Познавательно-игровой проект «ХМАО-ЮГРА- родная земля»
проект (старшая группа)

Ларина Татьяна Викторовна

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hmao_yugra.docx103.48 КБ

Предварительный просмотр:

   C:\Users\МАОУ Созвездие\Desktop\sozvezdie.png

                                МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

                                   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                             «ПРОГИМНАЗИЯ «СОЗВЕЗДИЕ»

Познавательно-игровой проект

 «ХМАО-ЮГРА- родная земля»

                                   

                                                                                                                                      Подготовила:

                                                                                                                                      воспитатель

                                                                                                                                      старшей «В»

                                                                                                                                      группы «Пчёлки»

                                                                                                       Ларина Т.В.

Тема проекта«ХМАО – Югра-родная земля»

С детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Срок реализации: 21.11-02.12.2023

 

 

Актуальность.

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной. Он включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, города Пыть-Яха, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты и манси.

 

Цель проекта:

Формирование у детей подготовительной к школе группы знаний о родном городе Пыть-Яхе и крае – ХМАО-Югре.

 

Задачи проекта:

Образовательная область «Познавательное   развитие»- Расширить представления  детей о родном городе и крае; о животном и растительном мире края; развивать познавательную активность;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Обогатить знания детей о жизни и быте коренных жителей Югры Образовательная область «Развитие речи» - Продолжать учить детей вести диалог, активизировать словарь названиями объектов Югры;

Образовательная область «Физическое развитие» - Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» -

Воспитывать любовь к своему родному городу и краю, гордость за свой край.

 

Ожидаемые результаты.

Дети:

Сформировано представление о городе и крае - Югре, о культуре местного населения ханты и манси, их традициях и обычаях, быте и праздниках.

Знают и называют памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры).

Повысился интерес к окружающему миру своего края.

Расширился и обогатился активный и пассивный словарь детей.

Повысился уровень навыков диалогической и монологической речи.

Составляют творческие рассказы по теме, сочиняют сказки.

Научились отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Родители:

Читают детям художественную литературу;

Ведут диалог с детьми;

Учат детей разгадывать загадки;

Разучивают малые фольклорные формы (пальчиковые гимнастики, физ./минутки, считалки).

Педагоги:

Расширяют представления детей о родном городе и крае; о животном и растительном мире края.

Развивают познавательную активность;

Создают предметно-развивающую среду в группе (макеты, развивающие игры).

Обогащают и активизируют словарь по теме.

 

Этапы проекта

 

1- Подготовительный

Цель: Определение целей и задач работы (подбор материала). Организация деятельности участников проекта для определения его     содержания и реализации.

Форма организации:

Создание учебно-методической базы:

Перспективный план мероприятий по проекту

Фонотека музыкальных произведений

Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре

Картотека подвижных игр коренных народов Севера

Консультации для родителей «Как знакомить дошкольников с родным городом?»

 

2 Этап -   Организационно - практический 

Цель: Организация комплексной работы по реализации задач проекта.

Форма организации:

беседы, познавательные занятия,   разучивание  пальчиковых гимнастик, считалок,  физкультурных минуток,  рассматривание иллюстраций в альбомах,  составление описательных рассказов, сочинение сказок,  чтение художественной литературы, подвижные и дидактические  игры, подготовка домашних заданий, беседы с родителями, художественно-продуктивная  деятельность, творческие выставки,  организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера, дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным городом и краем,  слушание музыкальных произведений.

3 Этап - заключительный

Цель: Создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Форма организации:

Презентация «Югра»

Коллаж «Наш край»

 

Результат проекта:

Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей. Активизация словаря по данной теме.

Презентация: «Югра».

Развитие творческих способностей детей.

Систематизация работы по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с родным городом Пыть-Яхом и краем – Югрой.

Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.   

Конспекты ООД, картотеки совместных видов деятельности с детьми.

Выставки детского творчества.

 

Особенности проекта:

 

Характер проекта: практико - ориентированный, творческий; групповой;

Продолжительность проекта: краткосрочный (21.11-02.12);

Профиль знаний: межпредметный;

Уровень контактов и организации – на уровне образовательного учреждения

Области интеграции

 

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Сроки

реализации

 

 

 

Познавательное развитие

Беседы: «Край - где ты живёшь», «Профессии взрослых в Югре», «Я - Россиянин», «Птицы нашего края», «Лес зимой» (художники Югры), «Растения нашего края», «Витамины – ягоды нашего края».

 Дидактические игры:

«Узнай по описанию строение в городе», «Что происходит в городе

в разное время суток», «Транспортные службы города», «Профессии».

Игровые упражнения: «Назови себя правильно», «Самый внимательный горожанин»

Настольно-печатные игры:

«Я живу в Югре», «Сложи картинку».

Логические игры:

«Найди лишний рисунок в каждом ряду», «Помоги добраться до дома», «Четвёртый лишний».

Опытно-исследовательская деятельность:

«Путешествие по реке Пыть-Ях», «Фильтрация воды»

Презентация: «Югра»

Поиграем-угадаем (отгадывание хантыйских загадок)

Рассматривание альбомов: «Умельцы Севера», «Животные Югры», «Я живу в Югре», «Любимый город», «Домашняя утварь народов Севера», «Орнаменты ханты и манси», «Куклы и игрушки Агана», «Одежда народов ханты и манси».

