"Знакомство с эмоциями"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».
Л.С. Выготский
Под эмоцией в широком смысле понимается «душевное переживание, чувство». Эмоции сопровождают практически любые проявления активности человека. Эмоциями считают простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.
Каждая эмоция имеет свое внешнее выражение. Выразительные формы проявления эмоций: жесты, мимика, пантомимика, эмоциональные компоненты речи, вегетативные изменения. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Проблемой развития эмоций личности занимались: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин.
В современном мире взрослые все чаще уделяют внимание развитию познавательных способностей детей и забывают о формировании эмоциональной сферы детей, а этой сфере необходимо придавать такое же значение, как и интеллектуальным достижениям детей.
В чем же важность формирования эмоциональной сферы? Эмоционального интеллекта?
Способность различать собственные эмоции, управлять этими эмоциями, а также различать эмоции другого человека, лучше понимать друг друга, не пользуясь речью- называется эмоциональным интеллектом
Эмоции, чувства занимают важное место в жизни дошкольника, влияют на его развитие. В дошкольном возрасте формируется и развивается эмоциональная сфера.
Эмоциональное развитие – это одно из главных условий, которое в будущем обеспечивает эффективность процесса воспитания и обучения ребенка. Существует тесная связь эмоционального и интеллектуального развития.
Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, обогащает их жизнь впечатлениями. Возникает дефицит общения детей и взрослых и как следствие возникают нарушения в эмоциональной сфере. Почему эту проблему важно обсуждать и решать?
Потому что у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, застенчивость, агрессивность и т.д.
С 4-5 лет начинается новый этап развития дошкольника – этап становления личности. Одна из особенностей ребенка среднего возраста - стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Появляется возможность и потребность помочь другим. Вторая особенность ребенка среднего возраста - он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам. Вся жизнь ребенка теперь в игре. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится сотрудничать и разрешать конфликты. В игре формируется самооценка ребенка.
В связи с этим мы решили познакомить детей с эмоциями. Все остались в восторге от проведенных мероприятий. Каждый день был наполнен только положительными эмоциями.
Конспект занятия в средней группе «Знакомство с эмоциями»
Цель: Обучение детей определять и сравнивать различные эмоциональные состояния, на основе полученных знаний строить свое поведение.
Задачи: Закрепить умение распознавать эмоциональное состояние сказочных героев по картинкам и изображать его с помощью мимики.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, совершенствовать и развивать выразительность своих движений.
Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помочь.
Формы и методы: дидактическая игра «Назови настроение героя в домике»; физминутка «Книжка», игровое упражнение «Оживи колобка» - работа с сыпучим материалом.
Материал: наглядный (картонные домики. Один домик высокий, в окнах которого с одной стороны - изображение злого волка, с другой стороны – удивленной лисы. Животные в окнах закрыты листом бумаги - ставнями. В окне другого домика изображен веселый медведь, который тоже закрыт ставнями. Третий домик – самый маленький. В окне изображен грустный заяц. Заяц – мягкая игрушка). Раздаточный (тарелочки с горохом -половинки). На каждого ребенка по одному плоскостному изображению колобка с разным настроением, (сделанному из плотного картона), звуки зимнего леса.
Ход НОД
- Организационная часть
- Основная часть
- Заключительная часть
1 часть
Ритуал приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка!»
Дай ладошечку, моя крошечка.
Ребенок подает ладошку.
Я поглажу тебя по ладошечке.
Педагог обходит всех детей и поглаживает ладошки каждого ребенка. Затем протягивает свои руки в середину круга, но говорит уже другие слова.
Возьмите ладошечки, мои крошечки.
Погладьте меня по ладошечке.
Дети поглаживает педагога по ладоням.
Что вы чувствовали, когда я с вами здоровалась? Вам было приятно?
Основная часть
Сюрпризный момент – появление игрушки зайчонка.
П.: Посмотрите, кто это?
Дети: Зайчик.
