркина Инна Петровна

                                                                              

     

    Саранск , 2018

    Проблема

               Как развить творческую личность ребенка дошкольника с ОНР и помочь  ему обрести целостное представление о предметах, явлениях окружающего мира, бережное отношение к природе и духовно-патриотическому наследию родного Мордовского края через  речевое развитие?

    Актуальность

              Проблема развития творческой личности подрастающего поколения через патриотическое и духовно-нравственное воспитание сегодня одна из наиболее значимых.

             Сформировать такую целостную личность  – значит воспитать в ребенке дошкольного возраста  потребность участвовать во всех делах на благо родного города, Родины, природы родного края, развить такие качества, как любознательность, целостное восприятие, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

              Именно в этом возрасте важно заложить в детях первые представления о родном крае, как о частице великой России, сформировать чувство гордости за нашу страну. Сейчас Мордовия – для наших детей это место, где они растут, познают мир, место, где живут их близкие люди и друзья. Изучая природу и достопримечательности Мордовии и Саранска, мы постепенно формируем у детей интерес к родному краю, развиваем интеллектуальные и познавательные способности, воспитываем патриотические чувства, формируем творческие речевые способности, развиваем эмоциональное восприятие через умение формулировать, описывать, творчески передавать свое  настроение и  отношение к объектам языковыми средствами.

               Для развития способностей овладения такими духовно-нравственными понятиями у детей должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять творческие рассказы на определённую тему. Для дошкольников с ОНР данная проблема особенно актуальна. Успешность формирования нравственных и творческих качеств дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности развития всех сторон речи, активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, творчество, общение и обучение, разные виды деятельности.

    Цель проекта:

    формирование и развитие творческой личности ребенка дошкольника средствами духовно-нравственного и патриотического воспитания в коррекционно-воспитательном процессе, разработка методов и приемов, нацеленных на повышение эффективности совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и детей с ОНР через различные виды деятельности. 

    Задачи реализации данного проекта:

    • развивать словотворчество и связную речь детей; обогащать и активизировать словарный запас детей, учить связно и последовательно выражать свои мысли;
    • обобщить, систематизировать и расширить знания детей о разнообразии растительного и животного мира родного края; о достопримечательностях родного города;
    • воспитывать у детей любовь к Родине, родному городу, чувство гордости за родной край, за всемирно известных жителей Мордовии;
    • формировать бережное отношение к культурному наследию нашего города, желание сохранять чистоту и порядок в своем городе;
    • развивать устное творчество разнообразными  языковыми средствами;
    • воспитание у детей бережного отношения к  родному краю и мордовской культуре.

    Гипотеза

    Если система  данной педагогической  работы будет реализовываться поэтапно и  системно в течение определенного периода компенсирующего обучения, то это будет способствовать формированию творческой личности ребенка с ОНР.

    Вид проекта:

    познавательно-творческий.

    Срок реализации проекта:

    краткосрочный (3 месяца), с 21.09.2018 г. - по 21.12.2018 г.

    Участники проекта:

    дети компенсирующей группы, родители воспитанников, учитель-логопед и воспитатели группы.

    Интеграция образовательных областей:

    • физическое развитие;
    • речевое развитие;
    • социально-коммуникативное развитие;
    • художественно-эстетическое развитие.

    Основные формы организации проекта:

    • совместная коррекционно-развивающая образовательная деятельность логопеда с детьми;
    • речевые краеведческие праздники;
    • викторины для детей и родителей.
    • организация экскурсий;
    • дидактические игры;
    • творческая деятельность (создание книжек-малышек, брошюр, сочинение рассказов и сказок).

    Методическое обеспечение

    1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство». СПб, 2011.
    2. Елкина Н.В. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов». Сибирское университетское издательство. 2014.
    3. Логинова В. И «Детство. Программа развития и воспитания в детском саду». СПб, 2015.
    4. Михайлова З. А. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. СПб, 2013.
    5. Мордовия: Альбом. Сост.: В.С. Ионова, А.П. Тимошкин. Саранск, 1987.
    6. Салищев А.И., Силенок В. Я. Знаете ли вы Мордовию?: (Краевед. викторина).- Саранск: Мордов. КН. Изд-во, 2006.
    7. Саранск: Историко-экономический очерк. Редкол.: А.В. Клеянкин, М.Ф. Жиганов, Н.М. Жочкин и др. Саранск, 2011.
    8. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 2016.
    9. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит», 2010.

    Журналы

    1. Дошкольное воспитание.
    2. Ст. воспитатель.
    3. Логопед.
    4. Конфетка.

    Материально-техническое обеспечение:

    картинки, иллюстрации, репродукции картин, наглядные модели, мнемотаблицы, информационно-компьютерные технологии (слайды, анимация, презентации), оборудование и атрибуты для дидактических игр.

    Ресурсное обеспечение проекта:

    групповое помещение, музей Краеведения, кабинет учителя-логопеда.

