Куклотерапия для детей с ОВЗ
методическая разработка (средняя группа)
Куклотерапия – это эффективный метод психолого-педагогической коррекции, использующий кукол в качестве инструмента для развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С помощью куклы ребенок быстрее осваивает навыки общения, поскольку взаимодействие с игрушкой воспринимается им как более безопасное и естественное. Этот метод успешно применяется для коррекции заикания, развития мелкой моторики, а также формирования когнитивных и социальных навыков через принцип «рука учит голову».
Актуальность куклотерапии
Возможности куклотерапии позволяют решать важные коррекционные задачи, такие как:
- расширение способов самовыражения детей;
- улучшение социализации детей с ОВЗ;
- развитие эмоциональной устойчивости и саморегуляции;
- гармонизация детско-родительских отношений.
Объект и предмет исследования
Объект: влияние куклотерапии на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет: сущность куклотерапии и её роль в организации досуга для детей с ОВЗ.
Цель и задачи исследования
Цель: изучить куклотерапию как средство организации досуга и социализации детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность куклотерапии.
2. Исследовать куклотерапию как форму организации досуга для детей с ОВЗ.
3. Проанализировать сценарии проведения сказкотерапевтических занятий с использованием кукол.
Структура работы
Сущность куклотерапии
В современной педагогике и психотерапии игровые методы приобретают особую значимость, поскольку игра – это естественный для ребенка способ познания мира. В непринужденной игровой форме дети легче усваивают новые навыки, корректируют поведение и преодолевают психологические барьеры.
Куклы занимают особое место в развитии детей, выполняя роль не только игрушек, но и важных элементов эмоционального и нравственного воспитания. Через взаимодействие с куклой ребенок проживает различные ситуации, выражает чувства и учится понимать социальные нормы. Кукла становится «заместителем» реального друга – она принимает любые эмоции, не осуждает и помогает ребенку чувствовать себя в безопасности.
Для детей с ОВЗ кукла выступает посредником в общении с окружающим миром. Например, традиционная тряпичная кукла может стать связующим звеном между ребенком и взрослым, облегчая процесс обучения и адаптации.
Пример из практики:
В работе с ребенком с ОВЗ была использована кукла по имени Ева, которая помогла сформировать культурно-гигиенические навыки. Благодаря игровому взаимодействию с куклой ребенок научился самостоятельно одеваться, пользоваться ложкой и засыпать без капризов. Ребята настолько привязываются к своему «новому другу», что делятся с ним игрушками и сладостями, а дома с радостью рассказывал родителям о своих успехах.
Таким образом, куклотерапия является мощным инструментом в коррекционной работе, способствующим развитию коммуникации, эмоциональной сферы и социальной адаптации детей с ОВЗ.
Кукла стала для нас настоящим помощником в воспитании и развитии воспитанников. Благодаря ей ребята с удовольствием осваивают культурно-гигиенические навыки: теперь они без страха ходят в туалет, самостоятельно моею руки и с радостью садятся за стол, пробуя детсадовскую еду.
А еще наша любимая кукла помогла преодолеть трудности с засыпанием — теперь ребята спокойно ложатся спать и сладко засыпают в ее компании. Это не просто игрушка, а верный друг, который делает процесс взросления более радостным и комфортным!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с использованием ИКТ и Куклотерапии для детей второй младшей группы (3 лет 6мес – 4 лет) Тема: « Почему у медведя болит зуб»
Мультимедийная разработка непосредственно- образовательной деятельности по Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни с применением здоровьесберегающих технологий. Дети узнают ...
Интегрированное музыкально-коррекционное развлечение с использованием куклотерапии. (для детей раннего возраста) « В гостях у Сороки-белобоки».
Доставить детям радость, вызвать эмоциональный отклик на музыку,желание слушать музыкальные произведения....

Интегрированное музыкально-коррекционное развлечение с использованием ИКТ и куклотерапии для детей второй младшей группы. «Добрые дела Мухомора».
Во время развлечения дети тацуют, поют, играют с Мухомором, но ему очень хочется быть не ядовитым грибом, а нужным и полезным. По совету Осени Мухомор помогает лесным жителям, тем самым совершает мног...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17 Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии к...

«Роль куклотерапии для детей раннего возраста»
laquo;Роль куклотерапии для детей раннего возраста»В последние годы игровые методы все более активно используются в педагогике, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую п...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратит...

План коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по коррекции тревожности, средствами куклотерапии у детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
Цель КРР: коррекция эмоциональных нарушений (повышенной тревожности и детских страхов, заниженной самооценки и пр.) детей дошкольного возраста средствами куклотерапии. Задачи...
