Проект Юные журналисты
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Петрова Людмила Анатольевна

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем развития речи детей с ОНР, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания. Речь  дошкольника – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Но дошкольники, имеющие речевые нарушения, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. В общении такие дети затрудняются длительно поддерживать диалог, они недостаточно инициативны, часто возвращаются к форме «коллективного монолога».И, как правило, онивладеют лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: затрудняются в рассуждениях и подборе аргументации по теме диалога.

         Приходится искать новые способы обучения детей диалогу, и я нашла интересный современному ребенку, это интервьюирование (детская журналистика). Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходит  формирование и совершенствование речевой активности детей. С этой целью была разработана сюжетно-ролевая игра «Мы- журналисты», которая стала основой моего проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_zhurnalisty.docx52.42 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение «Отдел образования администрации

Волжского муниципального района»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары  

Юные  журналисты

проект в подготовительной логопедической группе «Сказка»

Выполнила: ПетроваЛ.А.,

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад № 1

комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары Волжского района

2016 год

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К.У.Ушинский.

Тип проекта:

По деятельности– поисково-творческий, игровой.
По содержанию –педагогический.
По числу участников: групповой: педагог, дети и родители группы «Сказка».
По времени проведения- продолжительный (октябрь-апрель 2015-2016уч.г.)
По характеру контактов - в рамках МДОУ.

Актуальность

        Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем развития речи детей с ОНР, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания. Речь  дошкольника – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Но дошкольники, имеющие речевые нарушения, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. В общении такие дети затрудняются длительно поддерживать диалог, они недостаточно инициативны, часто возвращаются к форме «коллективного монолога».И, как правило, онивладеют лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: затрудняются в рассуждениях и подборе аргументации по теме диалога.

        Приходится искать новые способы обучения детей диалогу, и я нашла интересный современному ребенку, это интервьюирование (детская журналистика). Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходит  формирование и совершенствование речевой активности детей. С этой целью была разработана сюжетно-ролевая игра «Мы- журналисты», которая стала основой моего проекта.

 Гипотеза

        Если для решения задач развития диалогической речи дошкольников использовать игровые методы, в частности метод интервьюирования, то это усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений.  И в результате повысится  уровень речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.

Цель проекта

 Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи через игровую деятельность.

Задачи:

Коррекционные:

  • Развивать связную диалогическую и монологическую речь посредством интервью.
  • Расширять и активизировать словарный запас по теме.

Образовательные:

  • Учить детей формулировать и задавать вопросы, самостоятельно строить  высказывания,  излагать свои мысли развернуто и связно.
  • Развивать  жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения;
  • Формировать  умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
  • Расширять знания детей о профессиях (журналист -  корреспондент; фотограф – фоторепортер, видеооператор, редактор).

Воспитательные:

  • Развивать коммутативные навыки взаимодействия друг с другом, родителями и гостями детского сада.
  • Воспитывать интерес к профессиям, уважение к труду взрослых.

Активный словарь: основные термины журналистики: интервью, репортаж, корреспонденция, рубрика, редакция, диктор, звукорежиссер, телеоператор.

Предполагаемые результаты:

  • Дети самостоятельно научатся брать интервью (грамотно вести диалог, различать газетные жанры).
  • Дети получат первоначальные знания о профессиях: специального корреспондента, фоторепортера, видеооператора.
  • Пополнение предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи.
  • Родители – активные участники проекта.

Реализация проектной деятельности.

Интеграция  образовательных областей

Мероприятие

Цели и задачи

Срок

I этап. Организационный

1

Познавательное развитие

Обоснование темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта. Родительское собрание.

Заинтересовать  родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

сентябрь

Изучение литературы по теме проекта; разработка и составление плана работы.

Повышение   компетентности по теме.

сентябрь

3

Художественно – эстетическое развитие

Совместная деятельность Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры (блокноты, бейджики).

Привлечение детей к изготовлению поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевых  игр.     Воспитывать желание работать сообща ради общего дела.

Сентябрь. Пополнение в течении проекта

4

Работа с родителями

Сбор необходимой атрибутики, наглядного материала

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс по работе проекта.

В течении всего проекта

5

Создание положительного эмоционального настроя на успешную реализацию проекта

В течении всего проекта

IIэтап.Основной

1

Познавательное развитие

Беседы «Журналист-профессия творческая». «Кто такой журналист (корреспондент), респондент»

«Этикет телефонного разговора», «Виды печатной продукции»

Просмотр презентаций по теме.

