Познавательно-игровой проект «Юные журналисты»
проект (подготовительная группа)

Ларина Татьяна Викторовна

подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detskaya_zhurnalistika.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровой проект

«Юные журналисты»

для детей подготовительной к школе группы

Вид проекта: познавательный, игровой.

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели группы, родители.

Продолжительность: долгосрочный, с 1октября 2024 года по 31 мая 2025года.

Введение

Постановка проблемы:

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Дети старшего дошкольного возраста испытывают трудности в общении: не умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками; самостоятельно не могут сформулировать вопрос; затрудняются в построении высказываний и рассуждений, имеют пассивный словарный запас.

В дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.

Цель проекта:

Формирование связной диалогической речи и коммуникативных навыков, через игровую деятельность, в условиях ДОУ; познакомить с профессией журналиста.

Задачи.

Образовательные:

Обучение детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Формирование начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.

Организовать в предметно-пространственной развивающей среде группы центр журналиста.

Развивающие:

Развитие коммуникативности и навыков личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.

Способствовать развитию творческого и социального самовыражения дошкольников.

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к профессии журналиста, желание вести диалог.

Методы и формы работы: Организационные, наглядные, словесные, практические, мотивационные.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируются первичные представления о профессии журналиста, его профессиональных качествах и навыках.

Дети познакомятся с видами печатной продукции.

Словарный запас дошкольников обогатится терминами журналистики: интервью, репортаж, рубрика, редакция, корреспонденция и др.

Воспитанники научатся брать интервью: говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания; в диалоге получат опыт равенства в общении.

Станут активными участниками творческих игр, издания детской газеты «Вести «Созвездия».

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный.

Подбор справочной и художественной литературы, произведений устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки) о труде и профессии журналиста;

наглядно-демонстрационного и дидактического материала по теме «Профессия – журналист»;

подборка коммуникативных игр по детской журналистике;

разработка опорных карт – схем ведения диалога;

атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы – журналисты».

2 этап - основной.

Организация и проведение экскурсий по детскому саду в кабинет заведующей, медсестры, на кухню; творческие командировки – интервью с сотрудниками детского сада;

проведение развивающих и дидактических игр по теме «Профессии»;

организация сюжетно-ролевых игр, игровых ситуаций, игр – инсценировок;

использование настольно-печатных игр по теме «Профессии»;

работа с аудиосредствами (микрофоном, магнитофоном, видео - и фотоаппаратурой; проведение репортажей;

чтение детской художественной и познавательной литературы; проговаривание и заучивание наизусть стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание загадок о труде и профессиях;

чтение стихов о правилах речевого этикета;

знакомство с иллюстративным и документальным материалом, фото- и видеоматериалом.

3 этап - заключительный.

Игровой модуль «Мы – журналисты»;

выпуск газеты «Вести «Созвездия».

План реализации проекта:

1этап - подготовительный.

Работа со справочной и художественной литературой, оформление выставки книг по теме «Профессии»;

рассматривание наглядно-демонстрационного материала «Аудиотехника. Видеотехника. Оргтехника и средства связи», иллюстративного, фотоматериала, сюжетных и предметных картинок по теме «Профессия - журналист»;

работа с раскрасками «Профессии»«Хочу быть журналистом», трафаретами, альбомами;

использование атрибутов к различным сюжетно-ролевым играм;

использование медиаресурсов, видеофильмов в проекте;

проведение индивидуальных бесед «Мы участвуем в проекте»

подготовка к выпуску газеты «Вести «Созвездия», выставки детских рисунков «Моя будущая профессия».

2 этап – основной.

месяц

тема

цель

приемы

октябрь

Интерактивная экскурсия в библиотеку

Знакомство детей с периодическими изданиями. Вызывание интереса к печатной продукции и профессии журналиста

Беседа о роли газет и журналов. Рассматривание газет и журналов.

 

Кто и как делает газеты и журналы

Продолжение знакомства с периодическими изданиями. Ознакомление с профессией журналиста

Беседа. Игровое упражнение «Травинка». Разные газеты и журналы.

 

Журналист – профессия творческая», игровое занятие «Мы – журналисты.

