Педагогический проект "Моя малая Родина"по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Маркина Инна Петровна

 

         Сформировать  целостную личность  – значит воспитать в ребенке дошкольного возраста  потребность участвовать во всех делах на благо родного города, Родины, природы родного края, развить такие качества, как любознательность, целостное восприятие, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mordoviya_moya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 комбинированного вида»

 

 

 

 

Педагогический проект

«Мордовия моя!»

по познавательно-речевому  развитию детей

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

 

 

                                                                                                         Автор-разработчик:

                                                                                                         учитель-логопед

                                                                                                         высшей кв. категории

                                                                                                         Маркина Инна Петровна

                                                                          

 

Саранск , 2018

Проблема

           Как развить творческую личность ребенка дошкольника с ОНР и помочь  ему обрести целостное представление о предметах, явлениях окружающего мира, бережное отношение к природе и духовно-патриотическому наследию родного Мордовского края через  речевое развитие?

Актуальность

          Проблема развития творческой личности подрастающего поколения через патриотическое и духовно-нравственное воспитание сегодня одна из наиболее значимых.

         Сформировать такую целостную личность  – значит воспитать в ребенке дошкольного возраста  потребность участвовать во всех делах на благо родного города, Родины, природы родного края, развить такие качества, как любознательность, целостное восприятие, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

          Именно в этом возрасте важно заложить в детях первые представления о родном крае, как о частице великой России, сформировать чувство гордости за нашу страну. Сейчас Мордовия – для наших детей это место, где они растут, познают мир, место, где живут их близкие люди и друзья. Изучая природу и достопримечательности Мордовии и Саранска, мы постепенно формируем у детей интерес к родному краю, развиваем интеллектуальные и познавательные способности, воспитываем патриотические чувства, формируем творческие речевые способности, развиваем эмоциональное восприятие через умение формулировать, описывать, творчески передавать свое  настроение и  отношение к объектам языковыми средствами.

           Для развития способностей овладения такими духовно-нравственными понятиями у детей должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять творческие рассказы на определённую тему. Для дошкольников с ОНР данная проблема особенно актуальна. Успешность формирования нравственных и творческих качеств дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности развития всех сторон речи, активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, творчество, общение и обучение, разные виды деятельности.

Цель проекта:

формирование и развитие творческой личности ребенка дошкольника средствами духовно-нравственного и патриотического воспитания в коррекционно-воспитательном процессе, разработка методов и приемов, нацеленных на повышение эффективности совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и детей с ОНР через различные виды деятельности. 

Задачи реализации данного проекта:

  • развивать словотворчество и связную речь детей; обогащать и активизировать словарный запас детей, учить связно и последовательно выражать свои мысли;
  • обобщить, систематизировать и расширить знания детей о разнообразии растительного и животного мира родного края; о достопримечательностях родного города;
  • воспитывать у детей любовь к Родине, родному городу, чувство гордости за родной край, за всемирно известных жителей Мордовии;
  • формировать бережное отношение к культурному наследию нашего города, желание сохранять чистоту и порядок в своем городе;
  • развивать устное творчество разнообразными  языковыми средствами;
  • воспитание у детей бережного отношения к  родному краю и мордовской культуре.

Гипотеза

Если система  данной педагогической  работы будет реализовываться поэтапно и  системно в течение определенного периода компенсирующего обучения, то это будет способствовать формированию творческой личности ребенка с ОНР.

Вид проекта:

познавательно-творческий.

Срок реализации проекта:

краткосрочный (3 месяца), с 21.09.2018 г. - по 21.12.2018 г.

Участники проекта:

дети компенсирующей группы, родители воспитанников, учитель-логопед и воспитатели группы.

Интеграция образовательных областей:

  • физическое развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие.

Основные формы организации проекта:

  • совместная коррекционно-развивающая образовательная деятельность логопеда с детьми;
  • речевые краеведческие праздники;
  • викторины для детей и родителей.
  • организация экскурсий;
  • дидактические игры;
  • творческая деятельность (создание книжек-малышек, брошюр, сочинение рассказов и сказок).

Методическое обеспечение

  1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство». СПб, 2011.
  2. Елкина Н.В. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов». Сибирское университетское издательство. 2014.
  3. Логинова В. И «Детство. Программа развития и воспитания в детском саду». СПб, 2015.
  4. Михайлова З. А. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. СПб, 2013.
  5. Мордовия: Альбом. Сост.: В.С. Ионова, А.П. Тимошкин. Саранск, 1987.
  6. Салищев А.И., Силенок В. Я. Знаете ли вы Мордовию?: (Краевед. викторина).- Саранск: Мордов. КН. Изд-во, 2006.
  7. Саранск: Историко-экономический очерк. Редкол.: А.В. Клеянкин, М.Ф. Жиганов, Н.М. Жочкин и др. Саранск, 2011.
  8. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 2016.
  9. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит», 2010.

Журналы

  1. Дошкольное воспитание.
  2. Ст. воспитатель.
  3. Логопед.
  4. Конфетка.