Дать представления о журналистике, корреспонденте, фоторепортере, о значимости данных  профессий  во все времена, а также об орудиях их труда.

Введение в словарь детей  понятий: интервью, корреспондент, респондент, диктофон, микрофон.

Сентябрь-октябрь

2

НОД «Какие предметы делают работу журналиста удобной»

Знакомство с техническими средствами: микрофоном, диктофоном, фотоаппаратом.

октябрь-

3

Мы журналисты. НОД «Учимся представляться, будем знакомы»

Дать знания о нормах речевого общения с взрослыми и сверстниками. Приучать использовать эти знания, как на занятиях, так и в реальных жизненных ситуациях.

ноябрь

4

Посещение библиотеки

Викторина «Лучший знаток сказок»

Знакомство с нормами поведения в общественных местах, правилами пользования книгами,  детскими журналами.

Воспитание желания посещать библиотеку вместе с родителями. Расширение знаний о сказках.

декабрь

5

«Мы журналисты»- режиссерская игра в действии: взять интервью у воспитателя другой группы, повара, муз. руководителя, заведующей, медсестры.

Совершенствование умений строить диалог с использованием опорных карт-схем.

Обучение детей самостоятельному умению формулировать и задавать вопросы

Ноябрь - январь

Встречи с интересными людьми: корреспондент газеты «Волжские вести»; библиотекарь, учитель.

Способствовать  формированию всесторонне развитой личности, становлению их социально-коммуникативных навыков, нравственных качеств, инициативы.

Январь

февраль-

6

 «Творческие командировки» на работу к своим родителям.

Развитие интеллектуальных процессов и коммуникативных умений. Воспитание самостоятельность,  интереса  к профессиям, уважения к труду взрослых.

Февраль- март

7

 Работа с родителями

Создание коллекции «Детские журналы и газеты»

Оказание помощи педагогу  по работе над проектом.

Октябрь-ноябрь

8

Во время «Творческих командировок»

Оказание помощи ребенку: в написании диалога, в записи видиосьемки и фотографии.

Февраль- март

1

Речевое развитие

Просмотр и чтение газет "Волжские вести», «Волжская правда», газеты ДОУ «Радуга-информ». Прочтение  статей о жизни детского сада, группы.

Знакомство с периодическими печатными издательствами, статьями, рубриками.

Октябрь- ноябрь

НОД  «Чтобы дети больше знали, есть газеты и журналы»

Знакомство с периодическими журналами и газетами.

Расширение  кругозора  детей.

 Воспитание  интереса  к чтению и  рассматриванию.

ноябрь

2

«Мы журналисты» интервью с воспитателем.

«Как вести себя во время интервью» -мимика и жесты

Знакомство с правилами  поведения во время интервью. Закрепление норм речевого общения с взрослыми. Развитие умения строить диалог, используя схему его ведения.

декабрь

3

Утренняя игра с родителями, блиц-интервью – «Ты мне вопрос – а я тебе», по интересующим детей темам, в соответствии с календарно- тематическим планированием.

Обобщить знания детей о правильном поведении во время интервью, умении правильно строить предложение, умение выслушивать собеседника  до конца, проявлять выдержку.

декабрь

4

Чтение художественной литературы.

Чтение В. Маяковский «Кем быть»;

Заучивание стихотворения «Моя мечта»

декабрь

5

Чтение и драматизация диалогов басен И.А.Крылова «Ворона и Лисица»,  «Стрекоза и муравей»;Н. И.. .Сладкова «Ласточка, латочка», «Лисица и еж», «Белка и медведь».

Обучение пересказывать по ролям. Развитие диалогической речи; интонационной стороны речи; отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;развитие невербальных средств общения (мимики, жестов);.

январь

6

Работа с родителями

Составление рассказов о своей профессии, понятным жанром для детей (можно использовать прозу и стихи). Собрать материл, включить в альбом «Профессии моих  родителей».

Использование в работе с детьми по тематической теме «Профессии»

Расширение знаний детей о профессиях и об орудиях их труда.

Воспитание уважения к труду взрослых.

