"Знакомство с эмоциями"
план-конспект занятия (средняя группа)

Засядько Яна Валерьевна

Отчет о недели психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_nedelya_psihologii.docx857.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

                                                                                                                                      Л.С. Выготский

     Под эмоцией в широком смысле понимается «душевное переживание, чувство». Эмоции сопровождают практически любые проявления активности человека. Эмоциями считают простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

   Каждая эмоция имеет свое внешнее выражение.  Выразительные формы проявления эмоций: жесты, мимика, пантомимика, эмоциональные компоненты речи, вегетативные изменения. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Проблемой развития эмоций личности занимались: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин.  

    В современном мире взрослые все чаще уделяют внимание развитию познавательных способностей детей и забывают о формировании эмоциональной сферы детей, а этой сфере необходимо придавать такое же значение, как и интеллектуальным достижениям детей.

    В чем же важность формирования эмоциональной сферы? Эмоционального интеллекта?

     Способность различать собственные эмоции, управлять этими эмоциями, а также различать эмоции другого человека, лучше понимать друг друга, не пользуясь речью- называется эмоциональным интеллектом

     Эмоции, чувства занимают важное место в жизни дошкольника, влияют на его развитие. В дошкольном возрасте формируется и развивается эмоциональная сфера.  

Эмоциональное развитие – это одно из главных условий, которое  в будущем обеспечивает эффективность процесса воспитания и обучения ребенка. Существует тесная связь эмоционального и интеллектуального развития.

     Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, обогащает их жизнь впечатлениями. Возникает дефицит общения детей и взрослых и как следствие возникают нарушения в эмоциональной сфере. Почему эту проблему важно обсуждать и решать?

     Потому что у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, застенчивость, агрессивность и т.д.

      С 4-5 лет начинается новый этап развития дошкольника – этап становления личности. Одна из особенностей ребенка среднего возраста - стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Появляется возможность и потребность помочь другим. Вторая особенность ребенка среднего возраста - он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам.   Вся жизнь ребенка теперь в игре. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится сотрудничать и разрешать конфликты. В игре формируется самооценка ребенка.

     В связи с этим мы решили познакомить детей с эмоциями. Все остались в восторге от проведенных мероприятий. Каждый день был наполнен только положительными эмоциями.

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с эмоциями»

Цель: Обучение детей определять и сравнивать различные эмоциональные состояния, на основе полученных знаний строить свое поведение.

Задачи: Закрепить умение распознавать эмоциональное состояние сказочных героев по картинкам и изображать его с помощью мимики.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, совершенствовать и развивать выразительность своих движений.

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помочь.

Формы и методы: дидактическая игра «Назови настроение героя в домике»; физминутка «Книжка», игровое упражнение «Оживи колобка» - работа с сыпучим материалом.

Материал: наглядный (картонные домики. Один домик высокий, в окнах которого с одной стороны - изображение злого волка, с другой стороны – удивленной лисы. Животные в окнах закрыты листом бумаги - ставнями. В окне другого домика изображен веселый медведь, который тоже закрыт ставнями. Третий домик – самый маленький. В окне изображен грустный заяц. Заяц – мягкая игрушка). Раздаточный (тарелочки с  горохом -половинки). На каждого ребенка по одному  плоскостному изображению колобка с разным настроением, (сделанному из плотного картона), звуки зимнего леса.

Ход НОД

  1. Организационная часть
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

1 часть

Ритуал приветствия  «Дай ладошечку, моя крошечка!»

Дай ладошечку, моя крошечка.

Ребенок подает ладошку.

Я поглажу тебя по ладошечке.

Педагог обходит всех детей и поглаживает ладошки каждого ребенка. Затем протягивает свои руки в середину круга, но говорит уже другие слова.

Возьмите ладошечки, мои крошечки.

Погладьте меня по ладошечке.

Дети поглаживает педагога по ладоням.

Что вы чувствовали, когда я с вами здоровалась? Вам было приятно?

Основная часть

Сюрпризный момент – появление игрушки зайчонка.

П.: Посмотрите, кто это?

Дети: Зайчик.

П.: Поздоровайтесь с зайчонком шепотом, чтобы не испугать (дети шепотом здороваются). Его я нашла одного, он шел по дороге и плакал. А плакал, потому что потерялся. Зайчишка жил в лесу в домике с мамой. Он не послушал маму, ушел гулять один далеко – вот и заблудился. А дорогу домой не знает. Поможете ему найти дорогу домой?