Материально-техническое обеспечение:

картинки, иллюстрации, репродукции картин, наглядные модели, мнемотаблицы, информационно-компьютерные технологии (слайды, анимация, презентации), оборудование и атрибуты для дидактических игр.

Ресурсное обеспечение проекта:

групповое помещение, музей Краеведения, кабинет учителя-логопеда.

Предполагаемый результат:

  • развитие у детей с ОНР познавательной  и творческой активности;
  • пополнение и активизация словарного запаса;
  • овладение полным и грамматически правильным речевым высказыванием;
  • систематизация и расширение знаний детей о разнообразии растительного и животного мира родного края; о достопримечательностях родного города;
  • формирование у детей чувства любви к Родине, родному краю,
  • воспитание бережного отношения к природе, к результатам труда взрослых, направленному на сохранение природно-исторического и культурного богатства родного края; 
  • развитие творческих речевых способностей, устное творчество детей разнообразными  языковыми средствами и приемами.

Ход проекта

1 этап, подготовительный (разработка проекта)

Деятельность педагогов:

  • определение проблемы, постановка цели и задач;
  • составление перспективного плана занятий и мероприятий;
  • определение методов работы;
  • подбор методической,  художественной литературы, иллюстративного материала;
  • подбор материалов для занятий.

Совместная деятельность с детьми:

  • введение детей в тему проекта;
  • формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
  • определение круга актуальных и решениепедагогических задач.

2 этап – познавательно-творческий (выполнение проекта)

  • реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателей, детей и их родителей;
  • развитие  у детей творческих речевых способностей  в ходе реализации различных форм работы.

3 этап – заключительный (обобщающий)

  • анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
  • обобщение результатов работы, формулировка выводов;
  • обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.

Тематический план работы

Направления работы

Формы работы с детьми

Развитие речи

1.Совместная коррекционно-развивающая деятель-ность логопеда с детьми по темам:

«Мордовия. Саранск»,

«Весна в родном краю»,

«Природа родного края».

2. Речевые краеведческие праздники, конкурсы, викторины, игры.

Речевой краеведческий праздник для детей «Старый Саранск».

Речевой краеведческий конкурс для детей «Путешествие в весенний лес».

Викторина для детей и родителей «Тайны леса».

Видео-викторина для детей и родителей «Угадай, что это» (Промыслы Мордовии.)

Презентации для детей по темам: «Мордовия. Саранск», «Весна в родном краю», «Природа родного края».

Разучивание считалок, диалогические игры «Угадай, кто ты?», «Будешь со мной дружить?», «Отгадай».

3. Экскурсии в мини-музей ДОУ, в краеведческий музей города.

Творческая деятельность

1. Работа по составлению творческих рассказов и пересказу рассказов о природе родного края, о родном городе.

2. Сочинение рассказов, сказок и стихов о Мордовии, природе и родном городе.

3. Создание книжек-малышек, брошюр.

Изучение художественной литературы

Пересказ художественных произведений писателей о природе.

Чтение произведений мордовской национальной литературы для детей: мордовские народные сказки («Ветка орешника», «Синица Пусточейка», «Девушка-берёзка», «Благодарный медведь»), авторские сказки мордовских писателей ( Т. Тимохина «Серый воробей», В. Семенов «Рыба как лапоть»), рассказы русских писателей (М. Пришвин «Золотой луг», «Дремучий медведь», В. Бианки «Молодая ворона», Н. Сладков «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка», «Белка и медведь».)

Игровая и оздоровительная деятельность

Познавательная активность

1. Дидактические игры краеведческой и одновременно речевой направленности: «Что будет…?», «Угадай», «От зернышка до хлебушка», «Кто, где живет?», «Угадай  зверей», «Кто где живет», «Чем мы любуемся в городе» и др.

2. Игры на развитие словотворчества: «Придумай словечко», «День обычный на дворе», «Сочиню я сказку» и др.

3. Использование краеведческой тематики в организации оздоровительной работы:

- массаж рук с применением природных материалов (шишек, орехов разной величины), «Строим город», «Нарисуем праздник».

- физкультминутки, пальчиковые игры и пластические этюды по теме проекта;

- речь с движением,

- дыхательная гимнастика.

Игры и упражнения на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, коммуникативных способностей: «Угадай, что это?», «Чего не хватает?», «Собери картинку», «Кто,  где живёт?», «На что это похоже?»

Результат работы

1. Распространение опыта работы.

2. Публикации.

3. Оформление  творческого пакета и презентации.

4. Консультирование педагогов.

5. Участие в  городских мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД По нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему:"Моя родина Россия"

НОД По нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности еа тему:"Моя родина Россия"...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи: «Профессии – Родину защищать»

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи...

Конспект занятия по теме " Наша Родина - Россия" для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема занятия: " Наша Родина - Россия&q...

Педагогический проект «Лес - наше богатство» Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте....

Презентация опыта работы по организации детско - родительских проектов в рамках приобщения детей к ЗОЖ в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Презентация опыта работы по организации детско - родительских проектов в рамках приобщения детей к ЗОЖ в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Россия - Родина моя" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Продолжать совершенствовать навыки ведения диалога о России....