Познавательно-игровой проект «ХМАО-ЮГРА- родная земля»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ «СОЗВЕЗДИЕ»
Познавательно-игровой проект
«ХМАО-ЮГРА- родная земля»
Подготовила:
воспитатель
старшей «В»
группы «Пчёлки»
Ларина Т.В.
Тема проекта: «ХМАО – Югра-родная земля»
С детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Срок реализации: 21.11-02.12.2023
Актуальность.
Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной. Он включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, города Пыть-Яха, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты и манси.
Цель проекта:
Формирование у детей подготовительной к школе группы знаний о родном городе Пыть-Яхе и крае – ХМАО-Югре.
Задачи проекта:
Образовательная область «Познавательное развитие»- Расширить представления детей о родном городе и крае; о животном и растительном мире края; развивать познавательную активность;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Обогатить знания детей о жизни и быте коренных жителей Югры Образовательная область «Развитие речи» - Продолжать учить детей вести диалог, активизировать словарь названиями объектов Югры;
Образовательная область «Физическое развитие» - Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» -
Воспитывать любовь к своему родному городу и краю, гордость за свой край.
Ожидаемые результаты.
Дети:
Сформировано представление о городе и крае - Югре, о культуре местного населения ханты и манси, их традициях и обычаях, быте и праздниках.
Знают и называют памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры).
Повысился интерес к окружающему миру своего края.
Расширился и обогатился активный и пассивный словарь детей.
Повысился уровень навыков диалогической и монологической речи.
Составляют творческие рассказы по теме, сочиняют сказки.
Научились отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.
Родители:
Читают детям художественную литературу;
Ведут диалог с детьми;
Учат детей разгадывать загадки;
Разучивают малые фольклорные формы (пальчиковые гимнастики, физ./минутки, считалки).
Педагоги:
Расширяют представления детей о родном городе и крае; о животном и растительном мире края.
Развивают познавательную активность;
Создают предметно-развивающую среду в группе (макеты, развивающие игры).
Обогащают и активизируют словарь по теме.
Этапы проекта
1- Подготовительный
Цель: Определение целей и задач работы (подбор материала). Организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
Форма организации:
Создание учебно-методической базы:
Перспективный план мероприятий по проекту
Фонотека музыкальных произведений
Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре
Картотека подвижных игр коренных народов Севера
Консультации для родителей «Как знакомить дошкольников с родным городом?»
2 Этап - Организационно - практический
Цель: Организация комплексной работы по реализации задач проекта.
Форма организации:
беседы, познавательные занятия, разучивание пальчиковых гимнастик, считалок, физкультурных минуток, рассматривание иллюстраций в альбомах, составление описательных рассказов, сочинение сказок, чтение художественной литературы, подвижные и дидактические игры, подготовка домашних заданий, беседы с родителями, художественно-продуктивная деятельность, творческие выставки, организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера, дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным городом и краем, слушание музыкальных произведений.
3 Этап - заключительный
Цель: Создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.
Форма организации:
Презентация «Югра»
Коллаж «Наш край»
Результат проекта:
Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей. Активизация словаря по данной теме.
Презентация: «Югра».
Развитие творческих способностей детей.
Систематизация работы по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с родным городом Пыть-Яхом и краем – Югрой.
Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Конспекты ООД, картотеки совместных видов деятельности с детьми.
Выставки детского творчества.
Особенности проекта:
Характер проекта: практико - ориентированный, творческий; групповой;
Продолжительность проекта: краткосрочный (21.11-02.12);
Профиль знаний: межпредметный;
Уровень контактов и организации – на уровне образовательного учреждения
Области интеграции |
Форма работы с детьми | Форма работы с родителями | Сроки реализации |
Познавательное развитие | Беседы: «Край - где ты живёшь», «Профессии взрослых в Югре», «Я - Россиянин», «Птицы нашего края», «Лес зимой» (художники Югры), «Растения нашего края», «Витамины – ягоды нашего края». Дидактические игры: «Узнай по описанию строение в городе», «Что происходит в городе в разное время суток», «Транспортные службы города», «Профессии». Игровые упражнения: «Назови себя правильно», «Самый внимательный горожанин» Настольно-печатные игры: «Я живу в Югре», «Сложи картинку». Логические игры: «Найди лишний рисунок в каждом ряду», «Помоги добраться до дома», «Четвёртый лишний». Опытно-исследовательская деятельность: «Путешествие по реке Пыть-Ях», «Фильтрация воды» Презентация: «Югра» Поиграем-угадаем (отгадывание хантыйских загадок) Рассматривание альбомов: «Умельцы Севера», «Животные Югры», «Я живу в Югре», «Любимый город», «Домашняя утварь народов Севера», «Орнаменты ханты и манси», «Куклы и игрушки Агана», «Одежда народов ханты и манси». Рассматривание иллюстраций в книгах: «Пыть-Ях - между прошлым и будущим», «Нефть и люди», «Край большой нефти». ООД: «Живая и неживая природа Югры», «Путешествие в страну нефти», «Как белки приспосабливаются к условиям зимы», «Мой город», «Профессии взрослых в Югре»,
|
Подбор материала по теме: «Мой край-Югра».
Участие в подборе фотоматериала
Семейные экскурсии по городу.
Помощь в создании коллажа «Мой край».
Беседы с родителями.
|
|
Речевое развитие |
Составление творческого и описательного рассказа «Мой город». Составление описательных загадок о животных тайги (по плану или с опорой на схему) Сочинение сказки: «Приключения бурой медведицы»
Словесные игры: «Какой - какая», «Внимательные ушки» (хлопни в ладоши, если услышишь слово «город»).
Речевая игра: «Подбери признак»
Разучивание пальчиковых игр: «За малиной», «Кто живёт у нас в лесу?», «Белочка» Разучивание считалок: «Зайчик», Заучивание пословиц о родном крае. Чтение сказок народов Севера. Чтение стихотворений народов ханты и манси. Чтение познавательной литературы о животных «Животные Югры».
Беседа «Животные и их повадки».
Д/ игра: «Чей след?» (чей хвост, чья лапа, чья шерсть) (лисий, заячий, беличий, лосиный, рысий…)
Вечер загадок «Все о тайге и Сибири» |
Упражнения в домашних условиях (пальчиковые игры, считалки.)
Чтение сказок, стихотворений
Распечатывание текстов стихотворений, считалок, пальчиковых игр, загадок. физ./минуток, чистоговорок.
Отгадывание загадок с детьми в домашних условиях.
Составление рассказов о городе.
|
|
Социально коммуникативное развитие |
Сюжетно – ролевая игра: «Строители», «Путешествие по городу» | Подбор игрового материала для сюжетно-ролевой игры. |
|
Физическое развитие | Подвижные игры: «Ловкий заяц», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Ветер северный и южный», «Ловля оленей», «Оленья упряжка», «Прыжки через нарты». Хороводная игра: «Олени и волк», «Отважные оленеводы». Психологические этюды - превращение в животных (передача движений и эмоций – злой волк, трусливый заяц…) Физ./минутки |
Разучивание текстов игр.
|
|
Художественно-эстетическое развитие | ООД: Лепка: «Кто живёт в родном лесу», «Баю – бай». Рисование: «Едем на автобусе по городу Пыть-Яху», «Животные Югры», Конструирование: «Улицы города» Творческие задания: «Соедини по линиям» (Лось, человек, машина), Конструирование из блоков Дьенеша: «Заповедник», «Животные Севера». Палочки Кюизенера: «Выложи картинку по образцу». Лабиринт: «Найди дорогу к домику». Раскраски: «Буровичёк», «Быт ханты». Фонотека музыкальных произведений народов ханты и манси. | Домашнее задание: изготовление поделки на тему – «Кукла Акань».
Мастер-класс: «Кукла Акань»
|
|
Презентация проекта | Презентация: «Югра» Плакат «Наш край – Югра». Активизация словаря по данной теме. Выставки детского творчества. |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровой досуг для детей и родителей « ГОРОД МОЙ РОДНОЙ»
Познавательно- игровой досуг « ГОРОД МОЙ РОДНОЙ»Цели игры: Закрепление и обобщение знания детей о родном крае. Укрепление детско-родительских отношений.Задачи: 1.Область «Познание»: актуали...