Ознакомление детей с профессией журналиста

Беседа. Игровая деятельность. Игровое упражнение «Связующая нить». Схемы, иллюстрации, микрофоны, фотоаппараты.

 

 

Что такое интервью. Схема взятия интервью. Правила приличия журналиста

Научить детей правильно брать интервью. Ознакомление детей со схемами.

Беседа. Показ схем. Проба взятия интервью по схеме. Игровое упражнение «Какие бывают слова».

МАОУ Прогимназия «Созвездие» Праздник «Осенний бал»

Закрепить полученные навыки на практике, при большом количестве людей.

Юные журналисты берут интервью у героев праздника у Осени-золотой и у Бабы-Яги

ноябрь

Этикет разговора. У меня зазвонил телефон… Чтение сказки К. Чуковского «Телефон».

Ознакомление детей с правилами общения по телефону.

Чтение сказки. Беседа о прочитанном. Ведение телефонного разговора. Игра «Вспомни сказку

 

Что такое заголовок. Что можно узнать по заголовку. Игра-эксперимент с микрофоном

Ознакомление детей с понятием заголовок. Обучение детей умению пользоваться микрофоном

Беседа, объяснение, показ. эксперимент с микрофоном. Словесная игра «Ресурсный анализ»

 

Игровое занятие «Мы – юные журналисты». Командировка в кабинеты детского сад. (Кабинет заведующей, методический кабинет). Интервью.

Продолжение знакомства с помещениями детского сада и с сотрудниками. Обучение правилам взятия интервью.

Объяснение схем и работы по ним. Игра. Интервью у заведующей и методиста. Словесная игра «Угадай, о ком я говорю»

 

декабрь

Какие предметы делают работу журналиста удобной. Работа с аудио - видео средствами (Магнитофон, колонка, микрофон, диктофон, фотоаппарат). Игра-эксперимент с фотоаппаратом

Продолжение знакомства детей с аудио-видео средствами, применяемыми в журналистике

Рассказ о видео и аудио аппаратуре.

 

Изготовление фотоаппаратов для сюжетно-ролевой игры

Обучение детей работе с бросовым материалом и бумагой.

Работа с бросовым материалом

 

Сюжетно-ролевая игра «Мы – журналисты».

Обучение детей в игровой форме брать интервью по алгоритму и отбирать материал

Общение о журналистике. Игровая деятельность. Игровое упражнение «Найди себе пару».

Городской конкурс среди ДОУ города Пыть-Ях «Строим город детства Югры»

Закрепить умение брать интервью у незнакомых людей в непривычной обстановке. развивать коммуникабельность.

Берем интервью. Съемка видео репортажа.

Видеоролик «Юные журналисты поздравляют всех с наступающим Новым годом»

Интервью у директора Прогимназии «Созвездия» (поздравление с Новым годом)

Закрепить умение работать аудио-видео средствами, применяемыми в журналистике.

Работа с созданием видеоролика.

январь

Интервью-репортаж с детьми других групп «Как ты встретил Новый год»

Закрепление на практике умения правильно брать интервью

Беседа о интервью

 

Оформление газеты «Зимние развлечения».

Продолжение обучения детей выбирать нужную информацию, оформлять её в газете.

Выпуск газеты.

Командировка «Мои зимние каникулы»

Учить детей составлять отчет о своем путешествии с родителями в другой город. Учить последовательно рассказывать об объектах города.

Родители готовят презентацию-отчет о семейном отдыхе.

 

февраль

Труд взрослых. Кто что делает. Схема интервью о профессии. Д/и «Кем быть?».

Закрепление умения брать интервью по схеме.

Беседа о труде взрослых. Д/и «Кем быть».
Коммуникативная игре «Подбери, что нужно для работы».

 

Игровое занятие. «Взять интервью у папы» «Папа, а ты в армии служил?»

Обучение детей умению вступать в диалог, задать вопросы, используя

Заданные алгоритмы, поддерживать диалог, делать выводы, благодарить за беседу.

Работа дома.

 

Командировка на праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества. Интервью с гостями и детьми подготовительной группы

Обучение умению видеть главное, брать интервью, задавать вопросы.