Дети: Да, поможем!

П.: Какие вы добрые. Сейчас мы отправимся в лес, в путешествии вам понадобятся знания, умения, которые вы получили на прошлых занятиях.

Звучит музыка - звуки зимнего леса.

П.: Вот мы и оказались в волшебном лесу.

1.Дидактическая игра «Назови настроение героя в домике»

П.: Посмотрите, вот домик, какой он? темный, стены коричневые. Как вы думаете, кто в нем может жить? (Ответы детей) Волшебное окно откроется, если вы скажете волшебные слова: «Окно, откройся, пожалуйста!»

П. просит детей  хором произнести предложение, дети произносят, окно открывается, дети видят злого волка.

П.: Кто это? Дети: Волк.

П.: Ребята, какое настроение у волка? Дети: Злое, сердитое.

П.: Как вы догадались, что у волка - злое, сердитое настроение?

Дети: Брови нахмуренные, пасть открыта так, что видны зубы.

П.: А теперь изобразите на своем лице злость (Дети выполняют мимическое упражнение).

П. обращает внимание на другое закрытое окно в этом же домике (домик удивленной лисы).

Аналогичным способом дети отгадывают настроение удивленной лисы.

П.: В этом домике зайчиха не живет. Пойдемте дальше. Вот там … еще один домик (домик веселого медведя).

П.: Как вы думаете, кто в этом домике может жить? (Ответы детей) Вы узнаете, если отгадаете загадку.

Я большой и неуклюжий,

Косолапый и смешной.

Я живу в лесу дремучем,

Очень мед люблю пахучий.

Дети определяют настроение медведя, объясняют, изображают мимикой лица.

 (домик грустной зайчихи).

П. открывает окно, дети видят грустную зайчиху, определяют ее настроение, объясняют, почему оно у нее такое, дети отдают зайчихе зайчонка.

2. Физминутка «Книжка»

Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!

3.Игровое упражнение «Оживи колобка» - работа с сыпучим материалом.

Дети садятся за столы. П. раздает детям тарелочки с горохом. Каждому ребенку по одному плоскостному изображению колобка (колобки с разным настроением – злой, веселый, грустный, удивленный). Дети накладывают  (по образцу) крупу на изображенный рот, брови.

П. в процессе игры работает с детьми индивидуально: спрашивает о настроении колобка, просит ребенка объяснить, почему он так догадался.

Заключительная часть.

Понравилось вам путешествие? Скажите, для чего вы отправились в волшебный лес? Что вам понравилось в нашем путешествии?

Ритуал прощания. П.: Возьмите друг друга за руки, подойдите все к середине круга, протяните, соедините все ладошки. Отходим назад и произносим: «До - сви – да – ния».

 

Изображение WhatsApp 2025-04-14 в 09.24.28_b7045e92.jpg Изображение WhatsApp 2025-04-14 в 09.24.29_6b68f49e.jpg

Изображение WhatsApp 2025-04-14 в 09.24.29_82bd4f7a.jpg Изображение WhatsApp 2025-04-14 в 09.24.30_4bf4018d.jpg

Изображение WhatsApp 2025-04-14 в 09.24.30_39177dd9.jpg Изображение WhatsApp 2025-04-14 в 09.24.31_17a22c81.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство с эмоциями"

 Данная презентация создана в помощь педагогам-психологам .Базовым материалом послужила книга Пазухиной И.А." Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 4-6...

Знакомство с эмоциями. Радость.

Знакомство с эмоциями. Радость....

Конспект занятия педагога-психолога "Знакомство с эмоциями" (средняя группа)

Здесь представлен конспект занятия, направленного на обучение детей определять и сравнивать различные эмоциональные состояния, на основе полученных знаний строить свое поведение....

«Волшебная страна чувств: знакомство с эмоцией гнева»

Коррекционное занятие. - развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;- познакомить с эмоцией гнева;- учить распознавать заданную эмоцию по схематическому изображению;- поним...

Занятие 1. Знакомство с эмоцией радости из программы " Развитие эмоциональной отзывчивости "

Данное занятие познакомит детей с эмоцией радости, а так же с персонажем Капитошка, который  будет сопровождать реббят на всех остальных занятиях по "Развитию эмоциональной отзывчивости "Постанов...