Консультация для педагогов "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста."
консультация

Ильина Галина Сергеевна

В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Подготовила: воспитатель

Ильина Г.С.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.»
Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников.
В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.
Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.
Работая с детьми дошкольного возраста, мы сталкиваемся с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Когда я начала работать в группе для детей с ЗПР,
Поняла важность этой проблемы, и поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей  не только традиционными методами, но и нетрадиционными. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, многие сделаны своими руками. 
Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
 Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Немного расскажу, что использую в своей работе:
пластилин, при помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи. «Пластилиновые заплатки»;
 Рисование шерстяными нитками. «Пушистые картинки». На  картоне ребенок рисует простое изображение или можно распечатать контур например, ёжик, кораблик . После этого наносит клей на линии и наклеивает нить. Работа с такими тонкими предметами как нить тренирует мышцы кисти и пальцев;
Рисование или раскрашивание картинок пальчиками; 

• В свободное время, вечерами мы с детьми
Сортируем семена;

Так же можно сортировать мелкие предметы и игрушки.

-бизиборд;

-Коробочка с прищепками
«Чего не хватает», «Соотнеси по цвету», «Развешаем платочки»;

-Игры с кинетическим песком кинетический песок отличается от обычного своими удивительным свойствами:

отлично лепится

легко принимает любую форму и долго сохраняет ее;

не распадается на отдельные песчинки;

не прилипает к рукам и другим предметам.

Этот продукт нетоксичен и абсолютно безопасен, он является неблагоприятной средой для развития  микробов и бактерий. Все эти качества делают кинетический песок идеальным материалом для детских игр.Кинетический песок эффективен при работе с детьми с ограниченными возможностями развития (имеющими задержку психического развития, речевые и поведенческие нарушения), агрессивными, гиперактивными, застенчивыми и «зажатыми» детьми, возбужденными, невнимательными детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков. Песочная терапия дает возможность и ребенку, и взрослому снять стресс и расслабиться. После регулярных занятий происходит то самое «волшебство»развивается моторика, улучшается речь, корректируется гиперактивность и застенчивость.

-Игры с резинками для волос «Повтори»; Развивается внимание, мышление, ммр.

Так же испульзуем книжки с тактильными вставками.

Пальчиковый театр.

Зубные щётки

Так же к нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (Иглотерапия, пуговичная терапия.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Между непрерывной образовательной деятельностью я провожу динамические паузы с массажером «Су-Джок».
Массажер “Су-Джок”(Су– по-корейски- это кисть, Джок-стопа) – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз). Упражнений и игр много.

Предлагаю поиграть с мячиками. Гимнастика «Ёжик»
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Противопоказания.
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.

Я со своими детьми не провожу криотерапию. В силу того, что дети с зпр, могут быть последствия. Но с «нормиками» можно пробовать и работать по этой методике.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.
2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. Развитие тактильной чувствительности:
- массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.

Развивать нужно не только мелкую моторику, но и координацию движения кисти руки . Так вот, с приходом весны в нашей группе поселилась вот такая замечательная гусеница. Она была очень прожорливая.Съедала листочки(ням-ням-ням-ням),съедала яблочки(ням-ням-ням). А однажды так наелась, что не смогла двигаться и тогда она уснула в своём коконе(х-щи,х-щи, х-щи). А когда  проснулась, из кокона выпорхнула чудесная бабочка и полетела по группе.


Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые существуют и которые  использую в своей работе.
Заключение
Подводя итог можно, сказать, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционными методами оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, стимулирует речевое развитие, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Детям такие методы интересны, они активно в них участвуют, они им нравятся, они получают удовольствие, а получаем наилучшие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квиллинг - нетрадиционный метод развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Знакомить детей с квиллингом лучше со старшего дошкольного возраста. Чтобы знакомство и освоение техники квиллинг проходило интересно и эффективно необходимо соблюдать два принципа: поэтапность и сист...

Игры с прищепками как эффективный метод развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

В данной методической разработке приводятся примеры игровых заданий с прищепками для развития мелкой моторики....

Инновационный педагогический опыт.Тема: " Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

        Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкол...

Консультация для родителей «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ТНР. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ТНР.«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».У многих детей в последнее время наблюдаются проблемы с ...

Консультация для родителей "Нетрадиционные игры и методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Предложены варианты необычных игр и методов для детей дошкольного возраста, которые помогут в развитии моторики кистей рук....