П.: Поздоровайтесь с зайчонком шепотом, чтобы не испугать (дети шепотом здороваются). Его я нашла одного, он шел по дороге и плакал. А плакал, потому что потерялся. Зайчишка жил в лесу в домике с мамой. Он не послушал маму, ушел гулять один далеко – вот и заблудился. А дорогу домой не знает. Поможете ему найти дорогу домой?
Дети: Да, поможем!
П.: Какие вы добрые. Сейчас мы отправимся в лес, в путешествии вам понадобятся знания, умения, которые вы получили на прошлых занятиях.
Звучит музыка - звуки зимнего леса.
П.: Вот мы и оказались в волшебном лесу.
1.Дидактическая игра «Назови настроение героя в домике»
П.: Посмотрите, вот домик, какой он? темный, стены коричневые. Как вы думаете, кто в нем может жить? (Ответы детей) Волшебное окно откроется, если вы скажете волшебные слова: «Окно, откройся, пожалуйста!»
П. просит детей хором произнести предложение, дети произносят, окно открывается, дети видят злого волка.
П.: Кто это? Дети: Волк.
П.: Ребята, какое настроение у волка? Дети: Злое, сердитое.
П.: Как вы догадались, что у волка - злое, сердитое настроение?
Дети: Брови нахмуренные, пасть открыта так, что видны зубы.
П.: А теперь изобразите на своем лице злость (Дети выполняют мимическое упражнение).
П. обращает внимание на другое закрытое окно в этом же домике (домик удивленной лисы).
Аналогичным способом дети отгадывают настроение удивленной лисы.
П.: В этом домике зайчиха не живет. Пойдемте дальше. Вот там … еще один домик (домик веселого медведя).
П.: Как вы думаете, кто в этом домике может жить? (Ответы детей) Вы узнаете, если отгадаете загадку.
Я большой и неуклюжий,
Косолапый и смешной.
Я живу в лесу дремучем,
Очень мед люблю пахучий.
Дети определяют настроение медведя, объясняют, изображают мимикой лица.
(домик грустной зайчихи).
П. открывает окно, дети видят грустную зайчиху, определяют ее настроение, объясняют, почему оно у нее такое, дети отдают зайчихе зайчонка.
2. Физминутка «Книжка»
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!
3.Игровое упражнение «Оживи колобка» - работа с сыпучим материалом.
Дети садятся за столы. П. раздает детям тарелочки с горохом. Каждому ребенку по одному плоскостному изображению колобка (колобки с разным настроением – злой, веселый, грустный, удивленный). Дети накладывают (по образцу) крупу на изображенный рот, брови.
П. в процессе игры работает с детьми индивидуально: спрашивает о настроении колобка, просит ребенка объяснить, почему он так догадался.
Заключительная часть.
Понравилось вам путешествие? Скажите, для чего вы отправились в волшебный лес? Что вам понравилось в нашем путешествии?
Ритуал прощания. П.: Возьмите друг друга за руки, подойдите все к середине круга, протяните, соедините все ладошки. Отходим назад и произносим: «До - сви – да – ния».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство с эмоциями"
Данная презентация создана в помощь педагогам-психологам .Базовым материалом послужила книга Пазухиной И.А." Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 4-6...
Конспект занятия педагога-психолога "Знакомство с эмоциями" (средняя группа)
Здесь представлен конспект занятия, направленного на обучение детей определять и сравнивать различные эмоциональные состояния, на основе полученных знаний строить свое поведение....

«Волшебная страна чувств: знакомство с эмоцией гнева»
Коррекционное занятие. - развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;- познакомить с эмоцией гнева;- учить распознавать заданную эмоцию по схематическому изображению;- поним...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей 4-5 лет по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема «Знакомство с эмоциями».
Социально-коммуникативное развитие дошкольников...

Занятие 1. Знакомство с эмоцией радости из программы " Развитие эмоциональной отзывчивости "
Данное занятие познакомит детей с эмоцией радости, а так же с персонажем Капитошка, который будет сопровождать реббят на всех остальных занятиях по "Развитию эмоциональной отзывчивости "Постанов...








