План самообразования: "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"
материал (младшая группа)
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 98.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»
План самообразования
"Развитие речевой активности у детей раннего возраста
посредством пальчиковых игр"
Составила
Бурлак Н.Л
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества «неговорящих детей», детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. К сожалению, мы видим, что общение в настоящее время исчезает из жизни детей, оно вытесняется компьютерными играми, просмотрами телепередач и т.д. Современные дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Поэтому проблема обучения общению, развитие речевой активности детей имеет огромную социальную значимость и актуальность.
Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников – это благоприятное условие для развития речи детей. В игре происходит обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности. В игре ребенок овладевает языком общения, у него развивается речь.
Л.С. Выготский определил игру, как основную ведущую деятельность в дошкольном возрасте. О большом значении игры, как средства общения отмечено в работах Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Т.И. Маркова.
Для развития речи детей дошкольников используются следующие виды игр:
-Пальчиковые игры, способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения и речи ребенка.
-Словесные игры, способствуют обогащению активного и пассивного словаря, развитию памяти, расширяют детский кругозор.
-Дидактические игры, способствуют развитию познавательной деятельности.
- Сюжетно-ролевые игры, способствуют изучению окружающего мира, жизни и деятельности взрослых и сверстников.
Пальчиковые игры – демонстрация, инсценировка любых рифмованных историй, потешек с помощью пальчиков. Основной целью пальчиковых игр является улучшение координации движений и мелкой моторики, что напрямую влияет на умственное развитие ребенка. При использовании стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, дети учатся говорить чисто и правильно, координировать движения и речь.
Чтобы научить ребенка говорить, важно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и уделять внимание развитию мелкой моторики рук, что эффективно влияет на речевое развитие детей, способствует формированию их творческих способностей. Педагоги отмечают, что чем раньше ребенок начинает, умело двигать пальцами, демонстрировать действия, тем активнее развивается его речь.
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр", так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Ожидаемые результаты:
-Развитие умения переключать внимание, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
-Формирование правильного звукопроизношения, умения быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность согласовывать движения и речь.
Упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Этапы работы
Сентябрь | -Изучение научной и учебно-методической литературы. -Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования. |
Октябрь | -Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук |
Ноябрь | -Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» |
Декабрь | -Сделать игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек») |
Январь | -Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей. |
Февраль | -Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи. -Разучивание новых пальчиковых игр. |
Март | -Изготовление папки-передвижки. «Этот пальчик - я». -Индивидуальная работа с детьми |
Апрель | -Подготовить стен для родителей. -Творческая выставка «Любимые ладошки». -Совместная деятельность родитель – ребёнок. |
Май | -Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования. -«Пальчиковая гимнастика – для развития речи у детей раннего возраста» -Полезные советы: «Для чего нужна ли пальчиковая гимнастика» |
Перспективный план образовательной деятельности по теме:
"Развитие речевой активности у детей раннего возраста
посредством пальчиковых игр"
Дата | Тема, цель |
Сентябрь |
4. «Этот пальчик – бабушка» -Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений -Активизировать движения пальцев рук. -Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук. |
Октябрь |
-Активизировать движения пальцев рук. -Развивать моторику обеих рук. -Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
Ноябрь |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. -Развивать моторику обеих рук. |
Декабрь |
-Активизировать движения пальцев рук. -Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
Январь |
- Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
Февраль |
-Активизировать движения пальцев рук. -Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
Март |
-Активизировать движения пальцев рук. -Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
Апрель |
-Активизировать движения пальцев рук. -Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы |
Май |
-Активизировать движения пальцев рук. -Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым |
Вывод:
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Список литературы
- Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]/ О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. – М.: Сфера, 2009. – 56 с.
- Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют [Текст]/ М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина.– СПб.: «Паритет»,2003.–144с.
- Волина, В.В. Учимся играя [Текст]/ В.В.Волина. – М.: Новая школа, 1994 – 120 с.
- Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста [Текст]/ В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392 с.
- Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду [Текст]: методическое руководство воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ сост. Т.Н.Дронова. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]/ Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
- Герасимова, А.С. Энциклопедия обучения и развития дошкольника [Текст]/ А.С.Герасимова, О.С.Жукова, В.Г.Кузнецова. - СПб.: «Издательский Дом «Нева»»; М.:«Олма-Пресс»,2001.- 352с.
- Гербова, В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада [Текст]/ В.В.Гербова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2009.- 96с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие /С.А.Козлова, Т.А.Куликова, – М.: Академия,2000.– 416 с.
- Козырева, Л.М. Развитие речи. Дети до 5-ти лет [Текст]/ Л.М. Козырева – Ярославль: Академия развития, 2007.- С.41.
- Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи [Текст]/ Е.М. Косинова – М.: «Эксмо», 2006. – 56 с.
- Кузнецова, А. Умные ручки. Пальчиковые игры для малышей [Электронный ресурс] / А. Кузнецова//www. nanya .ru
- Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры [Текст]/ О.И. Крупенчук – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005 – 342 с.
- Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст]/А.И. Максаков — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
- Меликян, О. Раскрытые секреты пальчиковых игр [Электронный ресурс]/ О.Меликян // http:// finger. lya – lya.ru
- Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук [Текст]/И.Светлова. – М.: «Эксмо», 2003. – 66 с.
- Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст]/ О.С.Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 240 с.
- Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст]/ Т.А. Ткаченко. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. — 248 с.
- Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.П. Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: 1977 .– 120 с.
- Шорохова, О.А. Речевое развитие детей [Текст]/ О.А. Шорохова. – М.: Сфера, 2009. – 128 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]/Д. Б. Эльконин.– М.: Владос, 1999. – 226 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
Самомассаж «Грибочки»На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки каждого пальца зубной щеткой. Правая рука:Вылезли на кочке (мизинец)Мелкие грибочки: (безымянный)Грузди и свинушки, (...

План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год.
План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год....
Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити –ручейки, которые питают ум ребенка.Другими словами, чем больше ма...

Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити –ручейки, которые питают ум ребенка.Другими словами, чембольше мастерств...
консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают ум ребенка.Другими словами, чем...

Самообразование "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Цель самообразования: Формирование у детей раннего возраста основ речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений....

План по самообразованию: «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»
Актуальность: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой личности»В....