Рассматривание иллюстраций в книгах: «Пыть-Ях - между прошлым и будущим», «Нефть и люди», «Край большой нефти».

ООД: «Живая и неживая природа Югры»,  «Путешествие в страну нефти», «Как белки приспосабливаются к условиям зимы», «Мой город», «Профессии взрослых в Югре»,

 

 

 

Подбор материала по теме: «Мой край-Югра».

 

 

 

Участие в подборе фотоматериала

 

 

Семейные экскурсии по городу.

 

 

Помощь в создании коллажа «Мой край».

 

 

Беседы с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевое

развитие

 

Составление творческого и описательного рассказа «Мой город».  

Составление описательных загадок о животных тайги (по плану или с опорой на схему)

Сочинение сказки: «Приключения бурой медведицы»

 

Словесные игры:

«Какой - какая», «Внимательные ушки» (хлопни в ладоши, если услышишь слово «город»).

 

Речевая игра: «Подбери признак»

 

Разучивание пальчиковых игр: «За малиной», «Кто живёт у нас в лесу?», «Белочка»

Разучивание считалок: «Зайчик»,

Заучивание пословиц о родном крае.

 Чтение сказок народов Севера.

Чтение стихотворений народов ханты и манси. 

Чтение познавательной литературы о животных «Животные Югры».

 

Беседа «Животные и их повадки».

 

Д/ игра: «Чей след?» (чей хвост, чья лапа, чья шерсть) (лисий, заячий, беличий, лосиный, рысий…)

 

Вечер загадок «Все о тайге и Сибири»

 

Упражнения в домашних условиях (пальчиковые     игры, считалки.)

 

Чтение сказок, стихотворений

 

Распечатывание текстов стихотворений, считалок, пальчиковых игр, загадок.

физ./минуток, чистоговорок.

 

Отгадывание загадок с детьми в домашних условиях.

 

Составление рассказов о городе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально коммуникативное развитие

 

Сюжетно – ролевая игра: «Строители», «Путешествие по городу»

Подбор игрового материала для сюжетно-ролевой игры.

 

 

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Ловкий заяц», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Ветер северный и южный», «Ловля оленей», «Оленья упряжка», «Прыжки через нарты».

Хороводная игра: «Олени и волк», «Отважные оленеводы».

Психологические этюды - превращение в животных (передача движений и эмоций – злой волк, трусливый заяц…)

Физ./минутки

 

Разучивание текстов игр.

 

 

Художественно-эстетическое развитие

ООД:

Лепка: «Кто живёт в родном лесу», «Баю – бай».

Рисование: «Едем на автобусе по городу Пыть-Яху»,  «Животные Югры»,

 Конструирование: «Улицы города»

Творческие задания: «Соедини по линиям» (Лось, человек, машина),

Конструирование из блоков Дьенеша: «Заповедник», «Животные Севера».

Палочки Кюизенера: «Выложи картинку по образцу».

Лабиринт: «Найди дорогу к домику».

Раскраски: «Буровичёк», «Быт ханты».

Фонотека музыкальных произведений народов ханты и манси.

Домашнее задание: изготовление поделки на тему – «Кукла Акань».

 

 

Мастер-класс:

«Кукла Акань»

 

 

 

 

Презентация проекта

Презентация: «Югра»

Плакат «Наш край – Югра».

Активизация словаря по данной теме.

Выставки детского творчества.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровой досуг для детей и родителей « ГОРОД МОЙ РОДНОЙ»

Познавательно- игровой досуг  « ГОРОД МОЙ РОДНОЙ»Цели игры: Закрепление и обобщение знания детей о родном крае. Укрепление детско-родительских отношений.Задачи: 1.Область «Познание»: актуали...

Конспект образовательного мероприятия в подготовительной к школе группе «Защищал родное небо - прославил родную землю»

Конспектобразовательного мероприятия в подготовительной к школе группе«Защищал родное небо  - прославил родную землю»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"8489882","attribut...

Проект "Юные туристы - на лыжню", конкурс молодежных проектов ХМАО-Югры в 2016 году, номинация: здоровый образ жизни и спорт

Цель проекта: организация планирования и проведения зимнего выходного дня для укрепления, сохранения здоровья детей и улучшения внутрисемейных отношений.Задачи:}Образовательная:}Формировать элеме...

Приказ МАДОУ о реализации проекта ХМАО-Югры "Математический знайка"

ПРИКАЗ от 14.09.2017 № 283О реализации проекта ХМАО - Югры «Математический знайка»в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №15 «Солнышко»в 2017 - 2018 учебном году...

Познавательно-игровая викторина "Мы - дети планеты Земля!"

Цель викторины:1.  Вовлечь родителей в игровой диалог с детьми.2.  Помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей.3.  Создать атмосфер...

Конспект познавательно–игровой деятельности «Знакомство с символами родного города. Путешествие открытки (посткроссинг)» для детей среднего дошкольного возраста.

Цель:  Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за свою малую Родину. Задачи:Образовательные:- актуализировать знания детей о главных символах г.Жиздра, его достопримеч...

Познавательно-игровое развлечение: "День Земли"

Познавательно-игровое развлечение: "День Земли"...