декабрь

1

Социально – коммуникативное развитие

. Сюжетно-ролевые игры «Мы-журналисты», «Дружеское интервью», «Интервью литературного героя»

Формирование  умений выполнение  ролей в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты для игры и современные медиа средства.  Развитие коммуникативности и успешного взаимодействия детей друг с другом.

Формирование умений  задавать вопросы.

В течении всего проекта

2

Д/и «Угадайте, какая профессия у человека»

«Что лишнее?», «Я - журналист», «Самый интересный сюжет», «Не ошибись».«Подбери то, что тебе нужно для работы». 

Закрепление знаний о профессиях и об орудиях их труда.

Воспитание  дружеских взаимоотношений, умение договариваться.

В течении всего проекта

3

Самостоятельная драматизация

Устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжение вовремя речи. Развитие уверенности  в себе, умение устанавливать эмоциональный контакт с товарищами. Воспитание  внимания, артистизма.

Январь-апрель

4

«Круг друзей» - моделирование ситуаций  с элементами интервьюрирования.

Обучение детей  умению формулировать и задавать вопросы, самостоятельно строить  высказывания,  излагать свои мысли развернуто и связно. Поощрение  попыток высказывания своей точки зрения.

ежедневно

5

Работа с родителями

« Словесные и коммуникативные игры»

Ознакомление родителей со словесными и коммуникативными играми  с целью проигрывания их дома. «Полезные советы»

1

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, детских журналов

Знакомство с периодическими печатными изданиями. Развитие интереса к литературе.

2

НОД по изо «Моя семья», «Кем хочу я стать», «Профессии»

 Развитие художественного вкуса, художественно-творческих способностей воспитывать желания заниматься  творчеством.

3

Создание альбома «Профессии моих родителей»

Расширение знаний о профессиях.  Воспитание уважительного отношения к взрослым, к их труду.

Знакомство с музыкальными произведениями

Разучивание  песни «Кем бы я хотел бы стать»;

февраль

4

Работа с родителями

Пополнение развивающей среды группы. Сшить головные уборы, галстуки, косынки для «юных журналистов.

Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Октябрь-ноябрь

1

Физическое развитие

Валеологическое просвещение детей

Гимнастики, п/игры, прогулки, экскурсии

Показать необходимость укрепления здоровья, так как журналисту необходимо много ездить, чтобы быть в гуще всех событий.

Развитие физической выносливости, укрепление здоровья.

В течении всего проекта

IIIэтап. Заключительный

Познавательное Речевое развитие

НОД « Все работы хороши»- открытое, для педагогов и родителей

Развитие  связной диалогической и монологической речи у детей  посредством интервью.

Развитие  коммутативных навыков  взаимодействия друг с другом, родителями и гостями детского сада.

апрель

Сообщение на педагогическом совете.

Трансляция и обмен опытом.

май

Список литературы

  1. Арушанова А.Г. , Дурова Н.В.,. Иванкова Р.А, Рычагова Е.С Истоки диалога 5-7 лет, М., Мозаика-синтез,2004
  2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения№1, январь 2015г,  А. В. Власова  «Проект «Юные журналисты», с.55-61.
  3. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.-М.Аквариум,1995.
  4. Интернет – ресурс.

В ходе проекта был  воплощен весь  план реализации, через содержание которого решали коррекционные, развивающие и воспитательные задачи.

Для того чтобы отследить результативность работы была проведена диагностика  речи детей.

Сформированность речевых процессов . 2015-2016 учебный год.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что речь детей улучшилась: звуковая культура речи  на 26,2%,лексико - грамматика на 31,1% умение строить связный рассказ на 28,3 %

В ходе проекта дети приобрели знания норм речевого общения с взрослыми и сверстниками, стали использовать полученные знания, как на занятиях, так и в реальных жизненных ситуациях. В речи детей часто можно услышать: «Разрешите задать вам несколько вопросов», «Разрешите, вас, сфотографировать»и т.д. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря  речевого этикета. Ребята научились вести диалог, описывать интересное событие. У некоторых детей улучшилась выразительность речи, которая позволит им стать хорошими собеседниками, и в будущем  выступать перед аудиторией.

            Всё, вышеизложенное подтверждает, что  метод детской журналистики, в частности интервьюирования, усиливает речевую мотивацию, помогает развивать диалогическую речь, дает возможность интеграции всех образовательных областей и его необходимо использовать в работе с детьми ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...