Важность и значение развития мелкой моторики рук, посредством пальчиковых игр
статья (младшая группа)
Методические рекомендации для родителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова Юлия Сергеевна
МБДОУ «Детский сад № 159»
г. Нижний Новгород
«Важность и значение развития мелкой моторики рук посредствам пальчиковых игр»
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев», а филосов И. Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека», «Готовить глаз к видению, руку – к действию и душу к чувствованию», были слова М. Монтессори.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: воспитателям необходимо одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Учитывая возрастные особенности детей, воспитателю необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского – движение.
Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.
Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Что дают пальчиковые игры детям раннего возраста?
Умелыми пальчики становятся не сразу.
Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу.
Во время занятий учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности.
Приступив к занятиям, не забывать, что вы – самый родной и близкий человек для ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать малыша ни на миг.
Пальчиковая гимнастика:
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность.
Подводя итог, можно определить цели и задачи пальчиковых игр.
Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Виды пальчиковых игр
Разнообразие пальчиковых игр очень много, поэтому их можно классифицировать на несколько видов.
Это и пальчиковые игры со стихотворным сопровождением,
игры с предметами,
пальчиковые игры с элементами самомассажа;
игры с сыпучими материалами;
игры с музыкальным сопровождением и другие.
Пальчиковые игры присутствуют во всем режиме дня.
Они проводятся во время гимнастики, на прогулке, во время наблюдения, перед обедом, в начале подвижных игр или в ходе, на физминутках при организации образовательной деятельности.
Игры рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу с детьми.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, использую разнообразные стимулирующие материалы.
В своей работе я использовала накопленный материал по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях
В данном пособии вашему вниманию подобраны и систематизированы игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.
Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках.
Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Очень интересна пальчиковая гимнастика под музыку.
Игры с предметами и материалом
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами.
Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
Игры с прищепками, скрепками
Упражнения с речевым сопровождением.
Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на стихи:
1. Представьте вместе с ребенком, что прищепки – это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона – это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.
2. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.
Аналогично со скрепками.
Игры – шнуровки
(шнуровки, ленточки, замочки)
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.
Наматывание ленточек
Ленточки наматываем на пальчик не туго и обратно, можно использовать карандаши.
Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.
Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
Самомассаж в «сухом бассейне»
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
1. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.
2. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. Д) .
Игры с пробками от бутылок
Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи.
Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах»,
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине – можно использовать тоже для нанизывания бус.
«Комканье платка» — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. П. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Развитие графической моторики
Рисование по трафаретам. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
Художественно-творческая деятельность
Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать.
Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз.
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)
Игра с шестигранными карандашами
(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).
Рекомендации для проведения пальчиковых игр.
• Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала рассказать о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми проводить как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.
• Предлагать выполнить движения всем детям вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
• Использовать максимально выразительную мимику.
• Делать в подходящих местах паузы, говорить то тише, то громче, определять, где можно говорить очень медленно, повторять, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две – три игры, постепенно заменять их новыми.
• Проводить игру весело, «не замечать», если малыш на первых порах делает что – то неправильно, поощрять успехи.
Результаты проведения пальчиковых игр.
Считаю, что все игры и упражнения, которые я проводила с детьми в интересной, непринужденной игровой форме помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, продолжала добиваться поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста.
Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой мот...

Статья для педагогов и родителей "Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста."
Статья для педагогов и родителей...

Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр, мелкомоторных пособий, художественно-творческой деятель
В переводе с корейского «СУ» - кисть,«Джок» - стопа «Су-джок» с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. ...

Представление педагогического опыта «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ». (В.А. Сухом...

Статья "Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста"
На всех этапах жизни ребенка движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи- до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в...
Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр, мелкомоторных пособий, художественно-творческой деятельности
В буклете представлены игры для развития мелкой моторики рук...
ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»
ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»...