Присутствие на празднике. Интервью у участников и гостей праздника.

 

Выпуск газеты «Слово на ладошке». По теме: «Будем в Армии служить»

Продолжение ознакомления детей умению выбирать нужную информацию, оформлять её в газете.

Выпуск газеты.

март

Интервью «Моя любимая мама»

Продолжение обучения детей брать интервью по заданной схеме.

Беседа, рассматривание схемы.

 

Я и мои эмоции. Этикет в журналистике. Д/и «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем». Рисование «Моё настроение»

Ознакомление детей с разнообразием эмоций, обучение правилам этикета. Развитие умения использовать невербальные средства общения, обсуждение для чего журналисту нужно уметь правильно использовать жесты и мимику.

Беседа. Игровое упражнение «Настроение Антошки»
рисование.

 

Что такое творчество? Творческие профессии (поэт, музыкант, художник, журналист, писатель). Носов «Незнайка – художник», «Незнайка – поэт» Словотворчество

Ознакомление детей с понятием – творчество. Обучение придумыванию рифмы.

Беседа, общение. Игровое упражнение «Фантазия о…»

апрель

День юмора и смеха. Игры на развитие коммуникации. Рисование на воздушных шариках

Развитие коммуникативных навыков дошкольников

Беседа о празднике. Что такое юмор.

 

Просмотр отрывков тележурнала «Ералаш». Обыгрывание диалога.

Закрепление правил ведения диалога.

Просмотр отрывков из журнала «Ералаш». Обыгрывание диалогов.
Игровое упражнение «Телевизор».

 

Кто такой юнкор. Сюжетно-ролевая игра «Журналистское задание».

Ознакомление со значением слова – юнкор. Закрепление пройденного в течение года.

Беседа. Обыгрывание диалогов.
Игровое упражнение «Телевизор».

 

Выпуск итогового номера газеты.

Уточнение и обобщение знаний о выпуске газеты

Выпуск газеты.

май

Презентация проекта кружка «Мы – юные журналисты»

Обобщение итогов о проделанной кружковой работе

Презентация проекта кружка «Мы – юные журналисты».

Используемая литература:

1. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников// Методические рекомендации для воспитателей, учителей. – М. : Баласс, 2011г.

2. А. Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Мозаика-Синтез 2005г.

3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. -М. :Мозаика-Синтез,2008г.

4. Е. А. Алябьева. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методические рекомендации. Творческий центр «Сфера», 2009г.

5. Интернет-ресурс

6. К. П. Нефедова. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей / К. П. Нефедова.

7. Н. А. Кнушевицкая. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» Н. А. Кнушевицкая. - М.: Издательство ГНОМ- Пресс, 2011г.

8. О. В. Дыбина. ознакомление с предметным и социальным окружением. Изд-во Мозаика – Синтез, Москва, 2012г.

9. Т. А. Шорыгина. Вежливые сказки: этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003г.

10. Т. А. Шорыгина. Общительные сказки для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2006г.

11. Т. В. Потапова. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юные журналисты"

Приобщить детей к "взрослому" делу,стать журналистами.Выпустить свою газету.Вовлечь детей в интересный мир познания и творчества,узнать больше об исторических событиях своей страны....

Проект "Юный журналист".

Образовательная практикаПроект «Юный журналист» как средство реализации НРК    Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, И...

проект "Юные журналисты"

Я начала этот проект из желания познакомить детей с новой профессией, заинтересовать , отвлечь от драк, дошкольники не умеют договариваться, анализировать проблемные ситуации,  а новая игра учит ...

Информационный практико-ориентированный проект "Юный журналист"

   Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка – его профессиональное самоопределение, процесс сознательного и самостоятельного выбора своего професси...

Проект Юные журналисты

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем развития речи детей с ОНР, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием форм...

проект "Юные журналисты"

Наших сегодняшних  воспитанников ждет интересное будущее, чтобы они были успешными и умело ориентировались надо научить их легко и быстро воспринимать информацию, находить неординарные решения. Д...

Проект "Юные журналисты"

Проект "Юные журналисты" для старшей группы....