Познавательно-игровой проект «Юные журналисты»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Познавательно-игровой проект
«Юные журналисты»
для детей подготовительной к школе группы
Вид проекта: познавательный, игровой.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели группы, родители.
Продолжительность: долгосрочный, с 1октября 2024 года по 31 мая 2025года.
Введение
Постановка проблемы:
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Дети старшего дошкольного возраста испытывают трудности в общении: не умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками; самостоятельно не могут сформулировать вопрос; затрудняются в построении высказываний и рассуждений, имеют пассивный словарный запас.
В дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.
Цель проекта:
Формирование связной диалогической речи и коммуникативных навыков, через игровую деятельность, в условиях ДОУ; познакомить с профессией журналиста.
Задачи.
Образовательные:
Обучение детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Формирование начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
Организовать в предметно-пространственной развивающей среде группы центр журналиста.
Развивающие:
Развитие коммуникативности и навыков личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.
Способствовать развитию творческого и социального самовыражения дошкольников.
Воспитательные:
Воспитание уважительного отношения к профессии журналиста, желание вести диалог.
Методы и формы работы: Организационные, наглядные, словесные, практические, мотивационные.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируются первичные представления о профессии журналиста, его профессиональных качествах и навыках.
Дети познакомятся с видами печатной продукции.
Словарный запас дошкольников обогатится терминами журналистики: интервью, репортаж, рубрика, редакция, корреспонденция и др.
Воспитанники научатся брать интервью: говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания; в диалоге получат опыт равенства в общении.
Станут активными участниками творческих игр, издания детской газеты «Вести «Созвездия».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный.
Подбор справочной и художественной литературы, произведений устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки) о труде и профессии журналиста;
наглядно-демонстрационного и дидактического материала по теме «Профессия – журналист»;
подборка коммуникативных игр по детской журналистике;
разработка опорных карт – схем ведения диалога;
атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы – журналисты».
2 этап - основной.
Организация и проведение экскурсий по детскому саду в кабинет заведующей, медсестры, на кухню; творческие командировки – интервью с сотрудниками детского сада;
проведение развивающих и дидактических игр по теме «Профессии»;
организация сюжетно-ролевых игр, игровых ситуаций, игр – инсценировок;
использование настольно-печатных игр по теме «Профессии»;
работа с аудиосредствами (микрофоном, магнитофоном, видео - и фотоаппаратурой; проведение репортажей;
чтение детской художественной и познавательной литературы; проговаривание и заучивание наизусть стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание загадок о труде и профессиях;
чтение стихов о правилах речевого этикета;
знакомство с иллюстративным и документальным материалом, фото- и видеоматериалом.
3 этап - заключительный.
Игровой модуль «Мы – журналисты»;
выпуск газеты «Вести «Созвездия».
План реализации проекта:
1этап - подготовительный.
Работа со справочной и художественной литературой, оформление выставки книг по теме «Профессии»;
рассматривание наглядно-демонстрационного материала «Аудиотехника. Видеотехника. Оргтехника и средства связи», иллюстративного, фотоматериала, сюжетных и предметных картинок по теме «Профессия - журналист»;
работа с раскрасками «Профессии», «Хочу быть журналистом», трафаретами, альбомами;
использование атрибутов к различным сюжетно-ролевым играм;
использование медиаресурсов, видеофильмов в проекте;
проведение индивидуальных бесед «Мы участвуем в проекте»;
подготовка к выпуску газеты «Вести «Созвездия», выставки детских рисунков «Моя будущая профессия».
2 этап – основной.
месяц | тема | цель | приемы | |||