    Предполагаемый результат:

    • развитие у детей с ОНР познавательной  и творческой активности;
    • пополнение и активизация словарного запаса;
    • овладение полным и грамматически правильным речевым высказыванием;
    • систематизация и расширение знаний детей о разнообразии растительного и животного мира родного края; о достопримечательностях родного города;
    • формирование у детей чувства любви к Родине, родному краю,
    • воспитание бережного отношения к природе, к результатам труда взрослых, направленному на сохранение природно-исторического и культурного богатства родного края; 
    • развитие творческих речевых способностей, устное творчество детей разнообразными  языковыми средствами и приемами.

    Ход проекта

    1 этап, подготовительный (разработка проекта)

    Деятельность педагогов:

    • определение проблемы, постановка цели и задач;
    • составление перспективного плана занятий и мероприятий;
    • определение методов работы;
    • подбор методической,  художественной литературы, иллюстративного материала;
    • подбор материалов для занятий.

    Совместная деятельность с детьми:

    • введение детей в тему проекта;
    • формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
    • определение круга актуальных и решениепедагогических задач.

    2 этап – познавательно-творческий (выполнение проекта)

    • реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателей, детей и их родителей;
    • развитие  у детей творческих речевых способностей  в ходе реализации различных форм работы.

    3 этап – заключительный (обобщающий)

    • анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
    • обобщение результатов работы, формулировка выводов;
    • обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.

    Тематический план работы

    Направления работы

    Формы работы с детьми

    Развитие речи

    1.Совместная коррекционно-развивающая деятель-ность логопеда с детьми по темам:

    «Мордовия. Саранск»,

    «Весна в родном краю»,

    «Природа родного края».

    2. Речевые краеведческие праздники, конкурсы, викторины, игры.

    Речевой краеведческий праздник для детей «Старый Саранск».

    Речевой краеведческий конкурс для детей «Путешествие в весенний лес».

    Викторина для детей и родителей «Тайны леса».

    Видео-викторина для детей и родителей «Угадай, что это» (Промыслы Мордовии.)

    Презентации для детей по темам: «Мордовия. Саранск», «Весна в родном краю», «Природа родного края».

    Разучивание считалок, диалогические игры «Угадай, кто ты?», «Будешь со мной дружить?», «Отгадай».

    3. Экскурсии в мини-музей ДОУ, в краеведческий музей города.

    Творческая деятельность

    1. Работа по составлению творческих рассказов и пересказу рассказов о природе родного края, о родном городе.

    2. Сочинение рассказов, сказок и стихов о Мордовии, природе и родном городе.

    3. Создание книжек-малышек, брошюр.

    Изучение художественной литературы

    Пересказ художественных произведений писателей о природе.

    Чтение произведений мордовской национальной литературы для детей: мордовские народные сказки («Ветка орешника», «Синица Пусточейка», «Девушка-берёзка», «Благодарный медведь»), авторские сказки мордовских писателей ( Т. Тимохина «Серый воробей», В. Семенов «Рыба как лапоть»), рассказы русских писателей (М. Пришвин «Золотой луг», «Дремучий медведь», В. Бианки «Молодая ворона», Н. Сладков «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка», «Белка и медведь».)

    Игровая и оздоровительная деятельность

    Познавательная активность

    1. Дидактические игры краеведческой и одновременно речевой направленности: «Что будет…?», «Угадай», «От зернышка до хлебушка», «Кто, где живет?», «Угадай  зверей», «Кто где живет», «Чем мы любуемся в городе» и др.

    2. Игры на развитие словотворчества: «Придумай словечко», «День обычный на дворе», «Сочиню я сказку» и др.

    3. Использование краеведческой тематики в организации оздоровительной работы:

    - массаж рук с применением природных материалов (шишек, орехов разной величины), «Строим город», «Нарисуем праздник».

    - физкультминутки, пальчиковые игры и пластические этюды по теме проекта;

    - речь с движением,

    - дыхательная гимнастика.

    Игры и упражнения на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, коммуникативных способностей: «Угадай, что это?», «Чего не хватает?», «Собери картинку», «Кто,  где живёт?», «На что это похоже?»

    Результат работы

    1. Распространение опыта работы.

    2. Публикации.

    3. Оформление  творческого пакета и презентации.

    4. Консультирование педагогов.

    5. Участие в  городских мероприятиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД По нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему:"Моя родина Россия"

    НОД По нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности еа тему:"Моя родина Россия"...

    Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи: «Профессии – Родину защищать»

    Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи...

    Конспект занятия по теме " Наша Родина - Россия" для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема занятия: " Наша Родина - Россия&q...

    Педагогический проект «Лес - наше богатство» Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

    На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте....

    Презентация опыта работы по организации детско - родительских проектов в рамках приобщения детей к ЗОЖ в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

    Презентация опыта работы по организации детско - родительских проектов в рамках приобщения детей к ЗОЖ в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....

    Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

    Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...