Конспект образовательного мероприятия в подготовительной к школе группе «Защищал родное небо - прославил родную землю»
Конспектобразовательного мероприятия в подготовительной к школе группе«Защищал родное небо - прославил родную землю»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"8489882","attribut...

Проект "Юные туристы - на лыжню", конкурс молодежных проектов ХМАО-Югры в 2016 году, номинация: здоровый образ жизни и спорт
Цель проекта: организация планирования и проведения зимнего выходного дня для укрепления, сохранения здоровья детей и улучшения внутрисемейных отношений.Задачи:}Образовательная:}Формировать элеме...
Приказ МАДОУ о реализации проекта ХМАО-Югры "Математический знайка"
ПРИКАЗ от 14.09.2017 № 283О реализации проекта ХМАО - Югры «Математический знайка»в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №15 «Солнышко»в 2017 - 2018 учебном году...

Познавательно-игровая викторина "Мы - дети планеты Земля!"
Цель викторины:1. Вовлечь родителей в игровой диалог с детьми.2. Помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей.3. Создать атмосфер...
Конспект познавательно–игровой деятельности «Знакомство с символами родного города. Путешествие открытки (посткроссинг)» для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за свою малую Родину. Задачи:Образовательные:- актуализировать знания детей о главных символах г.Жиздра, его достопримеч...
Познавательно-игровое развлечение: "День Земли"
Познавательно-игровое развлечение: "День Земли"...