октябрь | Интерактивная экскурсия в библиотеку | Знакомство детей с периодическими изданиями. Вызывание интереса к печатной продукции и профессии журналиста | Беседа о роли газет и журналов. Рассматривание газет и журналов. | |||
| Кто и как делает газеты и журналы | Продолжение знакомства с периодическими изданиями. Ознакомление с профессией журналиста | Беседа. Игровое упражнение «Травинка». Разные газеты и журналы. | |||
| Журналист – профессия творческая», игровое занятие «Мы – журналисты. | Ознакомление детей с профессией журналиста | Беседа. Игровая деятельность. Игровое упражнение «Связующая нить». Схемы, иллюстрации, микрофоны, фотоаппараты.
| |||
| Что такое интервью. Схема взятия интервью. Правила приличия журналиста | Научить детей правильно брать интервью. Ознакомление детей со схемами. | Беседа. Показ схем. Проба взятия интервью по схеме. Игровое упражнение «Какие бывают слова». | |||
МАОУ Прогимназия «Созвездие» Праздник «Осенний бал» | Закрепить полученные навыки на практике, при большом количестве людей. | Юные журналисты берут интервью у героев праздника у Осени-золотой и у Бабы-Яги | ||||
ноябрь | Этикет разговора. У меня зазвонил телефон… Чтение сказки К. Чуковского «Телефон». | Ознакомление детей с правилами общения по телефону. | Чтение сказки. Беседа о прочитанном. Ведение телефонного разговора. Игра «Вспомни сказку | |||
| Что такое заголовок. Что можно узнать по заголовку. Игра-эксперимент с микрофоном | Ознакомление детей с понятием заголовок. Обучение детей умению пользоваться микрофоном | Беседа, объяснение, показ. эксперимент с микрофоном. Словесная игра «Ресурсный анализ» | |||
| Игровое занятие «Мы – юные журналисты». Командировка в кабинеты детского сад. (Кабинет заведующей, методический кабинет). Интервью. | Продолжение знакомства с помещениями детского сада и с сотрудниками. Обучение правилам взятия интервью. | Объяснение схем и работы по ним. Игра. Интервью у заведующей и методиста. Словесная игра «Угадай, о ком я говорю»
| |||
декабрь | Какие предметы делают работу журналиста удобной. Работа с аудио - видео средствами (Магнитофон, колонка, микрофон, диктофон, фотоаппарат). Игра-эксперимент с фотоаппаратом | Продолжение знакомства детей с аудио-видео средствами, применяемыми в журналистике | Рассказ о видео и аудио аппаратуре. | |||
| Изготовление фотоаппаратов для сюжетно-ролевой игры | Обучение детей работе с бросовым материалом и бумагой. | Работа с бросовым материалом | |||
| Сюжетно-ролевая игра «Мы – журналисты». | Обучение детей в игровой форме брать интервью по алгоритму и отбирать материал | Общение о журналистике. Игровая деятельность. Игровое упражнение «Найди себе пару». | |||
Городской конкурс среди ДОУ города Пыть-Ях «Строим город детства Югры» | Закрепить умение брать интервью у незнакомых людей в непривычной обстановке. развивать коммуникабельность. | Берем интервью. Съемка видео репортажа. | ||||
Видеоролик «Юные журналисты поздравляют всех с наступающим Новым годом» Интервью у директора Прогимназии «Созвездия» (поздравление с Новым годом) | Закрепить умение работать аудио-видео средствами, применяемыми в журналистике. | Работа с созданием видеоролика. | ||||
январь | Интервью-репортаж с детьми других групп «Как ты встретил Новый год» | Закрепление на практике умения правильно брать интервью | Беседа о интервью | |||
| Оформление газеты «Зимние развлечения». | Продолжение обучения детей выбирать нужную информацию, оформлять её в газете. | Выпуск газеты. | |||
Командировка «Мои зимние каникулы» | Учить детей составлять отчет о своем путешествии с родителями в другой город. Учить последовательно рассказывать об объектах города. | Родители готовят презентацию-отчет о семейном отдыхе. | ||||
февраль | Труд взрослых. Кто что делает. Схема интервью о профессии. Д/и «Кем быть?». | Закрепление умения брать интервью по схеме. | Беседа о труде взрослых. Д/и «Кем быть». | |||
| Игровое занятие. «Взять интервью у папы» «Папа, а ты в армии служил?» | Обучение детей умению вступать в диалог, задать вопросы, используя Заданные алгоритмы, поддерживать диалог, делать выводы, благодарить за беседу. | Работа дома. | |||
| Командировка на праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества. Интервью с гостями и детьми подготовительной группы | Обучение умению видеть главное, брать интервью, задавать вопросы. | Присутствие на празднике. Интервью у участников и гостей праздника. | |||
| Выпуск газеты «Слово на ладошке». По теме: «Будем в Армии служить» | Продолжение ознакомления детей умению выбирать нужную информацию, оформлять её в газете. | Выпуск газеты. | |||
март | Интервью «Моя любимая мама» | Продолжение обучения детей брать интервью по заданной схеме. | Беседа, рассматривание схемы. | |||
| Я и мои эмоции. Этикет в журналистике. Д/и «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем». Рисование «Моё настроение» | Ознакомление детей с разнообразием эмоций, обучение правилам этикета. Развитие умения использовать невербальные средства общения, обсуждение для чего журналисту нужно уметь правильно использовать жесты и мимику. | Беседа. Игровое упражнение «Настроение Антошки» | |||
| Что такое творчество? Творческие профессии (поэт, музыкант, художник, журналист, писатель). Носов «Незнайка – художник», «Незнайка – поэт» Словотворчество | Ознакомление детей с понятием – творчество. Обучение придумыванию рифмы. | Беседа, общение. Игровое упражнение «Фантазия о…» | |||
апрель | День юмора и смеха. Игры на развитие коммуникации. Рисование на воздушных шариках | Развитие коммуникативных навыков дошкольников | Беседа о празднике. Что такое юмор. | |||
| Просмотр отрывков тележурнала «Ералаш». Обыгрывание диалога. | Закрепление правил ведения диалога. | Просмотр отрывков из журнала «Ералаш». Обыгрывание диалогов. | |||
| Кто такой юнкор. Сюжетно-ролевая игра «Журналистское задание». | Ознакомление со значением слова – юнкор. Закрепление пройденного в течение года. | Беседа. Обыгрывание диалогов. | |||
| Выпуск итогового номера газеты. | Уточнение и обобщение знаний о выпуске газеты | Выпуск газеты. | |||
май | Презентация проекта кружка «Мы – юные журналисты» | Обобщение итогов о проделанной кружковой работе | Презентация проекта кружка «Мы – юные журналисты». |
Используемая литература:
1. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников// Методические рекомендации для воспитателей, учителей. – М. : Баласс, 2011г.
2. А. Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Мозаика-Синтез 2005г.
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. -М. :Мозаика-Синтез,2008г.
4. Е. А. Алябьева. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методические рекомендации. Творческий центр «Сфера», 2009г.
5. Интернет-ресурс
6. К. П. Нефедова. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей / К. П. Нефедова.
7. Н. А. Кнушевицкая. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» Н. А. Кнушевицкая. - М.: Издательство ГНОМ- Пресс, 2011г.
8. О. В. Дыбина. ознакомление с предметным и социальным окружением. Изд-во Мозаика – Синтез, Москва, 2012г.
9. Т. А. Шорыгина. Вежливые сказки: этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003г.
10. Т. А. Шорыгина. Общительные сказки для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2006г.
11. Т. В. Потапова. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юные журналисты"
Приобщить детей к "взрослому" делу,стать журналистами.Выпустить свою газету.Вовлечь детей в интересный мир познания и творчества,узнать больше об исторических событиях своей страны....

Проект "Юный журналист".
Образовательная практикаПроект «Юный журналист» как средство реализации НРК Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, И...

проект "Юные журналисты"
Я начала этот проект из желания познакомить детей с новой профессией, заинтересовать , отвлечь от драк, дошкольники не умеют договариваться, анализировать проблемные ситуации, а новая игра учит ...

Информационный практико-ориентированный проект "Юный журналист"
Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка – его профессиональное самоопределение, процесс сознательного и самостоятельного выбора своего професси...

Проект Юные журналисты
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем развития речи детей с ОНР, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием форм...

проект "Юные журналисты"
Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее, чтобы они были успешными и умело ориентировались надо научить их легко и быстро воспринимать информацию, находить неординарные решения. Д...